Социальное развитие и общественный прогресс

При всем многообразии обществ, различий их исто­рического прошлого, обусловленных им норм и тради­ций, главное и определяющее для всех них является об­щим. Каждое из них является определенной системой, имеет одни и те же функции и развивается по одним и тем же главным закономерностям.

Под социальным прогрессом понимается поступатель­ное развитие человечества и его отдельных отрядов (об­ществ и народов) от низших и менее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким и совершенным. Французский философ, один из родоначальников теории общественного прогрес­са, ЗК. Кондорсэ олицетворял прогресс с состоянием, «ког­да солнце будет освещать землю, населенную только сво­бодными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума; когда тираны и рабы, священники и их глупые или лицемерные орудия будут существовать только в истории и на театральных сценах...».

В каждой из сфер общественной жизни прогресс имеет свои конкретное содержание и формы проявления. По­этому наряду с социальным прогрессом говорят и об эко­номическом, политическом, духовном и т. д. прогрессе. Каждый из них имеет свои собственные критерии: фор­мы организации общественного труда и способы произ­водства, производительность труда, степень демократи­зации политического строя и реализации прав человека, образовательный и культурный уровень, доступность знаний и информации и т. д.

Актуальным для социологов является вопрос о кри­териях прогресса общества в целом, поскольку общество представляет из себя целостный социальный организм, и ему, как таковому, должен соответствовать основной критерий социального прогресса.

Господствующей точкой зрения среди обществоведов было мнение о том, что главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое в конечном счете предопределяется изменением всех других сторон и сфер жизни общества. Эта точка зрения на обществен­ный прогресс наиболее полно была разработана марксис­тами и стала господствующей в. XIX и первой половине XX века и в западной, немарксистской социологии.

В настоящее время эта точка зрения на обществен­ный прогресс подвергается сомнению. Развитие произ­водительных сил не выводит этот критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономичес­кой — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным критерием, то есть пропус­кающим через себя и впитывающим в себя изменения во всех сферах жизни общества. Выходит так, что целью развития общества в данном случае является развитие производительных сил, а не человек? Выяснилось, что дальнейший рост производства ведет к разрушению сре­ды обитания человека, к экологической катастрофе. Та­ким образом, ставка на расширение производства и по­требления не оправдывает себя в нынешних условиях. Возникло противоречие между экономикой и экологи­ей. Экстенсивное развитие промышленности подорвало индивидуальные основы человеческого бытия. Возник антропологический кризис.

Итак, реалии второй половины XX века поставили под сомнение марксистскую прогрессистскую концепцию. Сегодня нужна новая концепция общественного прогрес­са. Нужно заменить установки на безудержный рост про­изводства и потребления новыми установками. Какими?

Большинство ученых склоняются к мнению, что ин­тегральным критерием общественного прогресса высту­пает уровень гуманизации общества, положение в нем личности; степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.

Уровень гуманизации общества как интегративный критерий, вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и сво­бод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей.

Таким образом, критерий общественного прогресса состоит не в развитии производительных сил, не в на­коплении капиталов, не в расширенном воспроизводстве, а в развитии самого человека как родовой сущности, т. е. в развитии человека, который овладел общественной сущностью.

А как быть с природой? Она цель или средство обще­ственного прогресса? Нужно подходить к этому вопросу с позиций оптимума, чтобы человек сам жил и разви­вался, и природа от этого не страдала. Если с этих по­зиций подходить к критерию общественного прогресса, то критерий общественного прогресса будет состоять в достижении оптимума в отношениях между саморазви­вающейся личностью, обществом и природой. Такой кри­терий снимает крайности технократического отноше­ния к миру.

Социальное развитие человечества можно сравнивать образно с многополосной транспортной магистралью, по которой с разными скоростями двигаются транспортные средства разных моделей, годов изготовления, мощнос­тей. И начало, и конец у разных участников движения различны. А сама магистраль имеет как подъемы, так и спуски, на которых меняется скорость двигающихся по ней транспортных средств. Некоторые из них вынуж­денно замедляют движение, останавливаются и даже сходят с пути. Так и социальное развитие человечества многополосно! и разновременно для разных обществ

' Так, на линии времени (Т1те1те) истории электронной энцикло­педии Энкарта количество параллельных полос движения постоян­но меняется. Начинается она около 50 тысячелетия до н. э. с исполь­зования человеком огня и заканчивается 1998-м г. и клонированном животных. Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры развитие че­ловечества характеризуется полным «бездорожьем». В эпоху неолити­ческой революции в этой линии только одна полоса, с 3200 г. до н. э. — 2, с 3000 г. до н. э. — 3, через тысячелетие их становится 7, к XII в. до н. э. — 10 полос. В начале I тысячелетия нашей эры их число уменьшается до 6. В VI и XIV веках их опять становится 11, XIX веке — 9 в XI, XVII и в XX веках — 8 полос. Ни одно из об­ществ, начинавших свой путь по магистрали, до наших дней не со­хранилось. Ныне по самым скоростным полосам движутся общества, вступившие на эту магистраль позже всех (США) и оказавшиеся на какое-то время в кювете в результате социальных и политических катастроф (Германия, Япония). В конце XX века в кювете магистра­ли истории оказалось российское общество. Повторит ли оно опыт Германии и Японии?

и народов. В нем были, есть и будут как ускоренное раз­витие, так застой и регресс.

Прогресс — это развитие по восходящей линии, здесь результативность деятельности со знаком «плюс» прева­лирует над результативностью со знаками «ноль» или «минус». Прогресс — это значит, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет еще лучше, чем сегодня. Застой означает продолжительное движение на одном и том же уровне, а регресс — это развитие по нисходящей линии, откат назад.

Общественное развитие включает в себя как эволю­ционный, так и революционный процессы. Жизнь раз­вивается эволюционным путем, когда производитель­ные силы и производственные отношения развиваются без искусственных препятствий и сопротивления со сто­роны общества и его образующих, постепенно и мирно переходят из одного качественного состояния в другое. Эволюционный путь является доминирующим в при­роде.

Человек является частью природы. На заре челове­чества он еще не выделяет себя из нее, потребляет толь­ко то, что дает природа, занимается собирательством и охотой. Если для собирательства достаточно простой заостренной палочки, то для охоты, разделывания до­бычи, шитья одежды из шкур убитых животных требу­ются более сложные, рукотворные орудия. В течение тысячелетий собирательства и охоты человек постепен­но учится выращивать необходимые для жизни культу­ры (огородничество и земледелие}, приручать диких животных и разводить их в домашних условиях (ското­водство}. Со временем земледелие отделяется от ското­водства, появляется ремесло, призванное обеспечивать орудиями труда и скотоводов, и земледельцев. Город отделяется от села.

Общее владение и пользование землей, ее плодами, природными ресурсами, средствами производства — ес­тественное и наиболее гармоничное состояние существо­вания человека. Из примерно 200 тысяч лет предпола­гаемой жизни разумного человека 195-198 тысяч лет люди не знали, что такое частная собственность. Все находилось в общем пользовании, за исключением не­скольких предметов личного обихода, изготовленных собственными руками и для собственных нужд — ору­жие, предметы семейного обихода. Постепенно склады­вается понятие «наше» и «чужое». «Наше» — это ареал обитания и сфера жизнедеятельности (собирательства, охоты) конкретных рода, племени, этноса: земля, все имеющееся на ней и под ней. Это — общая собствен­ность всего племени, всего народа. Общество могло рас­пределять и землю, и виды деятельности между родами, а те, в свою очередь, — между семьями на правах пользо­вания. Люди выработали четкие нормы, что должно и может принадлежать лично им с правом свободного рас­поряжения, и что — только всем (Богу, обществу, госу­дарству).

Изготовление орудий труда, изобретение одежды, приручение животных и их воспроизводство, религия, образование государства, создание оросительных систем, письменности, нормативное регулирование общественных отношений — таковы важнейшие вехи на пути зарожде­ниячеловечества и его развития в доклассовом обще­стве.

Общая (родовая, племенная) собственность постепен­но превращается в индивидуальную, частную, а затем монополистическую и государственно-монополистичес­кую формы собственности. III тысячелетие до нашей эры — I тысячелетие нашей эры были для человечества периодом приватизации и индивидуализации средств производства и общественных отношений, а XVIII -XIX века — эпохой их капитализации и монополиза­ции.

С дифференциации населения по имущественному положению, расслоения общества, на классы и образова­ния государства начинается период классового общества.. Если до этого субъектами социальных процессов явля­лись индивиды и их группы (этнические, религиозные, половозрастные, профессиональные), то теперь к ним прибавляются общественные классы, государства, эко­номические и социально-политические институты раз­ных уровней (национальные, региональные и глобаль­ные). В общественном развитии возрастает роль новых, антагонистических противоречий и интересов. Это ведет социального прогресса. Эволюцион­ное развитие, свойственное доклассовому обществу, до­полняется революционным развитием со взрывами, на­силием, ожесточенными столкновениями между сторон­никами и противниками тех или иных социальных процессов.

Первую революцию в жизни человечества называют неолитической революцией. В результате этой револю­ции осуществился переход от доклассового общества к классовому со всеми вытекающими отсюда последстви­ями. Развитие классового общества сопровождается мно­жеством революций (экономическими — промышлен­ными и аграрными — социальными, политическими, культурными, научно-техническими и т. д.).

Некоторые из основателей США связывали с рево­люцией реализацию социальной справедливости и созда­ние совершенного союза людей. Известный немецкий государственный деятель и ученый К. В. Гумбольдт свя­зывал все важные революции в истории с революциями в умах людей. «Революции нельзя избежать», — считал один из лидеров английских консерваторов XIX века Б. Дизраэли. По мнению английского писателя и фило­софа Р. Эмерсона, революция — это период, когда ста­рое и новое стоят бок о бок, когда энергия людей испы­тывается страхом и надеждой, когда историческая слава старых эпох может быть компенсирована богатейшими возможностями новой эпохи. В. Гюго называл револю­цию жестокостью прогресса, а К. Маркс — локомотивом истории. То есть революции объективны и неотделимы от прогресса, их нельзя ни вызывать по заказу, ни отме­нять.

Часто эволюционные процессы перерастают в рево­люционные, а революционные процессы переходят в эво­люционные. Американский философ XX в. Э. Хоффер правильно заметил, что не революции являются при­чиной перемен, а, напротив, перемены готовят почву для революций. Это относится ко всем с4>ерам обще­ственной жизни. Иногда сдвиг или крупное открытие в какой-либо одной области жизни, обусловленные реаль­ными потребностями людей и к которым они шли сто­летиями, ведут к революционным изменениям во всех областях. Наиболее важными революционными откры­тиями и изобретениями последнего тысячелетия счита­ются изобретение компаса, механических часов, стек­лянных линз, печатного станка, парового двигателя, телеграфа, открытие электрической энергии, беспровод­ной связи, антибиотиков, ядерной энергии и транзис­торов. Каждая из этих новаций помогала преодолению отчуждения между людьми, народами, странами и кон­тинентами, интернационализации общественной жиз­ни, распространению знаний и информации. Они спо­собствовали невиданному росту производительности труда, совершенствованию форм организации обществен­ного труда, обмена и распределения, росту жизненного уровня людей1 и продолжительности их жизни, мобиль­ности населения. XX и XXI века по праву могут счи­таться эпохой социализации (обобществления) средств производства и общественных отношений. Этот процесс происходит и будет продолжаться сознательно и целе­направленно.

По своей результативности и социальным последстви­ям деятельности человечества один год конца XX столетия эквивалентен нескольким векам и даже тысячелетиям предшествующих эпох. Надо полагать, что социальный прогресс продолжится и впредь нарастающими темпами.

Итак, главным субъектом общества и всех обществен­ных отношений является человек, действия которого детерминированы его потребностями. Реализуя свои ин­тересы, человек постепенно совершенствует формы об­щественного производства, организации труда и отно­шения между самими участниками социального процесса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое общество?

2. Каковы основные элементы общества как системы?

3. Назовите специфические черты общества.

' По данным Международной организации труда, во второй половине XX века бедность уменьшилась больше, чем за все предыдущие 50 ве­ков предшествующей истории (1п<,егпа11опа1 ЬаЬог Неу1еу/. 1998. № 4. Р. 528. Ыр1.оп М. Яиссевв № Ап11роуег1у. Сепёуа, 1998).

4. Назовите основные сферы общественной жизни и объясни­те, чем они обусловлены.

о. Определите специфику социальной сферы жизни обще­ства.

6. Установите соотношение общества и власти.

7. Каковы критерии дифференциации обществ?

8. Какие типы обществ вы знаете?

9. Какие общества считаются «открытыми», а какие — «зак­рытыми » ?

10. Определите критерии социального прогресса.

11. Покажите общее и особенное в эволюционном и в револю­ционном развитии общества.

ЛИТЕРАТУРА

Американская социологическая мысль.М., 1996.

Арефьева Г. С. Общество как объект социально-философского анали­за. М.,1995.

Василысова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Си­нергетика и теория социальной организации. СПб., 1999. Гражданское общество в России: Структура и сознание / Отв. ред.

К. Г. Холодковский. М., 1998.

Красников Б. Я. Новый взгляд на эволюцию общества. Киев, 1995. Кузьмин С. А. Социальная система: Опыт структурного анализа. М.

1996. '

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Современные социологические теории общества. М., 1996. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Оси-пова, Л. Н. Москвичева. М., 1996.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Общество — это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Субъектами общества и общественных отношений являются от­дельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация и искусственные: политические партии и движения, профсоюзы и др.) и их институты.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА:

• Носит всеохватывающийхарактер, включает в себя все со­циальные группы.

• Выражает и согласовывает социальные интересы всех чле­нов.

• Осуществляет социализацию членов общества.

• Регулирует поведение людей путем выработки общезначи­мых норм и контролирует их выполнение.

• Является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципыи нормы своего фун­кционирования.

• Общество многослойно и многосферно.

социальное развитие и общественный прогресс - student2.ru

Социальный прогресс — поступательное развитие человечества и его отдельных отрядов (обществ, народов) от низших и менее совер­шенных форм организации производства, распределения, потребле­ния, а также ступеней развития человеческой личности, к более высо­ким исовершенным.

социальное развитие и общественный прогресс - student2.ru

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ КАК:

Эволюционный процесс. Естественное развитие без искусственных препятствий и сопротивления со стороны общества и его составляющих, постепенный переход от одного качественного состояния к другому.

Революционный процесс. Развитие, связанное с конфликтами, насилием, ожесточенным противостоянием между сторонниками и противниками тех или иных социальных изменений.

Наши рекомендации