Соц-я в системе наук про общество
Соц-я тесно связана с различными гуманитарными и соц дисциплинами, в частности, историей, фил-ей, биологией, психологией, эконом, политолог.эти науки также изучают индивида, соц мир, но акцент внимание лишь на отдельных сторонах их взаимодействия. Соц-я произошла из философии иимеет с ней много общего. В философии даже возникает раздел «социальная философия». В отличии от фил-ии кот изучает общество умозрительно под углом зрения решения мировоззренческих проблем, соц-я акцентирует внимание на практических задачах общества. В отличии от психологии, кот изуч отдельную личность, ее психологическое «я», соц изучает психологию общества – «мы». В отличии от биологии, которая изучает различные системы в природе, социология изуч системы в обществе. Экономика из чисто экономические аспекты социологии, а социол – влияние экономики на отдельных индивидов и общество.
Социальная мысль Др. Востока
Др. Индия: На рубеже 2-1 веков до н.э. возникают в долине реки Ганг древнеиндийские рабовладельческие государства. В основе хоз. жизни лежало земледелие и ремесло. Общество не было равным – были бедные и богатые. Определённым регулятором общественных отношений были религиозные принципы поведения. Согласно древнеиндийским представлениям, общество состоит из 4 каст: брахмы(жрецы), кшатрии(воины), вайшии(свободные), шудры(работники). В основе социологической мысли Др. Индии лежал брахманизм. В основе этого учения лежали представление, что брахманами становятся не благодаря особому соц. происхождению и образованию, а благодаря особому образу жизни. Человек должен научиться самосовершенствоваться, заниматься самопознанием, а не стремиться к наживе и само удовольствию. Также необходимо порецать злые мысли, зависть и проповедовать принцип акцентизма.
Др. Китай: В 6 веке до н.э. здесь возникает царство Цинь, которое состояло из земледельческих общин. В царстве происходили постоянные династические войны за власть, что негативно отражалось на жизнь простых людей. Обычным явлением стало доносительство. В это время жил древнекитайский философ Конфуций.
В основе соц. мысли Конфуция лежали морально-этические принципы. Основным принципом морали – «Жень сяо ли», т.е. гуманность, уважение к старшим, следование ритуала. Согласно представлениям Конфуция, общество делится на благородных и низменных людей. «Благородные люди» - это те, которые живут по законам неба, на первый план они ставят общественные интересы, а не личные.
Соц. мысль Античности.
Соц. мысль Античности представлена учениями соц. философов Платона и Аристотеля. Несмотрю на то что они не видели отличий между гос-вом и обществом, они заложили основы учения о соц. структуре общества и его соц. стратификации. В своей работе «Государство», Плптон выделяет 3 основных слоя» аристократия-правители и философы, воины или стражи, земледельцы и ремесленики.
Платон считал, что правители и воины не должны иметь семьи и частной собственности. Взгляды Платона были основаны на его идеалистических представлениях, он считал, что весь мир состоит из идеальных частичек – эйдосов, познать которые человек не в состоянии. Человек также не в состоянии познать счастье, любовь, смысл жизни, поэтому главное предназначение человека, по мнению Платона – служить отечеству. Платон также разработал учение об основных формах правления: лучшей из них он считал аристократическую республику. За ней следовала тимократия, или власть воинов. Каждая последующая форма уступала предыдущей. Затем шла олигархия – власть богатых людей. И самой худшей формой правления он считал демократию. Если олигархию Платон критиковал за чрезмерное стремление к богатству, то демократию за чрезмерную свободу и вседозволенность. Обе эти формы обречены. По мнению Платона демократия вырождается в охлократию – власть толпы или теранию.
Аристотель. Аристотель отрицает потустороннюю жизнь и считал, что человек должен стремится к счастью в реальной жизни, а также он считал необходимой частную собственность, как основной стимул развития и семью кот.явл. Соц.ячейкой общества и государства. Он так же развил учение о двух формах справедливости уравнительной кот.достигается при заключении различных сделок и при распредилит. – это высший тип справедливости,кот. Означает создание разных шансов для всех свободных граждан не зависимо от их соц. И мат. Положения.Аристотель считал что средний класс гарантия стабильности общества.Чем больше количества ср.класса, тем меньше вероятности столконовения в обществе.