Отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют спосо-бы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и
наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязыва-ются».2
Социальный факт является базовой категорией социологии, определяю-щей первичный элемент еѐ предметного поля. Э.Дюркгейм трактовал социаль-ные факты, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плот-ность населения), и, во-вторых, как конкретные проявления массового созна-ния, коллективные представления. Они имеют надындивидуальный, социокуль-турный статус, хотя и существуют только в сознании индивидов.
В современной социологии социальными фактами считают факты массо-вого поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом со-циальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологи-ческих исследований, такие как выборка, программа исследования, определе-нием уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).
На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (на-пример, логические и языковые нормы), общественно принятые способы про-явления эмоций, а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и правила приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.
Социальные факты объективны в том смысле, что, будучи созданными предшествующими поколениями, они существуют до конкретного индивида и поэтому воспринимаются как им как внешняя данность, которая воздействует на него независимо от его желания. Всякий отдельный человек, появляясь на свет, застаѐт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных ценностей и мотивов деятельности составляет суть процесса социализации (воспитания) каждого нового поколения.
Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимо-стью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что еѐ влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаѐтся им. Подобно то-му, как рыба ничего не знает о воде, пока не окажется на берегу, человек зачас-тую не догадывается о своей зависимости от общества. Социальная среда, в ко-торой обитает человек, влияет на него опосредованно, через его индивидуаль-ное сознание. Чаще всего индивид не в состоянии разглядеть за своими личны-
2 Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. - М,: КАНОН, 1995. – С. 31.
ми, казалось бы, чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоя-тельные требования общества.
Структура социологии
Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векто-рам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соот-ветствии с этим вектором, социология делится на три уровня.
Эмпирическая (прикладная) социология разрабатывает специальный со-
циологический инструментарий и получает с его помощью достоверную социологическую информацию.
Теоретическая социология обобщает,систематизирует первичную со-циологическую информацию и строит на этой основе теории социальных процессов.
Методологическая социология призвана совершенствовать социологи-ческого знания путѐм уточнения предметного поля социологии, расшире-ния категориального аппарата науки и т.д.
Помимо «вертикального» среза, социология структурируется также и по «горизонтальному» вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии.
Специализированные разделы социологии:
- социология брака и семьи;
- социология молодѐжи;
- социология культуры;
- социология религии;
- политическая социология;
- экономическая социология;
- социология управления;
- социология конфликта.
В настоящее время насчитывается более 40 различных отраслевых раз-делов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой сте-пени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология кон-фликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той еѐ части, которая развивалась применительно к сфере произ-водственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент».