Статусно-ролевая концепция личности как инструмент соц познания.
Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных социальных системах в какой-то период времени. Объем социального пространства отдельного человека зависит от его возраста, статуса, интенсивности социальных контактов, количества освоенных им социальных ролей и т.д. С самого рождения человек попадает в исторически, географически, экономически и т.д. определенные общественные отношения, которые влияют на формирование его сознания. Нужно заметить, что в характеристике социального пространства существенную роль играет и географическое положение рассматриваемого объекта (государства, нации, общности, рода, племени). Важную роль в определении социального пространства играет также экономическое состояние общества в данный исторический период. Нельзя не учитывать и состояние нравов, культуры. Все это социальное многообразие в становлении личности проявляется сугубо конкретно, хотя и отражает общую тенденцию развития.
Чем более развивается личность, тем больше она оказывает обратное влияние на окружающее ее социальное пространство. Личность сама все более выступает как часть этого пространства, преобразующая его. Индивид приобретает в социальном пространстве определенный социальный статус, который дает ему возможность соотносить собственную позицию с позицией окружающих его людей (групп, иных социальных общностей).
Каждый человек внешне может выступать в разных измерениях, отражая различные общественные отношения в структуре общества. Но всякий раз он предстает в определенном качестве, иными словами, в каждом конкретном отношении имеет определенный социальный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами (содержание этих понятий будет раскрыто ниже).
В системе социальных связей основополагающую роль играют не личные, а социальные качества человека. Человек интересен для общества, в первую очередь, как персонифицированный элемент социальной структуры, отражающий общественные отношения и влияющий на них, способный выполнять социальные функции.
Социальный статус – ранг или позиция индивида в группе или группы (общности) во взаимоотношениях с другими общностями. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
Согласно социальному статусу человек обязан выполнять определенные требования, которые влекут за собой определенные действия. Общество, приписывая индивиду его социальный статус, тем самым признает общественную значимость его деятельности. Принято различать "статус предписываемый" и "статус достигаемый". Предписываемый статус индивид получает извне, в силу объективных обстоятельств, независимо от его личных усилий и желаний, достигаемый статус – в результате собственных целенаправленных усилий. Большую часть предписанных статусов индивид получает при рождении (расовая, этническая принадлежность, пол, социальное происхождение и др.), остальные – на различных этапах своего жизненного цикла (молодой человек, пожилой человек, бабушка, дедушка и т.п.).
В обществе существует множество различных социальных статусов, которые, однако, всегда упорядочены и находятся в определенной иерархии. На верхних ступенях этой иерархии расположены статусы, связанные с властными полномочиями, большими финансовыми, материальными возможностями, с выполнением ответственных социальных функций, с высоким уровнем квалификации, профессиональной подготовки и обладающие высоким социальным престижем. На нижних ступенях иерархии – статусы массовые, связанные с выполнением менее ответственных социальных функций, не требующие особых способностей или высокой квалификации и соответственно обладающие меньшим социальным престижем. В обществах различного типа складываются различные социальные иерархии статусов или другими словами, статусно-ролевые структуры.
В традиционном, доиндустриальном обществе большинство статусов относилось к категории предписанных. От рождения индивиду предписывалось, не только социальное происхождение, но и социальное положение (определенная сословная принадлежность), которое определяло всю его последующую жизнь. Наибольшим социальным престижем и привилегиями (независимо от их материального положения) пользовались статусы высших сословий - дворянства и духовенства, - которые выполняли наиболее ответственные социальные функции (государственная, военная служба, развитие духовной культуры, образования, воспитания). Внутри каждого сословия существовала своя иерархия социальных статусов.
В обществе индустриальном, современном преобладает ориентация на статус достигаемый (приобретаемый), который индивид получает в результате собственных усилий, в результате самосовершенствования (студент, курсант, строитель, юрист и т.п.). Здесь уже нет сословно-статусной предопределенности, формально все равны, но статусная иерархия существует – она строится в соответствии с уровнем материального благополучия (богатства) индивидов. В индустриальном, буржуазном обществе быть богатым почетно и престижно – верхние ступени статусной иерархии занимают не те, кто обладает высокой профессиональной квалификацией или выполняет наиболее важные социальные функции, а самые богатые. Уровень дохода служит в этом обществе показателем успешности, социальной значимости индивида и определяет его место статусной иерархии.
Степень сходства и различия социальных статусов индивидов и социальных групп, находящихся на различных ступенях общественной иерархии обозначается в социологии понятием социальная дистанция. Социальная дистанция отражает социальное неравенство представителей различных социальных статусов – неравенство в доходах, власти, социальном престиже, неравенство социального пространства для дальнейшего развития. Замечено, что чем выше социальный статус индивида, тем в большей степени он склонен подчеркивать социальную дистанцию между собой и стоящими на более низких ступенях социальной иерархии.
Согласно статусно-ролевой концепции, каждый человек одновременно имеет несколько статусов, которые, однако, не равнозначны. Например, гражданин М. имеет статус сына, друга, зятя, брата, слушателя, пловца и т.п. Все эти статусы могут выступать и как главные и как второстепенные, быть формальными и неформальными. Дома главным статусом является статус сына и соответствующее ожидаемое ролевое поведение. В вузе статус сына становится второстепенным, а главным – статус слушателя. Если поведение М. не соответствует данному статусу и им не выполняются соответствующие данному статусу ролевые обязательства, это приводит к негативным санкциям. Человек, имеющий определенный статус, но не соответствующий ему по своим индивидуальным и профессиональным качествам, имеет его лишь формально. Например, если руководителем большого ранга поставить выпускника вуза или человека, прошедшего всю статусно-ролевую иерархическую лестницу, то реально руководить сможет лишь второй. Получить статус и соответствовать ему не одно и тоже.
Индивид одновременно является носителем целого комплекса социальных статусов и это обстоятельство иногда вызывает к жизни ряд специфических проблем – проблемы несоответствия и несовместимости социальных статусов.
Редко кому удается занимать верхнюю социальную ступеньку всегда и во всем. Высокий социальный престиж в одном отношении обычно сочетается с весьма посредственными показателями в другом и это нормально, поскольку каждый индивид одновременно включен в большое число социальных общностей и взаимодействий. Однако существуют социальные статусы, несоответствие которых чревато негативными последствиями, как для самого индивида, так и для общества в целом. В нормальном стабильном обществе статусы, связанные с выполнением ответственных социальных функций и требующие высокой профессиональной подготовки, всегда сочетаются с высоким материальным поощрением и высоким социальным престижем. Если же эта взаимосвязь нарушается, возникает так называемое несовпадение статусов – ответственная работа при низкой зарплате, высокий доход в сочетании с низким социальным престижем и т.п. Несовпадение социальных статусов всегда сопровождается внутренним психологическим напряжением, внутриличностным конфликтом, которые могут найти свое разрешение, в том числе и в противоправных действиях. Нищий специалист высокого класса может начать торговать секретными технологиями или стратегическими материалами; государственный чиновник – продавать интересы государства частным лицам, а разбогатевший на сомнительных операциях - всеми правдами и неправдами поднять свой социальный престиж и приблизиться к сильным мира сего.
Несовместимость социальных статусов возникает тогда, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса. Чтобы исключить возникновение подобных ситуаций для некоторых категорий государственных служащих общество вводит запрет на отдельные сферы деятельности. Так, сотрудникам правоохранительных органов, в силу выполняемых функций запрещено заниматься политической и коммерческой деятельностью.
Запреты на совмещение некоторых статусов имели место и в частной жизни, причем, в разных культурах они сильно различались между собой, – это могли быть запреты на межэтнические, межсословные браки, на определенное («чужое») вероисповедание, однополые отношения, кровосмешение и др. Однако жесткий контроль за соблюдением таких запретов существовал только в традиционном обществе. Общество современное отказалось от большинства прежних запретов, оно относится к частной жизни граждан достаточно либерально и, если применяет какие-либо санкции, то неофициально, средствами общественного мнения.
Совокупность действий, совершаемых индивидом согласно его статусу, составляет существо понятия "социальная роль". Социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, обладающего определенным социальным статусом. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса (например, статуса отца, преподавателя), называется ролевым набором.
Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:
1. Эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.
2. Способ получения – одни предписываются, другие завоевываются.
3. Масштаб – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта.
4. Формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно.
5. Мотивация – на личную прибыль, на общее благо и т.д.
Люди, вступая в социальные связи друг с другом, группами, общностями, как правило, ожидают от людей, занимающих определенный социальный статус, определенного ролевого поведения. Как правило, ожидаемое и действительное в жизни не совпадают, поэтому социологи выделяют два аспекта в процессе реализации социальной роли: "ролевое ожидание" и "ролевое исполнение". Если эти два аспекта расходятся очень значительно, то индивид, занимающий статус и не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с теми социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.
Необходимость соответствия социального статуса и социальной роли индивида зафиксировано в нормативной структуре социальной роли, которая именуется "ролевым требованием" и включает в себя четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего типу данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, одобрение или презрение), или юридическими, политическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов, в том числе, правоохранительных органов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения.
В своей жизни человек иногда играет одновременно несколько социальных ролей, требования которых часто бывает трудно совместить. В таком случае речь идет о ролевом конфликте. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.
1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями. Ярким примером этого внутриролевого конфликта является тот, в атмосфере которого выросли все поколения отечественных обществоведов последних 70 лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы люди, занятые в ней, занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось, – это стало социокультурным образцом и безусловным требованием, которое строго контролировалось, – оправдание существующего положения вещей, одобрение и пропаганда результатов деятельности политической элиты, что накладывало определенный отпечаток на весь облик обществоведа. Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем случае социокультурные ценности, требования, поддерживаемые извне всей мощью государственной машины, взяли верх безусловно. В результате за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни в советский период нашей истории фактически была сведена на нет.
2. Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой социокультурной среды личности. Даже смена кафедры преподавателем в границах одного и того же города может вызвать определенные жизненные трудности, ощущение "чужака" и т.д. Глубинные конфликты возникают по вопросам более масштабным, когда речь идет об осознанном неприятии личностью тех или иных стандартов поведения, поддерживаемых обществом, государством. Здесь ярким примером может служить личность ученого, гражданина и демократа А.Д. Сахарова.
3. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети – низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла отдавать больше сил семье.
4. Конфликт в результате различной оценки значимости той или иной роли различными субъектами (может быть проиллюстрирован тем же примером, что и в п. 3).
5. Традиционным для социологии является анализ конфликта между ролями. Очень часто возникает несоответствие между ролью "заботливого отца, хорошего семьянина" и "влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя". Укажем, что и та, и другая роль "выпестованы" обществом, столкновение произошло по причине противоречий между самими стандартами, но они не возникли до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности. Ориентация на две противоречащих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д. Конкретно это разделение может проявляться по-разному: наш ученый стремится больше заниматься детьми, а реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. В одном случае, когда наш герой не занят наукой, он – заботливый отец. А в других – этот же человек может удивить своим безразличием и бессердечием в отношении к своему ребенку.
Ролевой конфликт создает у человека стрессовую ситуацию, преодоление которой нередко приводит к нарушениям общепринятых моральных норм и ценностей. Такое поведение в социологии называют девиантным (отклоняющимся).