Роль социолога в социальной регуляции трудового поведения
Социальная регуляция поведения, в том числе трудового, экономического, в социологии состоит в воздействии на социальные (экономические, политические, духовные) процессы и отношения, а также на поведение индивидов и групп, которые они определяют. Осуществляется регуляция через индивидуально-личностное и индивидуально-групповое статусное нормирование, а также через воздействие на это поведение социальных институтов посредством системы социального контроля. В социологической литературе понятие "механизмы регуляции поведения" рассматривают в широком и узком смысле [14, 83-85]. В широком понимании "инструментом" подобного регулирования является система социальных (в том числе социально-трудовых) отношений, складывающихся в обществе. Процессы социальной регуляции анализируются как следствие всех функционирующих в обществе отношений, процессов, структур, что существенно затрудняет его применение в сфере труда. В узком смысле под социальным механизмом регулирования трудового поведения подразумеваются два основных элемента — статусное нормирование и механизмы социального контроля. Такой подход становится все более популярным в социологической литературе. Остановимся на нем подробнее. Статус работника рассматривается как определенная позиция в социальной структуре группы работников (трудовом коллективе), связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус работника возникает в процессе прохождения индивидом необходимых фаз гражданской, социальной, образовательной и профессиональной подготовки, а также приобретения после этого нужных качеств, которые характеризуют его как подготовленного и дееспособного субъекта, ответственного за свои профессиональные действия и поступки. Социальный статус (профессиональный, должностной) обеспечивает работнику возможность трудовой деятельности в рамках жестко предписанных норм и стандартов — институциональных требований производственной организации. Согласно социальному статусу работник сохраняет определенную свободу в трудовом поведении: • может проявлять различные формы профессиональной активности на конкретном рабочем месте; • наделяется широкими правами, полномочиями, обязанностями и несет конкретную ответственность, которые защищаются, поощряются и гарантируются организацией; • способен в пределах заданного статуса, т. е. производственной позиции, или социально-экономической принадлежности, осуществлять инициативные формы и виды трудового поведения; • является активным субъектом социальной, организационно- управленческой, экономической регуляции; • по тем или иным признакам выделяется среди других работников, а также включается в социальную группу равных ему по статусу индивидов. Как видим, статус — профессиональный, квалификационный, должностной, экономический — является реальным показателем места работника в системе конкретной производственной организации, в которой через совокупность предписаний и норм устанавливаются относительно жесткие формы трудового поведения. Наличие статуса — необходимая, хотя и недостаточная предпосылка включения работника в систему конкретных институтов, связанных с организацией. Поэтому все виды поведения индивида находятся в сфере действия соответствующих механизмов социального контроля. Иначе говоря, регистрируются отклонения поведения от предписанных норм, а не насколько точно оно соответствует этим нормам, поскольку позитивное поведение находится в компетенции других социальных механизмов. Характерно, что социальный статус, с одной стороны, атрибутивный (существенный) признак личности, задающий определенный модус трудового поведения, с другой — некая форма поведения, отражающая предписанные и усвоенные способы коллективного взаимодействия. Динамическим, или функциональным, проявлением социального статуса является социальная роль, которая структурируется в качестве устойчивой поведенческой матрицы, выражающей совокупность усвоенных индивидом норм, предписаний и эталонных образцов поведения.