Глава8. социальные нормы и девиантное поведение
1. Понятие и сущность социальных норм
2. Виды и типы девиации
3. Институты и формы социального контроля. Правоохранительные органы как институт социального контроля
Существенные социальные изменения, охватившие современное российское общество, неминуемо оказывают воздействие на изменение принципов и устоев. Одним из наиболее показательных критериев, позволяющих оценить и проанализировать состояние развития общества, выступает система социальных норм. В то же самое время, исследование системы социальных норм дает возможность выявить динамику развития общества, раскрывающуюся, в частности, в процессе институализации и деинституализации социальных норм. Другим, не менее показательным критерием оценки состояния общества и оценки тенденций его развития, является феномен девиантного поведения.
В действительности, как норма, так и отклонение от нее естественно присущи любому обществу. Эти явления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, во многом выступая определяющим фактором в изменении социальной структуры.
Наконец, институты социального контроля, их действенность и эффективность показывают способность или неспособность конкретной социальной системы к воспроизводству и стабильному развитию. В этой связи отчетливо вырисовывается та роль и функции, которые в процессе функционирования и развития социальной системы выполняют институты права и правоохранительных органов.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
При обращении к этой теме прежде всего бросается в глаза многозначность термина «норма». Норма определяется и как усредненное значение чего-либо, как наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности, и как идеальный, желаемый вариант. В интересующем нас плане норма определяет установившийся в конкретном обществе предел (меру, интервал, границу) допустимого поведения или действия. Неоднозначность истолкования этого понятия свидетельствует о том, что сам феномен социальной нормы имеет безусловную важность для жизни и успешного функционирования как отдельных индивидов, их групп, так, и всего общества в целом. И действительно, именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передается накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.
Генезис социальных норм сложен и зачастую трудно уловим. Однако, рассматривая конкретную социальную норму, существующую или существовавшую в исторически определенном обществе, можно выделить ряд факторов, безусловно оказывающих влияние на формирование и характер функционирования этой нормы.
К таким факторам можно отнести национальные и этнические особенности населения, которые выражаются в форме религиозного вероисповедания, сложившихся обычаев и традиций. Эти факторы во многом выступают формоопределяющими. Зачастую иррациональные силы, исходящие из недр национального самосознания, народной души, норматируют процесс жизнедеятельности. общества. К таковым формам можно, например, отнести полагание на «русский авось», русскую широту души, соразмерную бескрайним просторам самого государства «земли Русской», и т. д.
Конкретная социально-историческаясреда, определяющая порядок и характер социального взаимодействия. В действительности, история каждого государства, каждого народа знает многочисленные примеры социальных преобразований, буквально переворачивающихструктуру общества. В такие периоды истории процесс нормотворчества ощущается особенно остро. Старая система социальных норм, соответствующая «старому» общественному порядку, по существу, под натиском социальных преобразований утрачивает свою былую силу, оказывается попросту недейственной. «Новая» же система социальных норм формируется не вдруг и не сразу. Тем самым, общество оказывается в состоянии, которое социологи называют аномией. Общество лишь только вырабатывает новые приоритеты и оценки, соотнося свои представления о должном и желаемом.
Отдельно следует сказать о группеобщеполитических факторов, раскрывающихся в характере внутренней и внешней политики. Безусловно, они тесно сопряжены с предшествующей группой факторов, но их особенностью является то, что в определенные переломные моменты истории общества политические факторы выступают формообразующими, затмевающими все другие, и, что еще более важно, способными быстро и четко сформировать пусть временную, но целостную систему социальных норм. В определенном смысле можно даже сказать, что в каждом обществе всегда существует даже целый набор систем социальных норм, своего рода архетипов поведения в особенно сложные периоды исторического существования. К основным социальным архетипам, или системам социальных норм, можно без сомнения отнести такие, как «внешняя угроза безопасности», «угроза безопасности согражданам за пределами государства», «отстаивание мнения большинства». Здесь мы можем обнаружить, как уже было сказано, кардинальное изменение системы социальных норм, по существу, временное ее замещение другой. Отсюда происходят такие идеологические установки, как «справедливая война», безусловный приоритет прав и свобод сограждан («наших бьют»), воинствующий приоритет воли большинства («кто не с нами, тот против нас»),
Экономические факторы, определяющие экономический уровень развития общества, характер и особенности экономики (аграрная или индустриальная страна), уровень и характер занятости населения (все ли слои общества участвуют в экономической жизни общества). Безусловно, экономически слаборазвитое общество, не способное удовлетворить даже первейшие естественные потребности и интересы людей в пище, крыше над головой и работе, формирует одну, достаточно примитивную систему социальных норм, не охватывающую всей полноты проявлений сфер жизнедеятельности общества. Таким людям не до совершенствования эстетических потребностей, им нет дела до формирования высоких образцов духовности, построения той или иной более эффективной экономической модели, политической системы общества. Их интересы и потребности в основном определяются житейской моралью, обывательским вкусом и глубочайшим индивидуализмом в плане реализации своих экономических и политических интересов. Что выгодно, удобно и нравится мне — то и правильно. Однако стоит заметить, что только совершенствование и развитие экономической сферы не способно сформировать другой, более высокоразвитый тип системы социальных норм. Более того, совершенствование экономической жизни общества немыслимо без существенного изменения всех групп факторов, влияющих на формирование системы социальных норм. В то же время однозначно причислить одну из групп к безусловно доминирующим, по всей видимости, нельзя — динамическая природа формирования и функционирования социальных норм не укладывается в простые схемы и искусственные построения.
Итак, генетически, то есть по своему происхождению, социальные нормы уходят глубокими корнями во все сферы жизнедеятельности общества и теснейшим образом связаны с функционированием и развитием общества как системы. Однако норма, что видно из ее определения, имеет еще и значение предписывания того или иного образца поведения. Тем самым напрашивается вопрос, не выступает ли норма формой подавления индивидуальной свободы со стороны общественного интереса.
Общество первейшим элементом своей структуры имеет взаимодействие принципиально неравных индивидов. Неравенство заложено в человеческую природу, в силу чего стремление реализовать свои личные интересы и потребности неминуемо сталкивается с необходимостью социального взаимодействия хотя бы на уровне двух индивидов. Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия. Конечно, эти правила могут быть не обязательно обусловлены наличием общего интереса: одна сторона может их навязать другой, заставить ее подчиняться. В этом смысле потребность в общении и выступает в качестве первейшей потребности всякого человека (даже мизантропа). Общество представляет в этом смысле такую организацию, в которой каждый из индивидов заинтересован в существовании всех других. Каждому человеку нужен друг, нужен враг, даже мизантропу необходимо общество длятого,чтобы было кого ненавидеть.
Итак, человек немыслим без общения, а всякое общение подразумевает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества. Тем самым, социальные нормы естественны — естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек единственно может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живет в обществе.
Социальные нормы историчны. Они, во-первых, как было показано, обусловлены всем социально-историческим процессом жизни общества, а, во-вторых, система социальных норм наглядно демонстрирует настоящее состояние развития общества, раскрывает его специфику. В связи с этим, система социальных норм всегда динамична, подвижна, как изменчивы интересы и потребности общества.
Система социальных норм охватывает все сферы жизнедеятельности общества, из чего происходит необходимость во введении классификации социальных норм. В литературе существуют разнообразные классификации, полагающие в основание те или иные признаки. Наиболее наглядной является классификация по степени общности социальных норм. Так, основываясь на этом признаке, можно выделить следующие группы социальных норм:институциональные и неинституциональные (самое крупное разделение),правовые и неправовые, этические, религиозные, эстетические. Остановимся на каждой из этих групп подробнее.
Институциональные социальные нормы отличаются следующими характеристиками: для их реализации создаются, как правило, специальные общественные институты (органы управления, юстиции и т. д.). Еслионизакреплены в нормах права, то носят общеобязательный характер. Они относительно стабильны; они не мобильны, не обладают эластичностью и способностью к быстрой модификации и, в силу этого, могут отрываться от реальности. Поэтому, хотя они и обеспечивают стандартизацию поведения и воспроизводство общественных отношений, тем не менее жестокое следование институциональным социальным нормам может препятствовать прогрессу, возникновению нового. Вследствие этого резко снижается социальная эффективность институциональных социальных норм и спонтанно, самопроизвольно возникают неинституциональные социальные нормы.
Неинституциональные социальныенормы имеют дихотомическую сущность: с одной стороны, они могут адекватнее отражать новую реальность, с другой — способны вызывать и стимулировать рост девиации и преступности в той или иной сфере. Истоки подобных негативных последствий в том, что они остаются вне рамок институционального контроля (контроля, в первую очередь, со стороны государственных органов), у них отсутствует статус общеобязательности. Неинституциональные социальные нормы могут вести к дисфункции в масштабе всего общества.
Правовыми называют все те нормы, которые имеют законодательное закрепление, и их функционирование и действие обеспечивается государством. Понятно, что правовые социальные нормы представляют собой подвид институциональных (неинституциональных правовых норм быть не может). В свою очередь, неправовые социальные нормы включают в себя всю совокупность существующих в обществе норм, традиций, обычаев, которые не имеют законодательного закрепления. Хотя, естественно, граница между правовыми и неправовыми нормами весьма подвижна. Так, из истории мы знаем множество примеров, когда нормы морали, религии, правила поведения и даже правила, регламентирующие ношение той или иной одежды (длины, покроя), становятся правовыми нормами. В то же самое время, правовые нормы в ходе общественного прогресса выходят из ореола законодательного закрепления. Правовые нормы могут иметь как общеобязательный, так и групповой характер.
Этическиенормы могут быть условно разделены на нормы морали и нормы нравственности, хотя четкую границу между ними провести достаточно сложно. Речь идет, прежде всего, о том, что сфера нравственного связана с внутренним духовным миром человека, а мораль регламентирует формы поведения людей в обществе. Так, аморальный поступок вовсе не обязательно является безнравственным. Например, Ф. Ницше в поэме «Так говорил Заратустра» выступает от имени «первого имморалиста» — борца за нравственность. Культура XX века, особенно искусство, до сих пор в ряде своих проявлений многими считается аморальным — футуризм, сюрреализм, дадаизм и пр. направления открыто высказывались против образцов современной им морали, традиций в искусстве («Сбросим Пушкина с корабля истории», — провозглашает поэт-футурист В. Маяковский). В то же самое время, все это делается с одной целью — очистить нравственность, оголить ее от наслоений «буржуазного» представления о добре и зле, встать «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше).
Этические нормы в том или ином конкретном обществе всегда входят в число институциональных и правовых. Но здесь следует отметить, что чем жестче политический режим в обществе, тем большее число моральных и нравственных норм регламентируются со стороны государства: создаются специальные институты (полиция нравов, цензура), и их деятельность получает правовую базу. Чем больше режим тяготеет к тоталитаризму, тем больше он стремится установить контроль за поведением, умами и даже душами людей (тоталитарные религиозные секты, «Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых» Достоевского).
Религиозные нормы органически присущи жизни любого общества. Форма религиозного вероисповедания непосредственно связана с уровнем развития общества. История религии свидетельствует о том, что человечество в своих верованиях двигалось по пути от примитивных форм верований — тотемизма, анимализма и анимизма — к более высоким формам, представленным в мифологических системах древности (политеизм), и, наконец, к монотеистическим формам. Соответственно этому изменялись и социальные нормы. В первобытных культах религиозные нормы выступали в форме императивов, основанных на страхе нарушить запрет, и по существу были иррациональными. Лишь крайне немногочисленная каста жрецов выступала в качестве передаточного звена, определяющего границы запрета. Политеистические религиозные нормы публичны — каждый вправе лично обратиться к тому или иному божеству со своей личной просьбой, хотя, наряду с этим, продолжает существовать и институт жречества. Отсюда, если первобытная культура по своей идеологической сущности деспотична, политеистическая колеблется между разнообразными формами тирании и демократии. Формирование монотеизма открывает новые горизонты для человечества. Система социальных норм резко изменяется:
приоритет отдается нравственной сфере. Монотеистическая система социальных норм, особенно христианская, основывается на идее личного спасения, спасения каждой отдельной души. Христианство вообще выступает первой «вселенской» религиозной формой, то есть равнодоступной для всех без исключения. Однако в государственно-политическом аспекте именно христианство создает нормативную основу для существования монархии — правления «помазанника божьего». Значение религиозных норм в современном обществе оценивается неоднозначно. С одной стороны, на чаше весов научно-технический прогресс, подкрепляемый атеистической идеологией, с другой — историческая традиция, система культуры. Причем развитие науки и технологий принимает катастрофические для человечества формы, заставляя многих задуматься о том, .«что дальше», и, зачастую, обратиться за ответом к религии. Культурноеразвитие общества, основанное на традиции, в своем становлении в XX веке приходит к сознательному разрыву традиции, как в сфере искусства, о чем уже говорилось (футуризм, постмодернизм), так, и в сфере морали и межличностных отношений: терпит упадок институт семьи и брака, институт государства, особенно в свете новых информационных технологий, формирующих интернет-культуру — культуру без национальных, государственных, идеологических границ. Тем самым, в сфере действия религиозных норм открывается новая страница. Так, если для многих героев-богоборцев Достоевского, например Дмитрия Карамазова, особенно остро стоит проблема возможности или невозможности поверить в Бога и тем самым принять Его мир, для современного человека эта проблема решается шокирующим образом — современный человек может поверить, а если захочет, может перестать верить. Тем самым современная система религиозных норм внутренне крайне противоречива, раскрывая столь же запутанную и противоречивую душу современного человека.
Наконец,эстетические нормы. Относительно этой группы норм можно определенно сказать, что они самые динамичные. С другой стороны, эта группа социальных норм больше всех испытывает на себе влияние других групп социальных норм. Систему представлений о формах прекрасного и безобразного принято называть «вкусом», но в то же время принято считать, что <<о вкусах не спорят». Эстетические приоритеты общества теснее всего связаны с его этическими нормами. В этом смысле, в системе эстетических принципов выражается склонность общества к прекрасному — прекрасное одобряется, прекрасное нравственно более ценно, прекрасное воспринимается как то, чему должно следовать. С другой стороны, нравственное всегда стремится принять эстетически прекрасные формы, усилив свое воздействие через человеческую чувственность. Зачастую эстетическое и этическое настолько тесно переплетаются, что в общественной жизни это начинает принимать весьма гротескные формы. Мы уже говорили об институциализации этических норм, вплоть до придания им статуса правовых. Теперь же можно представить себе ситуацию, когда те или иные эстетические нормы принимают характер общеобязательных. Отсюда происходит, например, идея «пролетарского искусства», пьесы «на производственную тему», «враждебного, классово чуждого искусства» и пр. Шкала эстетических ценностей задается и регламентируется государством и правом.
Отталкиваясь от этого примера, удобно будет рассмотреть важнейший вопрос, связанный с процессом институциализации и деинституциализации социальных норм. Институциализация социальных норм означает закрепление действия социальных норм в масштабах всего общества, то есть, по существу, придание им статуса общеобязательных, и, соответственно, формирование институтов, обеспечивающих их функционирование и создание санкционного механизма. Объективно этот процесс раскрывается с двух сторон в ходе функционирования и развития общества. С одной стороны, процессу институциализации подпадают наиболее общественно значимые социальные нормы, обеспечивающие возможность функционирования данного общества. Важнейшие из этих норм получают статус правовых, и за их функционированием осуществляется контроль со стороны государства и соответствующих государственных институтов. Обычно они имеют общеобязательный характер и подразумевают наличие в обществе достаточно жесткого санкционного механизма. Иными словами, их нарушение связано с неодобрением со стороны общества в лице государства и карается по закону. Однако, с другой стороны, институциональные социальные нормы зачастую отстают от динамики общественного развития и начинают тормозить или препятствовать прогрессу.
Практически любая социальная норма, к какой бы группе из вышеприведенной классификации она не относилась, может стать институциональной. Тем самым, в ряде случаев сама природа социальной нормы может принять извращенную форму. В действительности, как мы уже говорили, система социальных норм, ее наличие и плодотворное и успешное функционирование ни в коей мере не покушается на свободу и личные интересы отдельных индивидов. Как уже отмечалось, система социальных норм естественно и органично присуща каккаждому отдельному индивиду, так и обществу в целом. Однако именно через процесс институциализации система социальных норм может стать в действительности препятствием, и, как показывает история, очень серьезным, на пути осуществления свободы личности. А именно, это происходит в том случае, когда система социальных норм общества «застыла», когда в обществе отсутствует действенный механизм деинституциализации социальных норм, когда общество, особенно в лице государства и соответствующих государственных органов, все больше и больше вторгается в частную жизнь отдельных людей, когда всякая деятельность, будь то в экономической, политической, социальной или духовной сфере, строго регламентирована.
Тем самым, возникает ситуация, когда отдельные индивиды, социальные группы, классы и даже все общество в целом, стремясь удовлетворить свои интересы и потребности, вынуждены нарушать социальные нормы, отклоняться от следования им в повседневной жизни. Механизм, обеспечивающий стабильное функционирование и развитие общества через осуществление контроля за формами и конкретными проявлениями девиации в обществе, называется социальным контролем. О сущности отклоняющегося поведения, а также о формах и основных институтах социального контроля пойдет речь в следующих параграфах.
ВИДЫ И ТИПЫ ДЕВИАЦИИ
Система социальных норм общества создает представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидами всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип. Общество представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему, а вместе с обществом подвержены изменению и его устои — социальные нормы. Одной из форм, в которой фиксируются происходящие в обществе изменения, выступает девиантное поведение. Однако природа девиации не проста: так, например, каким бы существенным изменениям не подвергалось общество, есть «вечные» нормы, попрание которых ни при каких условиях не станет нормой, не превратив при этом общество в стадо животных (убийство, любые формы насилия, воровство и пр.).
Девиация представляет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом био-психо-социальных причин. Девиация социальна — только наличие общества с системой социальных норм может породить феномен отклонения. Девиация естественна, как естественна система социальных норм, причем девиация также не всегда и вовсе не обязательно носит отрицательный характер и, конечно, не следует отождествлять девиацию с преступлением. Без девиации остановился бы социальный прогресс. Девиации присущ историзм, так как одно и то же поведение по-разному оценивается в различные исторические эпохи. Основная социальная мотивация отклонения видится в том, что возникает ситуация, когда социальные потребности и социальные интересы группы или индивида, обусловленные характером и степенью социальной самоидентификации, не соответствуют социальному статусу, из чего возникает потребность в социальной мобильности, но средства социальной мобильности вступают в противоречие с социально одобряемыми идеалами общества.
Причины девиации различные теории объясняют по-разному. Процесс формирования девиантного поведения непосредственно связан с процессом социализации личности, хотя подчас бывает сложно обнаружить факторы социализации, которые впоследствии направляют этот процесс в другое русло. Зачастую эти факторы могут казаться малозначимыми и даже игнорироваться при анализе. Так, на биологические и физиологические факторы обращают внимание в своих теориях Ч. Ломброзо, Э. Кретшмер и В. Шелдон. В соответствии с их взглядами, определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы. Так, Шелдон выделяет три основных типа человеческих черт, непосредственно влияющих на склонность личности к девиации. К таким типам Шелдон относит эндоморфный тип (полнота, округлость и мягкость форм строения человека), мезоморфный тип (атлетическое телосложение, развитая мускулатура), эктоморфный тип(«сухое» телосложение, худоба). Каждому из вышеназванных типов Шелдон отнес в соответствие определенный вид поведения и, соответственно, склонность к девиации.
На факторах, связанных с внутренним психическим миром человека, строится объяснение причин девиации психоаналитической теорией 3. Фрейда. В ней конфликты, свойственные внутренней природе личности, выступают источником девиации. «Я» и «сверх-Я», по мнению Фрейда, постоянно сдерживают силы биологической сущности человека — бессознательного. Однако в жизни человека случаются моменты, когда внутриличностные конфликты между «Я» и бессознательным или между «сверх-Я» и бессознательным прорывают психическую оболочку личности. Тогда наружу прорывается биологическое внутреннее содержание личности,не знающее культуры содержание.
Как представляется, последний аспект психоаналитической теории непосредственно приближаетнас к собственно социологическому истолкованию природы и причин отклоняющегося поведения. Здесь действительно обращается внимание на то, что девиация связана скорее не с физиологическими или психическими свойствами человека,а с той конкретной культурно-исторической средой, в которой он существует. Наиболее подробно разработаны различные аспекты социологического объяснения причин девиации втеориях Э. Дюркгейма и Р. К. Мертона. Они обращают особое внимание на процесс «удачной» или «неудачной» социализации личности. Успешность или адекватность процесса социализации, с этой точки зрения, обусловлена тем, что личность не только способна пассивно адаптироваться к системе социокультурных норм общества, но также проявляет в этом процессе творческую деятельную активность. Запреты культуры не воспринимаются личностью болезненно, творческая линия поведения выстраивается не в плане поиска обходных лазеек преодоления запретов, но в плане конструктивной деятельности, на них опирающейся. Запрет выступает формой социальной идентификации личности — чем больше запретов, принимаемых личностью, темболее личность вовлечена в социокультурную реальность. В этом смысле культурное поведение индивида есть ожидаемое, предсказуемое поведение.
В этом ключе рассматривается, например, проблема первейшего института социализации личности — семьи. Большое количество в обществе «неблагополучных», неполных семей, повсеместный разрыв семейно-родственных связей, отсутствие живого контакта представителей разных поколений, который подменяется, но не восполняется в плане воспитания и социализации современными средствами коммуникации, резко снижает воспитательную функцию современной семьи. Институты образования, ориентированные на использование новых информационных технологий, то есть средств передачи информации без личного участия Учителя, неспособны воспитать полноценную личность. Отсюда крайнюю остроту принимает вечная проблема отцов и детей — формируется поколение, которое принципиально не способно и не настроено понимать своих предков. В действительности, ряд ключевых понятий в системе социальных норм предшествующих поколений попросту не имеет никакого смысла для поколения нового. К таким ценностям можно отнести ценности семьи (норма для представителей младшего и старшего поколений жить раздельно), ценность Отечества, родины, защиты границ (новые информационные технологии разрушают всякие пространственные границы между государствами, зачем тогда ценою жизни защищать границы физические? Отечеством представляется та сфера деятельности или даже конкретная фирма, которая наилучшим образом способна оценить способности личности, а значит, в свою очередь, и защитить ее интересы), существенной трансформации подверглись понятия долга, порядочности, справедливости.
Однако проблема состоитне столько в том, что происходит естественная трансформация социальных нормвовремени и пространстве, сколько в том, что их новая совокупность никак не способна образовать системы.Онихаотичны и зачастую взаимно исключают одна другую. Дюркгейм называл такое состояние общественного сознания аномией. Аномия — это такое состояние, при котором личность не имеет твердо сложившегося социального статуса, в связи с чем отсутствует и стабильность, то есть предсказуемостьв выборе линии поведения. Именно аномия, по Дюркгейму, выступает основой девиантного поведения. С ним вполне согласуется теория Т. Парсонса, который, в свою очередь, понимал состояние аномии в обществе, как результат реализации свободы выбора без наличия устойчивого восприятия действительности, взаимосвязей с основными социальными институтами, такими как семья, государство. Он также видел причину девиации в росте аномии общества.
Роберт Мертон предлагает для объяснения отклоняющегося поведения теорию аналогии, в которой акцент сделан на иной причине — разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Причину зарождения аномии в обществе Мертон видит в том, что появляется значительное число индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. Так, Мертон пришел к выводу, что в реальном американском обществе реализовать цель любого американца — стать богатым посредством социально одобряемых путей (традиционных методов — получения хорошего образования, профессиональной подготовки и рабочего места с высоким денежным содержанием) — для большинства населения невозможно. А поскольку законные способы достижения этой цели остаются недоступными, отдельные личности прибегают к незаконным способам, то есть к девиантным формам поведения.
Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам:
1) конформист — принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, лояльный член общества;
2) новатор — достигает социально одобряемые цели неинституциональными средствами;
3) ритуалист — принимает институциональные средства, абсолютизируя их, но цели, к которым он стремится при помощи этих средств, игнорирует;
4) изолированный тип — не принимает ни традиционных культурных целей, ни институциональных средств их достижения;
5) мятежник — отступает от существующих и одобряемых целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей, а также средств их достижения.
В типологии социальных отклонений выделяются и такие типы девиантного поведения, как культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные отклонения, культурно одобряемые отклонения, культурно осуждаемые отклонения.
Структурный анализ девиации предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных компонентов: человека, как субъекта девиантного поведения; нормы, как критерия оценки девиантности либо конформности поведения; и внешнего объекта (человека, группы, организации), реагирующего на поведение. Эти факторы, рассмотренные с учетом конкретной социально-исторической и пространственно-временной ситуации, определяют специфику отдельных видов отклонений.
Так, по степени общности норм, от которых производится отклонение, можно выделить отклонение от групповых норм и от общеобязательных. Девиация может носить отрицательный характер (отклонения, ведущие к деструкции социальной системы, деструкции коллектива или самого индивида). К резко отрицательным формам девиации можно отнести преступления, наркоманию, алкоголизм, проституцию и пр. Также можно говорить о положительной девиации. Она возникает тогда, когда старая система социальных норм или конкретная социальная норма, будучи институциализированной (особенно правовая), в то же самое время не соответствует действительному положению дел в обществе, тормозит развитие социальных отношений. Другой вариант положительной девиации наблюдается у так называемых «гениальных» представителей общества (см. спорную, но интересную работу Ч. Ломброзо «Гениальность и умопомешательство»). Действительно, будучи сверходаренным в одной узкой сфере, гений может достаточно слабо ориентироваться в системе социальных норм общества, в котором он живет. О таких людях говорят: «Он не от мира сего». За достижения общество «закрывает глаза» на многие поступки гениев, но, в то же самое время, общественное сознание не делает для себя стереотипом поведения поведение гения.
Основной же встречающийся тип девиации, так называемая нейтральная девиация представляет собой незначительное отступление от норм, не имеющее пагубных последствий, как для общества в целом, так и для индивида. По существу своему нейтральная девиация «нормальна». Ненормальным, то есть девиантным, как раз скорее следовало бы назвать абсолютно конформное поведение.
Скажем еще несколько слов по поводу отрицательной девиации, о самой ее опасной для общества форме — отклонении от норм права, то есть преступлении. Здесь представляется важным обратиться к вопросу формирования преступного поведения и преступного сознания. Преступное сознание формируется, по-видимому, так же, как и нормальное, в процессе правовой социализации личности, в частности, через посредство институтов правового образования и правовой культуры. Как представляется, сейчас именно в сфере правового образования наблюдается состояние социальной аномии. Причина здесь видится в следующем; слишком часто мотивационная установка получения правового образования далека от идеалов правовой культуры. Знание законов превращается с молчаливого одобрения общества в панацею от всевозможных «бед» — неудач в бизнесе, политике и других сферах жизнедеятельности общества. Правовое образование трансформируется в знание того, каким образом закон может быть безнаказанно обойден. И. беда здесь, конечно, не в самой идее правового образования и правовой социализации, а в том, что в обществе, переживающем состояние правовой аномии, отсутствуют четкие социально одобряемые представления о таких формообразующих принципах системы права в целом, как справедливость, гражданственность, порядочность, правоверность, свобода.
Когда гражданственность понимается как способ осуществления своего личного правового суверенитета, а не как единственная форма участия в осуществлении справедливости, в конечном счете, можно воспитать законопослушных граждан и грамотных юристов, но остова правоверности (такой формы гражданского сознания, в котором отсутствует или сведена до минимума раздвоенность между «знанием законов» и «уверенностью в справедливости их применения») не привить. Отсюда, в основе личности как существа социального будет внутреннее противоречие, которое рано или поздно выплеснется энергией зла, той или иной формой девиантного поведения.
Человек рожден свободным, а вовсе не становится свободным в процессе социализации через воспитание и образование. Суть образования вообще и правового образования в частности сводится к обнаружению изначальной свободы каждой личностью. Человек свободный — это человек порядочный —это человек справедливый — это человек культурный.
3. ИНСТИТУТЫ И формы СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Общество представляет собой саморазвивающуюся сложную систему. В связи с