Социальный класс, социальная группа, социальный слой.
Социальный класс - совокупность индивидов, сходных по роду деятельности, по имущественному положению, по объему прав, имеющих одинаковые интересы.
Принято выделять высший, средний и низший социальные классы.
Высший класс:
n В развитых странах составляет 5-10% населения;
n Имеет прочное экономическое положение;
n Оказывает значительное влияние на политическую власть;
n Заинтересован в сохранении и приумножении накопленной собственности
Средний класс:
n В развитых странах составляет до 80% населения;
n Экономически активен, обеспечивает большую часть национального дохода;
n Выступает за правопорядок, стабильность, законность.
n Выполняет функцию стабилизатора общества
Основные признаки принадлежности к среднему классу: Наличие собственности (имущества либо источника дохода); Высокий уровень образования; Высокий уровень дохода; Престижная профессия.
Низший класс:
n В развитых странах составляет около 15% населения;
n Включает людей, не владеющих собственностью, занимающихся низкоквалифицированным трудом, имеющих низкий доход или не имеющих его;
n Является источником конфликтов и экстремизма в обществе
Социальная группа –это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Признаки социальной группы:
· определённый способ взаимодействия между её членами, институциализация групповых отношений;
· осознание членства, чувства принадлежности к данной группе;
· принятие членами группы основных ценностей, целей, норм, разделяемых группой
Минимально в группу должны входить три человека.
Три элемента группы являются ключевыми: групповое благо, чувство принадлежности к группе и групповые нормы.
Групповое благо – это средство удовлетворить групповые потребности и индивидуальные интересы (например, дом, построенный семьёй, сакральный характер церкви и т.д.), оно – результат сотрудничества в группе, оно не принадлежит никому, но каждый член группы имеет на него право, именно оно способствует сохранению целостности социальной группы. Главным эмоциональным фактором объединения людей в группу является чувство принадлежности к группе. Это чувство базируется на осознании сути группы каждым членом. Такое представление о группе у каждого члена формируется на основе опыта (например, совместное участие в семейных праздниках укрепляет чувство принадлежности к семье). Групповые нормы – это обязательные правила, благодаря которым возможно эффективное функционирование группы.
Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Например, по размеру группы делят на большие, малые, средние. Вот некоторые из основных типов групп:
- первичные (характеризуются тесными связями, сотрудничеством, эмоциональной близостью, взаимной поддержкой) и вторичные (характеризуются безличным взаимодействием, официальным отношением, почти полным отсутствием эмоциональных связей);
· реальные группы(ограничены в размерах, люди объединяются реальными отношениями или видами деятельности) и квазигруппы(неустойчивые общности, характеризующиеся кратковременностью существования, узостью взаимосвязей между участниками);
· формальные (группы, существование которых закреплено официально и связано с внешними факторами) и неформальные (возникают из-за стремления людей реализовать свои потребности в общении, привязанности, дружбе, обмене информацией);
· малые (относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом, объединённых общими целями, интересами и ценностями) и большие (значительные по размерам и сложно организованные общности людей, вовлеченных в общественную деятельность);
· референтные группы (является эталоном для индивида, он хотел бы в неё попасть.Референтные группы бывают:по выполняемым функциям: нормативные и сравнительные; по факту членства: группы реального присутствия и идеальные; в зависимости от принятия или непринятия групповых норм: положительные и отрицательные.);
· аутгруппы(общность, к которой индивид не принадлежит) и ингруппы(общность, с которой индивид себя идентифицирует, к которой осознаёт свою принадлежность).
Также возможна классификация на основании содержательных аспектов социальных процессов. В таком случае социальные группы делят на группы, образованные по аскриптивномупризнаку (территориальные, группы родства, социально-демографические группы); статусные (профессиональные) группы, возникшие в результате разделения труда; целевые группы (организованные для решения каких-либо задач) – хозяйственные, политические, просветительские и т.д. Исследователи выделяют конкретную и гибкую составляющую социальной структуры — понятие «страта» или «слой». Страта включает в себя людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т. с. такой, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т. п. Страты формируются по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой (ценности, нормы, образцы поведения). Следовательно, стратификация – это социокультурное расслоение, так как социальные и культурные аспекты в нем тесно переплетены.