Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий
Цель данного компонента методологического раздела программы — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под важнейшими терминами или понятиями. Нужны их определения и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения.
Содержание понятия может быть раскрыто должным образом в том случае, если его интерпретация идет в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое. Таким образом, эмпирическая интерпретация — это специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов, которые могут быть выражены через эмпирические показатели и индикаторы. В результате в социологическом исследовании наблюдение и измерение осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными.
Операционализация понятий. Операционализация понятий — это специфическая научная процедура, не сводимая ни к какой другой. Она связывает в единое целое проблемы образования понятий, техники изменения и построения показателей. Проводя процедуру опе-рационализации понятий, социолог осуществляет следующие операции: перевод понятий в показатели; перевод показателей в переменные (выбираются типы шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индексы (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность).
Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предложение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Гипотеза задает направление исследования. Она должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Гипотеза должна быть ясной, непротиворечивой и проверяемой.
Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых доказана.
Гипотезы крайне важны для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы — задачами и системным описанием объектов. По существу, они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта.
Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдвигаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипотезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предложения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предложения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предложения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез. Выдвижение гипотез — заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.
Методический раздел программы
Методический (методико-организационный) раздел программы состоит из следующих компонентов — разработка стратегического плана исследования; выбор исследовательской стратегии; обоснование и формирование выборки; разработка методического инструментария исследования; формирование организационного плана.
Разработка стратегического плана исследования.В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов, в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.
Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный или экспериментальный.
Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где еще мало соответствующей научной литературы или ее вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор средств — методик исследования, порядок их применения, очередность подлежащих решению задач с точки зрения опроса, статистический анализ полученных данных и др.
Исследование по описательному плану помогает упорядочению известных факторов, установлению соотношения между ними — иногда в количественной форме.
Экспериментальный план социологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие. Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Работа по описательному плану завершается формулировкой более четких и ясных объяснительных гипотез.
В реальной практике социологических исследований редко один из трех типов стратегического плана существует в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.
Выбор исследовательской стратегии. Помимо названных выше стратегических планов, социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов. Сравнение и сопоставление явлений и процессов — один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако в ряде случаев сравнение выступает как специальная задача, и тогда выделяют два основных вида сравнительных исследований — территориальные и временные.
Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.
При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. п.).
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной социальной группе.
НЕТ СТРАНИЦЫ _________ НЕТ СТРАНИЦЫ __________ НЕТ СТРАНИЦЫ ___________ НЕТ СТРАНИЦЫ ________
План обработки первичного материала предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.
Организационный (рабочий) план исследования —это документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, указывается, что, кому и когда делать:
размножать анкеты, договариваться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, где оно будет проводиться; организовывать сеть анкетеров и интервьюеров; заключать соглашения с центрами компьютерной обработки данных; готовить отчет и т. д., и т. п.
С разработкой программы в составе методологического и методико-организационного разделов подготовительный этап социологического исследования заканчивается, и начинается следующий — основной этап. Данный этап включает в себя проведение пилотажного исследования; полевой этап (сбор данных); подготовку данных к обработке, ввод и компьютерную обработку;
интерпретацию полученных результатов; подготовку отчета.