Социальные функции и эффективность права
В начале уместно напомнить, что понимается под функцией:
1) зависимость при взаимодействии между двумя или более переменными факторами;
2) совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования (например, функционирование органов МВД). С учетом сказанного, под функцией будем понимать важные, существенные процессы действия для данной системы, например, правовой, обеспечивающие выполнение ею определенных задач в системе общественных взаимоотношений, образующих данную целостность.
Исходя из этих соображений, функции права следует рассматривать как элементы не одной, а всей совокупности систем, образующих общество — политической, экономической, социальной, духовной, в том числе и собственно правовой системы отношений. В юриспруденции по вопросу о функциях права существует устоявшееся представление, согласно которому выделяются две функции: регулятивная и охранительная. Бесспорно, в такой классификации имеется рациональное зерно.
Она позволяет отразить специфику правовых норм как регуляторов общественных отношений. Однако исследования только механизма воздействия права на общественные процессы недостаточны для понимания социальной роли права в преобразовании общества. Важно знать и понимать, в какой мере реализованное право обеспечивает экономическое, социальное, политическое и духовное развитие общества.
Таким образом, классификация функций права на регулятивную и охранительную нацелена на исследования преимущественно внутриправовых проблем, что соответствует концепции нормативной теории права. Вместе с тем, сегодня юридическая наука выходит за пределы нормативной теории и во все большей мере начинает акцентировать внимание на исследовании проблем социального действия права, его реального влияния на общественные отношения.
Рассматривая проблему функций права, следует обратить внимание на один, достаточно устоявшийся в отечественной науке подход к жесткой связи функций права с функциями государства.
Суть этого подхода сводится к тому, что без госаппарата право есть пустой звук. Эта позиция исходит из ленинского тезиса о том, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права»'. На первый взгляд, это звучит убедительно, но только на первый взгляд. При таком подходе у права нет своих самостоятельных функций, оно является лишь орудием, механизмом реализации функций государства. Данный взгляд, по сути своей, является ограниченным, не отражающим всю сложность и многогранность реального бытия. Право присущими ему путями воздействует на поведение людей, на разные сферы общественной жизнедеятельности не только через деятельность госаппарата, но и через другие каналы влияния, например, правовую культуру граждан, воспитание правовой обязанности, нормативной деятельности человека. Кроме того, право выполняет роль организующего фактора по отношению не только к гражданам, но и к самому государству, его органам и должностным лицам. В основе этого лежит ведущий принцип правового государства — взаимной ответственности государства и гражданина.
Исследуя проблему классификации функций права, следует учитывать следующие методологически значимые аспекты:
а) право есть надстроечное образование, и оно детерминировано материальными условиями жизни общества, его политической организацией, идеологическим компонентом общественной жизни, социальной и этнической дифференциацией. Изменение содержания всех названных факторов ведет к изменению или даже отмене как конкретных норм права, так и его функций. Но изменение функций права зависит не только от этого, а от содержания самого права;
б) право — это продукт сознательной деятельности людей, направленной на реализацию интересов социальных групп, общества в целом в его развитии, поэтому правовое регулирование отношений связано с тем, какие задачи ставит общественная жизнь на данном этапе исторического развития;
' См.: Ленин В, Я. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99.
в) право — это один из элементов социальной системы, и поэтому, с одной стороны, его содержание зависит от этой системы, а с другой — оно оказывает активное влияние на все составные части, элементы данной системы. Итак, право имеет самостоятельное значение в жизни общества и выполняет свои функции методами и средствами, соответствующими его свойствам и месту в структуре общественных отношений. Правовые нормы не относятся к числу одноразовых управленческих решений, они рассчитаны на длительное время применения, оказывая значительное влияние на мотивацию человеческих поступков.
К основным функциям права относят следующие:
1. Интеграционная. Это одна из основных функций права. Она призвана обеспечить сплочение социальных образований (групп, классов, этносов, общества в целом). Правовая система выступает важным инструментом, объединяющим политическую систему общества в целостность, укрепляет связь между ее элементами. Посредством функционирования правовой системы обеспечивается социальное и национальное согласие в обществе, стимулируется деятельность людей в русле прогрессивных тенденций и пресекается деятельность, разрушающая социальную целостность. В конечном счете, можно утверждать, что все остальные функции права выступают в качестве вспомогательных по отношению к интеграционной функции.
2. Регулятивная. Все субъекты правоотношений наделены определенными правами и обязанностями по отношению друг к другу, к государству и его органам. В упорядочивании этих взаимоотношений значительную роль играет право, система правовых норм, действующих в данном обществе. Регулятивная роль права, с одной стороны, обеспечивает закрепление существующих общественных отношений, а с другой — их развитие, создание благоприятных условий для саморазвития общества. Иными словами, правовая система регулирует общественные процессы, установление обязанностей, дозволений, запретов посредством создания позитивных стимулов для самовыражения личности, развития правовой активности граждан.
Сам процесс регулирования общественных отношений посредством права осуществляется прежде всего путем законодательной деятельности государства. Нормоустановительная деятельность создает правовую основу для регулирования. Но этого недостаточно. И поэтому, во-первых, существенная роль в данном процессе принадлежит правосознанию граждан, их субъективному отношению к существующей норме права, желанию или нежеланию следовать этой норме, придерживаться ее в жизненных ситуациях либо игнорировать. Во-вторых, самим механизмом, обеспечивающим регулирование общественных процессов посредством права, является правоприменительная деятельность, функционирование институтов, осуществляющих правоприменение (суды, прокуратура, МВД и др.)
3. Охранительная. Данная функция весьма близка к регулятивной и также опирается на существующие нормы права. Но главная нацеленность этой функции состоит в предотвращении правонарушений. В рамках правоохранительных отношений через эту функцию реализуются меры государственного принуждения. Охранительная функция обеспечивает защиту интересов граждан, социальных групп, общества в целом. Вместе с тем следует иметь в виду, что непосредственно охранительный аспект правовых норм выражается в указании на варианты юридически значимых действий, не выходящих за рамки существующих норм и интересов общества. Вместе с тем эта функция обусловливает четкую формулировку в нормах права запрета на совершение определенных действий, наносящих ущерб конкретным гражданам и обществу. Охранительная функция права достаточно ясно выражается в формулировании состава правонарушений, установлении санкций за противоправные действия или бездействия.
Следует иметь в виду, что охранная роль праванесводится лишь к вышесказанному, то есть к установлению санкций и запретов. Она обеспечивает также восстановление нарушенного права, реабилитацию граждан. Правовосстановительные действия принуждают непосредственного причинителя ущерба к компенсации причиненного ущерба. Например, в сфере уголовно-процессуальных отношений охранительная функция права выражена в трех типах реализации ответственности: в виде мер правообеспечительных, правоохранительных и правовосстановительных, к которым, в частности, относятся отмена незаконного приговора, возмещение материального и морального ущерба, восстановление справедливости и т. п.
Согласно канонам римского права, его действенность заключалась в том, чтобы «повелевать, запрещать, разрешать, карать»1. В современной юриспруденции нормы права делятся на три вида: обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Из этого видно, что карательное воздействие норм права существует как бы наряду с другими формами воздействия, но имеет все же производное значение как альтернатива на случай неисполнения обязывающих и запрещающих норм, либо злоупотребления при использовании управомочивающих норм, например, превышение власти, издание актов, нарушающих закон и т. п.
4. Коммуникативная. Человек — существо информативное. Все мы живем в разветвленной системе информационных связей. Без понимания данного факта невозможно объективно понять суть общественных процессов, невозможно рациональное их регулирование. Вся жизнь непосредственно связана с получением, восприятием, усвоением, хранением и использованием социальной информации. В этой системе информационной связи особое место принадлежит правовой информации, специфика которой состоит в том, что она носит предписывающий характер. Существующие юридические нормы доводят до сведения граждан позицию государства о требуемом, информируют о средствах и способах достижения желаемого результата своей деятельности, о санкциях, которые могут наступить при нарушении правовых норм.
Эффективность действия права слагается, по меньшей мере, из трех компонентов. Действенность правовых норм зависит, во-первых, от содержания самих норм права, то есть от того, отражают ли данные нормы
' См.: Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32.
реальные процессы, характер существующих отношений данного общества.
Если норма надуманная, не имеет непосредственной связи с объективными проблемами, актуальными в данный период для этого общества, то она, естественно, не может быть эффективной, то есть оказывать позитивное влияние на те или иные процессы и отношения, регулировать их.Это мертворожденная норма.
Во-вторых, действие норм права во многом зависит от уровня правовой культуры граждан данного общества. В свою очередь, в основе правовой культуры лежит правосознание, знание норм права. Вопросы правосознания, правовой культуры являются весьма актуальными для любого общества, а тем более общества российского. Традиции, менталитет россиян в этом вопросе, по сравнению с европейской культурой, специфичен. Начиная еще с ХУП1-Х1Х веков на Руси в сознании народа укоренилось, например, убеждение, что судить надо не по закону, а по совести. Значительную лепту в становление подобной правовой культуры внесли такие выдающиеся российские писатели, как Лесков, Толстой, Достоевский и др. Как на практике осуществить судопроизводство по совести, что такое совесть, каково ее содержание, границы, мера, может ли она быть едина у тех, кто судит!? Вопросы можно было бы и продолжить, но и так ясно — это тупиковый путь, он ведет к волюнтаризму, стихии в правоприменительной практике. Только норма, только закон является основой регуляции отношений, возникающих по тем или иным юридически значимым фактам.
Итак, социальная эффективность права, степень этой эффективности во многом зависит от того, насколько граждане знают право, каково их правосознание, стремятся и обращаются ли они к правовой норме для решения тех или иных проблем.
В-третьих, социальная эффективность права существенно, а по большому счету, и определяюще, зависит от деятельности правоохранительных, правоприменительных институтов. Суды, прокуратура, милиция, учреждения пенитенциарной системы во многом определяют то, как действуют правовые нормы. Именно от работы этих институтов зависят механизмы применения норм, обращение к норме граждан. Существенным здесь является вопрос доверия граждан к этим институтам. Если они их уважают, следовательно, и свои проблемы пытаются решать в рамках правового поля с помощью этих институтов. Если нет, то находят другие механизмы, пути отстаивания своих интересов, которые зачастую могут носить криминальный характер.
Таковы основные факторы, определяющие социальную эффективность права.
Важное значение для социологии права имеет вопрос о критериях, показателях эффективности права.
Думается, что степень эффективности права можно определить, используя такой показатель, как частота применения правовых норм.
Существует и другой подход, согласно которому эффективность права определяется отношением частоты проявлений правомерного поведения к поведению, отклоняющемуся от нормы. Здесь важно выяснить, при каких обстоятельствах и под влиянием каких факторов люди подчиняются праву и при каких обстоятельствах и под влиянием каких факторов не подчиняются. Таким образом, условием эффективности правовой нормы является причинная взаимосвязь нормы права с поведением, требующем правовой регламентации.
Вместе с тем, не следует сводить проблему эффективности права только к правомерному поведению. Важное значение по выявлению эффективности права имеет работа, направленная на познание права, на выявление мнения о правовой норме и в целом о праве.
С двумя упомянутыми выше точками зрения на эффективность права связана и третья, согласно которой эффективность нормы права отождествляется с процессом ее реализации в деятельности правоприменительных органов. Не вызывает сомнения, что изучение правовой нормы в ходе правоприменения важно с точки зрения эффективности права, поскольку правоприменение является значительным фактором в процессе реализации права. И все же было бы чрезмерным преувеличением определять эффективность нормы права только на основе деятельности правоприменительных органов.
Итак, рассмотрение существующих проблем, относящихся к предмету социологии права, позволяет выяснить ее место в системе юридических дисциплин, историю развития данной проблемы, позиции некоторых школ и конкретных представителей юридической и социальной наук о понимании сути социологии права.
Бесспорно, все сказанное охватывает обозначенную проблему не во всем ее объеме. За пределами рассмотрения осталось немало вопросов, требующих раскрытия. К ним, в частности, следует отнести проблемы правовой социализации личности, вопросы социального действия права, правового поведения личности, специфику и методику конкретных социологических исследований в праве и другие. Все это требует самостоятельной проработки, в чем Вам поможет имеющаяся на этот счет литература.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем заключается социальная обусловленность права?
2. Сущность права и его социальные функции.
3. В чем заключается правовая социализация личности?
4. Роль правовой культуры в процессе правовой социализации,
5. Сущность юридического конфликта, его динамика и типология.
ЛИТЕРАТУРА
Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология. М., 1995.
Васильев В. П. Юридическая психология. СПб., 1997. Гл.5: Правовая социология личности.
Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб.,1996.
Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. Н. Современная социология права. М., 1995.
Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.
Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М. 1987.
Михайловская И. В., Спиридонов Л. И. Основы социологических знаний. М.,1988.
Общая теория права: Курс лекций / Под общей редакцией В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
Орехов В. В. Социология в науке уголовного права.Л., 1985.
Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с французского. М.,1972.
Разумовский И. П. Социология и право. М., 1987.
Сергевнин С. Л. Социология права. Л., 1980.
Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. М.,1986.
Щегорцев В. А. Социология правосознания. М.,1981.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
Предметом социологии права являются общественные отношения, складывающиеся как при формировании правовых актов, так и при реализации правовых предписаний в практику социального поведения людей.
ДЛЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА ВАЖНО ВЫЯСНИТЬ:
• Как воспринимаются людьми юридические нормы?
• Как отражаются в сознании людей нормы права? Совпадают ли с тем содержанием, которое вложил в них законодатель? Будут ли эти нормы выполняться?
• В какой мере институты и структуры, созданные для реализации права, готовы к их выполнению?
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
1. Анализ общих условий принятия законодательных актов.
2. Подготовка текста законодательного акта, выяснение механизмов подготовки акта и состава его участников.
3. Этап обсуждения проекта законодательного акта.
4. Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа.
5. Этап обсуждения проекта в законодательном органе.
6. Этап вступления закона в силу.