Массовое сознание, «массовая культура» и СМИ: противоречия социокультурного взаимодействия.
Массовое сознание — специфическийродобщественногосознания, получившийширокоераспространениеивесьмаважноезначениевобществахсовременноготипа. Подобноклассовым, национальным, профессиональными инымгрупповымформамобщественногосознания, массовоесознаниевыделяетсянепосвоимгносеологическимсвойствам (посодержанию, уровнюикачествуотражениядействительностиит. п.), апреждевсегопоспецифическимсвойствамегоносителя, субъекта. Приэтомвотличиеотназванныхформобщественногосознания, носителемкоторыхявляютсятеилииныегруппыобщества (классы, нацииит. д.), вслучаемассовогосознаниявкачестветакогосубъектавыступаетособаясовокупность (множество, общность) индивидов, именуемаямассой. Типичные (разномасштабные) примерымассы:участникиширокихполитических, социокультурныхииныхдвиженийсовременности; аудиторииразличныхсредствиканаловмассовойинформации; потребителитехилииныхсоциально “окрашенных” (напр., престижных, модных) товаровиуслуг
Нормативная культура все более унифицируется, образ жизни людей в мире все в большей степени приближается к единому стандарту. Наличие общего социокультурного поля проявляется сначала в материальной культуре, затем в области духовного производства, что влечет за собой изменения языка массовой коммуникации, структуры общественных отношений (демократия и индивидуализм) и в итоге – системы ценностей. Так происходит смена самого социокультурного типа и возникает массовая культура.
Основными чертами массовой культурыбегство от реальности, пропаганда насилия,повторяемость идей,присутствие рекламы (она- часть массовой культуры), примитивизация отражения человеческих отношений, развлекательность и сентиментальность, выпячивание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма.
Если СМИ стремятся к максимально возможному расширению численности читателей или телезрителей, ориентируются на массовую аудиторию, то и анализировать явление следует в контексте массовой культуры. Масса описывается средними значениями показателей, как правило, демографических (пол, возраст, место жительства и т.п.).
Природа массовой аудитории заключается в случайном поводе возникновения, ситуативном характере отношений в общественной среде и пассивности в восприятии информации.
Появление массовой аудитории. Социальные предпосылки:
● Достижение уровня жизни, при котором большая масса людей получает возможность и необходимость обращаться к СМИ
● Наличие большой массы грамотных людей.
● Увеличение свободного времени.
СМИ, действующие в условиях массовой культуры, по отношению к аудитории выбирают стратегию расширения. Она отражает общую тенденцию к унификации, свойственную массовой прессе и телевидению. Условием унификации для аудитории является свобода доступа к информации.
Массовая коммуникация стала той питательной средой, в которой распространяются образцы поведения, и происходит воспроизводство «массы».
Позитивные результаты «омассовления» культуры и общества:
● усиление роли СМИ в процессе демократизации
● реализация концепции «четвертой власти»
● повышение эффективности социального контроля над политическими институтами
● формирование гражданского общества.
●
Негативные стороны развития массовидных тенденций проявляются в использовании информации для манипулирования общественным сознанием, деградации духовной жизни, опасности нового «информационного» тоталитаризма.
Сущность и факторы эффективности журналистской деятельности, понятие эффективности СМИ: критерии оценки, методы и средства изучения.
К внутренним факторам, которыми предопределяется эффективность журналистской деятельности, относятся:
· функционирование СМИ как системы (т.е. мера разветвленности различных СМИ, заполнения ими информационных ниш по социальным группам и слоям общества);
· научная обеспеченность журналистики;
· уровень профессиональной культуры журналистских кадров;
· этические основы журналистской деятельности и корпоративная солидарность.
Внешние факторы
· Конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов.
· Конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация.
· Социально-экономические факторы.
· Социокультурные факторы развития страны, региона, в т.ч. уровень информационной и политической культуры общества.
Эффективность журналистской деятельности связана с умением журналиста добиться понимания со стороны тех институтов общества и социальных групп, которым адресуется журналистское выступление.
Соотношение эффективности: размер реальной аудитории, рейтинги газет, уровень взаимодействия с институтами власти и экономики, показатели рентабельности и т.д.
Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.
25. Социологические исследования деятельности СМИ в прошлом (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд) и настоящем.
В 1910г. Макс Вебер на социологическом конгрессе предложил новый термин - социология печати, и наметил программу изучения печати на основе статистических методов. Реализовать ее в то время не удалось.
Он предлагал разобраться, по каким каналам информация поступает в редакцию. Вебер понимал, что то, какая информация поступает на полосы и телеканалы – дело не только редактора, это также связанно с формой собственности.
Вебер ввел 2 типа продажи газет:
1. в розницу и по подписке
2. продажа рекламных мест
Он уважал труд журналистов и считал, что настоящая работа журналиста требует не меньше сил, чем работа ученого.
Г. Лассуэлл – американский социолог.
В 1943 г. В США выходило несколько профашистских газет. Первая попытка Рузвельта закрыть эти газеты провалилась. Он попытался обратиться в верховный суд США. Консервативный судья ответил, что примет дело к рассмотрению, только если будет доказано, что данные издания имеют отношение к фашистской пропаганде.
Сначала эксперты, в течение двух недель, слушали радио Берлина, и выделили в пропаганде Геббельса примерно 29 стандартных выражений. В итоге, во всех материалах газет, выявили 96% стереотипных выражений пропаганды Геббельса. Так появился контент-анализ.
Разработал модель влияния СМИ на аудиторию. Предложил ее в 1948 г. Очень известна, положила начало исследованиям политической коммуникации. Благодаря ей стало возможным дать определение массовой коммуникации в понятиях ее собственной структуры, а также в терминах осуществляемых ею социальных функций. Впоследствии получает название социолингвистической модели коммуникации.
Она предполагает ответы на вопросы:
1) кто отправляет информацию
2) что в ней содержится
3) по какому каналу она распространяется
4) кому адресуется
5) какой эффект вызывает?
Предложенная Лассуэллом модель выявила несколько важнейших аспектов деятельности СМИ, каждый из которых представляет собой отдельную область исследований:
1) управление (регуляцию) процессами массовой коммуникации;
2) содержание передаваемых масс-медиа сообщений;
3) деятельность СМИ;
4) аудитория СМИ;
5) результаты воздействия СМИ.
Данная модель помогла определить функции процесса коммуникации, позволяющие выявить его регулятивный характер. Во-первых, СМИ реализуют функцию наблюдения за окружающей средой – как природной, так и социальной – с целью выявления угроз тому обществу, в котором они функционируют; во-вторых, СМИ осуществляется функция корреляции(взаимосвязи) действий общества в процессе реагирования на угрозы, исходящие от окружающей среды; в-третьих, СМИ передают социальный опыт новым поколениям.