Глава 4. социальные институты
1. Понятие социального института
2. Основные виды социальных институтов и их функции. Институты права и правоохранительных органов
Для того, чтобы выработать адекватное действительности представление об обществе, следует обратить внимание не только на человеческоеповедение (а именно к нему обращается, как известно, бихевиоризм), но и навзаимодействие людей (что характерно для различных интеракционистских теорий),насовокупностьгрупп, составляющих общественное целое (что имеет место в стратификационных теориях), а также и на системуинститутов, которые, с одной стороны, обеспечивают социализацию индивидов и, с другой стороны, дают им возможность изменять в случае необходимости общественные отношения.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Понятие института (от лат. твШи^ит — установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии термин «институт» сохранил эту смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительноболее широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных более или менее организованных форм социального регулирования поведения субъектов.
Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он не мог не попасть в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается становление ее как научной дисциплины, имеющей свои особые предмет и методы исследования. Речь, прежде всего, идет об Огюсте Конте и Герберте Спенсере и, затем, Эмиле Дюркгейме и Максе Вебере.
Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из самой философии позитивного метода, когда в качестве одного из основных объектов анализа социолога принимался механизм обеспечения солидарности и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса; и обратно, прогресс является необходимой целью порядка»2. О. Конт рассматривал основные социальные институты — семью (семья, по его образному выражению, «школа традиции и повиновения»), государство, религию — с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса (ОетешаспаЙ и Оез8е18спай)2 и Э. Дюркгейма («механический» и «органический» типы солидарности).
Социальная статика О. Конта опиралась на принцип, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Сам положительный метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, собственно
1 Конт О. Курс положительной философии. бПб., 1899.
2 Тепп1а Р. ОететвсЬай ипй Ое8ае18сЬаЙ. ВегЛп, 1920.
структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли в целом и, в частности, в рассматриваемой предметной сфере.
Свое продолжение и углубление институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Герберта Спенсера. Строго говоря, именно им впервые в социологической науке в явном виде употреблено понятие социального института1. Определяющими факторами в развитии институтов общества Г. Спенсер считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Организ-мически-эволюционный подход дополнялся у него структурно-функциональным. .'•
Задача выживания общественного организма в условиях эволюции, усложнение структуры порождают, по Спенсеру, необходимость формирования согласующей и координирующей общественной подсистемы — особого рода регулятивного института: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры»2. Соответственно, социальный организм состоит из трех главных систем: «регулятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной».
Спенсер различал следующие виды социальных институтов: институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политические организации). При этом многое в его рассуждениях об институтах выражено в функциональных терминах:«Чтобы понять, как организация возникла и развивается, следует понять необходимость, проявляющуюся в начале и в дальнейшем»8. Соответственно, всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий, которые, по Спенсеру, составляют первичный материал для социологических исследований.
* Врепсег Н. Кгз1рппс1р1ез. N. V., 1898. С. 6
2 Дий.С. 46
3 8репаег Н. ТЬе рпп(яр1е8 о{ ейпс. N. У.,1904. V. 1.
одним из важнейших методологических положений Герберта Спенсера применительно к познанию социальных институтов, не потерявших своей актуальности до настоящего времени, является вывод о необходимости двойственного подхода к институциональным образованиям, опирающегося, с одной стороны, на понимание характера эволюционного этапа развития последних и, с другой, на выявление их функций на данной стадии.
Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Эмиль Дюркгейм. Он занимался анализом «структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем»'. В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм пишет, что в отличие от распространенных в литературе взглядов на общество, как на нечто чуждое человеческой природе, он придерживается идей о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека2'а.
Интересной и важной в плане понимания институциональных концепций Э. Дюркгейма является его идея создания особых институтов поддержания органической солидарности в условиях разделения труда — профессиональных корпораций. В предисловии ко второму изданию работы «О разделении общественного труда»4 он рассуждает о них, как об институтах, неоправданно считающихся анахронизмом, но на самом деле полезных и современных. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко к индивидам, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью.
Заметное внимание рассмотрению ряда социальных институтов уделил Карл Маркс. Он не занимался специальным анализом характеристик и областей применения
' ОигН1ге1т Е. Ьеа гогшев е1етепЬа1геа йе 1а у1е геЛехеиезе. Ье вув^ете <эд<,еп^ие еп Аиз1;га11е. Раг1в: Р.и.Р., 1960.
2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
3 Арон Р. Эмиль Дюркгейм // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 315-400. < Там же. С. 315-400.
этого понятия или рассмотрением его места в системе социологических терминов и категорий. Но из его детализированного и скрупулезного анализа института майората', разделения труда2, институтов родового строя3, частной собственности и т. п. четко просматриваются его концептуальные подходы. К. Маркс понимает их (институты) как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего, производственными отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.
Макс Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях»4. Так, обсуждая вопрос возникновения рациональности общества промышленного капитализма,он на институциональном уровне рассмотрел ее (рациональность) как продукт отделения индивида от средств производства5. Органическим институциональным элементом такой социальной системы выступает капиталистическое предприятие, рассматриваемое Вебером как гарант экономических возможностей индивида и превращающееся тем самым в структурный компонент рационально организованного общества.
Классическим примером является веберовский анализ института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями6. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающим социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к домашинным»7.
' Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 12.
2 Там же. Т.16.
3 Там же. Т.18.
4 История социологии в западной Европе и США. М., 1993.
5 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1995.
6 Вебер М. Хозяйство и-общество //Избранные произведения. М.,1990.
7 УУеЬег М. Еэваув т 8осю1оеу. N. "У.,1964.
Представитель психологического эволюционизма американский социолог начала XX века Л. У орд полагал социальные институты продуктом скорее психических, чем каких-либо других сил'. «Социальные силы, — писал он, — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»2.
Логическим продолжением и развитием позитивистских и функционалистских построений О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма стал структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и его последователей. В школе структурно-функционального анализа понятию социального института принадлежит одна из ведущих ролей.Т. Пар-сонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последние трактуются как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества. Институциональной структуре социума здесь придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию3. Существенный вклад в развитие теории социальных институтов, в частности применительно к институту науки, сделал Роберт Мертон4. В целом, следует сказать, что нормативно-ролевое представление о социальных институтах в разных его интерпретациях, представленное в структурно-функциональном анализе, является наиболее распространенным не только в западной, но и в отечественной социологической литературе.
В институционализме (институциональной социологии), как одном из направлений современной западной социологической теории, социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой
' Психологический эволюционизм // История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
2 ТУагй Ь. Р. ТЬе рпузю Гас1;ога о'С сгуШгаНоп. Вов^оп,1893.
3 Рагзопз Т. Еззауз оп зосю1ой1са1 1-пеогу. М..У., 1964. 1 МеПоп К. К. 8осю1оеу о1 ас1епсе. N.У., 1973.
социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения которых приравнена к естественно-исторической закономерности1. К представителям этого направления можно отнести С. Липсета, Дж. Ланд-берга, П. Блау, Ч. Миллса и др. Социальные институты, с точки зрения институциональной социологии, предполагают «сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций»2.
Т. Веблен, представитель экономической ветви институционального направления, определяет институты как «различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей»3. По Веблену, институтами являлись и такие образования, как «денежная конкуренция», «показное потребление» и т. п.
Наиболее часто встречающиеся в научной литературе структурно-функционалистские и институционалистские трактовки понятия «социальный институт» не исчерпывают представленных в современной социологии подходов к его определению. Имеют место и концепции, опирающиеся на другие методологические основания феноменологического или бихевиористского плана. Так, например, У. Гамильтон пишет: «Институты — это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспособляем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов»4.
1 Осиное Г. В., Кравченко А. И. Институциональнаясоциология // Современная западная социология: Словарь. М.,1990.
2 Там же.
3 УеЫе.п Т. ТЬеЙмюгу о1 Ызиге с1аз8. N. V., 1924.
4 НатШоп IV. 1п81ии1оп // Епсус1оре<Иа о! 8ос1а1 вс1епсе8. V. 8.
Психологическую традицию продолжили интересные идеи. работающего в русле бихевиоризма Дж. Хоманса. Жестко критикуя в своей теории социального обмена Т. Парсонса и в целом структурно-функционалистские концепции социальных институтов, Хоманс дает свое определение: «Социальные институты — это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей»'. По существу, он строит свою социологическую интерпретацию понятия института, опираясь на чисто психологический фундамент.
Таким образом, в современной социологической теории накоплен большой опыт пользования категорией социального института. Имеет место и значительный массив трактовок и дефиниций этого понятия. Многие из них не совпадают между собой, отличаясь в понимании как природы, так и функций институтов. Различаются взгляды на этот предмет у Т. Парсонса, Т. Веблена, Дж. Хоманса, С. Липсета, Р. Мертона. и т. д.
С нашей точки зрения, поиск ответа на вопрос, какая из концепций правильная, а какие ошибочные, — дело методологически бесперспективное. Социология (в этом нельзя не согласиться с Дж. Ритцером) — мультипарадигмальная наука2. Соответственно, в пределах каждой из парадигм возможно построение своего самосогласованного, непротиворечивого, подчиняющегося внутренней логике понятийного аппарата. И дело исследователя, работающего в рамках теории среднего уровня, определиться с выбором парадигмы, в пределах которой он намерен искать ответы на поставленные теоретические вопросы. При рассмотрении категории социального института будем придерживается подходов и логики, лежащих в достаточно широком русле системно-структурных построений. Данный подход может считаться одним из наиболее авторитетных в современной социологии.
' Нотапз С. 8. ТЬе 8осю1ое1са1 ге1еуапсе о1 ЬеЬауюп.зт // Вепауюга! аосю1оеу / Еав. К. Виг@'езз, О. ВизЬеП. N. У-, 1969. 2 Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
Анализ научной литературы, как зарубежной, так и отечественной, показывает, что и в рамках выбранной парадигмы в понимании социального института существует достаточно широкий набор версий и подходов. Так, довольно большое количество авторов считают возможным дать рассматриваемой категории жесткую однозначную дефиницию, опирающуюся на одно (реже несколько) ключевое слово (выражение).
Так, Л. Седов определяет социальный институт как «устойчивыйкомплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему»'.
Н. Коржевская пишет: «Социальный институт представляет собойобщность людей, выполняющих определенные роли на основе их объективного положения (статуса) и организованных посредством социальных норм и целей»2.
Указав на возможность разных подходов к пониманию института, Ян Щепаньский затем дает его интегральное определение. «Социальные институты являютсясистемами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп»3 (ключевые слова везде выделены автором. — Д. Г.).
Есть и другие попытки дать однозначную дефиницию, исходя, например, из категорий норм и ценностей, ролей и статусов, обычаев и традиций и т. д. и т. п. С нашей точки зрения, подходы такого рода не являются достаточно плодотворными, поскольку излишне зауживают понимание такого комплексного явления, каким выступает социальный институт, фиксируя внимание
' Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социология. М., 1990.
2 Коржевская Н. Социальный институт какобщественное явление (социальный аспект). Свердловск,1983.
3 Щепанъский Я. Элементарныепонятия социологии. М.,1969.
только на одной его стороне, представляющейся тому или иному автору важнейшей.
Более содержательными автор считает концепции, опирающиеся на комплексную характеристику социального института и содержащие указания на различные аспекты его многосторонней сущности. Современные концепции такого рода, развиваемые в рамках избранной парадигмы, содержатся вработах Н. Смелзера', Г. Осипова2, М. Комарова3 и др.
Под социальным институтом, вслед за Н. Смелзером, М. Комаровым, будем понимать целесообразную устойчивую форму организации социальной деятельности и социальных отношений, комплекс, представляющий собой, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и, с другой стороны, устойчивое социальное образование, обеспечивающее реализацию данных потребностей4 .
Понимаемые в широком плане институты — это специфические социальные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их формирование обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте, по существу, опредмечивается определенный вид общественных отношений. В этом плане определенный эвристический и объяснительный потенциал содержится в соображениях Н. Коржевской, что категориальный ряд «деятельность —
1 Смелзер Н. Социология. М.,1994.
2 Осипов Г. В. Социальные институты // Социология. М., 1990. 8 Комаров М. С. О понятии социального института // Введение в социологию. М., 1994. 4 Смелзер Н. Социология. М., 1994.
общественные отношения — социальный институт» представляет собой логическую последовательность и логически сопряжен и, соответственно, что в теоретической постановке социальный институт может пониматься как форма опредмечивания и средство осуществления человеческой деятельности и общественных отношений1.
К числу самых общих признаков социального института можно отнести2:
- в выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
- определенную (более или менее формализованную) организацию;
• наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
• наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества.
У одних из них, прежде всего формальных (таких как армия, суд и т. п.), признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных, либо только возникающих — менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации социальных образований различного характера.
Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. Реализация социальным институтом общественно значимых функций обеспечивается наличием в
1 Коржевская Н. Социальный институт какобщественное явление (социальный аспект). Свердловск,1983. С. 7-8.
2 Комаров М. С. О понятии социального института //' Введение в социологию. М., 1994.; Уо;г§~ .К'. НапоЪооЬ оГ 8ос1а1 Р8усЬо1о§у. N. У., 1947.; Прилвпко Е. М. Социальный институт // Социологический словарь. Минск,1991, С. 311.
его рамках целостной системы стандартизированных образцов поведения, т. е. ценностно-нормативной структуры' .
К числу важнейшихфункций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
• регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношении;
• создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
• обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
• социализация индивидов. Если говорить оструктуре социальных институтов, то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Известный польский социолог Ян Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института2:
• цель и сферу деятельности института;
• функции, предусмотренные для достижения цели;
в нормативно обусловленные, социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
• средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции. Возможны различные подходы к классификации представленных в обществе социальных институтов.Изних мы считаем целесообразным остановиться на двух — предметном (содержательном) и формализованном.
На основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.) и др.
1 Комаров М. С. О понятии социального института // Введение в социологию. М., 1994. С. 190-195.
2 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969. С. 98.