Развитие социологии в россии
В русскую интеллектуальную среду социологические идеи проникли спустя два десятилетия после опубликования во Франции знаменитого труда Огюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 году в «Современнике» были изданы две статьи П. Л. Лаврова, имевшие позитивистскую направленность.
'Появление в России первых социологических работ совпадают с периодом, отмеченным в отечественной истории как время прощания с николаевским режимом, приходом первой волны либерализма. Совпадение этих, на первый взгляд, ничем не связанных фактов оказалось весьма симптоматичным. С тех времен и до самого недавнего прошлого в судьбе русской социологии смена политических режимов стала играть чуть ли не первостепенную роль.
В арсенале человеческих знаний не так много общественных наук. Рождение на свет каждой из них — явление экстраординарное. Рождение новой общественной науки есть следствие соединения уникальных объективных и субъективных факторов. Рождению социологии во Франции предшествовал ряд причин социально-политического и научно-теоретического характера. Социальной причиной возникновения социологии явился процесс капитализации экономики и связанная с этим глубокая социальная и профессиональная дифференциация общества, требующая адекватного научного объяснения. Идейно-политической предпосылкой рождения социологии стала Великая французская революция, перевернувшая общественное сознание и, как следствие, подвигнувшая Конта найти научно обоснованный способ бесконфликтного гражданского и политического общежития. Научно-теоретической причиной рождения социологии являются факты рождения таких общественных наук, как политическая экономия, статистика, юриспруденция, лингвистика. Эти дисциплины позволялина научном уровне рассматривать те вопросы, которые ранее принадлежали компетенции социальной философии и разрешались спекулятивными методами.
В России в середине XIX века имели место иные социально-политические процессы, оттого становление социологии происходило несколько иначе, по сравнению с тем, как это наблюдалось в прочих европейских государствах. К началу 60-х годов процесс развития капитализма в России только начинался, следовательно, здесь отсутствовала основная причина для рождения социологии. Социология, рассматривающая общество как совокупность действующих и воздействующих друг на друга социальных институтов, групп и индивидов, не имела в то время своего четко дифференцированного предмета исследования. Русское общество середины XIX века представляло собой дихотомное социальное пространство: крестьянскую общину или, по другим понятиям — мир, с одной стороны, и узкую властную элитную верхушку, с другой. Отечественным социальным мыслителям русское общество виделось неким гомеостазированным пространством. Для описания несложных социальных процессов, имевших место в таком обществе, им не требовался точный научный инструментарий и вполне подходил старый спекулятивный метод. Именно им пользовались славянофилы А. С. Хомяков, А. В. Киреевский, А. К. Аксаков.
В Европе социология рождалась при опоре на достаточно развитую базу общественных наук. В России такой базы еще не существовало. Для возникновения социологии в России не существовало ни экономических, ни социальных, ни научно-методологических причин, по крайней мере, в той степени, как это было представлено во Франции середины 30-х годов XIX века, однако существовала причина иного свойства, отсутствовавшая в Европе. Это — страстное желание объяснения «живых» и «вечных» вопросов общественного бытия. Эти вопросы вечно присутствовали в народной массе, тайно бурлили и вырывались на социальную поверхность во времена народных восстаний Разина, Пугачева, раскольников призывами к вольнице и справедливой жизни.
Первые социологи — народник П. Л. Лавров и писатель-публицист Н. К. Михайловский — руководствовались в своей писательской и просветительской деятельности этими же «вечными» вопросами, но решали их не традиционными методами социальной философии, а новым для того времени социологическим методом, рожденным в недрах позитивной философии.
ПетрЛаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик-теоретик и политик-практик. И это справедливо. Его наиболее известное произведение «Исторические письма» проникнуто духом индивидуализма и изобилует романтическими идеями о смене политического устройства общества и о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически мыслящей личности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского сверхчеловека, которая сперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовое движение, формирует политическую партию и, наконец, изменяет государственное устройство. У Лаврова трудно найти произведения собственно социологической направленности, то есть такие, которые бы исследовали социальные процессы. Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том, что он первым популяризировал позитивистские идеи Конта в России. Он говорил и писал о социологии как о возможном и научно правильном методе исследования.
Развитие социологии в России имело свою специфику. Она рождается как политическая оппозиция самодержавию, как способ осмысления действительности интеллектуальными слоями. Вследствие этого социологическая мысль в России испытывала значительное политическое давление. Во взаимоотношении социологии и государственной власти прослеживается устойчивая закономерность: как только политическая ситуация в стране склонялась в сторону авторитаризма, так социология подвергалась репрессиям и запрещалась, и наоборот, либерализация политической ситуации вызывала новый всплеск социологии. Проиллюстрируем данную закономерность.
До кончины императора Николая Павловича, последовавшей в 1855 году, о распространении социологических идей нельзя было помыслить. Высочайшим повелением цензуре было предписано исключить проникновение терминов «прогресс» и «социология» во все печатные издания. Официальной идеологией был объявлен принцип «православия, самодержавия, народности», ни о какой позитивной социологии не могло идти речи без риска потерять карьеру и свободу.
Либеральные реформы преемника Николая I Александра II - освободителя создали условия для проникновения социологических идей в Россию. Пменно в этот период П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский пишут первые социологические работы. В годы царствования Александра II социологическая мысль России развивалась достаточно бурно. Помимо работ уже названных авторов в печати появились труды А. Я. Стронина «Политика как наука» (1872), П. Ф. Лилиенфельда «Мысль о социальной науке будущего» (1872), Е. В. Де-Роберти «Социология» (1880). Начали свое научное творчество Л. И. Мечников, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов.
Поступательное развитие новой науки было прервано в1881 году, когда вступивший на престол АлександрIIIначал контрреформистские преобразования. Одним из следствий этого процесса явилась ликвидация университетской самостоятельности. Жесткие меры по отношению к профессуре вынудили значительную ее часть покинуть Россию и продолжить свою научную и преподавательскую деятельность в эмиграции. Покинули Россию Е. В. Де-Роберти, М. М. Ковалевский, П. Ф. Лилиенфельд, целый ряд начинающих исследователей опубликовали свои первые работы за границей, а не в России. Интересно, что научная эмиграция разделилась по странам пребывания пропорционально своим методологическим воззрениям. Так Ковалевский и Де-Роберти, работающие в позитивистском ключе, отправились во Францию, где традиционно был силен позитивизм. Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий обосновались в Германии, и там почерпнули идеи неокантианства и прониклись его духом. Свои работы публиковали в Германии П. Б. Струве и С. Н. Булгаков, а А. А. Чупров издал фундаментальный труд по социальной статистике.
Не только теоретическая наука, но и преподавание социологии в полной мере осуществлялось лишь за границей. В 1901 году в Париже М. М. Ковалевский создал «Русскую высшую школу социальных наук», благополучно просуществовавшую вплоть до 1905 года. В ней читали лекции социологи с мировым именем: Габриэль Тард, Рене Вормс, Эмиль Дюркгейм, помимо этого занятия, проводили крупнейшие отечественные социологи и социальные теоретики: Г. В. Плеханов, П. И. Милюков, Л. И. Мечников, Н. И. Кареев, Е. В. Де-Роберти. На научных семинарах поднимались самые актуальные вопросы: перспективы развития русского общества, роль общины и личности в России, народническая и марксистская идеология и другие. Состав обучаемых был разнообразен, а условия приема самыми демократичными, для поступления в школу не требовался документ о среднем образовании. Ее популярность была столь велика, что царское правительство вынуждено было обращаться по дипломатическим каналам к правительству Франции с просьбой закрыть рассадник социологических идей за пределами России.
В условиях дефицита социологических исследований общества появились работы иной методологической направленности — социально-философской. Пустующую теоретическую лакуну заняли труды авторов, не имеющих напрямую связи с социологией: К. Н. Леонтьева, Л. А. Тихомирова, К. П. Победоносцева, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова. Это имело колоссальное значение и придало русской социальной мысли в целом (социологической и социально-философской) неповторимый, уникальный колорит.
Ущемление социологии в правах не окончилось с царствованием Александра III. В первое десятилетие правления его преемника Николая II и в особенности в период, предшествующий первой русской революции, социология никак не признавалась государственной властью. Известен ряд анекдотичных случаев в отношении официальных лиц к социологии. Так, по воспоминаниям Ковалевского, при пересечении границы империи жандарм первым делом задал ему вопрос: «А не везете ли вы книги по социологии?». По его же воспоминаниям, при въезде в Россию одного частного лица таможенники изъяли у него и сожгли книгу американского социолога Лестера У орда «Динамическая социология», приняв ее за подрывную литературу.
Лишь только после известного манифеста от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» стало возможным открыто заняться наукой и распространять социологические знания. Результат не заставил себя ждать. Начался бурный процесс институционализации, приведший к рождению кафедры социологии, появлению ряда печатных изданий, факультета социологии, преподаванию социологии в средних и высших учебных заведениях.
К сожалению, революция не вывела социологию из-под государственного контроля. Свободное развитие социологии продолжалось лишь до 1922 года, после чего настал период постепенного вытеснения ее марксизмом. С начала 30-х годов она была полностью запрещена и объявлена буржуазной лженаукой. Такое положение дел продолжалось вплоть до конца сталинской эпохи. Новое рождение социологии приходится на 60-е годы XX столетия, однако сворачивание реформ в середине 70-х годов и переход к так называемой административно-командной системе пагубно отразился на социологии. Очередное рождение социология пережила во второй половине 80-х годов после начавшейся в стране политики перестройки.
Таким образом, можно констатировать, что темпы и качество развития социологии в России на всем ее полуторавековом пути являются лакмусовой бумажкой, индикатором политической ситуации в стране. Социология реагировала на общественно-политическую обстановку как никакая другая отрасль знания! С точки зрения чистой науки этот факт следует признать печальным. Ибо настоящая наука должна быть индифферентной по отношению к внешним условиям — таковы принципы науки.
В русской социологической мысли, взятой в целом, прослеживается закономерность смен различных методологий. Так, на ее начальном этапе доминировала позитивная методология. Позитивисты П. Л. Лавров, А. И. Стронин, Н. К. Михайловский, Л. И. Мечников, Е. В. Де-Роберти, М. М. Ковалевский, Н. В. Воронов, Н. И. Кареев и другие со свойственным для этой методологии механистическим редукционизмом уподобляли общество в целом, а также процессы, в нем происходящие, элементам естественнонаучных дисциплин. В русской социологии был представлен весь спектр факторов, на основании которых выстраивались теории общества. Так Н. К. Михайловский при исследовании и характеристике общественных процессов придерживался биологической точки зрения, Н. В. Воронов — физической, Л. И. Мечников — географической, Е. В. Де-Роберти — психологической, М. М. Ковалевский и Н. И. Кареев — исторической. Позитивистская методология была актуальной в России с начала 60-х годов XIX века до первых десятилетий XX века.
Николай Константинович Михайловский (1842— 1904) — наиболее яркая личность в славной плеяде русских социологов-позитивистов. Несмотря на то, что он не создал законченного учения и не написал труда, в котором представил бы систему взглядов в обобщенном виде, его заслуга перед отечественной социологической мыслью огромна. Наследие Михайловского дошло до нас в нескольких томах его собраний сочинений, представляющих собой сборник множества статей, опубликованных ранее в журнале «Современник», редактором которого он являлся.
Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, его, вне всякого сомнения, следует отнести к сторонникам позитивизма, причем позитивизма биологического и психологического направлений. В пользу биологизма говорит обращение Михайловского к геккелевской систематизации биологических организмов и органицизму Спенсера в работах «Борьба за индивидуальность», «Что такое прогресс». 0н ставит человеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементом которой является биологическая клетка, а завершающим элементом — человеческое общество; таким образом, клетка и общество — явления одного порядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи «Герой и толпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В своих статьях Михайловский приходит к весьма ценным в научном плане открытиям. Так, в серии статей о толпе он анализирует ее с точки зрения психологии, находя в ее экспрессивном и хаотическом поведении строгую закономерность. Он делит толпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорит о роли героя, который передает свой психический импульс, а толпа заряжается им. Интересно, что исследования о толпе Михайловский проводил в тех же временных рамках, что и классики этого направления — французы Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Некоторые выводы Михайловского парадоксальны с точки зрения социологической науки, но глубоко симптоматичны с позиций русского национального характера. Так, в споре со Спенсером, этим теоретиком номер два в мировой социологической иерархии, он приходит к совершенно иным выводам, нежели английский социолог. Спенсер доказывает, что уровень развития общества пропорционален уровню социальной и профессиональной дифференциации, то есть темпы общественного прогресса зависят от того, насколько многообразна социальная структура. Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональное действительно способствует темпам прогресса, однако отрицательно сказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться за личностью.
Социолог-позитивистЛев ИльичМечников (1832—1888), родной брат Ивана Ильича Мечникова, известного русского врача и физиолога, написал труд «Цивилизация и великие исторические реки», изданный впервые в 1889 году на французском языке. Автор поставил перед собой ряд глобальных вопросов: в чем причина солидарности человеческих сообществ, какой принцип лежит в основе развития цивилизации. Ответ на них был дан в позитивистском ключе. 'По мнению Мечникова, в основании важнейших социальных процессов лежит географический фактор. Для того чтобы понять процессы и явления, происходящие в обществе, необходимо обратиться к географическим истокам. В доказательство своей позиции Мечников предпринимает социологический анализ, разворачивающийся на широком историко-географическом полотне, Человеческая цивилизация, говорит он, прошла три этапа: речной, морской, океанический. Первый этап характеризуется рождением цивилизаций Древнего Мира: ассиро-вавилонской, египетской, древнеиндийской, древнекитайской. Все они родились по берегам великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Мечников говорит, что проживание по берегам связано с опасностями сезонного разлива рек, в то время как вовремя проведенные ирригационные работы обеспечивают население избыточным продуктом питания. При низком уровне развития орудий труда проведение таких работ связано с необходимостью привлечения огромного числа людей. Именно этот фактор создал условия для рождения древних государств с жесточайшей формой политического правления — сатрапией. Второй этап человеческой цивилизации связан с освоением бассейнов Средиземного, Мраморного, Эгейского морей. Изрезанность береговой линии, смена ландшафта от горного до долинного, наличие множества островов с уникальной социальной и политической организацией создали, по мнению Мечникова, условия для рождения античной цивилизации с вариативностью ее политического устройства, философии, эстетики. Наконец, освоение мирового океана и, в особенности, великие географические открытия сделали человечество единым. Морские пути соединили социальное пространство в единый комплекс. Таким образом, с точки зрения географического детерминизма, макросоциологические процессы в обществе наилучшим образом объясняются с помощью привлечения географической науки.
Вполне очевидно, что место географического фактора может занимать биологический, психологический или какой-либо иной. Факторный подход является сутью позитивистской методологии. В обнаружении новых факторов русская социологическая мысль шла в унисон с западноевропейской, но ничего нового для мировой социологической мысли не открыла. Честь разработки оригинального научного подхода принадлежит России в обосновании субъективного метода и создании целой субъективной школы.
Субъективный методв социологии — явление уникальное, свойственное только отечественной мысли. Во многом он является нонсенсом. В положительной науке, по крайней мере на том уровне ее развития, который имел место во второй половине XIX века, субъективизм невозможен. Результаты научного исследования должны стремиться к объективности и объективации. Само рождение социологии было напрямую связано с объективностью знания в противоположность субъективности мнений в социальной философии. Тем не менее, в русской социологической мысли последовательно сначала П. Л. Лавров, затем Н. К. Михайловский и Н. И. Кареев отстаивают возможность и необходимость субъективизма в социологии. По их мнению, субъективизм взгляда исследователя надо отличать от объективизма результатов исследования. Субъективизм необходим в тех исследованиях, где невозможно понять сути социального действия индивида иначе, как поставив себя на его место. Социолог, по убеждению Н. К. Михайловского, обязан поставить себя на место исследуемого и только тогда он сможет ответственно делать выводы о поведении другого человека. Отечественные социологи, последователи субъективного метода, совершенно правильно обращали внимание на то, что последовательный объективизм в социологическом познании односторонен и чреват заблуждениями. Для того периода, когда еще не существовало специфических социологических методов сбора информации, способной раскрыть содержание внутреннего мира человека и определить мотивацию его поведения, субъективный метод был вариантом исследования и объяснения именно этих сторонповедения. Это делает честь отечественной социологической мысли.
В 90-х годах XIX века позитивистская методология постепенно уступает место неокантианству. К этому периоду слабые стороны позитивизма были очевидны. Механистический редукционизм, вынесение исследователя за рамки исследуемого процесса, ставшее бессмысленным умножение социологических факторов, понимание необходимости плюрализма факторов, сделали позитивизм банальным, а главное,не способным ответитьнановые актуальные вопросы.
Активное развитиенеокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию из Германии вернулись ряд социологов-неокантианцев: А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, В. М. Хвостов, Л. И. Петражицкий. Неокантианцы считали невозможным рассматривать. общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник «Проблемы идеализма» (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития. Так ряд фундаментальных трудов Л. И. Петражицкого и П. И. Новгородцева носят сугубо правовую направленность.
Одновременно с неокантианством, в период начала XX века в России набирает силу новое методологическое направление —неопозитивизм. Его приверженцами были А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.
Наиболее ярким из социологов этого направления следует признатьПитирима Александровича Сорокина(1889—1968) — русско-американского социолога, автора колоссального количества работ, в том числе двухтомной «Системы социологии» русского периода (1920) и всемирно известной четырехтомной «Социальной и культурной динамики» (1946) американского периода творчества. |Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. В Петербургском университете в 1919-1921 годах он собрал вокруг себя студентов и организовал, насколько это было возможно по тем временам, широкомасштабные социологические исследования, результаты которых легли в его последующие научные труды: «Голод как фактор» (1922), «Социология революции»(1928) и другие. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр. С этой задачей он справился настолько хорошо, что после его выхода на пенсию правительства ряда стран обращались к нему с аналогичной просьбой.
Неопозитивизм Сорокина отчетливо прослеживается в его «Системе социологии», где он предпринял грандиозную попытку разложения социального тела на элементарные составные части, а затем создания теоретической конструкции из ранее выделенных элементов; Этот процесс, содержащий сначала анализ, а затем синтез, должен был, по мнению автора, снять все вопросы относительно структурной и содержательной организации общества. В процессе реализации первой, аналитической части своего плана Сорокин находит, что в основе любой общественной организации лежит социальное явление, которое может быть разложено на действующих индивидов и на так называемых проводников (слуховых, зрительных, вербальных и т. д.), посредством которых, происходит общение между индивидами. Многовариантное соединение элементарных частей приводит к рождению множественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида с одним, одного с несколькими, нескольких с группой, взаимодействие организованное и неорганизованное, длительное и мгновенное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное и т. д. Океан взаимоотношений, казавшийся ранее неисчерпаемым, Сорокин систематизировал и типологизировал, чем открыл возможность научного исследования процессов. Далее он произвел восхождение от малых групп к большим и к социальному сообществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурной иерархии групп. Сначала следуют элементарные группы или группы, сформированные по какому-либо одному признаку: профессиональному, религиозному, возрастному, половому, образовательному, имущественному и т. д. Далее следуют кумулятивные группы или группы, в состав которых входит несколько элементарных групп. Кумулятивные группы представляют собой объединения, из которых состоит общество. К кумулятивным группам относятся классы и нации. Наконец, па самом верху структуры находится сложный социальный агрегат или попросту конкретное общество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп. Таким образом, Система социологии Сорокина позволяет получить достоверные знания о сложном социальном агрегате,о его составных частях, об отношениях внутри кумулятивных групп, опираясь при этом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в их повседневной жизни.
Институционализация социологии в России, то есть признание ее в качестве научной дисциплины, санкционированной государственной властью и преподаваемой в высшей школе, произошла в период между двумя революциями, что подтверждает связь социологии с политической ситуацией в стране.
Первая кафедра социологии открылась в Петрограде в 1908 году в частном психоневрологическом институте, руководимом тогда известным русским психиатром В. М. Бехтеревым. Создал и возглавил кафедру М. М. Ковалевский, недавно возвратившийся из эмиграции. Вскоре Е. В. Де-Роберти организовал в психоневрологическом институте постоянно действующий социологический семинар, в котором были задействованы самые яркие научные и политические деятели России. В 1911 году при Московском университете было основано «Научное общество имени В. И. Чупрова для разработки общих наук»; в 1912 году при историческом обществе Петербургского университета открылся постоянно действующий семинар по социологии; в 1916 году создано русское социологическое общество. До февральской революции систематический курс социологии читался только в частных институтах, государственная система образования не была к этому готова, однако в среде учащихся сложилось весьма высокое мнение о социологии. Так, согласно социологическому опросу, проводимому в Петроградском университете, из 933 опрошенных общественными науками хотели заниматься 450 человек, из них 129 — социологией.
После революции темпы институционализации ускорились. В 1918 году открываются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 году в Петроградском университете открывается факультет социологии; в 1918 году в Петрограде организовывается Социобиблиологический институт, сокращенное название Инсоцбибл, с целью изучения всех сторон общественной жизни и популяризации социологических знаний. В следующем 1919 году он преобразовывается в Социологический институт. Вплоть до своего закрытия в 1921 году в нем трудились как марксистские, так и немарксистские социологи. По инициативе института было произведено значительное по тем временам исследование: изучение перегруппировки населения Петрограда за время революции.
Институционализация сопровождалась массовым выходом в печать самой разнообразной социологической литературы. Если в 1917 году было выпущено 148 книг и учебников по социологии, то в 1918 уже 188, и это несмотря на то, что экономическое и политическое положение в стране отнюдь не улучшалось. Появляется ряд толстых научных журналов, в которых значительное место отдается рассмотрению социологических проблем.В 1911 году начинает издаваться журнал «Вестник психологии и криминалистики», в1913 — «Новый исторический журнал»,1913 — «Юридический вестник»,1908 — «Вестник общественных наук», в период1913-1914 годов выходят четыре выпуска непериодического издания «Новые идеи в социологии».
Таким образом, в период 1908—1920 годов вРоссиисформировалась научная дисциплина — социология,совсеми необходимыми атрибутами: научными кадрами, научным сообществом, кафедрами, сетью научных заведений, учебно-методической и научно-издательской базой, наличием солидных научных журналов, большим числом учебников и научных монографий. Заметим, что Институционализация социологии в России произошла примерно в тех же временных рамках, что и в остальном цивилизованном мире.
Так, для сравнения, первые кафедры социологии появляются во Франции в 1889 году, в Англии — в 1892 году, в США — в 1891 году.
Развитие социологии в советский период полностью вписывается в алгоритм, отработанный в отношении государства и социологии в дореволюционный период. После февральской революции социология имела привилегированное положение. Русское общество проснулось от многовековой спячки и пыталось при помощи научных теорий познать процессы, происходящие в бурно развивающемся мире. Однако спустя всего лишь несколько лет после Октябрьского переворота положение дел изменилось. Правительству советского государства не нужны были теории научной социологии. Перспективы развития социалистического общества были для него ясны, теоретическая база социализма была дана в трудах классиков марксизма.
В 1918 году был нанесен удар по высшей школе в целом и преподаванию социологии в частности. Ученые звания и степени были отменены как пережиток буржуазной системы образования. Этим была подорвана структура иерархии в научном сообществе. Декретом правительства от 2 января 1918 года упразднены вступительные экзамены в высшие учебные заведения, а в следующем 1919 году введены рабфаки, позволяющие после краткого периода обучения поступать в вузы рабочей молодежи, не имеющей среднего образования. Этими действиями правительство способствовало проведению отрицательной селекции. В институты поступали лица, не обладающие достаточными знаниями и не способные критично воспринимать идеологизированные варианты марксизма.
В 1922 году вступил в силу устав высшего учебного заведения, согласно которому коллегиальное руководство институтами ликвидировалось. В том же 1922 году по инициативе Ленина был нанесен сильнейший ударпосоциальным наукам. Около 200 ученых — философов, социологов, культурологов —были принудительно выдворены из страны, в их числе П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк. Их место на вузовских кафедрах заняли ученые-марксисты, не имевшие в мировой социологии высокого авторитета. Одновременному контролю и проверке подверглись учебные программы и содержание образовательных курсов по общественным дисциплинам. Наконец, в 1923-1924 году в ведущих институтах Москвы и Петрограда была введена дисциплина — исторический материализм, а преподавание социологии было запрещено.
Социология была вытеснена из высшей и общеобразовательной школы, однако в качестве отрасли научного знания она сохраняла свои позиции вплоть до начала 30-х годов. Это десятилетие характеризуется борьбой марксистской и немарксистской социологии с тенденцией затухания последней. На интеллектуальном поле социологического знания в процессе столкновения различных теорий все отчетливей просматривался факт поляризации. Один плюс был представлен марксистской социологией, а другой — широким спектром социологическихтеорий от интегративной социологии до социальной рефлексологии.
Марксистская социология берет свое начало с работы Николая Ивановича Бухарина (1888—1938) «Теория исторического материализма»] (1921), имевшей 8 переизданий, последнее из которых приходилось на 1929 год. В ней автор предпринял удачную попытку систематического изложения теории исторического материализма. Отличительной чертой книги была ее адаптированность к уровню пролетарского читателя. Ничего принципиально нового с точки зрения содержания самого марксизма Бухарин не высказал, однако он поднял весьма важный вопрос о соотношении социологии, философии и исторического материализма. Он заявил о том, что общественная наука по сути своей имеет классовое происхождение и, следовательно, у рабочего класса должна быть своя пролетарская социология, равно как и у буржуазии имеется своя буржуазная социология.' Пролетарской социологией является исторический материализм — учение, созданное Марксом и раскрывающее классовую сущность общественных отношении.
В среде теоретиков-марксистов не было единогласия. Возникли споры по поводу того, считать ли исторический материализм дисциплиной социологической или философской. Н. Н. Андреев, С. А. Оранский, И. К. Луп-пол приняли точку зрения Бухарина. Они оставляли за социологией возможность самостоятельного развития, полагая, что исторический материализм (читай социология) не является философской дисциплиной, что он изучает общественные процессы на более «низком» уровне обобщения, что у него имеется свой специфический предмет исследования — социальные отношения. Другая часть теоретиков, такие как С. Я. Вольфсон, 3. Я. Червяков, С. 3. Каценбоген, напротив того, утверждали, что исторический материализм есть составная часть философии диалектического материализма и что его предназначение сводится к методологическому обобщению. Итог теоретическим спорам подвела дискуссия «Критика теоретических основ бухаринской концепции исторического материализма», происходившая в 1929 году в Институте философии. Несмотря на политический заказ Сталина подвергнуть научной критике правую бухаринскую оппозицию, научное сообщество на секции «Дискуссия о марксистском понимании социологии» поддержало точку зрения Бухарина и его сторонников.
В период 20-х годов в рамках марксистского направления в социологии был отработан круг принципиальных вопросов: о содержании понятия «общественно-экономическая формация», «базис», «надстройка», «производительные силы», «производственные отношения», о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры общества, о классовой борьбе в переходный период.
Немарксистское направление в социологии 20-х годов было представлено теориями П. А. Сорокина, В. М. Бехтерева и целым рядом менее известных социологов, представляющих методы социального дарвинизма, фрейдизма, социальной рефлексологии, фитосоциологии, зоосоциологии, физиологической социологии, социального энергетизма.
1 Крупным теоретиком немарксистской социологии был Владимир МихайловичБехтерев (1857—1927). Обращение медика, психиатра, физиолога, каковым являлся Бехтерев, к области знания, в которой он не был профессионалом, весьма показательно. Это свидетельствует в пользу популярности социологии в послереволюционный период, когда законы общ<