М.Вебер сравнительно-исторический анализ религий, концепция «идеальных типов», « понимающая социология», теория социального действия
«Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. Среди его основных трудов:
-- «Протестантская этика и дух капитализма»,
-- «О некоторых категориях понимающей социологии»,
-- «Хозяйственная этика мировых религий»,
-- «Хозяйство и общество».
Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;
2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2 признака социального действия:
-- субъективно подразумеваемый смысл и
-- ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
-- целерациональные,
-- ценностно-рациональные,
-- аффективные и
-- традиционные.
Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.
Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.
В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
Политическая социология М.Вебера: типология лигитимности власти,отношение к формам правления, взгляды на бюрократию.
Вебер считал рациональную бюрократию воплощением рациональной формы всякой организации общества. По мнению Вебера, ее основными чертами являются:
- разделение труда среди членов бюрократической структуры;
- строгая иерархичность, соподчиненность различных
бюрократических органов;
- определенная служебная компетенция;
- наличие свода строгих правил и инструкций;
- безличный характер деятельности, т. е. отсутствие
«человеческого» подхода к проблеме;
- наличие аппарата чиновников, рассматривающих свою службу как
единственную и главную профессию;
- ориентация на личную карьеру;
- подчинение строгой единой служебной дисциплине и контролю.
Для рассмотрения типов правления важна типология немецкого социолога и историка Макса Вебера (Мах Weber) (1864–1920). Он различал в обществе три типа правления:
§ традиционный,
§ харизматический и
§ рациональный.
Критерием для их различения служит то, каким образом осуществляется правление, то есть каким образом происходит легитимация власти, то есть появляются юридические основания для осуществления властных функций.
Традиционный образ правления
В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления. Традиционный образ правления осуществляется на основании повседневной практики, которая считается неприкосновенной и священной.
Примерами его являются роль и положение «отца семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя — верховного сеньора.
Средневековые короли осуществляли свою власть как раз по традиции.
Харизматическое правление
Харизматическое правление мы встречаем прежде всего во времена катастроф и бедствий любого толка. Тогда появляются прирожденные вожди и в силу особой ситуации и особых качеств, с основанием или без оснований приписываемых такому лицу, его правление принимается поддаными.
По прошествии некоторого времени харизматическое правление может превратиться в традиционное, если повседневная практика сделает его обыденным явлением.
В истории Нового времени наиболее заметным харизматически лидером, наверное, можно считать Наполеона Бонапарта, прошедшего путь от военачальника революционной Франции до французского императора.
Рациональное правление
При рациональном правлении исходным моментом служит то обстоятельство, что само общество и властные взаимоотношения в нем основываются на договоре (договоренностях). Если одна из сторон не придерживается договоренностей, эти властные отношения могут быть пересмотрены. Такие договоренности в ходе европейской истории обычно запечатлевались в конституциях.
Из данной типологии явствует, что эта форма правления более уместна в индустриальном обществе и государстве всеобщего благосостояния, нежели в аграрном обществе.
Итак, рациональное правление покоится на законе. Исходя из идеи общественного договора, юристы полагают, что государственная власть должна быть отделена от личности властителя. На практике эта форма правления осуществляется чиновниками; они выступают от имени закона. Таким образом, в ситуации с так называемой легально-рациональной властью образ правления является следствием безличного закона, а не качеством харизматического руководителя или освященной традиции.