Социально-классовая структура общества

Самой крупной социальной общностью является народ. Народ — это всё население того или иного государства, объединённое территорией, верой, идеей, общей исторической судьбой и перспективой. В социально-философском смысле народ понимается как творец истории, решающая сила общественного развития. При этом народные массы противопоставляются элите общества.

Народ не представляет собой единую, монолитную массу — он делится на классы. В социальной мысли сложилось несколько теорий разделения общества на классы:

1) разделение общества на классы произошло из-за различий в умственных способностях людей;

2) разделение общества на классы произошло из-за различий в доходах и имущественном положении людей;

3) теория насилия. Согласно этой теории, первый эксплуатируемый класс общества, класс рабов, появился в результате войн между племенами: рабами становились пленники;

4) социально-экономическая теория утверждает, что общество разделилось на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых в связи с появлением прибавочного продукта, составившего материальную основу эксплуатации. Исходя из этой теории, Ленин сформулировал следующее определение классов: «Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Таким образом классовообразующими признаками являются:

· место в системе общественного производства;

· отношение к средствам производства;

· роль в общественной организации труда;

· размер доли общественного богатства.

Разделение общества на антагонистические (непримиримые) классы приводило к классовой борьбе. Классовая борьба — неотъемлемый атрибут антагонистических обществ: рабовладельческого, феодального, капиталистического. Современные, развитые, постиндустриальные общества не являются антагонистическими, так как основу их социальной структуры составляет средний класс. Удельный вес среднего класса в развитых, демократических обществах — 60-80 %. Оценивая средний класс, английский историк и социолог А. Тойнби подчёркивал, что современная западная цивилизация — это прежде всего цивилизация среднего класса и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. Основные признаки принадлежности к среднему классу:

· наличие собственности;

· высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное);

· средний уровень дохода (около 2000 $);

· профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

К среднему классу относятся средние и мелкие предприниматели и бизнесмены, государственные служащие, научная, художественная, гуманитарная, инженерно-техническая интеллигенция. Средний класс экономически независим и активен. Он выступает за правопорядок, законность, за стабильную, устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма, сторонник умеренных продуманных реформ. Средний класс играет стабилизирующую роль в обществе, сохраняя его равновесие и устойчивость.

Главной особенностью социально-классовой структуры современного российского общества является его социальная поляризация, в основе которой лежит имущественное расслоение. В российском обществе средний класс составляет весьма незначительную долю населения. Аналитики относят к российскому среднему классу от 4 % (в среднем по России) до 20 % граждан (в мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге) — это примерно от 6 до 30 млн. россиян с доходами от 150 до 2000 $ на человека.

Классовое деление общества дополняется его делением на сословия, а в ряде стран Востока, например в Индии, на касты. Сословия предшествуют классам и характеризуют социальную структуру феодальных обществ. Сословия — это обособленные социальные группы, обладающие закреплёнными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Если принадлежность к классу определяется в большей степени экономическим положением человека, то принадлежность к сословию — его наследственным, юридическим положением. Сословия обладают юридическими привилегиями, классы же — экономическими.

Кастой называют социальную группу, членство в которой определяется исключительно рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться ещё раз. Кастовый строй закреплён индусской религией. Согласно её канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, как он жил в предшествующей жизни.

Наши рекомендации