Программа прикладного социологического исследования
Социологическое исследование начинается с составления его программы. Программа – это один из важнейших социологических документов. Она представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов ис-следования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Она состоит из двух основных частей: методической и процедурной. Все составляющие части про-
граммы взаимосвязаны и подчинены общему замыслу научного поиска.
В идеальном варианте программа включает в себя следующие элементы:
1) анализ проблемы и определение проблемной ситуации;
2) определение объекта исследования и его предварительный анализ;
3) определение предмета исследования и его предварительный анализ;
4) определение целей и задач исследования;
5) формулирование гипотез;
6) вычленение основных понятий и их интерпретация.
Начальный пункт в разработке программы – это анализ возникшей про-
блемы и формулирование проблемной ситуации. Социальная проблема – это ситуация, требующая анализа в целях выработки решения. Проблемная ситуа-ция глубоко связана с проблемой, но не тождественна ей. Проблема может быть шире проблемной ситуации. Но может быть и так, что проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами. Например, у нас в респуб-лике не существует резко выраженной проблемы трудовой занятости населе-ния. Но в конкретном социологическом исследовании в рамках данной пробле-мы может рассматриваться в качестве проблемной ситуации нежелание моло-дых людей занимать низкооплачиваемые должности.
Социальные проблемы различаются по своим масштабам. Одни не выхо-дят за рамки коллектива (групповые), другие затрагивают интересы целых ре-гионов, больших социальных групп, третьи - интересы и потребности общества в целом.
Следующий этап – определение объекта исследования. Но социальная проблема не существует сама по себе, она предполагает носителя, - какую-то группу людей, общность. Объектом социологического исследования являются люди, объединѐнные в различные общности, группы, организации или вовле-чѐнные в различные социальные процессы. Например, исследуя проблему ре-формы высшего образования в Беларуси, мы причислим к объекту всех тех, кто имеет к ней отношение. Это работники министерства, законодатели, препода-ватели, представители государственных органов на местах, занимающихся во-просами высшего образования, студенты. Объект социологического исследова-ния должен отвечать таким требованиям как:
1) профессиональная принадлежность (вид изучаемой деятельности, коммерция, образование и т.д.);
2) пространственная принадлежность (регион, город, деревня);
3) временная определѐнность (период и сроки проведения исследова-ния).
Любой объект является носителем множества проблем. Поэтому необхо-димо выделить предмет исследования, т.е. те свойства и стороны объекта, кото-рые в наиболее полном виде выражают изучаемое социальное явление.
Следующим шагом исследования является определение его цели. Цель – это общая направленность исследования, проект действия, то, чего требуется достичь. Чѐткая формулировка цели – это важнейшее методологическое требо-вание к программе. В эмпирическом исследовании цель необходимо согласо-вать с заказчиком. Постановка прикладной цели подчѐркивает необходимость получения информации для определения направлений выхода из конкретной ситуации.
На основе цели разрабатывается система основных и не основных задач. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реа-лизации целей исследования. Основные задачи вытекают непосредственно из предмета исследования, отвечают его целевой установке. Дополнительные за-дачи направлены на изучение отдельных сторон проблемы для подготовки бу-дущих исследований, проверки не связанных с данной проблемой гипотез.
Следующий этап в разработке программы – выдвижение рабочих гипотез. Рабочая гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опро-вергнуть. Основные требования к гипотезам: ясность, проверяемость и непро-тиворечивость.
При разработке программы необходимо выделить основные понятия. Эти понятия носят абстрактный характер. Затем они переводятся в совокупность конкретных наблюдаемых признаков. Эта процедура называется «операциона-лизация понятий».
Этим заканчивается методологическая часть программы и начинается ра-бота над процедурной еѐ частью. Процедурная часть включает в себя:
1) определение общего плана исследования;
2) построение требуемого планом типа выборки;
3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Это может быть монографическое исследование, которое ориентировано на изучение одного социального явления или процесса на одном объекте, взя-том в качестве представителя целого класса подобных объектов.
Планом должно быть предусмотрено пилотажное (разведывательное) ис-следование. Его цель – уточнить применяемый инструментарий.
Выбирается и обосновывается тип инструментария, с помощью которого обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк ин-тервью, карточка наблюдения и др.).
Определяются этапы проведения исследования, содержание действий со-циологов на каждом из выделенных этапов.
Теперь можно лучше представить себе, для чего нужна программа. Если сразу начать с составления вопросов анкеты, то, во-первых, будет много лиш-них вопросов и может не оказаться нужных; во-вторых, можно «утонуть» в по-лученном материале, не зная как его обработать. Значение программы в том, что она задаѐт направление работы, позволяет обобщить то, что уже известно о предмете исследования и выяснить то, что ещѐ необходимо узнать.