Социальная структура общества и основания ее типологии.
Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.
Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаютсямежду собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия
Типология общества– это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.
Простые(догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.
Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:
Общество охотников и собирателей.Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.
Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.
Аграрное общество.На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.
Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794гг. Первой чертой этого общества является индустриализация– создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда.
Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация –рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
15. социальное взаимодействие,его структура и основные виды.
Социальное взаимодействие (интеракция) - система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно является причиной и следствием ответных действий других.
В процессе социального взаимодействия люди взаимно сравнительно глубоко влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но и изменение социальных отношений. Формами такого социального взаимодействия являются социальные группы и общности, институты и организации. Социальные взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям на: солидарные и антагонистические (враждебные); кратковременные и долговременные; организованные (семья, партия, государство и др.) и неорганизованные (толпа); непосредственные и опосредованные и др.
Социальное взаимодействие зачастую сводится к межличностному взаимодействию и рассматривается в психологическом плане. Между тем в реальной жизни люди оказываются связанными друг с другом, испытывают на себе воздействие других индивидов и не находясь с ними в непосредственном контакте. С одной стороны, с множеством совершенно незнакомых им людей, не находящихся в поле в поле межличностных взаимоотношений, они оказываются объединенными одинаковыми в главном и основном условиями и проявлениями жизнедеятельности, общими жизненными интересами. На основе такого социального взаимодействия люди незнакомые друг с другом и даже разъединенные в физическом пространстве, оказываются связанными между собой "невидимыми нитями", производят общий результат своей деятельности и образуют некую целостность - социальную систему. С другой стороны, они вступают в иные формы взаимодействия, основанные, напротив, на расхождении и даже столкновении интересов с другими множествами людей, что связано с более или менее глубокими различиями в условиях и образе жизни тех и других, при том вовсе не обязательно находящихся в межличностном контакте. Социокультурные опосредования социального взаимодействия анализируются в различных моделях, акцентирующих его институциональные или коммуникативные следствия. Для Хоманса диадическое взаимодействие (непосредственно личностное) как субстанциональный уровень поведения исследуется с позиции теории обмена, исходя из стремления взаимодействующих индивидов к максимизации и минимизации потерь. Понятие обмена потенциально включает в себя любое действие, характеризуя и процессы, происходящие на институциональном уровне. Функцию приведения системы в равновесное состояние выполняет комплекс институциональных ожиданий, правил обмена. Парсонс рассматривает соц. систему как созданную процедурами взаимодействия индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Индивидуальные действия направляются взаимосогласованнымиэкспектациями. Регулярное и длительное воспроизведение ситуаций взаимодействие приводит к стандартизации ожиданий и формированию норм, структурирующих в глазах индивидов модели взаимодействия и задающие обязательства участия в них (социальные роли). Социальное действие и взаимодействие оказываются продуктом исполнения ролей, которые деятель получает извне и интернализует. Социальное взаимодействие представлено интеракционистскими концепциями. В символическом интеракционизме акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки значений, интерсубъективного определения и переопределения ситуации в ходе социального взаимодействия. Социальный мир (единство Я и Другого) актуализируется интерсубъективного мира значений, повседневно конституируемых посредством общих жестов, символов и языка, и интерпретируется в терминах объективированных и осмысленных экспектаций. Социальные структуры как совокупность схем типизаций, на языке которых возможно понимание и общение, определяет ситуацию индивидуального Я через создание способов взаимодействия "Я" и социального мира - рутинных процедур его интерпретации и конструирования членами общества как объективного для них.