Многообразие значений категории “культура” в социальной теории. Ключевые компоненты культуры (культурные универсалии).
Взгляды на К:
- Философский: К – духовная деятельность, высшее проявление человечества.
- Человек может быть культурный и некультурный
- Этнографический (Период Великих геогр. открытий – конец 19в). К – противостоит природе. К имеет социальный, надприродный характер. Эдуард Тайлор.
- Эволюционный. К – нечто всеобъемлющее. К – нормы, табу, привычки, религии.
Подходы к определению понятия культура
1. Философский подход:
Вебер – социально-эмпирическое исследование К.
2. Исторический подход.
Тут он рассказывал про эксперимент с детенышами обезьяны – одному дали молоко сосать из стенки, другому из мамы-робота. Первый стал изгоем, второй нормальным.
3. Нормативный подход.
К – система идей, ценностей, норм и образцов поведения.
4. Генетическое определение К (по способу происхождения).
П. Сорокин. К – артефакт социальной деятельности.
5. Психологический подход. К – осуществляется через установки
К – особый вид взаимосвязи деятельности, знаний и соц. инструментов.
- Деятельность. Фукуяма говорит об утрате доверия в обществе => исчезновения дух. К. => появление брачного контракта.
- Знание. Наука – культурный феномен. Актуально понятие культурного знания.
- Соц.Инст – римский порядок, римское право. Культурные институты.
3 аспекта культуры:
- Смысловой
- Регуляционный – регулирование наших отношений
- Технологический – техника тела
Функции культуры:
- Социализация
- Создание мировоззрения, базовых ценностей
- Обоснование законности – легитимизация
- Идентификация человека – изменение элементов чувствительности
- Инновация
Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — возрастная градация, спорт, календарь, танцы, декоративное искусство, гадание, снов, разделение труда, образование и т. д.
Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка): 1) в общем смысле — продукты материальной и духовной деятельности людей, вся созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой — естественной; 2) в социологии — система социальных норм, ценностей, значений, образцов поведения, выполняющая функцию социальной ориентации индивидов в конкретном обществе.
Основные теоретические подходы к развитию общества.
Существует 2 основных подхода:
1. коммуникативное поступательное развитие общества
2. общество развивается циклически
Идея прогресса
Сюда относятся следующие понятия: рай, светлое будущее, гороскопы, астрология
Здесь существуют 2 подхода:
1. Технократический подход. Белл сформулировал понятие постиндустриального общества, в котором происходит рост технологического знания. Он объяснил возникновение экономики знания. Знание – основной капитал; расширение сферы услуг и создание объемлющих социальных проектов. Позитивный взгляд .
2. Группа алармистов – люди, предсказывающие колоссальные катастрофы; прогресс закончен. Сторонники - Бек - создатель общества риска, Тоффлер «Футур шок» - шок от будущего, доказывает, что наша биологическая природа не поспевает за технологическими возможностями, что приводит к кризису.
В 60-х годах Печчеи и Кинг создали объединение «Римский клуб» - международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Они организовали людей на предмет моделирования, считали, что общество будет устойчиво, если у него будет нулевой рост, в противном случае произойдет столкновение цивилизаций – эпидемии, войны, трагедии (эти результаты были получены с помощью компьютерного моделирования.
К. Поппер – говорил, что нет прогресса, есть метод проб и ошибок. Он на теоретическом уровне отрицал идею прогресса. (мы никогда, наблюдая за развитием гусеницы, не смогли бы предположить, что она превратиться в кокон – любые предсказания бессмысленны)
Циклические идеи
Главный автор – Сорокин, который создал теорию социальной мобильности, которая бывает 3-х типов:
-экономическая
-политическая
-профессиональная
Свою концепцию основывал на базовом понятии: на понятии ценности. Наиболее обобщающий труд – «Социальная и культурная динамика» - серьезный труд, т.к. он считал, что одна статистическая таблица стоит больше, чем несколько теоретических трудов, провел колоссальный теоретический анализ человечества, исходя из своей базовой идеи о том, что все возвращается на круги своя, которую, скорее всего, он воспринял на ранних курсах от Н. Кондратьева, открывшего длинные экономические волны, заранее предсказавшего в 29 году мировой кризис.
Идеи Сорокина были подготовлены его современниками:
-Шпенглер – «Закат Европы», показал, что цивилизации развиваются циклически, выделил 8 цивилизаций и показал, что происходит расцвет и упадок.
-Тойнби – «Постижение истории», также вывел цикличность в развитии цивилизаций, его главный термин, что цивилизация развивается на основе т.н. «вызова и ответа». Вызов, который бросает внешняя цивилизация соседям, продуцирует активное меньшинство лидеров, которые начинают создавать цивилизацию, однако, если количество этих лидеров не очень большое, цивилизация погибает; постепенно это количество уменьшается и в результате цивилизация приходит к своему старению.
Первый литературный памятник циклического явления – 7-я книга Экклезиаст, ее базовая идея – все будет как было, даже если будет по-другому, ничего не меняется, все возвращается, ничего нового не создается.