Понятие личности в социологии.Социально-психологическая структура личности.
Личность-динамическая,относительно-устойчиваясистема интеллектуальных,морально-волевых и социально-культурных качеств
Личность-это социальное качество,которое формируется только в процессе включения человека в систему общественных отношений и освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.
Типы личности: негодяи, святые, творцы, политики, мыслители.
Сущ два типа личности:Базисная личность и идеал личности(эталон на который ориентируется об-во)
Личность состоит из 3 систем:
1)субъективное Я-комплекс представлений человека о себе.
2)Отражённое Я(комплекс представлений о себе на основе мнения других людей и своих реакций на их оценку.
3)Ролевое Я(комплекс представлений о себе на основе наших ролей.
Структура личности по Фрейду:
1)Супер Эго(Сверх Я)_содержит ценности, идеальные образцы поведения, нормы морали,которыми мы руководствуемся в повседневной деятельности.
2)Эго(Я)сознание-содержит механизмы, позволяющие адаптироваться к окружающей среде
3)Оно(подсознание) наиболее примитивный компонент личности,содержит все врождённые инстинкты,подченены принципам удовольствия.Находятся в конфликте с Супер Эго.
15.Основные тенденции в трансформации социальной структуры и социальной мобильности белорусского общества.
По доходам в обществе можно условно выделить высший, средний и низший слои. За период с 1990 по 1999 годы в Беларуси произошло углубление неравенства по этому признаку. Если в 1990 г. отношение среднего дохода 10 % наиболее богатых семей к среднему доходу 10 % самых бедных семей составляло 3, то к 1999 г. оно составило 9,8. До развала СССР бедность в Беларуси не превышала 1 % численности населения, а в 1999 г. она по официальным данным превысила 36 %.
На основании данных статистики Е. М. Бабосов выделяет следующие группы:
Богатые (1,5 %).
Состоятельные (5-6 %), позволяющие себе дорогие покупки, путешествия, отдых в дорогих санаториях.
Обеспеченные (8-9 %), ощущающие ограничения при приобретении дорогостоящих вещей, отдыхе за рубежом, посещении ресторанов.
Среднеобеспеченные (14 %), вынужденные выбрать между бытовой техникой, дорогой одеждой или хорошим питанием.
Малообеспеченные (17 %), которые не могут купить бытовую технику и ощущают затруднения при покупке одежды и организации досуга.
Бедные (46 %), которые лишь изредка могут позволить себе покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать учебу детей, организовать себе культурный досуг.
Нищие (7 %)-находятся на грани выживания, нуждаются в дополнительных средствах для обеспечения достойного уровня жизни.
Процесс социально-экономических преобразований в Республики Беларусь сопровождается активным формированием новых слоев и классов, что влечет за собой серьезную трансформацию всей социальной структуры. По социально-статусным критериям население постсоветского общества, в том числе и белорусского, дифференцируется следующим образом:
• высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше;
• высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, и др.;
• средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий и др.;
• низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;
• низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;
• паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители и т.п.;
• маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, и т.п.
Черты соц структуры:
• неустойчивость, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;
• многоукладность, при которой старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;
• мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.
Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного в сентябре 2007 г. доля граждан, которых можно назвать «богатыми», составляет 1,5%. Доля тех, кого можно отнести к «нищим», составляет 3,7%. (23,2%) могут себе позволить вполне обеспеченную жизнь, но без очень дорогих покупок – недвижимости, и пр., а 26,9% считают свое материальное положение сложным.
Вопросы!!!!!!!!!
1.Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии
2. Структура соц-го знания. Понятия теории среднего уровня.
3.Осн. фун-ци и задачи соц. Соц. в системе общественных и гумм-ных наук
4.Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.Основные этапы развития классических концепций теоретической социологии 19-20 вв
5Социология 20 века
6. Понятие « общество» в соц-ии. Основные признаки общ-ва.
7.Типология обществ (Маркс, Теннис, Белл, Тоффлер, Поппер)
8)понятие личности в социологии.Социально-психологическая структура личности.
9. Соц-ый статус соц-ые роли личности.
Соц. Статус
10. Социализация личности: сущность, этапы, формы и факторы. Понятие процесса «десоциализации и ресоциализации».
11. Девиантное поведение. Причины формы девиации. Делинкветное поведение.
12. Сущность и основные концепции социальной стратификации общества.
13 Основные критерии изменения социальной стратификации.стратификационный профиль,профиль стратификации.
14. Понятия и основные виды соц. мобильности.Марганализация.
15.Основные тенденции в трансформации социальной структуры и социальной мобильности белорусского общества.
16. Понятия, признаки и функции соц-го института. Процесс «институционализации».
17. Соц-ые организации и их типы. Бюрократия как соц-ое явление.
18. Соц-ая сущность семьи. Функции семьи и брака.
19. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
20. тенденции и проблемы семейно-брачных отношений на современном этапе Проблемы семейно-брачных отношений в современных условиях
21. Сущ-ть и основные этапы прикладного соц-го исследования. Виды соц. исследований.
22.Программа прикладного соц. ислед-я. Репрезентативность ислед-я типы выборки.
23.Методы сбора первичной соц. инф-ии:анализ документов соц. опрос, анкетирование, интервью.
24. Наблюдение и эксперемент как методы сбора перевичной соц-ой инф-ии.