Неравенство и система стратификации сов. Об-ва. Хар-ка стратификации российского общества.

Социальное неравенство – разделение общества на группы, которые имеют ограниченный, т.е. неравный, доступ к ресурсам материального и духовного потребления. Членство в группах закрепляется, т.е. индивиды не имеют возможности свободно по своему желанию менять группы. В социологии есть два подхода к объяснению причин и роли неравенства в жизни общества. Платон писал: “Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой”.

Теории стратификации

1.функционалистский.

Дюркгейм в работе «Разделение общественного труда», проанализировал две причины неравенства. Это необходимость функциональной специализации ( разделение труда), устойчивое закрепление социальных групп за определенными видами труда и неравная ценность в разных социо-культурных системах, определяющая неравное вознаграждение.

Дополнительным фактором, способствующим формированию неравенства является общественное неравенство умственных, физических способностей людей, определяющих их разную производительность.

В середине ХХ века теорию Дюркгейма дополнили американские социологи. К. Дэвис и У. Мур постулатом о том, что различные виды труда объективно неравноценны для функционирования и самосовершенствования общества. По их мнению наиболее важные функции:

Религиозная (идеологическая), обеспечивающая единство людей;

Управление (политическая власть);

Технологическая или производительная.

Общество заинтересовано в том, чтобы наиболее важные функции выполняли наиболее одаренные и подготовленные люди. Система неравных вознаграждений обеспечивает привлекательность индивидов более важных видов деятельности. Таким образом, в рамках функционалистского подхода неравенство рассматривается как обязательная черта любого общества, как условие устойчивого функционирования общества, но формы неравенства меняются, если люди попытаются ликвидировать неравенство, общество распадется.

2. конфликтологическая теория

С точки зрения конфликтологической теории неравенство - есть следствие захвата отдельными социальными группами материальных и социальных ресурсов (собственность и власть). Во всех обществах доминирующие группы с помощью физического и государственного насилия и принуждения обеспечивают свой контроль над ресурсами и ограничивают доступ к ним для эксплуатируемых социальных групп. Общество, организованное на началах коллективной собственности и демократического самоуправления может ликвидировать неравенство (по К. Марксу).

Понятие «стратификация» ввел П. Сорокин.

«Стратификация» от латинского «страто»- слой и «фацио» - делаю.

Стратификация – выделение на основе определенных критериев социальных групп и расположение их в иерархическом ранге.

В качестве основания стратификации или ее измерений обычно используют: 1) степень дохода и богатства.

2) степень власти и могущества. 3) уровень образования и профессии. 4) престиж группы.

Системы стратификации бывают двух видов: 1) закрытые, когда переход из одной группы в другую запрещен или очень затруднен;2) открытые, в которых принадлежность в социальной группе основана на достигаемых статусах.

В традиционном обществе существовали закрытые системы стратификации. Важными факторами здесь были происхождение, этническая принадлежность.

Типы стратификации:

1.Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна.

2.Сословние. Передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. )

3.Классы. (группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям)Классовая система открытая, т.е. переход из класса в класс не ограничен и подкрепляется благодаря экономическим рыночным отношениям. М.Вебер предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

Уровни социальной иерархии. «элита», «высший класс» «средний класс», «низший класс», «маргинал».

Элита - это люди, занимающие командные, ключевые позиции, принимающие важные решения и оказывающие влияние (признаваемое обществом) в различных сферах общественной жизни.. В социологии существуют две концепции элит:

1.Воспроизводство элит, согласно которой элиту в обществе составляют одни и те же люди - меняется лишь принцип легитимации их власти и управления.

2.Циркуляции элит, согласно которой в процессе развития общества происходит постоянная замена элиты.

Для западного общества более характерна вторая концепция, для российского - первая.

Особенности стратификации в современной России.

Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т.И. Заславской. В стратификационной структуре современного российского общества Т.И. Заславская выделила четыре слоя: Верхний (правящий) – политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и баков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз доходы базового слоя( 6 - 10% ) Средний (20-25%) населения российского общества. Среди них: среднее звено бюрократии, администрация приватизированных или государственных предприятий; менеджеры социальной сферы; мелкие предприниматели; представители бизнес-профессий; группы гуманитарной интеллигенции, труд которых пользуется спросом на рынке (юристы, экономисты). Самым большим (около 70%) является базовый слой российского общества. В его составе - наемные работники средней или невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом. Это большинство интеллигенции, рабочие, крестьяне, работники сервиса и торговли. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалифицированным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы.

Социальная мобильность (П.Сорокин)- любой переход индивида от одной социальной позиции к другой.

Выделены два типа социальной мобильности:

1. Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

2.Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

Виды: 1. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

2.Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

2.Технологии социальной работы в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы.

1. проводить социальную диагностику,

2. проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

3. принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

4. определять потребность лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

5. определять возможность проведения реабилитационных мероприятий ИПР;

6. устанавливать условия предоставления реабилитационных услуг;

7. определять круг учреждений для реализации ИПР;

8. определять место и условия приобретения технических средств реабилитации.

Его технологии — определение ряда социальных характеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семейного положения, роли семьи в помощи инвалиду, наличие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности, включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки белья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной независимости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения ответственности, участия в общественной деятельности), — оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (контроль рождений, контроль отношений полов).

Алгоритм деятельности специалиста по социальной работе в бюро МСЭ:

- изучение документации больного;

-проведение социальной экспертно- реабилитационной диагностики;

- оценка состояния реабилитационного состояния;

- оценка реабилитационного прогноза;

- определение потребности в реабилитации.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека

Специалист по социальной работе начинает процедуру освидетельст­вования с ознакомления с документами больного.

Далее специалист по соци­альной работе проводит социальную экспертно-реабилитационную диагно­стику.

Социальная экспертно-реабилитационная диагностика включает:

· все­стороннее социальное обследование,

· определение социальных критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности,

· оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

Социальная диагностика предусматривает:

· анализ базовых социальных характеристик человека;

· анализ характеристик различных видов деятельности человека;

· анализ данных социально-бытового, социально-средового и профес­сионально-трудового обследования;

· анализ данных тестирования человека, проведенного для оценки оп­ределенной сферы жизнедеятельности;

· определение социальных критериев для оценки наличия и степей выраженности ограничения жизнедеятельности;

· определение профессионально-трудового, образовательного, социально-бытового и социально-средового реабилитационного потенциала.

1. Социальное обследование больного (анализ базовых социальных характеристик.

Социальное обследование больного должно предусматривать (анализ базовых социальных характеристик):

· оценку социально-бытовых условий, включая: семейное положение (одинокий, семейный, разведен, иждивенец);

· доход на одного члена семьи;

· число рабо­тающих членов семьи;

· число учащихся членов семьи;

· кто помогает инвалиду в быту (члены семьи, родственники, проживающие отдельно, работники социального обслуживания, работники общественных и благотворительных организаций, никто не помогает);

· количество членов семьи и их возраст (отец, мать, муж, жена, дети, в том числе инвалиды);

· психологический кли­мат в семье (благоприятный, неблагоприятный);

· жилищные условия (отдель­ная квартира, собственный дом, коммунальная квартира, общежитие, прожи­вание в арендуемом жилье, не имеет жилья, имеет собственную отдельную комнату);

· количество кв. м. жилья на человека;

· благоустроенность жилья (лифт, горячая вода, мусоропровод, ванная, телефон);

· имеются ли условия для выполнения работы на дому (да, нет);

· имеются ли вспомогательные при­способления для самообслуживания, передвижения инвалида (в комнате, в квартире, в подъезде, не имеется);

· оценку способности обследуемого само­стоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выпол­нять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

При необходимости специалистом по социальной работе проводится обследова­ние больного на дому.

Специалист по социальной работе принимает участие в оценке профессионально-трудовой, образовательной, социально-бытовой и социально-средовой составляющих реабилитационного потенциала.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

- медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реабилитация подразделяется на:

1) медицинскую - комплекс медицинских мер, направленных на улучшение здоровья, восстановление нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности (восстановление, лечение, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медико-социальный экспертный контроль);

2) профессиональную - многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных и показательных ему по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечение (включает: экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию, профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство);

3) социальную - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных общественных связей.

(ИПР) инвалидов – разработан на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включает в в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно - экспертной диагностики; оценка реабилитационного потенциала; реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушение или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Следует знать, что под оценкой профессионально-трудовой составляющей реабилитационного потенциала понимается возможность достижения определенных трудовых целей, профессионального и социально-трудового статуса, в том числе обеспечения занятости индивида, возможности обучения, адаптации к трудовому процессу.

Образовательная составляющая реабилитационного потенциала - это возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Социально-бытовая составляющая реабилитационного потенциала - возможность достижения самообслуживания и самостоятельного проживания.

Социально-средовая составляющая реабилитационного потенциала - это возможность достижения самостоятельной общественной и семейной деятельности.

Выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные возможности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельности: 1. высокие реабилитационные возможности, 2. умеренные 3.низкие.

Высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Умеренные реабилитационные возможности соответствуют частичному восстановлению или компенсации конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Низкие реабилитационные возможности подразумевают отсутствие или незначительный результат при проведении реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности.

Реабилитационный прогноз - это предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество, обусловленный содержанием реабилитационного потенциала и воздействием внешних факторов, влияющих на его реализацию в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Оценивая реабилитационный прогноз, необходимо учитывать полную реализацию реабилитационных возможностей при наиболее эффективном воздействии внешних факторов.

Реабилитационный прогноз может оцениваться как:

• возможность полной интеграции в общество;

• возможность частичной интеграции в общество;

• отсутствие или незначительная возможность интеграции инвалида в общество.

Реабилитационный прогноз в основном зависит от характера заболевания, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационных возможностей, касающихся их восстановления, и предполагаемого влияния внешних факторов.

В программу социальной реабилитации инвалида следует включать следующий перечень мероприятий:

по социально-бытовой адаптации:

• информирование, консультирование по вопросам реабилитации инвалидов;

• адаптационное обучение инвалида и его семьи;

• обучение инвалида самообслуживанию;

• обучение инвалида передвижению;

• организацию жизни инвалида в быту;

• обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации.

по социально-средовой ориентации:

• психодиагностику и обследование личности;

• психотерапию;психологическую коррекцию;

• психологическое консультирование;

• психоприфилактическую, психогигиеническую работу;

• обучение персональной сохранности;

• обучение социальным навыкам;обучение социальному общению;обучение социальной независимости;

• оказание помощи в решении личных проблем (контроль рождаемости, получение знаний в области полового воспитания и др.);

• консультирование по правовым вопросам;

• социокультурную реабилитацию инвалидов;

• реабилитацию методами физической культуры и спорта.

В программу профессиональной реабилитации инвалида следует включать следующий перечень мероприятий:

• профессиональную ориентацию; профессиональное обучение;

• содействие в трудоустройстве;

• профессионально-производственную адаптацию;

• обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации для обучения и труда.

Билет 14

Наши рекомендации