Тема 5. Общество и личность: проблемы взаимодействия.
1. Принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры:
1. Нормативная личность 2. Типичная личность
3. Традиционная личность 4. Культурная личность
2. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом целей и средств и замене их на новые цели и средства.
1. Ритуализм 2. Мятеж
3. Конформизм 4. Ретритизм
3.Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, это:
1.Главные статусы 2. Социальные статусы
3. Статусное положение 4. Статусный набор
4. Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические параметры человека, это:
1.Социальный статус 2. Личный статус
3. Ролевой набор 4. Социальное положение
5. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус – это:
1. Социальная роль 2. Статусная роль
3. Образец социальных действий 4. Социальная норма
6. К разновидности статусов не относится:
1. Социальный статус 2. Личный статус
3. Межпоколенный статус 4. Предписанный статус
7. Процесс превращения внешних реальных действий, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности путем усвоения ею групповых ценностей и установок:
1. Конформизм 2. Интериоризация
3. Девиация 4. Обучение
8. Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм:
1. Религиозные нормы 2. Моральные нормы
3. Правовые нормы 4. Законные нормы
9. К методам социального контроля не относится:
1.Манипулирование 2. Убеждение
3. Принуждение 4. Внушение
10. Синонимом понятия «социальный статус» не является термин:
1.Социальный ранг 2.Социальное положение
3.Социальная позиция 4.Социальная роль
11. Положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями, это:
1.Социальная позиция 2. Обязанности
3. Субъективизм 4. Мобильность
12. Вид социального контроля, характерный для небольших групп:
1. Неформальный контроль 2. Формальный контроль
3. Изоляция 4. Обособление
13. Принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах, готовность к действию:
1. Ценностные ориентации 2. Жизненная позиция
3. Социальные нормы 4. Ценности
14. Устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества:
1. Дружба 2. Социальные отношения
3. Кооперация 4. Интеграция
15. Тип личности, наиболее распространенный на данной территории:
1. Социальная личность 2. Нормативная личность
3. Модальная личность 4. Типичная личность
16. Общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию, это:
1. Личность 2. Человек
3. Субъект 4. Объект
17. Неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида, это:
1. Неповторимость 2. Индивидуальность
3. Уникальность 4. Неподражаемость
18. Социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д., это:
1. Добродетели 2. Правила
3. Нормы 4. Ценности
19. Разновидностью _________ статуса является социально-классовый статус.
1. Главного 2. Предписанного
3. Достигаемого 4. Личного
20. Фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус):
1. Нормативное поведение 2. Социальное поведение
3. Ролевое исполнение 4. Конформизм
21. Разработал теорию иерархии потребностей:
1. А. Маслоу 2. К. Маркс
3. Ч. Кули 4. Ф. Энгельс
22. Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития:
1. Личность 2. Человек
3. Субъект 4. Объект
23. Проявление общественных отношений на межличностном уровне, зависимость поведения одного индивида от другого:
1. Социальное 2. Общественное
3. Психологическое 4. Гуманистическое
24. А. Маслоу разработал иерархию потребностей: базовые (витальные), безопасности, __________, признания, самореализации.
1. Материальные 2. Общения
3. Экономические 4. Любви
25. Дж.Мид в формировании личности выделил три стадии: стадия принятия роли другого, ________, стадия принятия роли «обобщенного другого».
1. Стадия принятия роли других 2. Стадия принятия себя
3. Стадия осознания себя 4. Стадия осознания других
27. Каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию, это:
1. Личность 2. Человек
3. Субъект 4. Объект
28. Человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, адаптированный к социальным условиям:
1. Конформист 2. Модальная личность
3. Культурный человек 4. Правильный человек
29. В теории _____человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений – он таков, какова окружающая его социальная среда.
1. Позитивизма 2. Фрейдизма
3. Марксизма 4. Рационализма
30. Совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности:
1. Общество 2. Социум
3. Социальная среда 4. Макросреда
31. Статус, характеризующий общественное положение человека, определяющий его образ жизни:
1. Важный 2. Главный
3. Первый 4. Аскриптивный
32. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе – это:
1. Социализация 2. Социальная реформа
3. Социальная эволюция 4. Социальная стабильность
33. Социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия, это статус:
1. Личный 2. Предписанный
3. Социальный 4. Достигнутый (дескриптивный)
34. Образец поведения, укрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную социальную позицию (статус) в системе общественных отношений – это:
1.Ролевое ожидание 2.Социальная роль
3. Социальная позиция 4. Социальная норма
35. Статус, который проявляется на уровне малой группы и определяется личными качествами и чертами характера, это статус:
1. Ожидаемый 2. Личный
3. Заслуженный 4. Групповой
36. Ожидаемая модель поведения для людей данного статуса в данной социальной системе:
1. Роль 2. Ролевое ожидание
3. Ролевое исполнение 4. Нормативное действие
37. Осознание своего «Я» формируется с осознанием других «Я», считал:
1. З. Фрейд 2. К. Маркс
3. В. Парето 4. Ч. Кули
38. Опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием, изменяются по мере изменения системы координат, это:
1. Построение роли 2. Анализ роли
3. Проигрывание роли 4. Взаимодействие ролей
39. В агенты первичной социализации не входят:
1.Родители 2. Близкие родственники
3. Сверстники 4. Администрация школы
40. Поведенческая реакция (Мертон), выражающаяся в приятии целей, но неприятии средств их достижения:
1. Инновация 2. Депривация
3. Социализация 4. Конфликт
41. Столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей:
1. Конценсус 2. Противоречие
3. Ролевой конфликт 4. Конформизм
42. Исследователь _______организовал и провел “тюремный” эксперимент:
1. Э. Мэйо 2. К. Маркс
3. Г. Тард 4. Ф. Зимбардо
43. Процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей:
1. Социализация 2. Воспитание
3. Обучение 4. Научение
44. Это ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида, это:
1. Социальная роль 2. Ролевое действие
3. Нормальное поведение 4. Запланированное поведение
45. Статус, который характеризует индивида как члена большой социальной группы, как представителя класса, нации, профессии, это статус:
1. Ожидаемый 2. Личный
3. Заслуженный 4. Групповой
46. Агенты социализации: родители, родственники, друзья, учителя и другие референтные (значимые) люди, они важны на ранних этапах жизни, это агенты:
1. Главные 2. Важные
3. Референтные 4. Первичные
47. Совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, приобретение новой социальной роли:
1. Инициация 2. Коронование
3. Церемониал 4. Принятие
48. Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановление:
1. Социализация 2. Девиация
3. Ресоциализация 4. Депривация
49. Приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, социально- экономическим условиям, институтам:
1. Привыкание 2. Принятие
3. Социальная адаптация 4. Обучение
50. Конфликт, когда индивиду приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемся в беде:
1. Межролевой конфликт 2. Субъективный конфликт
3. Статусный конфликт 4. Межличностный конфликт
51. Средства поощрения и наказания, заставляющие людей соблюдать социальные нормы:
1. Санкции 2. Приказы
3. Указания 4. Пожелания
52. Представители администрации школы, института (куратор группы), предприятия, армия, церквь, государство, сотрудники СМИ – их роль важна на более поздних этапах жизни, это агенты социализации:
1. Вторичные 2. Групповые
3. Нереферентные 4. Общественные
53. Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей:
1. Подражание 2. Имитация
3. Повторение 4. Копирование
54. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется:
1. Ролевым набором 2. Ролевым подбором
3. Проигрывание ролей 4. Спектаклем
55. Процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, т.е. придание социальным нормам личностного характера, это:
1. Конформизм 2. Интериоризация
3. Девиация 4. Обучение
56. Процесс отучения от старых норм, ценностей, ролей, правил поведения:
1. Десоциализация 2. Социализация
3. Девиация 4. Депривация
57. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, проявляющееся в непринятии социальных обязанностей и обязательств:
1. Девиация 2. Социализация
3. Отчуждение 4. Инфантилизм
58. Противоправные поступки, нарушающее закон, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном порядке:
1. Делинквентное поведение 2. Девиация
3. Криминал 4. Конформизм
59. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей:
1. Ритуализм 2. Согласие
3. Конформизм 4. Договоренность
60. Механизм, обеспечивающий поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом:
1. Нормы 2. Социальный контроль
3. Армия 4. Полиция
61. Поведенческая реакция (Мертон), заключающаяся в приятие целей и средств данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений:
1. Принятие 2. Согласие
3. Конформизм 4. Договоренность
62. Разновидностью _______статуса может быть профессионально-должностной статус.
1. Аскриптивного 2. Достигаемого
3. Личного 4. Группового
63. Понятие, отражающее социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу с целью исключения их из социального взаимодействия, это «ярлык», навешиваемый на человека:
1. Стигма 2. Исключение
3. Депривация 4. Конформизм
64. Функциональность девиантного поведения для общества, по-мнению _________проявляется в том, что оно ведет к совершенствованию социальных норм в обществе.
1. Э. Дюркгейма 2. К. Маркса
3. М. Вебера 4. М.М. Ковалевского
65. Подчинение индивида принятым в обществе нормам, установки и поведение индивида, соответствующие ожиданиям и нормам социальной группы:
1. Принятие 2. Конформность
3. Девиация 4. Социализация
66. _______представляют собой предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
1. Нормы 2. Правила
3. Законы 4. Наказания
67. По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является
1.Личные способности индивида 2.Социальный институт образования
3.Конкуренция между индивидами 4.Межличностные отношения
68. Социальные нормы, которые фиксируют установившийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения:
1. Ритуал 2. Нормы обычая
3. Церемония 4. Правила
69. Социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий, это:
1. Предписанный (аскриптивный) статус 2. Главный статус
3. Достигаемый статус 4. Характерный статус