Акционерное общество, садоводческое товарищество).

22. Социологический подход к культуре[править]

Смысл, вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе.

Для того, чтобы прояснить разницу между культурой и природой, можно рассмотреть как соотносятся эти две стороны в одном конкретно взятом человеке.

Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества.

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.

Первое социологическое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя:

· то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

· то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

Уровни культуры[править]

Так как отдельный индивид не в состоянии освоить весь комплекс знаний, составляющих человеческое или общественное наследие, принято выделять четыре уровня культуры: общечеловеческая, общества, субкультура и индивидуальная культура.

При этом более высокий уровень культуры включает в себя культуры более низкого уровня, а также свой компонент, включающий элементы, необязательные для культур более низкого уровня.

Компоненты культуры[править]

Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:

1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.

2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.

3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.

4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".

Культурные универсалии[править]

Социологи, исследовав культуры различных обществ в различные исторические эпохи, выделили ряд элементов, которые наблюдаются практически повсеместно. Джордж Мердокназвал их культурными универсалиями.

Культурные универсалии — такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства государства.

После выделения культурных универсалий сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура.

· Первая точка зрения гласит, что общечеловеческая культура — это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.

· Вторая точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.

Субкультуры и контркультуры[править]

Каждое общество включает в себя различные социальные структуры, элементами которых выступают разнообразные социальные общности и социальные группы. Группы разнообразны по своему составу и, соответственно, формируют различные культуры, называемые субкультурами.

Субкультура — это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей.

Принято выделять пять субкультур: молодежную, профессиональную, территориальную, религиозную, криминальную. Некоторые исследователи выделяют также этническую субкультуру.

Молодежная субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной возрастной группы. Для молодежной субкультуры характерны преимущественно развлекательно-рекреативная направленность образа жизни, приоритет потребительских ориентаций, слабая индивидуализированость и избирательность, внеинституализированная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Профессиональная субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы.

Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом.

Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным.

Криминальная субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной)

Функции культуры[править]

Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:

1. образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;

2. интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;

3. регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.

Этноцетризм и культурный релятивизм[править]

Этноцентризмом называется тенденция, когда окружающий мир рассматривается с точки зрения собственной культуры. Некоторые исследователи полагают, что этноцентризм присущ все культурам, таким образом есть некоторая ирония в том, что явление этноцентризма свидетельствует об общности культур.

Термин этноцентризм был введен Уильямом Грэмом Самнером - социальным эволюционистом, профессором политических и социальных наук в Йельском университете. Он определил этноцентризм как "чувство сплоченности, внутреннего товарищества и преданности внутри группы, которое несет в себе чувство превосходства над всяким, находящимся вне группы, и готовности защищать интересы группы от тех, кто находится вне ее". Часто этноцентризм влечет за собой убеждение в превосходстве своей расы или этнической группы, или превосходстве некоторых аспектов своей культуры над культурами других народов.

Формы культуры[править]

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.

Массовая культура — в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

Национальная культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо и для массовой культуры, которая начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

Контркультура — опосредственной реакцией на появление национальной культуры становится возникновение, т.н. контркультур — субкультур отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными движениями.

В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.1

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации,

неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

23.Политика как социальный институт

Термин «политика» принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней по­литике, об экономической социальной, культурной, демографической, экологической и иных по­литиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфлик­тах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме, политических правах, свободах и обязанно­стях, политических союзах, коалициях, лидерах и т.д. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобраз­ную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономи­кой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социаль­ной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность, многогранность и многоуровне­вость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в ее четком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом все же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это — публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, осо­бенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как «возможность для од­ного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению». Т.Парсонс понимал под властью «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставлен­ных целей», «способность принимать решения и доби­ваться их обязательного выполнения». В таком же духе определяет власть и Н.Смелзер: власть — «это способ Акционерное общество, садоводческое товарищество). - student2.ru Акционерное общество, садоводческое товарищество). - student2.ru Акционерное общество, садоводческое товарищество). - student2.ru ность навязывать свою волю другим и мобилизовать ре­сурсы для достижения цели».

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказа­ния и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью ото­ждествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступа­ет как политическая. Так, власть главы семьи над ее члена­ми, взятая сама по себе, — это не публичная, а личная, ин­дивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, на­пример, в родоплеменном, догосударственном обществен­ном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, пре­жде всего власть государства, и политика возникают и суще­ствуют тогда, когда общество в результате своего расшире­ния и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нем обна­руживается и сохраняется объективная потребность в обес­печении извне контроля за поведением его членов и их взаи­моотношениями, а тем самым и в выделении для этого осо­бого слоя людей, осуществляющих такой контроль и соци­ально-политическое регулирование. Не может рассматри­ваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.

Публичная власть, властвование — атрибут, неотъемле­мое свойство политики. Между ними — теснейшая, органи­ческая взаимосвязь, С одной стороны, публичная власть вы­ступает как источник, основа и средство утверждения и осу­ществления политики; а с другой — именно проведение оп­ределенной политики приводит к утверждению, функциони­рованию и развитию соответствующей публичной власти. Но понятие публичной власти шире понятия политики еще и в том смысле, что власть может носить не только политиче­ский, но и экономический и духовно-идеологический харак­тер, не говоря уже о семейной или общественной власти не­политического характера, о чем уже было сказано выше. В то же время неправомерно сводить политику лишь к государст­венной политике, ибо первая осуществляется не только госу­дарством, но и другими социальными субъектами (партиями, классами, нациями и другими этносами, общественными ор­ганизациями и объединениями, личностями и пр.).

Итак, политика — это одна из основных сфер обществен­ной жизни, связанная с отношениями по поводу установле­ния, организации, функционирования и изменения публичной власти; деятельность (в более узком смысле — основные принципы, нормы и направления деятельности) социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

^ Предмет поли­тической со­циологии

Политика, политическое — это объект по­литической социологии, взятый в его самом общем виде. Говоря конкретнее, в содержа­ние объекта изучения данной отрасли со­циологии включаются: а) политические группы и объедине­ния; б) политические институты и организации; в) полити­ческая культура (политические ценности и нормы, полити­ческие идеи, концепции, идеалы, обычаи и традиции); г) политические интересы; д) политические связи, действия, взаимодействия и отношения; е) политическое сознание; ж) политические процессы и движения и др. Главным объек­том изучения политической социологии были и остаются политические системы обществ как институциональные механизмы политики и их основные звенья — государства. Вместе с тем нельзя не видеть, что все это так или иначе изучается не только политической социологией, но и поли­тологией, а также политической философией, политиче­ской психологией, политической антропологией, теорией государства и права, наукой конституционного (госу­дарственного) права, политической географией и другими науками. Это тоже по-своему политические науки. Однако известная общность объектов их изучения не означает, что У каждой из них нет своего, специфического предмета, ибо каждая из них по-своему подходит к изучению политики, политической реальности и ее структур. (см. также § 2 гл. 1). Любая из них исследует политические явления и процессы под специфическим углом зрения своего предмета и мето­да. Так, философия политики изучает философское в по­литике, т.е. взаимосвязь и взаимодействие политики, по­литического и мира в целом, проявление действия наибо­лее общих свойств и закономерностей мироздания в поли­тической сфере. В отличие от этого, политическая социо­логия исследует социальные аспекты политики, связанные с взаимодействием политики и социума, политического и социального. Что же касается политологии, призванной наиболее прямо и непосредственно изучать мир политики, пространство политики, то она сосредоточивает свое внимание на выявлении сущности, закономерностей и всеобщих, универсальных форм проявления политики, по­литического в различных условиях, принципов, путей и ме­тодов их реализации в деятельности субъектов политики. Отсюда должна быть ясна недопустимость отождествления политической социологии и политологии, что нередко име­ет место, к сожалению, и в литературе. При всей их тесней­шей взаимосвязи, взаимодействии и даже взаимопроникно­вении и сложности жесткого, абсолютного их разграниче­ния, это — различные отрасли научного знания.

^ Политическая социология как междисциплинарная наука (отрасль социологической науки), сложившаяся на стыке со­циологии и политологии, — это наука о закономерностях, пу­тях, формах и механизмах взаимодействия социального и поли­тического, социальной и политической систем и их структур.Поэтому в центре ее внимания находятся проблемы воздей­ствия социальных явлений и факторов на политику и влия­ния политики на социальную жизнь. Изучать политику с по­зиций социологии — это значит рассматривать ее сквозь призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом, отражения в политике личных, группо­вых и общественных интересов, политического сознания и политического поведения личности и социальных групп в политике и т.д. Если политология — это теория политиче­ских систем, то политическая социология — социологиче­ская теория взаимодействия социума и политики, идущая от общества, социальной группы и личности к политике. Из­вестные американские политические социологи Р.Бендикс и С.Липсет отмечают, что «наука о политике начинается с изучения государства и изучает его воздействие на общество, а политическая социология начинает изучение с общества и исследует его воздействие на государство и формальные ин­ституты распределения и осуществления власти».

Как особая, специализированная отрасль социологии политическая социология утвердилась лишь немногим бо­лее полувека назад, хотя история социально-политической мысли уходит в глубокую древность (Платон, Аристотель, Цицерон, Августин, Аквинат и многие другие). В Новое время развитие социально-политических учений приобре­ло широкий размах, с чем была связана и все более глубо­кая разработка социальных аспектов политики (Н.Макиавелли. Ж.Боден, Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Т.Джефферсон, И.Бентам, А.Токвиль и др.) Особенно большое значение в этом имело разграничение таких понятий, как гражданское общество и государство (Д.Локк, А.Сен-Симон, Г.Гегель, К.Маркс и др.), что создавало предпосылки для изучения политики как автономной сферы социальной деятельности и ее взаимодействия с социальной сферой. Это нашло свою реализацию в политико-социологических концепциях М.Вебера, В.Парето, Г.Моски, Р.Михельса, ГЛассуэла, Ч.Мериама, М.Острогорского, А.Бентли и многих других. Весомый вклад в развитие социально-политической мысли внесли и российские мыслители XVIII — начала XX вв. (Я.Козельский, С.Десницкий, А.Радищев, М.Сперанский, П.Пестель, Н.Муравьев, П.Чаадаев, В.Белинский, А.Гер­цен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, П.Лавров, М.Баку­нин, Б.Чичерин, С.Муромцев, П.Новгородцев, С.Котля­ревский, А.Ященко, П.Ткачев, Г.Плеханов, В.Ленин и др.). Остановимся еще на одном моменте. Иногда возникает вопрос о соотношении таких понятий, как «политическая социология» и «социология политики». Несомненно, что и в том и в другом случае речь идет об одной и той же отрасли социологи и поэтому очень часто эти понятия используются как равнозначные, как синонимы. Но нередко они разгра­ничиваются по содержанию. Часть исследователей считает, что термин «политическая социология» более адекватно от­ражает суть данной отрасли социологии, поскольку акцен­тирует изучение собственно политического, в то время как термин «социология политики», строго говоря, толкает, по их мнению, к очень серьезному расширению содержания ее предмета, ибо политика проявляется и в экономической и в духовной сферах жизни общества. При всех условиях, на наш взгляд, в рамках учебного процесса эти понятия могут употребляться одновременно как принципиально однознач­ные, тем более что в реальной общественной жизни грани­цы политического достаточно размыты и подвижны.

Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА — 1) отрасль общетеоретического правоведения, предметом которой являются социальные условия действия права в обществе (его формирования, существования, реального функционирования). Социология права, можно сказать, есть практическая сторона изучения права. Предмет социологии права — определение социальных (неюридических) средств и условий (среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование права и его осуществление в практических действиях граждан, их организаций, должностных лиц и государственных органов. Это часть, ветвь теории права, изучающая закономерности движения права от формирующейся правовой идеи, объективированных фактических правовых отношений и действий до их воплощения в законе, а затем «распредмечивания» установлений закона в фактическом правомерном поведении, в правовом порядке. При этом изучение этих закономерностей с точки зрения предмета социологии права рассматривается на фоне взаимодействия права и социальной среды; 2) часть общей социологии, изучающая роль права в системе социальных институтов. |author= [1][2] Социология права тесно связана с криминологией, социальной инженерией и антропологией права.

Предмет социологии права и предмет правоведения довольно часто соприкасаются, но при этом подходы к изучению тех или иных правовых отношений сильно отличаются. Правовую науку, в первую очередь, интересует правовая форма общественных отношений, в то время как социологию интересует социальные функции этих отношений.[2]

Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.[2]

В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.[3]

На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства.

Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.[2]

24. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.


  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим расходным бюджетом.

  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

  • В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, а также между родителями и детьми.


Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:


  • размер семьи (число ее членов);

  • тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)

    • Нуклеарные семьи — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми

    • Cложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

  • число детей в семье

    • малодетные семьи — 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста)

    • среднедетные семьи — 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

    • многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

^

Типы семьи и ее организации


При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:


  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров

  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров


Также выделяются:


  • Полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов.

  • Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов

  • Авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи являетсябрак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называетсянеполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называютэкзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени.Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества -моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуетсяполигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии:групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях;полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака являетсяполигиния, илимногоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

26. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии, филосо­фия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изу­чает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способнос­тей, волевых качеств и т. д.

Смотреть далее...

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множест­во теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объ­екта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая тео­рия личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.[1]

Значительное место в социологии личности занимаетролевая тео­рия личности. Основные положения этой теории были сформулиро­ваны американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, актив­но разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западно­германским социологом Р. Дарендорфом.[7] Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в соци­альной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называетсяста­тусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называетсяглавным, илиинтегральным. Часто бывает так, что главный, или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио­нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.Предписанный — это, зна­чит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично­сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде­ния, семьей и т. д.Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секре­тарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессио­нально-должностной статусы.Естественный статус личности предпо­лагает существенные и относительно устойчивые характеристики че­ловека (мужчины и женщины, детство, ю

Наши рекомендации