Типология властных отношений в концепции М. Вебера и его точка зрения на бюрократию.
Три типа власти:
- традиционная власть - основана на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
- харизматическая власть – основанана вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с законной властью. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.
- легитимная (законная) власть - основана на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний.
Концепция бюрократии. Возрастание рациональности.
Бюрократия – легитимная власть, наиболее эффективно выполняющая свои функции в обществе:
- иерархия
- отбор
- отстранение человека от самого себя
32. Взгляд М. Фуко на соотношение власти и знания: становление концепции человека “дисциплинарного” в историческом контексте.
Тезис Фуко состоит в том, что в конце XVII в. в Европе начинает формироваться власть нового типа. Ее принято изображать как власть права, закона, равенства всех перед законом и т. п. Фуко же видит ее сущность в другом, интерпретируя рождающуюся систему власти как «дисциплинарную власть».
Власть в эту эпоху переходит к постепенной, методичной и систематичной, мелочной и кропотливой работе над телами своих подчиненных. Их требуется превратить в «послушные тела». Возникают целые техники и методики. Их прообразом, как отмечает Фуко, оказались разработанные в монастырях техники самосовершенствования.
Процесс этот происходил постепенно, стихийно и сразу в самых разнообразных областях человеческой деятельности—в армии, школе, больнице, мануфактуре, системах профессионального обучения. В результате в обществе складывается особый тип власти, который Фуко и обозначает как дисциплинарную власть.
Применение техник дисциплинарной власти обычно начинается с перемещения индивидов в пространстве. Такая власть требует замкнутых пространств, в которых действуют свои законы и правила: это — места «дисциплинарной монотонности».
Дисциплинарная власть регулирует время, распределяя его на все более дробные интервалы, стремится непрерывно контролировать качество его использования, устраняя все, что только может отвлечь и внести беспорядок.
Для управления массами, функционирующими как единая машина, дисциплинарная власть изобретает особые тактики. Тактика — основа дисциплинарной практики.
Когда Фуко говорит о власти-знании, то имеет в виду переплетение власти над человеком с изучением человека и накоплением знаний о нем.
Известно, что в XVIII в. государство все более систематично патронирует науку. Его отношения с наукой становятся все более тесными и организационно оформленными. Влияние идеологии Просвещения переплеталось с влиянием формирующегося типа власти.
Фуко недаром называет формирующийся тип власти «властью-знанием»: она неразрывно связана со знанием. В самом деле, она утверждает общеобязательность нормы. Норма определяется, исходя из ориентации на извлечение максимальной пользы. Фуко показывает связь такой власти со знаниями о человеке. Однако нетрудно понять, что власть использует не только такие знания. Перед ней стоят, например, проблемы управления экономикой страны, следовательно, и промышленным производством, в первую очередь имеющим значение для военного потенциала. Военная промышленность чем далее, тем более становится делом и заботой государственной власти, причем заботой постоянной, а не проявляемой от случая к случаю. Но в этой сфере власть, чтобы быть эффективной, должна опираться на такие науки, как механика, физика, химия и др. Таким образом «власть-знание» обращается и к точному естествознанию.
Понятие о девиантном поведении и его теоретические интерпретации. Виды девиантного поведения и основные формы психических отклонений.