Акционерное общество, садоводческое товарищество).
22. Социологический подход к культуре[править]
Смысл, вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе.
Для того, чтобы прояснить разницу между культурой и природой, можно рассмотреть как соотносятся эти две стороны в одном конкретно взятом человеке.
Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества.
Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.
Первое социологическое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя:
· то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;
· то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.
Уровни культуры[править]
Так как отдельный индивид не в состоянии освоить весь комплекс знаний, составляющих человеческое или общественное наследие, принято выделять четыре уровня культуры: общечеловеческая, общества, субкультура и индивидуальная культура.
При этом более высокий уровень культуры включает в себя культуры более низкого уровня, а также свой компонент, включающий элементы, необязательные для культур более низкого уровня.
Компоненты культуры[править]
Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:
1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.
2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.
4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.
Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".
Культурные универсалии[править]
Социологи, исследовав культуры различных обществ в различные исторические эпохи, выделили ряд элементов, которые наблюдаются практически повсеместно. Джордж Мердокназвал их культурными универсалиями.
Культурные универсалии — такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства государства.
После выделения культурных универсалий сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура.
· Первая точка зрения гласит, что общечеловеческая культура — это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.
· Вторая точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.
Субкультуры и контркультуры[править]
Каждое общество включает в себя различные социальные структуры, элементами которых выступают разнообразные социальные общности и социальные группы. Группы разнообразны по своему составу и, соответственно, формируют различные культуры, называемые субкультурами.
Субкультура — это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей.
Принято выделять пять субкультур: молодежную, профессиональную, территориальную, религиозную, криминальную. Некоторые исследователи выделяют также этническую субкультуру.
Молодежная субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной возрастной группы. Для молодежной субкультуры характерны преимущественно развлекательно-рекреативная направленность образа жизни, приоритет потребительских ориентаций, слабая индивидуализированость и избирательность, внеинституализированная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Профессиональная субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы.
Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом.
Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным.
Криминальная субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной)
Функции культуры[править]
Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:
1. образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;
2. интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;
3. регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.
Этноцетризм и культурный релятивизм[править]
Этноцентризмом называется тенденция, когда окружающий мир рассматривается с точки зрения собственной культуры. Некоторые исследователи полагают, что этноцентризм присущ все культурам, таким образом есть некоторая ирония в том, что явление этноцентризма свидетельствует об общности культур.
Термин этноцентризм был введен Уильямом Грэмом Самнером - социальным эволюционистом, профессором политических и социальных наук в Йельском университете. Он определил этноцентризм как "чувство сплоченности, внутреннего товарищества и преданности внутри группы, которое несет в себе чувство превосходства над всяким, находящимся вне группы, и готовности защищать интересы группы от тех, кто находится вне ее". Часто этноцентризм влечет за собой убеждение в превосходстве своей расы или этнической группы, или превосходстве некоторых аспектов своей культуры над культурами других народов.
Формы культуры[править]
Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:
Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.
Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.
Массовая культура — в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.
Национальная культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо и для массовой культуры, которая начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.
Контркультура — опосредственной реакцией на появление национальной культуры становится возникновение, т.н. контркультур — субкультур отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными движениями.
В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.1
Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации,
неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.
23.Политика как социальный институт
Термин «политика» принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме, политических правах, свободах и обязанностях, политических союзах, коалициях, лидерах и т.д. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.
Широта, сложность, многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в ее четком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом все же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это — публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению». Т.Парсонс понимал под властью «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей», «способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения». В таком же духе определяет власть и Н.Смелзер: власть — «это способ ность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели».
Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над ее членами, взятая сама по себе, — это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, например, в родоплеменном, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нем обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально-политическое регулирование. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.
Публичная власть, властвование — атрибут, неотъемлемое свойство политики. Между ними — теснейшая, органическая взаимосвязь, С одной стороны, публичная власть выступает как источник, основа и средство утверждения и осуществления политики; а с другой — именно проведение определенной политики приводит к утверждению, функционированию и развитию соответствующей публичной власти. Но понятие публичной власти шире понятия политики еще и в том смысле, что власть может носить не только политический, но и экономический и духовно-идеологический характер, не говоря уже о семейной или общественной власти неполитического характера, о чем уже было сказано выше. В то же время неправомерно сводить политику лишь к государственной политике, ибо первая осуществляется не только государством, но и другими социальными субъектами (партиями, классами, нациями и другими этносами, общественными организациями и объединениями, личностями и пр.).
Итак, политика — это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения публичной власти; деятельность (в более узком смысле — основные принципы, нормы и направления деятельности) социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.
^ Предмет политической социологии
Политика, политическое — это объект политической социологии, взятый в его самом общем виде. Говоря конкретнее, в содержание объекта изучения данной отрасли социологии включаются: а) политические группы и объединения; б) политические институты и организации; в) политическая культура (политические ценности и нормы, политические идеи, концепции, идеалы, обычаи и традиции); г) политические интересы; д) политические связи, действия, взаимодействия и отношения; е) политическое сознание; ж) политические процессы и движения и др. Главным объектом изучения политической социологии были и остаются политические системы обществ как институциональные механизмы политики и их основные звенья — государства. Вместе с тем нельзя не видеть, что все это так или иначе изучается не только политической социологией, но и политологией, а также политической философией, политической психологией, политической антропологией, теорией государства и права, наукой конституционного (государственного) права, политической географией и другими науками. Это тоже по-своему политические науки. Однако известная общность объектов их изучения не означает, что У каждой из них нет своего, специфического предмета, ибо каждая из них по-своему подходит к изучению политики, политической реальности и ее структур. (см. также § 2 гл. 1). Любая из них исследует политические явления и процессы под специфическим углом зрения своего предмета и метода. Так, философия политики изучает философское в политике, т.е. взаимосвязь и взаимодействие политики, политического и мира в целом, проявление действия наиболее общих свойств и закономерностей мироздания в политической сфере. В отличие от этого, политическая социология исследует социальные аспекты политики, связанные с взаимодействием политики и социума, политического и социального. Что же касается политологии, призванной наиболее прямо и непосредственно изучать мир политики, пространство политики, то она сосредоточивает свое внимание на выявлении сущности, закономерностей и всеобщих, универсальных форм проявления политики, политического в различных условиях, принципов, путей и методов их реализации в деятельности субъектов политики. Отсюда должна быть ясна недопустимость отождествления политической социологии и политологии, что нередко имеет место, к сожалению, и в литературе. При всей их теснейшей взаимосвязи, взаимодействии и даже взаимопроникновении и сложности жесткого, абсолютного их разграничения, это — различные отрасли научного знания.
^ Политическая социология как междисциплинарная наука (отрасль социологической науки), сложившаяся на стыке социологии и политологии, — это наука о закономерностях, путях, формах и механизмах взаимодействия социального и политического, социальной и политической систем и их структур.Поэтому в центре ее внимания находятся проблемы воздействия социальных явлений и факторов на политику и влияния политики на социальную жизнь. Изучать политику с позиций социологии — это значит рассматривать ее сквозь призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом, отражения в политике личных, групповых и общественных интересов, политического сознания и политического поведения личности и социальных групп в политике и т.д. Если политология — это теория политических систем, то политическая социология — социологическая теория взаимодействия социума и политики, идущая от общества, социальной группы и личности к политике. Известные американские политические социологи Р.Бендикс и С.Липсет отмечают, что «наука о политике начинается с изучения государства и изучает его воздействие на общество, а политическая социология начинает изучение с общества и исследует его воздействие на государство и формальные институты распределения и осуществления власти».
Как особая, специализированная отрасль социологии политическая социология утвердилась лишь немногим более полувека назад, хотя история социально-политической мысли уходит в глубокую древность (Платон, Аристотель, Цицерон, Августин, Аквинат и многие другие). В Новое время развитие социально-политических учений приобрело широкий размах, с чем была связана и все более глубокая разработка социальных аспектов политики (Н.Макиавелли. Ж.Боден, Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Т.Джефферсон, И.Бентам, А.Токвиль и др.) Особенно большое значение в этом имело разграничение таких понятий, как гражданское общество и государство (Д.Локк, А.Сен-Симон, Г.Гегель, К.Маркс и др.), что создавало предпосылки для изучения политики как автономной сферы социальной деятельности и ее взаимодействия с социальной сферой. Это нашло свою реализацию в политико-социологических концепциях М.Вебера, В.Парето, Г.Моски, Р.Михельса, ГЛассуэла, Ч.Мериама, М.Острогорского, А.Бентли и многих других. Весомый вклад в развитие социально-политической мысли внесли и российские мыслители XVIII — начала XX вв. (Я.Козельский, С.Десницкий, А.Радищев, М.Сперанский, П.Пестель, Н.Муравьев, П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, П.Лавров, М.Бакунин, Б.Чичерин, С.Муромцев, П.Новгородцев, С.Котляревский, А.Ященко, П.Ткачев, Г.Плеханов, В.Ленин и др.). Остановимся еще на одном моменте. Иногда возникает вопрос о соотношении таких понятий, как «политическая социология» и «социология политики». Несомненно, что и в том и в другом случае речь идет об одной и той же отрасли социологи и поэтому очень часто эти понятия используются как равнозначные, как синонимы. Но нередко они разграничиваются по содержанию. Часть исследователей считает, что термин «политическая социология» более адекватно отражает суть данной отрасли социологии, поскольку акцентирует изучение собственно политического, в то время как термин «социология политики», строго говоря, толкает, по их мнению, к очень серьезному расширению содержания ее предмета, ибо политика проявляется и в экономической и в духовной сферах жизни общества. При всех условиях, на наш взгляд, в рамках учебного процесса эти понятия могут употребляться одновременно как принципиально однозначные, тем более что в реальной общественной жизни границы политического достаточно размыты и подвижны.
Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА — 1) отрасль общетеоретического правоведения, предметом которой являются социальные условия действия права в обществе (его формирования, существования, реального функционирования). Социология права, можно сказать, есть практическая сторона изучения права. Предмет социологии права — определение социальных (неюридических) средств и условий (среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование права и его осуществление в практических действиях граждан, их организаций, должностных лиц и государственных органов. Это часть, ветвь теории права, изучающая закономерности движения права от формирующейся правовой идеи, объективированных фактических правовых отношений и действий до их воплощения в законе, а затем «распредмечивания» установлений закона в фактическом правомерном поведении, в правовом порядке. При этом изучение этих закономерностей с точки зрения предмета социологии права рассматривается на фоне взаимодействия права и социальной среды; 2) часть общей социологии, изучающая роль права в системе социальных институтов. |author= [1][2] Социология права тесно связана с криминологией, социальной инженерией и антропологией права.
Предмет социологии права и предмет правоведения довольно часто соприкасаются, но при этом подходы к изучению тех или иных правовых отношений сильно отличаются. Правовую науку, в первую очередь, интересует правовая форма общественных отношений, в то время как социологию интересует социальные функции этих отношений.[2]
Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.[2]
В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.[3]
На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства.
Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.[2]
24. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.
Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим расходным бюджетом.
Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
Биологическая: состоит из родителей и детей.
В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, а также между родителями и детьми.
Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:
размер семьи (число ее членов);
тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
Нуклеарные семьи — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
Cложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
число детей в семье
малодетные семьи — 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста)
среднедетные семьи — 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)
^
Типы семьи и ее организации
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.
В зависимости от форм брака:
моногамная семья — состоящая из двух партнёров
полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров
Также выделяются:
Полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов.
Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов
Авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров.
Формы брака
Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи являетсябрак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называетсянеполной семьей.
Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называютэкзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени.Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).
Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества -моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуетсяполигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии:групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях;полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака являетсяполигиния, илимногоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.
Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.
В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.
Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.
26. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии, философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.
Смотреть далее...
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.[1]
Значительное место в социологии личности занимаетролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.[7] Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называетсястатусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называетсяглавным, илиинтегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.Предписанный — это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, ю