Бубнов Ю.М., Михальчук Н.Е., Ярощенко Н.В.
СОЦИОЛОГИЯ
Курс лекций
для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения
Могилѐв 2007
УДК 316
Рассмотрен и рекомендован к изданию на заседании кафедры гуманитарных дисциплин
Протокол №____от ______2007 г.
Научно-методическим советом Протокол №____от ______2007 г.
Авторы: д.с.н. Бубнов Ю.М.
ст. преп. Михальчук Н.Е.
ст. преп. Ярощенко Н.В.
Научный рецензент Лихачѐв Н.Е., кандидат философских наук, заведую-
щий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилѐвско-
го государственного университета им. А.А.Кулешова
Бубнов Ю.М., Михальчук Н.Е., Ярощенко Н.В.
Социология:Курс лекций.–Могилѐв:УО«МГУП», 2007.–88с.
В соответствии с программой изучения курса социологии в техническом вузе представлен базовый категориальный аппарат социологической науки, его предмет и метод, наиболее важная, на наш взгляд, проблематика социальных аспектов жизнедеятельности современного общества. Курс лекций будет полезным студентам и преподавателям высших учебных заведений несоциологического профиля.
© УО «Могилѐвский государственный университет продовольствия»
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Введение | ||
Лекция 1. | Социология как наука (Бубнов Ю.М.) | |
Лекция 2. | Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) | |
Лекция 3. | Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) | |
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.) | ||
Лекция 5. | Личность и общество (Ярощенко Н.В.) | |
Лекция 6. | Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.) | |
Лекция 7. | Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) |
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное по-собие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачѐт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные фак-торы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении лич-ных, общественных и производственных проблем.
В результате изучения курса социологии студенты должны знать:
- основные теоретические и методологические проблемы социологии;
- базовые категории и понятия социологии;
- наиболее авторитетных учѐных, внесших существенный вклад в становле-ние и развитие социологии;
- основы конкретных методов и процедур социологической работы.
- основные подсистемы общества;
- закономерности становления, функционирования и развития социальных общностей и социальных процессов;
- влияние социо-нормативной среды на жизнь человека;
- трансформационные процессы перехода от одного типа общества к друго-му;
- актуальные социальные проблемы в Беларуси, странах СНГ и в мире, в це-лом;
- возможности и ограничения конкретных методов и процедур социологиче-ских исследований;
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести сле-дующие навыки:
выработки адекватных оценок социальных проблем, с которыми сталкива-ется современное белорусское общество; определения самостоятельной, аргументированной позиции при обсужде-нии и решении тех или иных социальных проблем;
владения простейшими приѐмами проведения социологических исследо-ваний; интерпретации результатов социологических опросов.
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Объект и предмет социологии.
2. Структура социологии.
3. Функции социологии как науки.
4. Институционализация социологии.
Объект и предмет социологии
Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от ла-тинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, уче-ние, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означа-ет «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и мно-гих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.
На что же направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного мас-штаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида.
Одно из самых удачных определений предмета социологии дал российский учѐный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах разви-
тия и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общно-стями, между общностями и личностями»1.
Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:
- массовые социальные процессы и массовое поведение людей;
- состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;
- совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;
- сходство или противоборство социальных интересов.
В предмет социологии входят только существенные, значимые, устой-чивые социальные связи. Такие связи и отношения, которые оформляются в социальные нормы.
Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, сле-
довательно, и формирование новой науки внѐс один из еѐ основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воз-действующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождѐн пси-хической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обуслов-ленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные нау-ки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не инди-
1 Ядов В.А. Социологические исследования 1990. - № 2. - С. 14.
вида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собст-венную – социальную - среду обитания человека.
Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоя-щая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? От-вет на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов,
Структура социологии
Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векто-рам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соот-ветствии с этим вектором, социология делится на три уровня.
Эмпирическая (прикладная) социология разрабатывает специальный со-
циологический инструментарий и получает с его помощью достоверную социологическую информацию.
Теоретическая социология обобщает,систематизирует первичную со-циологическую информацию и строит на этой основе теории социальных процессов.
Методологическая социология призвана совершенствовать социологи-ческого знания путѐм уточнения предметного поля социологии, расшире-ния категориального аппарата науки и т.д.
Помимо «вертикального» среза, социология структурируется также и по «горизонтальному» вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии.
Специализированные разделы социологии:
- социология брака и семьи;
- социология молодѐжи;
- социология культуры;
- социология религии;
- политическая социология;
- экономическая социология;
- социология управления;
- социология конфликта.
В настоящее время насчитывается более 40 различных отраслевых раз-делов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой сте-пени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология кон-фликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той еѐ части, которая развивалась применительно к сфере произ-водственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент».
Социологический опрос
Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в докумен-тах (информация о мнениях, мотивах, удовлетворенности респондентов). Та-кую информацию при методе опроса.
В основе метода – совокупность вопросов, с помощью которых идет сбор информации. Стандартная ситуация опроса включает наличие опрашиваемых (анкетеров) и опрашиваемых (анкетируемых) респондентов.
В зависимости от характера требуемой информации и способов ее полу-чения различают два вида опроса: анкетный и интервью. Анкетирование пред-полагает владение знаний и умений, необходимых для разработки анкеты, под-готовки ее к обсчету, организации и проведения анкетного опроса.
Обычно анкета содержит обращение, основную часть и паспортичку.
В обращении кратко говориться о цели исследования, подчеркивается его важность, значимость, сообщается о том, как будут использованы результаты
исследования, указываются правила заполнения анкеты, гарантируется ано-нимность ответов.
Основная часть анкеты – вопросы или блоки вопросов, нацеленные на получение необходимой информации. Вначале рекомендуется поместить наи-более доходчивые и интересные вопросы, чтобы заинтересовать респондента и расположить его к сотрудничеству. Чаще всего это событийные вопросы, во-просы о фактах. Далее следуют наиболее сложные вопросы на выявление уста-новок, мнений, оценок. В основную часть анкеты помещают такие уточняющие и контрольные вопросы.
Паспортичка – сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место работа или учебы) – может быть расположена либо в начале анкеты, либо в ее конце.
Анкетный опрос может быть проведен заочно, без помощи анкетеров (ан-кета высылается по почте). Почтовый опрос применяется в тех случаях, когда необходимо охватить значительное количество респондентов, разбросанных по территории (по району, городу, стране), которых трудно или невозможно со-брать в одном месте. Преимущество почтового опроса: возможность обойтись без анкетеров, одновременное проведение опроса на значительной территории. Среди недостатков следует отметить невысокий возврат анкет, использование советов посторонних или заполнение анкет.
Другой вид опроса – интервью – метод получения информации путем не-посредственной беседы интервьюера с респондентом.
Классификация интервью может проводиться во–первых, по целевому на-значению. Так называемое фокусированное интервью имеет целью изучение реакции на какие–то стимулы известной социальной ситуации. Перед его про-ведением респондент включается в определенную ситуацию или обстановку (например, смотрит фильм, читает статью, участвует в эксперименте). После этого выясняется, как он воспринял то или иное воздействие (например, как на него воздействовала определенная форма пропаганды).
Во-вторых, выделяют нестандартизованное, или свободное, или стандар-тизованное интервью.
Нестандартизованное интервью – это беседа, в ходе которой у интер-вьюера есть лишь общая тема разговора. Задача его – создать ситуацию взаи-модействия и умело стимулировать ответы. Формулировки вопросов опреде-ляются по ходу беседы, они могут расширяться, углубляться, видоизменяться и т.д..
Стандартизованное интервью предполагает наличие заранее сформулиро-ванных вопросов и вариантов ответов, что позволяет контролировать условия и ход опроса, облегчает сопоставление результатов. Такое интервью мало отли-чается от анкеты.
Преимущества интервью раскрываются, когда используются полустан-дартизированные варианты: предусмотрен список основных вопросов, часть, вопросов приготовлена заранее, другие же вопросы формулируются интер-вьюером самостоятельно.
Различают групповое и индивидуальное интервью. Групповое – это одно-временный опрос небольшой группы (бригада, семья и т.п.), в ходе которого образуется общая дискуссия. Интервью может быть не только личным и руппповым, но и массовым. Примером массового интервью может служить телефонный опрос. Он привлекает социологов возможностью снизить стои-
мость исследования и оперативностью.
Специфика опроса в том, что источником информации является словесное сообщение. Достоверность информации во многом зависит от того, достаточно ли профессионально составлен вопросник. Рассмотрим сначала основные пра-вила и принципы конструирования вопросника.
В вопросник необходимо заложить только наиболее существенные вопросы, дающие самую важную информацию, отвечающую задачам исследования. Не надо задавать вопросы просто так, на всякий случай. Они все должны иметь прямое отношение к теме исследования. Многие сведения об объекте можно получить из официальных документов.
Формулировка вопросов должна быть понятной респонденту. Надо учиты-вать уровень образования, интересы. Как говорят социологи, анкета должна «разговаривать» на языке респондента. Вопросы следует сформулировать чѐтко, ясно, лаконично.
Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы опрашиваемый мог в прин-ципе ответить на него. Поэтому вопросы, на которые респонденту ответить чрезвычайно сложно, следует исключить
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы у респондента было же-лание давать на них полную и объективную информацию. Например, не на-до спрашивать у руководителя, дела которого идут плохо, почему он не справляется с работой. Надо задать вопрос так, чтобы он назвал те трудно-сти и проблемы, с которыми сталкивается.
Вопросы следует задавать корректно, вежливо: «Скажите, пожалуйста», но не «Укажите, назовите…» и т.п. Императивная форма может вызвать негативную реакцию у респондента.
Процесс составления вопросника требует от социолога знания типов вопро-сов по форме и содержанию, функциям.
В зависимости от содержания можно выделить вопросы о фактах и вопросы
о мотивах, оценках, мнениях. Первые нацелены на получение объективной ин-формации (что человек знает, помнит, что сделал и т.п.) Примером могут слу-жить «демографические» вопросы (пол, возраст, семейное положение), вопросы статуса (профессия, образование, заработок), событийные вопросы. Вторая группа вопросов нацелена на получение субъективной информации (что чело-век думает, каковы его намерения). Они сложные, нередко случаи, когда рес-пондент не хочет или не может ответить. Задача состоит в том, чтобы с помо-щью различных приѐмов искусно поставить вопрос и добиться нужной инфор-мации.
В зависимости от формы, вопросы можно подразделить на открытые и за-крытые, прямые и косвенные.
Вопрос называется открытым, если респондент не регламентирован заранее подготовленными вариантами ответа. Закрытый вопрос содержит варианты возможных ответов, и респондент должен выбрать один из них или несколько.
Достоинства открытых вопросов в том, что ответы на них носят спонтанный, естественный характер. В ответах часто можно обнаружить неожиданные, ин-тересные суждения. Однако открытые вопросы имеют и существенные недос-татки – вероятность произвольной интерпретации вопроса респондентом, мно-жество случайных ответов, а также очень большой процент отказов отвечать на вопрос (до 70%).
Закрытые вопросы имеют то преимущество, что они строго и однозначно ин-терпретируются, быстрее обрабатывается и т.д. Но здесь велика опасность на-вязывания респонденту ответов. Часто бывает, что респондент не имеет мнения по вопросу либо ни один из вариантов его не устраивает и, тем не менее, он отмечает тот или иной пункт. В результате возникает искажение информации.
Поэтому нет смысла сравнивать вопросы закрытые и открытые по типу «лучше или хуже». Каждый вид вопросов имеет своѐ название. На стадии пило-тажного исследования акцент делается на вопросы открытые, поскольку идѐт сбор высказываний, мнений. На стадии полевого исследования отдаѐтся пред-почтение закрытым вопросам.
Очень часто встречаются так называемые полузакрытые вопросы, в которых после перечня альтернатив следует открытый вариант типа: «Что ещѐ Вы мо-
жете сказать по этому вопросу?», «Если у Вас есть своѐ мнение, напишите»
и т.п. У респондента появляется возможность ответить по-своему.
Прямые вопросы обращены непосредственно к респонденту: «Что Вы ду-маете о…?»и т.д.Но иногда целесообразно задать один или несколько косвен-ных. Например, вряд ли уместен прямой вопрос об удовлетворѐнности зарпла-той. Вместо него следует задать вопросы: «Приходится ли Вам подрабатывать в свободное время?», «Сколько денег приходится на каждого члена Вашей се-мьи?»и др.
По функциям вопросы делятся на основные, контрольные, фильтрующие, буферные. Контрольные вопросы призваны проверить правдивость ответов на основные или программные вопросы. По существу, это повторные вопросы, но заданные несколько по-другому. Например, основной вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?»;Контрольный: «Хотели бы Вы сменить ме-сто работы?»
Функция фильтрующих вопросов – отделить группу респондентов, которые должны или могут ответить на вопрос, от тех, кто не должен или не может. На-
пример, прежде чем спросить: «Каким видом спорта Вы занимаетесь?», надо узнать, занимается ли респондент спортом вообще. Последний вопрос фильт-рующий.
Буферные или отвлекающие вопросы предназначены для переключения вни-мания респондента на новый тематический блок, для нейтрализации влияния предыдущих вопросов на последующие, для снятия монотонности и т.д.
Необходимо обладать немалым опытом, чтобы грамотно разработать вопро-сы анкеты и интервью. Начинающий социолог совершает в этом деле массу
ошибок и в результате получает необъективную, ненадѐжную информацию, ко-торую нельзя использовать в работе.
Рассмотрим наиболее типичные ошибки. Первая ошибка – «грех» много-словности. Нельзя «раздувать» анкету: чем больше объѐм анкеты, тем хуже она заполняется. Средняя анкета не должна содержать более 30-40 вопросов. Чело-век, заполняющий анкету более 40 мин, начинает совершать ошибки, пропус-кать вопросы. Однажды был проведѐн эксперимент. Одновременно запустили две одинаковые по содержанию анкеты. Одна была составлена лаконично, вто-рая страдала многословием. В первом случае отказы отвечать на вопросы со-ставили 3%, во втором – 20%.
Ряд ошибок связан с неумением правильно формулировать вопросы. Нельзя задавать так называемые лобовые вопросы. Например, не надо спрашивать: «Почему ты выбрал эту профессию?» Он задан в лоб, некорректен. Правиль-нее разбить его на ряд мелких, конкретных вопросов: «Что привлекает тебя в этой профессии?», «Ты решил сам, или посоветовали другие»и т.д.
Нельзя задавать вопросы, которые могут иметь различную содержательную информацию. Например, на вопрос «Как Вы проводите своѐ время?» можно от-
ветить по-разному: «хорошо», «плохо», «хожу в кино», «в одиночестве», «в компании друзей»и т.п.
Наводящие вопросы нацеливают респондента на какой-то определѐнный от-вет. Нельзя, например, задавать вопросы типа: «Разве Вы не хотите…?» или «Вы ведь думаете, что…?», так как они содержат подсказку. Вопросы типа: «Хотели бы Вы…?», «Нравиться ли Вам», подталкивают респондента к поло-жительному ответу. Поэтому лучше сформулировать нейтральные вопросы безотносительно к той или иной позиции. Например, вместо вопроса «Любите ли вы программу «Панорама»?следует задать вопрос: «Как Вы относитесь к программе «Панорама»?
Не менее важно уметь правильно формулировать варианты ответов на вопро-сы. Здесь также необходима предельная конкретность и чѐткость. Например, в
вопросе «Сколько времени у Вас уходит на чтение газет?» Недопустимы вари-
анты ответа «много», «мало», так как для одного респондента «мало» означает
– час, а для другого – три часа.
Предлагаемый перечень альтернатив должен быть полным, продуманным, построенным по единому логическому основанию. Если предлагается целый набор вариантов ответа, то необходимо объяснить, сколько вариантов можно отметить.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что все три рассмотрен-ных метода сбора социологической информации могут найти применение в ва-шей будущей работе. Специалисту приходится работать с документами, на-блюдать за поведением, отношениями в коллективе, иногда проводить неболь-шие опросы. Очень важно, чтобы это делалось грамотно, со знанием упомяну-тых выше методов. Иначе неизбежны «проколы» в работе. Неумение анализи-ровать документы может привести к тому, что противоречивый , ошибочный документ будет принят как руководство к действию. Небрежно проведѐнный опрос даст искажѐнную информацию, которую можно принять за мнение кол-
лектива и т.п. Будущему специалисту и руководителю нужна социологическая компетентность.
Лекция 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
1. Характеристика основных направлений современной социологии
2. Натуралистическое направление в социологии
б) Географическая школа в) Расово-антропологическая школа
г) Социал-дарвинистская школа
3. Парадигма психологизма (психологизаторское направление) б) Инстинктивизм д) Интеракционизм
в) Психология народов
4. Парадигма социологизма (социологизаторское направление) а) Структурно-функциональный анализ
Социал-дарвинистская школа
Открытый Чарльзом Дарвином механизм эволюции органической приро-ды был почти сразу же применѐн и к социальной сфере человеческих отноше-ний. Влияние социал-дарвинизма испытали на себе многие социологи, такие как Карл Маркс, Габриель Тард, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Франклин Гидденс и многие другие. Однако создателем социал-дарвинистской школы по праву считают соотечественника Ч.Дарвина - Герберта Спенсера. Именно Г.Спенсер впервые систематически описал основные принципы эволюционной теории в области социальных наук: естественный отбор, борьба за существова-
5 Психология: комплексный подход / М.Айзенк, Х Куликен и др. – Мн.: Новое знание, 2002. –832 с. – С. 415-416.
ние и выживание наиболее приспособленных не только в органической приро-де, но и в социальной сфере.
Стоит отметить, что Ч.Дарвин, признавая приоритет Г.Спенсера в разра-ботке механизма естественного отбора как двигателя эволюции, не считал воз-можным его распространение на человеческое общество.
Методологической основой социал-дарвинизма является конфликтологи-ческая парадигма, базовую формулу которой в образной форме высказал рим-ский комедиограф Плавт в 3-2 вв. до н.э.: «homo homini lupus est» «человек че-ловеку – волк», а в философской – Томас Гоббс, утверждавший, что естествен-ным состоянием общества является «война всех против всех». Представители социал-дарвинизма рассматривали социальную жизнь как арену непрерывной и повсеместной борьбы индивидов, больших и малых социальных групп (родов, семей, коллективов, племѐн, этносов и наций, классов), а также государств и социальных институтов.
Формы и методы этой непрерывной борьбы за выживание в различных историко-культурных условиях различны. Польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) считал, что люди рождаются для того, чтобы бороться за место под солнцем. Общество представляет собой совокупность больших и малых групп людей, беспощадно борющихся между собой за влия-ние, выживание и господство. Неизбывная причина войны всех против всех за-ключается в ограниченности материальных ресурсов существования. Цивили-зация лишь изменяет формы и методы этой борьбы, облагораживая ее. Простые социальные группы, объединяющие людей на основе сходства-подобия их функций, внешнего вида, этнических и антропологических признаков (племя, род, солдатский взвод, обитатели тюремной камеры, группа подростков и т.п.) чаще всего используют насильственные методы борьбы и часто ведут еѐ вплоть до физического уничтожения противника. А вот сложные, многомерные со-циумы (государственные и межгосударственные образования, социальные ин-ституты, гражданское общество), объединяющие людей взаимодополняющими функциями, применяют экономические, политические и идеологические мето-ды борьбы, как правило, не ведущие к полному уничтожению оппонента. В лю-бом случае обществу даже самой высокой организации не избежать социально-го конфликта, будь то в форме экономической или культурной конкуренции, политического влияния или войны. Результатом этой борьбы (всегда лишь промежуточным) будет установление социального неравенства в масштабе от-дельного региона, страны или мирового сообщества.
По мнению Г.Спенсера, необходимым условием развития общества вы-ступает свобода индивидуальных действий и основанная на ней честная конку-ренция за жизненные ресурсы. Социал-дарвинизм неразрывно связан с индиви-дуализмом. Г. Спенсер сформулировал закон «равной свободы»: «Каждый че-ловек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека». Коллективизм Спенсер считал формой порабощения лично-сти и гибельным с биологической точки зрения», видел в нем поощрение «худ-ших за счет лучших». Честную и процедурно организованную конкуренцию во всех сферах человеческой жизнедеятельности (в экономике, политике, в идео-
логии, в науке, искусстве, спорте и пр.) он считал цивилизованной формой борьбы индивидов и социумов за выживание. В ходе этой борьбы, по мнению сторонников социал-дарвинизма, наибольшие шансы выжить имеет тот соци-альный организм, который в наибольшей степени приспособлен к сложившим-ся природным и историческим условиям. Более того, сама борьба является сильнейшим фактором ускорения цивилизационного развития социума. В про-цессе борьбы за выживание и расширение сферы существования происходит усложнение и укрепление социальной структуры и социальных институтов. Выживает сильнейший, а значит – лучший, идѐт ли речь об отдельном индиви-де, социальной группе, государстве или цивилизации. Устранение конкурент-ной борьбы из сферы социального взаимодействия ведѐт к деградации, упадку
и вымиранию, поскольку приоритет получает слабый, болезненный обществен-ный организм. Поэтому Г.Спенсер выступал против любых форм государст-венной благотворительности в форме законов о помощи бедным, заботы госу-дарства о воспитании детей, санитарного надзора, регулирования жилищных условий, государственных банков, даже против государственной почтовой сис-темы, считая, что только личная деловая инициатива в условиях свободной конкуренции позволит обществу динамично развиваться. Впрочем, негосудар-ственные формы благотворительности Г.Спенсер вполне допускал и приветст-вовал, считая еѐ формой проявления свободной инициативы людей.
Идеи социал-дарвинизма вообще и Герберта Спенсера, в частности, име-ли очень широкий резонанс во всѐм мире и не только в социологии, но и в эко-номической науке (Чикагская экономическая школа), в литературе (многие произведения Дж. Лондона написаны под впечатлением идей Г.Спенсера), в политике (в частности, в политической деятельности Рональда Рейгана).
Стоит, однако, указать на некоторые противоречия социал-дарвинизма и несоответствие его выводов исторической реальности. Так, например, история знает множество примеров того, как, казалось бы, более совершенные и разви-тые цивилизации гибли под ударами варваров. Несостоятельны, на наш взгляд,
и нападки Г.Спенсера на коллективизм, который является важнейшей формой социальной организации людей. Только благодаря коллективизму слабый с биологической точки зрения вид Homo sapiens смог выжить в борьбе с намного более приспособленными физиологически видами.
Парадигма психологизма
В науках о человеке всегда противостояли две противоположные научные традиции: субъективистская и объективистская, отражающие вечное противо-стояние индивида и общества. Институционально первая традиция оформилась в науку психологию, а вторая – в науку социологию. По большому счѐту, про-блематика спора вполне соответствует коллизии: «Что первично, курица или яйцо?». Как наука, психология возникла раньше социологии. Социология стала наукой, отделившись от философии и психологии. Однако социология, отпоч-ковавшись от психологии, впала в естественную ересь самоутверждения, ума-ляя роль индивида как главного субъекта социальной жизни и непомерно воз-величивая значение социального целого в ущерб индивидуальному частному. В
ответ на крайность социологизаторского подхода - вульгарный социологизм - в конце XIX века в рамках самой социологии стала усиливаться тенденция к пси-хологизации социальных процессов и явлений. В это время – в конце XIX века психология снова стала модной. В философии, например, иррационально-психологизаторский подход проявился в концепциях «воли к жизни» А.Шопенгауэра, «воли к власти» Ф.Ницше, махизма и эмпириокритицизма. Однако это была другая психология по сравнению с психологией первой поло-вины XIX века. Помимо физиологии – главной методологической основы пси-хологии конца XVIII - начала XIX вв. - она учитывала уже и социальные факто-ры, частично восприняв метод социологии. В этом проявилось логика взаимно-го развития психологии и социологии. Психологический подход проявил себя и в недрах социологии, образовав целое психологизаторское направление.
Общая черта психологизаторских концепций - психологический редук-ционизм, что означает полное или преимущественное сведение социальных яв-лений к действию психических факторов. В рамках психологизаторского на-правления можно выделить три течения:
- индивидуалистическое (анализ психики индивида);
- групповое (анализ психических процессов в малых группах);
- социетарное (исследование общественной психологии).
Рассмотрим несколько научных школ в рамках каждого течения психологи-заторского направления в социологии.
Первой такой школой будет «инстинктивизм», с наибольшей силой зая-вивший о себе в первой трети ХХ века. Теория социального инстинкта разви-лась как антитеза господствовавшему на протяжении всего XIX века рациона-лизму. Рационализм себя дискредитировал на историческом поприще экономи-ческими кризисами и войнами, продемонстрировав тем самым неспособность человечества гармонично организовать свою жизнь. Как реакция на провал па-радигмы рационализма и появилась научно аргументированная апелляция к бессознательным иррационально-эмоциональным импульсам социального жиз-ни. Биологи к тому времени открыли механизм инстинкта – врождѐнного, бес-сознательно действующего регулятора поведения особи. Психологи обнаружи-ли и у человека мощные подсознательные структуры. На этой основе некото-рые социологи построили несколько теорий социальных инстинктов, которые можно объединить в социологическую школу под названием «инстинктивизм».
У социологического инстинктивизма была богатая предыстория. Ещѐ Ч. Дарвин (1809-1882) выдвинул положение о взаимопомощи среди животных, следовательно, о наличии инстинкта общительности у всех живых существ. Русский идеолог анархизма Пѐтр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) писал в этой связи: «Нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всей живой при-
роде»6.Другой знаменитый деятель анархизма Михаил Александрович Бакунин(1814-1876) также считал, что за любым социальным явлением скрыт какой-нибудь инстинкт. Исходными являются эгоистический инстинкт (инстинкт
6 Цит. по: Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.-С. 470.
самосохранения индивида) и инстинкт социальный (инстинкт сохранения ро-да). Инстинкт общественности распадается на рабский инстинкт повиновения и господский инстинкт. С ними связан инстинкт патриотизма, вызывающий привязанность к своему и ненависть ко всему чужому. Рабский и господский инстинкты лежат в основе государства как машины господства одних над дру-гими. Эгоистический инстинкт ведѐт к развитию чувства свободы (инстинкт революции). Бунт носит характер инстинкта, присущего всякому живому суще-ству. Интенсивность» этого инстинкта измеряет «жизненную силу» отдельного человека и всего общества7.
Крупнейшим представителем инстинктивизма был англо-американский психолог Уильям Мак-Дуголл (Мак-Даугалл) (1871-1938). В разное время своей научной жизни он говорил о различном количестве базовых социальных ин-стинктов: от 11 до 18. Например, стадный инстинкт является основой социаль-ной жизни, объединяя людей в малые и большие социальные конгломераты. Именно стадным инстинктом обусловлены образование и безудержный рост городов, коллективный досуг, массовые сборища. Инстинкт драчливости опре-делил склонность людей к спора