Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.

Содержание разделов

Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука.Понятие парадигмы. Макросоциологические парадигмы. Микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

Тема 2. Структурный функционализм и неофункционализм. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах. Общество как социокультурная система. Системные черты личности, культуры и общества. Структура социального действия. Информационная иерархия контроля. Р.Мертон: функционалистская теория аномии. Явные и латентные функции. Теории среднего ранга. Неофункционализм.

Тема 3. Теория конфликта в ХХ веке(Л.Козер, Р.Дарендорф). Схемы диалектического конфликта. «Императивно координированные ассоциации». Конфликтный функционализм Л.Козера. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта. Позитивные и негативные последствия конфликта.

Тема 4. Нео- и постмарксизм.Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв.Радикальная социология Ч.Р.Миллса. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.

Тема 5. Теория систем.Основные положения общей теории систем Никласа Лумана.

Тема 6. Символический интеракционизм.Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности. Понятие конвенционального жеста. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод. Г.Блумер. А.Роуз.

Тема 7. Развитие феноменологической социологии. Социология знания. Этнометодология. Проблемы конституирования социальнойреальности.А.Шютц: «феноменология социального мира». Проблемы секуляризации и модернизации. П.Бергер и Т.Лукман о субъективно сконструированных жизненных мирах. Изучение Г.Гарфинкелем латентных пластов обыденного знания. Латентные механизмы социальной коммуникации. Локальное производство социального мира. Анализ разговорных практик.

Тема 8. Теория социального обмена.Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена. Сетевая теория и теория рационального выбора.

Тема 9. Современная теория феминизма.Макросоциальные и микросоциальные теории гендера . Гендерное различие. Гендерное неравенство.

Феминизм и постмодернизм.

Тема 10. Франкфуртская школа.Критическая теория общества.Теория социальных характеров Э.Фромма. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

Тема 11. Веберовский ренессанс.Возрождение идей Макса Вебера в Германии и США. Развитие социологии права, господства, государства и бюрократизма.

Тема 12.Теория структурации.Понятие самоорганизующихся структур. Агентно-структурная политическая реальность современности.

Тема 13. Структуралистский конструктивизм.Habitus как структурированное социальное отношение, поля и специфические типы власти. Учение о «символическом насилии» и «структурной мистификации».

Тема 14. Теории современности и постсовременности.Поиск нового дискурса versusсохранение традиции социологического теоретизирования. Концепция глобализации. Постиндустриальное общество.

Тема 15. Постмодернистские социальные теории. Предвестники постмодернистских теорий: постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра. Понятие гиперреальности. Симулякры и симуляция современного общества. Учение о кодах сигнификации. З.Бауман: признаки постмодерна.

Тема 16.Классификация социологических теорий. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий. Дилеммы «номинализм – реализм» и «пронатурализм – антинатурализм». Разнообразие и противостояние ценностных (и стоящих за ними онтологических) оснований социологических концепций.

Образовательные технологии

Поскольку дисциплина «Современные социологические теории» носит теоретический характер, в ее преподавании и контроле знаний применяются инновационные методы обучения, направленные на закрепление способностей к теоретическому мышлению. К ним относятся:

ü Лекция-беседа. Это означает, что преподаватель осуществляет обзор основного содержания темы в активном диалоге со слушателями. Прежде, чем перейти к изложению собственного видения, преподаватель должен поинтересоваться, что слушатели знают по тому или иному вопросу, оценивая таким образом степень освоения материала в процессе самостоятельной работы. Главная задача преподавателя заключается в том, чтобы систематизировать и при необходимости дополнить ответы слушателей, а также акцентировать их внимание на ключевых понятиях, идеях и выводах.

ü Тренинг «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Важнейший инструмент в процессе обучения ведению научной дискуссии – это критерии оценки речевого поведения студентов на мини-конференции или круглом столе, организованных в рамках семинарских занятий. В этом отношении важны не только и не столько умение грамотно и эффективно построить свою речь и способность соответственно держаться перед аудиторией, сколько навык компетентного и выдержанного ведения научного монолога с учетом этических норм и регламента.

ü Тренинг «Научный спор».Данный метод применяется в ситуациях, аналогичных тем, которые создаются в процессе проведения тренинга «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Специфика тренинга «Научный спор» состоит в том, что он направлен на развитие навыка компетентного и выдержанного ведения научного диалога. Научный спор может инициироваться преподавателем. В разгаре дискуссии преподаватель вмешивается только в случае необходимых экспертных замечаний при допущении студентами грубых теоретических ошибок. Вспомогательным методом здесь выступает сократовская майевтика, пример практического использования которой содержится в диалогах Платона.

ü Майевтика как способ активизации теоретического мышления, построенная по принципу «мозговой атаки». Преподаватель выступает в роли «интеллектуального провокатора», завуалировано, но намеренно допуская ошибки – с целью развития активного, критического и самостоятельного мышления.

Использование вышеперечисленных методов обучения предмету «Современные социологические теории» позволяет не только закрепить изученный материал и активировать ранее приобретенные знания, но и развить способность студентов к полноценной научной коммуникации.

Виды самостоятельной работы:

1. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов.

2. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

3. Реферирование литературы.

4. Аннотирование книг, статей.

5. Творческая работа (эссе).

6. Анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме.

7. Подготовка к контрольной работе и коллоквиуму.

8. Подготовка к экзамену и тестированию.

9. Конспектирование.

10. Анализ первоисточника.

11. Комментированный конспект первоисточника.

12. Подготовка аргументации для дебатов.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные занятия, зачеты, экзамен обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени усвоения теоретического материала и профессиональной подготовке каждого студента.

В качестве критериев оценки выступают контрольные требования, основанные на использовании пройденного материала, а также дополнительной литературы.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.

Промежуточный контроль (экзамен) дает возможность выявить уровень профессиональной подготовки студента.

Студенты, выполнившие рабочую учебную программу по дисциплине «Современные социологические теории», сдают в третьем семестре экзамен. Оценка, полученная в результате экзамена, проставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость в 5 семестре.

Условием допуска к экзамену является регулярность посещения учебных занятий в объеме, предусмотренном расписанием.

Критерием успешности усвоения учебного материала студентом является оценка преподавателем регулярности посещения обязательных учебных занятий и результатов контрольных мероприятий.

Усвоение теоретического материала определяется по уровню овладения историко-социологическими знаниями, соответствующими навыками ведения профессионального диалога, теоретического выражения собственной позиции.

В течение семестра студенты должны также посещать практические занятия, где идет апробация их знаний и умений, за что они получают соответствующие оценки.

Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса (экзамен в 5 семестре), который дополняется предварительными устными отчетами по первоисточникам.

Студент, завершивший обучение по дисциплине «Современные социологические теории», должен обнаружить знание, общую и специальную профессиональную подготовку, соответствующие требованиям Государственного образова­тельного стандарта по данной дисциплине.

Примерный перечень первоисточников для устного отчета.

1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

2. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: «Питер», 2008

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999 (второе издание – М., 2004)

4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

6. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI в. М.: «Логос», 2004

7. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000.

8. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005

9. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS, весна 1993. Т.1., вып. 2.

10. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь Мир», 2004

11. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

12. Кули Ч.Х Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

13. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М. - СПб., 1998

14. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004.

15. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

16. Маркузе Г. Разум и революция. Спб., 2000.

17. Мертон Р. Социальная структура и аномия// СоцИС. 1992. № 2-5

18. Мид Дж. От жеста к символу// Американская социологическая мысль: тексты. М., МГУ, 1994.

19. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

20. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

21. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

  1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – М.: Питер, 2002.

23. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2002.

24. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-пресс, 2004.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

26. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

27. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

28. Фромм Э. Из плена иллюзий// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

29. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

30. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.

31. Шютц А. Возвращающийся домой. – Социс. 1995. № 2.

В основном текущий контроль осуществляется в рамках семинарских занятий.К развернутому плану занятия прилагаются контрольные вопросы и темы для эссе.

Каждое практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

§ преподаватель открывает семинарское занятие постановкой основной теоретической проблемы;

§ студенты высказывают свои соображения в соответствии с прочитанным предварительно материалом;

§ по ряду тем (в соответствии с рабочей программой) проводятся тренинги «Научный спор» или «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)»

§ работа студентов оценивается, и выдаются соответствующие рекомендации;

§ в конце семинарского занятия обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Тематика семинарских занятий следующая:

Занятие 1. Социология – мультипарадигмальная наука.Понятие парадигмы. Макросоциологические парадигмы. Микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

& Литература:

1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная социология. - СПб.; «Ольга», 1997. - 372 с.

2. История социологии в западной Европе и США: Учебник для вузов / институт соц.-политических исследований РАН; отв. Ред. Г.В. Осипов. – М.: Издат. Группа Норма – Инфра – М., М, 1999. – 576 с.

3. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. - М.: «Культура», 2005. – 702 с.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., 2004.

5. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социологические исследования. 1998. № 12.

6. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, - 1977.

7. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – М.: Питер, 2002.

Занятие 2. Структурный функционализм.

Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах. Общество как социокультурная система. Системные черты личности, культуры и общества. Структура социального действия. Информационная иерархия контроля. Основные функции подсистем: адаптация (организм), целедостижение (личность), интеграция (социальная система), латентность (культура). Обмен энергией и контролем между подсистемами. Механизмы социализации. Процесс институционализации, его этапы. Р.Мертон: функционалистская теория аномии. Явные и латентные функции. Теории среднего ранга. Неофункционализм Дж. Александера.

& Литература:

1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

2. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

3. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

5. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

6. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. .№ 2-5.

7. История социологии. Минск, 1997.

8. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

9. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

10. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

12. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003.

13. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2.

14. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона. - student2.ru Контрольные вопросы к теме:

1. Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия?

2. Как определяет Парсонс социальную систему?

3. Опишите поэтапно процесс институционализации.

4. Каковы механизмы социализации?

5. Каковы механизмы социального контроля?

6. Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм?

7. Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры?

8. Каковы, по мнению Р.Мертона, причины аномии?

9. Что такое «теории среднего ранга»?

$Тема эссе:

Занятие 5. Теория систем.

Вклад Уолтера Бакли в развитие социологической теории систем. Общая теория систем Никласа Лумана. Автопоэзийные системы. Общество и психические системы. Проблема двойной возможности. Эволюция социальных систем. Системная дифференциация как основное свойство современного общества. Виды дифференциации: сегментарная, стратификационная, центрально-периферийная, функциональная. Код как основной «язык» функциональной системы. Социология знания Н.Лумана.

& Литература:

1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

2. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона. - student2.ru Контрольные вопросы к теме:

1. Какой вклад в развитие теории систем внес Бакли?

2. Что такое автопоэзийные системы?

3. В чем суть проблемы «двойной возможности»?

4. Каковы основные положения социологии знания Лумана?

Форма отчетности

Вопросы к экзамену по курсу «Современные социологические теории»

2. Понятие парадигмы. Социология – мультипарадигмальная наука.

3. Макросоциологические и микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

4. Основные положения структурного функционализма.

5. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах.

6. Структурный функционализм: общество как социокультурная система.

7. Структура социального действия по Т. Парсонсу.

8. Информационная иерархия контроля в структурно-функционально теории Парсонса.

9. Механизмы социализации (по Т. Парсонсу).

10. Процесс институционализации, его этапы.

11. Р.Мертон: функционалистская теория аномии.

12. Явные и латентные функции.

13. Теории среднего ранга.

14. Неофункционализм Дж. Александера.

15. Теория конфликта в ХХ веке.

16. «Безобразный облик общества» Р. Дарендорфа против стройности функционализма Парсонса

17. Конфликтный функционализм Л.Козера.

18. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.

19. Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв.Нео- и постмарксизм.

20. Радикальная социология Ч.Р.Миллса.

21. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.

22. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

23. Веберовский ренессанс в Германии и США.

24. Общая теория систем Никласа Лумана.

25. Символический интеракционизм: общество как продукт интерпретаций.

26. Теорема У.Томаса.

27. Ч.Кули: теория «зеркального я».

28. Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Понятие конвенционального жеста.

29. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.

30. Г.Блумер: символы и коллективное поведение.

31. Символический интеракционизм и социальная драматургия И.Гофмана.

32. Проблема конституирования социальнойреальности в феноменологической социологии. А.Шютц: «феноменология социального мира».

33. Социология знания П.Бергера и Т.Лукмана.

34. Этнометодология Г.Гарфинкеля.

35. Теория социального обмена Дж.Хоманса.

36. Теория социального обмена П.Блау.

37. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).

38. Р.Эмерсон о «сетях социального обмена» и «продуктивном обмене».

39. Современная теория феминизма. Феминизм и постмодернизм.

40. Критическая теория общества.

41. Проблематика рациональности и отчуждения в «Диалектике просвещения» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Концепция авторитарной личности.

42. Г.Маркузе об одномерном человеке и массовой культуре. Исследование развитого индустриального общества.

43. Гуманистическая концепция Э.Фромма. Теория социальных характеров.

44. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

45. Постиндустриальное общество: основные характеристики (по Д.Беллу).

46. Теория структурации Э.Гидденса.

47. Основная теорема структуралистского конструктивизма П.Бурдье.

48. «Хабитуализация» как основа процесса институционализации.

49. Социология политики П.Бурдье.

50. Учение о П.Бурдье «символическом насилии» и «структурной мистификации».

51. Теории современности и постсовременности.

52. У.Бек: «общество риска».

53. Динамические характеристики современности (по Э. Гидденсу).

54. Дж.Ритцер: макдональдизация.

55. Постмодернистские социальные теории.

56. Постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко.

57. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра.

58. З.Бауман: признаки постмодерна.

59. Постмодернисты о потребительском обществе. Понятие «кода сигнификации». Симулякры и симуляция.

60. Понятие гиперреальности в постмодернизме.

61. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

62. Теория информационного общества (М. Кастельс).

63. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Литература

Основная

1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

2. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: «Питер», 2008

3. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.

4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

6. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI в. М.: «Логос», 2004

7. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

8. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь Мир», 2004

9. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.

10. История социологии. Минск, 1997.

11. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

12. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

13. История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - Т. 3. - М., 2002.; Т. 4., 2002

14. Козер Л. Мастера социологической мысли. - М.: Норма, 2006.

15. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

16. Кудрина С.А. Маятник Сорокина качнулся //Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-петербургском университете: тезисы. СПб., 1999.

17. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией
Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.

18. Кудрина С.А. Ценности и оценочные суждения в социологии: введение в метасоциологическое исследование.
Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 68-72.

19. Кудрина С.А. Онтологические основания ценностных приоритетов в социологии. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 77-81.

20. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты в социологии и их онтологические основания. СОЦИС. № 10. 2010. С. 37-46.

21. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004.

22. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

23. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.

24. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

25. Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. - М.: Логос, 2004.

26. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002

27. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

28. Современная западная социология. Словарь М., 1990.

29. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

30. Социология сегодня (пер с англ.). М., 1966.

31. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

32. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-пресс, 2004.

33. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.

Дополнительная

1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

2. Антология русской классической социологии. Тексты. М., 1995.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999 (второе издание – М., 2004)

4. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005

5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS, весна 1993. Т.1., вып. 2.

6. Галактионов А.А. Русская социология: XI-XXвв. СПб., 2002.

7. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

8. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX –XX вв. М., 1995.

9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

10. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. – М.: Аванти-плюс, 2003.

11. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996

12. Козер Л. Мастера социологической мысли. - М.: Норма, 2006.

13. Кули Ч.Х Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

14. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. - М.: Союз, 2000.

15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М. - СПб., 1998

16. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004.

17. Мертон Р. Социальная структура и аномия// СоцИС. 1992. № 2-5

18. Монсон П.Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. - СПб., 1992.

19. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

20. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002

21. Теории общества. Сборник. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999.

22. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2002.

23. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-пресс, 2004.

24. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

25. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

26. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

27. Штомпка П. Социология. - М.: Логос, 2005.

28. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. - М. Институт фонда «Общественное мнение», 2003

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная библиотека «Гумер»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Персональный компьютер (или ноутбук), проектор, телевизор

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология.

Автор: к.филос.н., доцент кафедры социологии Кудрина С.А.

Рецензент: _________________________

Программа одобрена на заседании __________________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Содержание разделов

Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука.Понятие парадигмы. Макросоциологические парадигмы. Микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

Тема 2. Структурный функционализм и неофункционализм. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах. Общество как социокультурная система. Системные черты личности, культуры и общества. Структура социального действия. Информационная иерархия контроля. Р.Мертон: функционалистская теория аномии. Явные и латентные функции. Теории среднего ранга. Неофункционализм.

Тема 3. Теория конфликта в ХХ веке(Л.Козер, Р.Дарендорф). Схемы диалектического конфликта. «Императивно координированные ассоциации». Конфликтный функционализм Л.Козера. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта. Позитивные и негативные последствия конфликта.

Тема 4. Нео- и постмарксизм.Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв.Радикальная социология Ч.Р.Миллса. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.

Тема 5. Теория систем.Основные положения общей теории систем Никласа Лумана.

Тема 6. Символический интеракционизм.Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности. Понятие конвенционального жеста. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод. Г.Блумер. А.Роуз.

Тема 7. Развитие феноменологической социологии. Социология знания. Этнометодология. Проблемы конституирования социальнойреальности.А.Шютц: «феноменология социального мира». Проблемы секуляризации и модернизации. П.Бергер и Т.Лукман о субъективно сконструированных жизненных мирах. Изучение Г.Гарфинкелем латентных пластов обыденного знания. Латентные механизмы социальной коммуникации. Локальное производство социального мира. Анализ разговорных практик.

Тема 8. Теория социального обмена.Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена. Сетевая теория и теория рационального выбора.

Тема 9. Современная теория феминизма.Макросоциальные и микросоциальные теории гендера . Гендерное различие. Гендерное неравенство.

Феминизм и постмодернизм.

Тема 10. Франкфуртская школа.Критическая теория общества.Теория социальных характеров Э.Фромма. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

Тема 11. Веберовский ренессанс.Возрождение идей Макса Вебера в Германии и США. Развитие социологии права, господства, государства и бюрократизма.

Тема 12.Теория структурации.Понятие самоорганизующихся структур. Агентно-структурная политическая реальность современности.

Тема 13. Структуралистский конструктивизм.Habitus как структурированное социальное отношение, поля и специфические типы власти. Учение о «символическом насилии» и «структурной мистификации».

Тема 14. Теории современности и постсовременности.Поиск нового дискурса versusсохранение традиции социологического теоретизирования. Концепция глобализации. Постиндустриальное общество.

Тема 15. Постмодернистские социальные теории. Предвестники постмодернистских теорий: постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра. Понятие гиперреальности. Симулякры и симуляция современного общества. Учение о кодах сигнификации. З.Бауман: признаки постмодерна.

Тема 16.Классификация социологических теорий. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий. Дилеммы «номинализм – реализм» и «пронатурализм – антинатурализм». Разнообразие и противостояние ценностных (и стоящих за ними онтологических) оснований социологических концепций.

Образовательные технологии

Поскольку дисциплина «Современные социологические теории» носит теоретический характер, в ее преподавании и контроле знаний применяются инновационные методы обучения, направленные на закрепление способностей к теоретическому мышлению. К ним относятся:

ü Лекция-беседа. Это означает, что преподаватель осуществляет обзор основного содержания темы в активном диалоге со слушателями. Прежде, чем перейти к изложению собственного видения, преподаватель должен поинтересоваться, что слушатели знают по тому или иному вопросу, оценивая таким образом степень освоения материала в процессе самостоятельной работы. Главная задача преподавателя заключается в том, чтобы систематизировать и при необходимости дополнить ответы слушателей, а также акцентировать их внимание на ключевых понятиях, идеях и выводах.

ü Тренинг «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Важнейший инструмент в процессе обучения ведению научной дискуссии – это критерии оценки речевого поведения студентов на мини-конференции или круглом столе, организованных в рамках семинарских занятий. В этом отношении важны не только и не столько умение грамотно и эффективно построить свою речь и способность соответственно держаться перед аудиторией, сколько навык компетентного и выдержанного ведения научного монолога с учетом этических норм и регламента.

ü Тренинг «Научный спор».Данный метод применяется в ситуациях, аналогичных тем, которые создаются в процессе проведения тренинга «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Специфика тренинга «Научный спор» состоит в том, что он направлен на развитие навыка компетентного и выдержанного ведения научного диалога. Научный спор может инициироваться преподавателем. В разгаре дискуссии преподаватель вмешивается только в случае необходимых экспертных замечаний при допущении студентами грубых теоретических ошибок. Вспомогательным методом здесь выступает сократовская майевтика, пример практического использования которой содержится в диалогах Платона.

ü Майевтика как способ активизации теоретического мышления, построенная по принципу «мозговой атаки». Преподаватель выступает в роли «интеллектуального провокатора», завуалировано, но намеренно допуская ошибки – с целью развития активного, критического и самостоятельного мышления.

Использование вышеперечисленных методов обучения предмету «Современные социологические теории» позволяет не только закрепить изученный материал и активировать ранее приобретенные знания, но и развить способность студентов к полноценной научной коммуникации.

Виды самостоятельной работы:

1. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов.

2. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

3. Реферирование литературы.

4. Аннотирование книг, статей.

5. Творческая работа (эссе).

6. Анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме.

7. Подготовка к контрольной работе и коллоквиуму.

8. Подготовка к экзамену и тестированию.

9. Конспектирование.

10. Анализ первоисточника.

11. Комментированный конспект первоисточника.

12. Подготовка аргументации для дебатов.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные занятия, зачеты, экзамен обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени усвоения теоретического материала и профессиональной подготовке каждого студента.

В качестве критериев оценки выступают контрольные требования, основанные на использовании пройденного материала, а также дополнительной литературы.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.

Промежуточный контроль (экзамен) дает возможность выявить уровень профессиональной подготовки студента.

Студенты, выполнившие рабочую учебную программу по дисциплине «Современные

Наши рекомендации