Многообразие значений категории “культура” в социальной теории. Ключевые компоненты культуры (культурные универсалии).

Взгляды на К:

- Философский: К – духовная деятельность, высшее проявление человечества.

- Человек может быть культурный и некультурный

- Этнографический (Период Великих геогр. открытий – конец 19в). К – противостоит природе. К имеет социальный, надприродный характер. Эдуард Тайлор.

- Эволюционный. К – нечто всеобъемлющее. К – нормы, табу, привычки, религии.

Подходы к определению понятия культура

1. Философский подход:

Вебер – социально-эмпирическое исследование К.

2. Исторический подход.

Тут он рассказывал про эксперимент с детенышами обезьяны – одному дали молоко сосать из стенки, другому из мамы-робота. Первый стал изгоем, второй нормальным.

3. Нормативный подход.

К – система идей, ценностей, норм и образцов поведения.

4. Генетическое определение К (по способу происхождения).

П. Сорокин. К – артефакт социальной деятельности.

5. Психологический подход. К – осуществляется через установки

К – особый вид взаимосвязи деятельности, знаний и соц. инструментов.

- Деятельность. Фукуяма говорит об утрате доверия в обществе => исчезновения дух. К. => появление брачного контракта.

- Знание. Наука – культурный феномен. Актуально понятие культурного знания.

- Соц.Инст – римский порядок, римское право. Культурные институты.

3 аспекта культуры:

- Смысловой

- Регуляционный – регулирование наших отношений

- Технологический – техника тела

Функции культуры:

- Социализация

- Создание мировоззрения, базовых ценностей

- Обоснование законности – легитимизация

- Идентификация человека – изменение элементов чувствительности

- Инновация

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — возрастная градация, спорт, календарь, танцы, декоративное искусство, гадание, снов, разделение труда, образование и т. д.

Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка): 1) в общем смысле — продукты материальной и духовной деятельности людей, вся созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой — естественной; 2) в социологии — система социальных норм, ценностей, значений, образцов поведения, выполняющая функцию социальной ориентации индивидов в конкретном обществе.

Основные теоретические подходы к развитию общества.

Существует 2 основных подхода:

1. коммуникативное поступательное развитие общества

2. общество развивается циклически

Идея прогресса

Сюда относятся следующие понятия: рай, светлое будущее, гороскопы, астрология

Здесь существуют 2 подхода:

1. Технократический подход. Белл сформулировал понятие постиндустриального общества, в котором происходит рост технологического знания. Он объяснил возникновение экономики знания. Знание – основной капитал; расширение сферы услуг и создание объемлющих социальных проектов. Позитивный взгляд .

2. Группа алармистов – люди, предсказывающие колоссальные катастрофы; прогресс закончен. Сторонники - Бек - создатель общества риска, Тоффлер «Футур шок» - шок от будущего, доказывает, что наша биологическая природа не поспевает за технологическими возможностями, что приводит к кризису.

В 60-х годах Печчеи и Кинг создали объединение «Римский клуб» - международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Они организовали людей на предмет моделирования, считали, что общество будет устойчиво, если у него будет нулевой рост, в противном случае произойдет столкновение цивилизаций – эпидемии, войны, трагедии (эти результаты были получены с помощью компьютерного моделирования.

К. Поппер – говорил, что нет прогресса, есть метод проб и ошибок. Он на теоретическом уровне отрицал идею прогресса. (мы никогда, наблюдая за развитием гусеницы, не смогли бы предположить, что она превратиться в кокон – любые предсказания бессмысленны)

Циклические идеи

Главный автор – Сорокин, который создал теорию социальной мобильности, которая бывает 3-х типов:

-экономическая

-политическая

-профессиональная

Свою концепцию основывал на базовом понятии: на понятии ценности. Наиболее обобщающий труд – «Социальная и культурная динамика» - серьезный труд, т.к. он считал, что одна статистическая таблица стоит больше, чем несколько теоретических трудов, провел колоссальный теоретический анализ человечества, исходя из своей базовой идеи о том, что все возвращается на круги своя, которую, скорее всего, он воспринял на ранних курсах от Н. Кондратьева, открывшего длинные экономические волны, заранее предсказавшего в 29 году мировой кризис.

Идеи Сорокина были подготовлены его современниками:

-Шпенглер – «Закат Европы», показал, что цивилизации развиваются циклически, выделил 8 цивилизаций и показал, что происходит расцвет и упадок.

-Тойнби – «Постижение истории», также вывел цикличность в развитии цивилизаций, его главный термин, что цивилизация развивается на основе т.н. «вызова и ответа». Вызов, который бросает внешняя цивилизация соседям, продуцирует активное меньшинство лидеров, которые начинают создавать цивилизацию, однако, если количество этих лидеров не очень большое, цивилизация погибает; постепенно это количество уменьшается и в результате цивилизация приходит к своему старению.

Первый литературный памятник циклического явления – 7-я книга Экклезиаст, ее базовая идея – все будет как было, даже если будет по-другому, ничего не меняется, все возвращается, ничего нового не создается.

Наши рекомендации