КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX веков
Традиционные культуры, начиная с культур охотников-собирателей, вырабатывали опытно-интуитивным путем систему социологических норм, качеств, способов их формирования и реализации, а также обеспечивающие методы их регулирования и сохранения социального порядка. В результате системы социального знания, ценностей и норм, выработанные в традиционных культурах, достаточно эффективно регулировали жизнь сотен поколений людей. В частности, например, восточные цивилизации уже более двух тысячелетий тому назад сформировали теоретически осмысленные, юридически оформленные и практически эффективные этико-поли-тические системы социального регулирования.
Вместе с тем попытки античного эллинистического мира создать и реализовать некие идеальные социальные модели, сами по себе очень интересные с точки зрения теоретического социального знания (Платон, Аристотель и др.), остались в узком кругу европейской и арабской интеллигентной элиты.
Становление в Европе городов как самостоятельных субъектов социальной жизни и формирование абсолютистских монархических государств привело к необходимости социально-практического понимания общества как целостности, состоящей из взаимозависимых сфер жизнедеятельности людей. Возникшие в силу этого единые государственные системы правопорядка и административного управления (включая деятельность церкви, прежде всего католической, вынужденной теперь осмысливать и регулировать свои отношения с прихожанами на уровне государства), породили необходимость изучать и регулировать целостные социальные процессы. Это явилось предпосылками возникновения таких форм социального знания, как «политическая арифметика», и «экономическая арифметика», «моральная статистика», «социальная гигиена» и, как отображение в социальном знании становления единой физической картины мира как образа для других теоретических наук, появление «социальной физики».
С конца XVI в. до сер. XIX века в Европе развивались социально-философские учения о человеке и сущностных сторонах общества, нашедшие свое отражение в трудах Френсиса Бэкона (156-1-1626), Джона Локка (1632-1704), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гелъвеция (1751-1771), Дени Дидро (1713-1784), Вольтера — Франсуа МариАруэ (1694-1778), Клода Анри Сен-Симона (1760-1825) и классиков немецкой философской мысли. Этот же период характеризуется возникновением и попытками практической реализации самых разнообразных государственно-правовых концепций, отраженных в трудах Томаса Гоббса (1588-1679), Иммануила Канта (1724-1804), Шарля Луи Монтескье (1689-1755), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и др. Наряду с этим в социальной культуре Европы и Северной Америки развивались утопические модели идеального общества в единстве с поисками практических путей его сознательного построения. Этот процесс развития социального знания воплотился в различных социально-религиозных и социально-политических движениях, в трудах и деятельности Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Гракха Бабе-фа (1760-1797), Роберта Оуэна (1771-1858), Шарля Фурье (1772-1837) и многих деятелей городских и сельских социальных движений. Соединение этих процессов в единстве со становлением научного мышления в европейской культуре привели к сознанию возможности и необходимости сознания единого, обобщающего, теоретического учения об обществе, не уступающего по уровню научности естественнонаучному знанию.
Именно этот этап развития европейского и североамериканского социального знания привел к созданию социологии как науки об обществе, равной физике как науке о неживой природе и химии как всеобщей истории превращения веществ. Этот подход потребовал классификации существующих наук. Огюст Конт, осуществив эту классификацию, ввел термин «биология» для обозначения всеобщего теоретического учения о живой природе и для завершения системы существующих наук разработал первую теорию общества, введя в научный и культурный обиход созданный им термин — «социология».
Огюст Конт (1798—1857) — французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии. В 1824 г. выходит в свет «Система позитивной политики» или Трактат о социологии, устанавливающий «религию Человечества», затем «Курс позитивной философии» в шести томах, написанный в 1830-1842 гг., в котором излагаются философские взгляды О. Конта, дается классификация наук, излагаются основы социологии. В 1844 г. выходит вторая часть «Философских проблем астрологии», за ними «Очерки позитивной философии», «Проблемы целостности позитивизма», и наконец, за год до смерти выходит его последняя книга «Субъективный синтез». В своих работах О. Конт придавал большое значение классификации наук. Создавая ее, он пытался таким образом найти (определить) место социологии в системе наук.
В «Иерархии основных наук» к фундаментальным наукам Конт относил математику, астрономию, физику, химию, биологию. Среди них, по его мнению, не хватало науки об обществе, ее еще предстояло создать, и ею должна стать социология. Предметом социологии, считал Конт, должна стать наука об общественных явлениях. Но поскольку социология появилась позже других общественных наук, то на ее долю приходится все то, что ими не изучается. Однако, в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления, социология должна изучать общественную систему, все социальные процессы и явления во взаимосвязи со всей жизнью общества.
Социология, в представлении О. Конта, должна была исходить из трех основополагающих принципов: эмпиризма, позитивизма и физикализма. Под эмпиризмом О. Конт подразумевал, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Предметом позитивизма являются только факты, а не «трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи». Наконец, принцип физикализма подразумевал, что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним и следует сводить все научные знания. Подобный подход означал, что О. Конт игнорировал теоретические знания и стремился избавить социологию от понятий, в основе которых не лежит наблюдаемое физическое поведение людей. Тем самым он ориентировал социологию на методы исследования, схожие с методами исследования естественных наук, отдаваяособоепредпочтение физике.
Социологическая теория О. Конта состоит из двух частей: социальной статики и социальной динамики. В задачи социальной статики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек, т. е. социальной структуры данного общества. Наиболее существенной чертой социальной статики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутренне противоречивого. О. Конт исходил из того, что личность невозможно понять, не разобравшись в ее сложной, противоречивой сущности, представляющей собой переплетение противоборствующих религиозных, метафизических и позитивных идей.
Поставив задачу — проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О. Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. В его социологической теории связь между личностью и обществом может быть установлена в результате изучения семьи, т. к. само общество, согласно О. Конту, складывается не из личностей, а из семьи. О. Конт исходил из того, что семья является основным социальным организмом общества, т. к. она обеспечивает его развитие на антропологическом уровне, являясь средством воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную и производственную деятельность личности. А раз так, то и сам трудовой процесс может быть понят лишь при условии изучения и учета влияния всего комплекса семейных отношений. Именно в силу этого О. Конт считал необходимым сосредоточить внимание в первую очередь на семье, а уже затем переходить к изучению самой структуры общества. Саму структуру общества О. Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрение таких социальных общностей, как касты, расы., нации. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии, согласно О. Конту, состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», — вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.
В задачи социальной динамики, второй части социологической теории О. Конта, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда, природные и климатические условия. Тем не менее, не эти силы Оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Отсюда, вся история общества, согласно О. Конту, делится на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, что соответствует этим же трем стадиям в развитии человеческого мышления.
Первая стадия — теологическая — характеризуется тем, что человеческая мысль развивается в ней, имея опору в вере, без опоры на реальные основания. Она обязательна для всех народов, она самая архаичная.В еерамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.
Вторая стадия в развитии человеческой мысли названа им метафизической. Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а сущностное объяснение. Акцентирование на умозрительности делает метафизические теории чрезвычайно гибкими. Их силы бесконечны, как бесконечна свобода разума, не ограниченная никакими рамками догм. Однако именноэто качество породило неисчислимые беды для человеческого общества. Дело в том, что свобода разума принесла массу этических теорий, по-разному трактующих отношение к добру и злу. Такой релятивизм мнений привел к неустойчивости умов и, в конце концов, послужил причиной французской революции с ее социальными катаклизмами. Метафизическая стадия должна быть преодолена, по мнению Конта, ибо метафизика — это «болезнь ума».
Третья стадия в развитии человеческой мысли — позитивная (от латинского слова розШуе — положительная). Ее основное гносеологическое правило: подчинение воображения наблюдению. Ее логика такова: все то, что не опирается на конкретные факты, не имеет реального смысла. Свойства положительного мышления означают реальность в противоположность химерическому, полезность в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному.
Таким образом, исходя из трех стадий человеческого мышления, теологическая стадия включает в себя определенный период в развитии общества, когда в нем основной определяющей силой идейного характера была религия. В рамках метафизической стадии в обществе господствуют метафизические концепции, олицетворяющие абстракции. Позитивная стадия включает в себя такой этап развития общества, когда должна развиваться только позитивная наука, что должно, по его мнению, положить конец существованию спекулятивных систем, как религиозных, так и философских. Для этого необходимо обеспечить господство естественных наук, а социология должна заниматься общественными проблемами, познавая их на основе принципов эмпиризма и позитивизма.
Основными методами социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях, О. Конт считал наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.
Первый метод — наблюдение. Под ним подразумевается такое действие, когда социолог наблюдает социальную общность, предварительно зная. ее «дух». Здесь явно просматривается зависимость О. Конта от прежней метафизики, ибо каким образом исследователю может быть дано знание о духе или сущности общности перед началом исследования, кроме как обращение к метафизическим сущностям.
Второй метод — эксперимент. Он предполагает сравнение одной и той же общности в ее нормальном состоянии и экстремальном, т. е. сравнение деятельности или поведения, скажем, семьи, в нормальном течении жизни с ее поведением во время войны или при иных социальных катаклизмах дает определенные данные для исследователя.
Третий метод — сравнительный, применяется для анализа социальной жизни различных народов, живущих в один и тот же отрезок времени.
Наконец, четвертый метод — исторический, напротив, нацелен на исследование жизни одного и того же народа в различные исторические периоды.
Открытие методов изучения общества является несомненной заслугой О. Конта, и впоследствии они были приняты в современной научной социологии.
В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. Поэтому вполне оправданным и понятным с позиций материализма явится отнесение ее к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.
Несмотря на определенную непоследовательность и противоречивость, учение О. Конта нашло последователей, развивавших как непосредственно его идеи позитивизма, так и положивших начало различным школам и направлениям современной социологии, включая концепции классической социологии. Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX века.
Органическое направление наиболее ярко представлено английским философом и социологом-позитивистом Гербертом Спенсером (1820-1902). Вслед за О. Контом Г. Спенсер положил в основу социологии идею эволюции. Основной идеей, обоснованной в его главной работе «Основания социологии» (1877-1896), является последовательно проводимая аналогия между биологическим и социальным организмом. В этом фундаментальном труде, используя гигантский исторический материал, Г. Спенсер делает попытку теоретической реконструкции физической, эмоциональной, интеллектуальной и, в особенности, религиозной сферы жизни первобытного человека, попытку выявить происхождение основных представлений и идей. Особое внимание Г. Спенсер уделяет анализу таких понятий, как «общество», «социальный рост», «социальная структура», «социальная функция» и др. Вторая часть труда посвящена исследованию развития домашних отношений (т. е. формам семьи, положению ее членов), обрядовых, религиозных, политических учреждений, общественных профессий, процессам производства, обмена и разделения труда. В целом, работа Г. Спенсера представляет собой первую попытку построения социологической системы на материалах этнографической науки.
В чем же сущность органической теории Г. Спенсера? Для нее характерно рассмотрение общества как гармонически развивающегося организма, который функционирует в силу согласного взаимодействия составляющих его частей. Причем идеальным состоянием общества является равновесие, нарушение которого представляет опасность. В процессе функционирования общественного организма в результате его естественного эволюционного развития находят свое разрешение различные социальные противоречия.
Для Г. Спенсера общество, как и любой другой организм, имеет свою структуру и возраст, его функции во многом схожи с функциями живого организма. Исходя из этого, он считал, что железные дороги выполняют функцию кровеносной системы, ибо и та, и другая обеспечивают жизнедеятельность организма. Аналогично Г. Спенсер подходит к вопросу о наличии в обществе трудящихся и владельцев, управляемых и управляющих. Он считал такое решение естественным, поскольку и в любом живом организме есть как работающие, так и управляющие части. Также Г. Спенсер обосновал необходимость для общества армии, которую он уподоблял волосяному покрову организма, предохраняющему его от повреждений, а общество от внешних обязанностей.
.» Заслуга Г. Спенсера состоит также и в том, что он открыл закон общественного развития, согласно которомурост общества согласуется с его дифференциацией и структуризацией,
Спенсер утверждал, что накопление вещества с необходимостью ведет к дифференциации, структуризации и функционализму. Именно это и происходит в обществе. Общество растет, увеличиваясь в размерах. Сложность приводит к дифференциации. Последствия дифференциации предполагают функционирование отдельных частей. Функционирование дифференцированных частей выстраивает их в структуру, которая и определяет целое в его новом виде. Все эти процессы в обществе и составляют суть закона общественного развития.
Больше всего внимания в своих работах Спенсер уделял вопросу дифференциации. Что касается структуры общества, то это направление им только было задано. Значительно позднее, уже в XX веке, оно было продолжено в рамках теории структурного функционализма. ^ Величайшая заслуга Спенсера состоит в том, что он открыл, по существу, первый социальный закон, объясняющий суть социального. Социальное происходит путем естественного рождения из первозданной, примитивной, бессвязной, однообразной социальной массы. Процесс этот носит однонаправленный и обязательный характер. Другое его название — общественная эволюция.
За несколько лет до известной работы Ч. Дарвина «Происхождение видов» Спенсер пишет работу «Социальная статика», где обосновывает теорию всеобщей эволюции, согласно которой «эволюция есть интеграция вещества и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности». Объективным критерием эволюции является степень интеграции и дифференциации. Эволюции подвержены любые организации, не только общественная или биологическая. Закон эволюции универсален. Его проявление в социальной среде есть частное проявление общего правила.
Подобно Конту, Спенсер выделяет два вида общества:
военное и индустриальное. Но характеристики этих обществ у них существенно отличаются. Если у первого основным социообразующим критерием выступает человеческий ум, тип мышления, то второй берет за основу построения социальной организации степень коопериро-ванности, структуру координации. Разумеется, что преимущества Спенсера здесь налицо, ибо критерием общества у него берется фактор, соответствующий содержанию понятия социума.
Еще большее различие с Контом наблюдается в вопросе отношения личности и общества. Спенсер является последователем традиций английского индивидуализма и либерализма. Как социолог,он признает наличие общества в качестве самостоятельного реально существующего объекта, однако, следуя традициям национальной школы, он уверен в том, что характер общества всецело определяется характером индивидов, составляющих его. Спенсер — противник любого давления на личность со стороны общества и государства.
Марксистское направление в социологии связано с именем основоположника этого направления К. Маркса (1818—1883). В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Суть его дана автором в работе «К критике политической экономии». «В общественном производстве своей жизни, — писал он, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы обхцественного сознанх^я. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6-7), Итак, согласно Марксу, в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная, а точнее, экономическая деятельность. Она имеет название — способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся, с одной стороны, средства производства, включающие в себя постоянно совершенствующиеся орудия труда и предмет труда, т. е. все то, на что направлен труд, а с другой стороны, работник с его навыками и умениями. Производственные отношения — это общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Производительные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию. В этом тандеме базис имеет определяющее значение, а надстройка — подчиненное.
На основе материалистического понимания истории Маркс создает теорию социальных систем. Он вводит новое понятие — общественно-экономическая формация. Этот термин он употребил впервые в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Общественная формация — это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов. Таковыми являются производительные силы и производственные отношения. Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства, или своя общественно-экономическая формация.
История человеческого общества, по Марксу, знала четыре общественно-экономические формации, а всего их пять. Первая формация — первобытнообщинная, вторая — рабовладельческая, третья — феодальная, четвертая — капиталистическая и пятая, еще не наступившая — коммунистическая, которая имеет две фазы — социализм и коммунизм.
В работе «Критика Готской программы» Маркс дал черты коммунистического общества: 1) исчезновение порабощения человека порабощающим его разделением труда; 2) исчезновение противоположности умственного и физического труда; 3) превращение труда из средства в первую потребность жизни; 4) всестороннее развитие индивида; 5) небывалый рост производительности труда и общественного богатства; 6) реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям» (Маркс К. и Энгельс Ф., соч., т. 19, с. 1-32).
Смена общественно-экономических формаций представляет собой Марксову теорию социального развития. Цель социального развития — осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношение динамично и неустойчиво, т. к. орудия труда — главный содержательный элемент производительных сил — находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.
Теория социальных революций — одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. После чего устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на уровень иной, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал не бояться ее разрушительного действия, говорил о том, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».
Важное место в социальном учении Маркса занимает теория классов и классовой борьбы. Надо отметить, что понятие классов было известно задолго до Маркса, и многие авторы с успехом применяли данное понятие в своих научных системах (Сен-Симон, Ф. Гизо, А. Тье-ри, Ф. Минье и др.). В своем письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1. Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2. Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3. Что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, с. 427).
Одна из отличительных особенностей марксистской теории классов — их жесткая дихотомичность. Маркс постоянно указывает на наличие двух антагонистических классов в каждой общественно-экономической формации. Это: рабы и рабовладельцы; феодалы и крепостные крестьяне; наемные рабочие и капиталисты — соответственно в рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественных формациях. Первобытнообщинная и коммунистическая формации свободны от классового деления. Причем, если первая не имеет классового деления по причинесвоего примитивизма и отсутствия какого бы то ни было производства, то последняя приходит к бесклассовому делению как к конечной цели на основании высочайшего уровня развития производительных сил и обобществления производства. Таковы, в целом, основные положения социологической концепции общества К. Маркса.
Одной из крупнейших фигур западной социологии был глава французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). С его именем связан процесс институционализации социологии во Франции, становлениеее как научной дисциплины. Он создал журнал «Социологический ежегодник» и руководил имна протяжении ряда лет.
В работе «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм предпринял попытку построения оригиналь-нои социологической теории общества. В ее основание он кладет понимание общества как самодостаточной объективно существующей, не зависимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. Не индивиды определяют характер общества, как у Спенсера, а наоборот, общество превалирует над ними и вынуждает следовать определенным правилам поведения.
Что же объединяет людей в общество? По мнению Дюркгейма — это солидарность. Солидарность — одно из основных понятий социологии, оно указывает на те связи, которые соединяют людей в общество. Солидарность выполняет в обществе функцию соединения разрозненных индивидов. До появления общества с его солидарностью человечество являло собой неорганизованную массу пралюдей. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они стянуты в группы и сообщества, они имеют возможность прогрессивно развиваться.
Анализируя солидарность, Дюркгейм выделяет два типа солидарности в истории человеческого общества.
Механическая солидарность, или солидарность по сходствам, имеет следующие признаки. Первое — наличие репрессивного права. Любое отклонение от общественных традиций карается смертью или принудительным отторжением из группы сообщественников. Наказание в этом типе права является реакцией общества на преступление или проступок, его величина пропорциональна коллективному возмущению. Наказывая, сообщество охраняет себя от инакомыслия и от нетрадиционного поведения, которое способно разрушить единство.
Второй признак механической солидарности выражается в преобладании коллективного сознания над индивидуальным. При этой диспозиции личность равна нулю, правит общее сознание и общее право. Социальные молекулы не имеют самостоятельного движения, они сцеплены в общий организм, который всецело определяет их действия. Поведение индивида стандартизовано и регламентировано.
Механическому типу солидарности соответствует сегментарная структура общества. Ее можно представить графически как окружность, разделенную на сегменты, где каждый из них представляет собой самостоятельную группу сообщественников или клан. Клан — это семья родственников, повторяющих в миниатюре весь клан. Сегменты — кланы объединены в окружность — общество. Репрессивное право, коллективное сознание и общая религия представляют собой те силы, которые не позволяют сегментам распасться на отдельные сообщества. Таким образом, первый тип человеческого общества образовался благодаря силам механической солидарности, стягивающим отдельные группы сообщественников в общества.
Второй тип солидарности назван Дюркгеймом органической солидарностью. Ей присущи следующие свойства. Во-первых, появление и действие рестутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Рестутивное право предполагает сложную структуру института права, где уголовное право занимает лишь незначительную часть. Помимо него,, наличествует административное, гражданское, семейное и др. право, есть арбитраж и адвокатура. Во-вторых, видоизменено коллективное сознание. Оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает.
Данному типу солидарности соответствует органическая структура общества. В ней социальные элементы не однородны, не расположены в линейный ряд, но скоординированы и субординированы. Их сгруппированность происходит уже не по родовым признакам, а по профессиональным. В таком обществе сегменты не равнозначны. Каждый из них приобретает качество самостоятельной функции, следовательно, растет взаимозависимость и теряется необходимость в принудительном, механическом объединении.
Какие силы лежат в основании органической солидарности? Дюркгейм приходит к выводу, что это разделение труда. Благодаря разделению труда, общество в условиях отсутствия механической солидарности не рискует быть разорванным на отдельные группы.
Как разделение труда может способствовать объединению людей, как оно влияет на объединение общества? Дюркгейм объясняет это весьма просто. Дело в том, что профессиональная специализация и разделение труда в индустриальном обществе предполагает массовое или товарное производство, ориентированное на рынок.
Представитель каждой профессии способен произвести много и качественно, но только один какой-либо вид товара. Следовательно, во всем остальном он зависит от такого же производителя другого товара. И чем более специализирован труд, тем в большей степени его профессиональные представители зависят от продукта труда других работников. Таким образом, общество солидаризируется на основе общего интереса в результатах как собственного, так и чужого труда. Отсюда, разделение труда есть сила, которая солидаризирует современное общество, говорит Дюркгейм.
В научном творчестве Дюркгейма большое место занимали вопросы социальной гносеологии. Эти проблемы рассмотрены им в работе «Правила социологического метода» (1895). В своем исследовании он отталкивается от понятия социального факта. Что такое социальный факт? Это реальность, кристаллизованная в привычках, и выраженная в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи, групповое поведение.
Социальный факт имеет определенные признаки. Он распространен на все общество, имеет самостоятельное существование, оказывает на индивида принудительное воздействие. Социальный факт необходимо отличать от коллективных иллюзий и от частных проявлений психической активности. Если во время общего собрания вспыхнула ссора, то для социолога это еще не факт, ибо она случайна и аффективна. Социальным фактом данный инцидент будет только тогда, когда он будет отвечать следующим условиям: коллективности, распространенности, принудительного значения для индивида.
Дюркгейм считал, что социальные факты нужно рассматривать как вещи. Ошибка всей предшествующей социологии, говорил Дюркгейм, состояла в том, что она рассматривала не внешние факты, а наши внутренние отношения к ним. Социолог имел дело с собственной рефлексией. Чтобы преодолеть эту ошибку, Дюркгейм формулирует правила наблюдения социальных фактов, содержащие практические требования. Во-первых, необходимо устранить все препятствия, стоящие на пути исследователя. Главным из них является «чувство», не имеющее отношения к точному исследованию и часто подводящее ученого. Чувство само должно стать объектом исследования. Во-вторых, следует четко определить те объекты, о которых идет речь, вычленить их из хаоса. социальной действительности. В-третьих, нужно избежать субъективного ощущения и опираться в исследовании на наблюдение социального факта, кристаллизованного в привычках.
За наблюдением социальных фактов следует их объяснение. Объяснить социальный факт — значит показать, как он возник, указать на порождающую его причину, определить выполняемые им функции.
Дюркгейм строил социологический метод как альтернативу гносеологии метафизики. Он обращает внимание на то, что его метод объективен, в нем факты рассматриваются как вещи. Метод не зависим от всякой философии, свободен от ее гипотез, он является силой, ибо факт может быть разбит только другим фактом, он научен, ибо к нему применим признак причинности. Наконец, это исключительно социологический метод, так как социальный факт можно объяснить только через другой социальный факт, а это возможно только при признании социальной средыза двигатель социальной эволюции.
Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. Этой проблеме он посвятил работу «Самоубийство» (1897 г.), в которой подробнейшим образом рассмотрены все возможные стороны данной проблемы и даны практические рекомендации по предупреждению самоубийств в общественности.
На основании фактического материала автор приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства является социальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как это утверждалось в тот период. Протестантская религия, малые семьи и экономические кризисы — основные социальные условия, способствующие локализации индивида, потери им тесных социальных контактов. В состоянии социальной отчужденности человек оказывается индивидуально незащищенным, что в ситуации критического морального срыва может привести к самоубийству.
Отсюда практические рекомендации. Во-первых, суицид не есть что-то необычное, это социальная норма. Следует опасаться роста самоубийств, когда их число переваливает за границы среднестатистического показателя. Во-вторых, в руках общества есть деятельные меры по предупреждению самоубийства. К ним относятся репрессивное преследование и воспитание. Но в любом случае необходимо начинать с причин, т. е. со сплочения группы вокруг индивида, с формирования условий органической солидарности.
Дюркгейм классифицирует самоубийства по типам. Он отличает эгоистическое, альтруис<