Учебно - методический комплекс

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

Учебно - методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900 «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Краснодар

2013

Автор: Гусарова Марина Александровна,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин.

Рецензенты:

Гараева Г.Ф.,доктор философских наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин, профессор;

Дарда А.В., заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин, кандидат юридических наук.

Учебно - методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

УМК может быть использован для бакалавров, обучающихся на базе СПО.

Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо - Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 10 декабря 2013 г.)

Утвержден Учебно - методическим советом Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол №5 от 24 декабря 2013 г.).

© Гусарова М.А., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение
2.Объём дисциплины и виды учебной работы
3.Тематический план
4.Программа курса
5.Планы семинарских (практических) занятий
6.Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя  
7.Примеры контрольных заданий
8.Примеры тестовых заданий
9.Литература
10.Вопросы для подготовки к зачёту

1. Введение

Учебно - методический комплекс по учебной дисциплине «Социология права» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебного заведения высшего профессионального образования, осуществляющего подготовку студентов по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция», бакалавр.

УМК включает в себя указания и требования к уровню знаний по дисциплине, справочно - информационный материал, программу учебной дисциплины, методические формы ее освоения, контрольные задания, темы докладов и рефератов, а также рекомендации к их выполнению.

В системе современного юридического образования социология права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину, сформировавшуюся в пограничной области знания между социологией и юридической наукой и ориентированную на решение трёх задач: определение социальной обусловленности права, изучение социального механизма действия права, исследование эффективности законодательства и правоприменительной практики.

Основу курса составляют исследования социальной сущности, обусловленности и назначения права, его взаимодействия с другими социальными явлениями, особенности права как социального института, феномен социализации и девиации. Это позволяет рассматривать право как важнейшее средство социального регулирования в более широком социокультурном и историческом контексте, анализировать его в качестве важнейшей подсистемы общества, выявляя взаимосвязи и взаимодействия права с другими социальными феноменами. При этом теоретические исследования, направленные на изучение всей системы правоотношений в целом и отдельных ей компонентов, тесно сплетены с эмпирическими исследованиями правовых явлений.

Обучение имеетцельюосвоение социальных основ и закономерностей функционирования права, его социальной сути и проявлений, выявление принципов и особенностей социально - правовых отношений индивидов, общностей, организаций, общества.

После изучения курса социологии права бакалавр юриспруденции должен иметь представление:

- об истории возникновения и развития социологии права как юридической дисциплины;

- о социально - правовых воззрениях зарубежных и отечественных ученых;

- об основах формирования социологического подхода к изучению права;

- о формах взаимодействия социологии права с гуманитарными, социальными и правовыми дисциплинами;

- о социологических подходах к обоснованию социальной сущности и обусловленности права;

- о структуре и функциях социологии права;

- о характере и формах взаимодействия социальных и правовых институтов;

- о социальном механизме действия права.

По результатам изучения курса бакалавр юриспруденции должен знать:

- теоретико - методологические основы социологии права;

- основы общества как целостной социокультурной системы;

- о месте права и политики в обществе;

- основы социологии правотворчества, правосознания и правового поведения;

- признаки и элементы социального института права, этапы его институционализации, функциональное назначение, роль дисфункций;

- особенности, признаки, элементы суда как частного института в составе фундаментального института права.

Выпускник должен уметь:

- использовать методы социальных наук при решении профессиональных задач;

- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- выявлять социальные причины различных форм девиации современного российского общества;

- определять факторы формирования правовой культуры общества и личности;

- анализировать научные идеи отечественных и зарубежных учёных в области социологии права и на основе этого строить собственные научные гипотезы.

Выпускник должен овладеть:

- категориальным аппаратом социологии права;

- методикой использования теоретических положений социологии права в профессиональной деятельности;

- первичными навыками социально - правового регулирования;

- методикой организации и проведения социологических исследований права и его явлений.

Компетенционные требования

Процесс изучения «Социологии права» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

- осознание социальной значимости профессии юриста, обладание высоким уровнем правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовностью к сотрудничеству с коллегами и работе в коллективе (ОК- 5);

- способность использовать основные положения и методы социологии права при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7):
в правоохранительной деятельности:

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в педагогической деятельности:

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

-способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Изучение социологии права рассчитано на 72 часа учебного времени, в том числе аудиторных лекционных и практических занятий с преподавателем, разнообразных форм самостоятельной работы студентов, написания контрольной работы и проведения социологических исследований.

2. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   72 ч. (2 з.е.)
Всего аудиторных занятий из них: 34 ч. (0,9 з.е.)
Лекции   16 ч. (0,4 з.е.)
Семинарские (практические) занятия   16 ч. (0,4 з.е.)
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС   40 ч. (1,1 з.е.)
Форма итогового контроля   Зачет (устная форма)

3. Тематический план

для студентов очной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) Формы интер- активных занятий
Лек ции Семина-ры С/р
Раздел I Введение в социологию права        
  Социология права в системе социально - правового знания Коллок-виум
  История развития социологии права  
Раздел II Основы социологии права        
  Общество и право Лекция- дискуссия
  Правовая культура в социологическом видении Круглый стол
  Правовая социализация личности  
  Девиантное поведение  
Раздел III Социология конфликта        
  Конфликт: основы, сущность, способы регулирования, роль в жизни общества Коллок-виум
  Юридический конфликт - -  
  Всего, часов  

4. Программа курса

Семинар 1. (Коллоквиум)

Семинар 2.

Семинар 3.

Тема: Общество и право

1. Социальная обусловленность и сущность права;

2. Нормативность как основа формирования права и правоотношений;

3. Право как социальный институт;

4. Социальный механизм действия права в обществе.

Темы докладов:

1. Социальный механизм действия права: понятие, структура, функции;

2. Правовая личность: понятие, отличительные особенности;

3. Особенности современного института права.

Вопросы для дискуссии и размышления:

1. В чём заключается социальная сущность права?

2. Почему мы называем социальную действительность основой и содержательным источником права?

3. Что такое правообразующий интерес?

4. Как нормативность общества связана с правом?

5. Как право взаимодействует с основными подсистемами общества?

6. Каким образом право связано с типом общества, типом организации социальной системы?

7. Как взаимосвязано право и доминирующие в обществе ценности?

8. Как проявляется обратное влияние права на общество?

9. В чём заключается нормативность общества?

10. Какие элементы и признаки присущи праву как социальному институту?

11. Назовите функции права как социального института?

12. Как вы понимаете категорию реальности права?

13. Что понимается под социальным механизмом действия права? Каким образом звенья этого механизма воздействуют на граждан, общественные организации, государственную власть?

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ, 1007, № 39.

  1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,1999.
  3. Деметрадзе М.Р. Политико - правовые аспекты гражданского неповиновения // Полис. 2007. № 4.
  4. Деметрадзе М.Р., Мугутдинова И.М. Правовые основы политических институтов // Власть. 2009. № 4.
  5. Дэвид Джери, Джулия Джери Большой толковый социологический словарь в 2 - томах. - М., 2001.
  6. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. - СПб., 1999.
  7. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. 2004. № 3.
  8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.Н. Современная социология права. - М., 1995.
  9. Лапаева В.В. Социология права. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М., 2008[7].
  10. Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983.
  11. Оболонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. - М., 1994.
  12. Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX - XX вв.): Учебное пособие. - СПб., 2000.
  13. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2002.[8]
  14. Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права: Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2006.
  15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова.- 3 - е изд., перераб. и доп. - М., 2008.[9]
  16. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.[10]
  17. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2003.
  18. Ehrlich Е. Grundlegung der Soziologic des Rechts. Munchen - Leipzig, 1913.

Семинар 4. (Круглый стол)

Семинар 5.

Семинар 6.

Тема: Девиантное поведение

1. Девиантное поведение: сущность, виды. Особенности маргинального поведения;

2. Основные теории девиации;

3. Специфика молодёжного девиантного поведения в современном российском обществе.

Темы докладов:

1.Виды девиантного поведения. Особенности девиантного поведения в среде подростков и молодёжи;

2.Сущность и виды биологических теорий девиации;

3.Сущность и виды социологических теорий девиации;

4.Сущность и виды психологических теорий девиации.

Список рекомендуемой литературы:

7. Апинян Г.В. Девиантное поведение как социокультурный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - M, 2009.

8. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8.

9. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. - СПб., 2001.

10. Гидденс Э. Социология. - изд.2 - е, перераб. и доп., М., 2005.

5. Журавлёва Л.А. Факторы и условия наркотизации молодёжи // Социологические исследования. 2000. № 6.

6. Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? // Социологические исследования. 1993. № 8.

7. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М., 2004.

8. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодёжи // Социально - гуманитарные знания. 2003. № 1.

9. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб., 2008.

10. Куценко В.А. Молодое поколение. Образование. Выбор профессии, карьера. - М., 1993.

11. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен // Социологические исследования. 1997. № 4.

12. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - М., 2010. № 4.

13. Попова И.В. Маргинальность: Феномен, понимание //Социологические исследования. 1994. № 3.

14. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ: Учебное пособие. - М., 1996.

15. Ручкин Б.А. Молодёжь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5.

16. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д., 2006.

17. Селлин Т. Социологический подход к изучению причин преступности // Юридическая психология. - СПб. 2001.

18. Смелзер Н. Дж. Социология. Гл.7.: Девиация и социальный контроль // Социологические исследования. 1992. № 1.

19. Степанова Н.Е., Хагуров Т.А. Агрессивность и маргинальность - характерные черты кризисного общества. - Краснодар, 2000.

20. Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследования личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. - М., 1989.

21. Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодёжь // Социологические исследования. 2000. № 6.

22. Шибаева М.А. Социология делинквентного поведения. - Ростов н/Д, 2001.

23. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000[19].

Семинар 7.

Примеры контрольных заданий

1. Объект и предмет социологии права.

2. Функции социологии права.

3. Соотношение социологии права с теорией права и философией права.

4. Место социологии права в системе социологического знания и среди наук о праве.

5. Правовая культура: сущность, структура, виды.

6. Особенности правовой культуры современной российской молодёжи.

7. Правовое сознание: сущность, структура, виды.

8. Правовая социализация личности: сущность, агенты, виды. Место правовой социализации в общем процессе социализации личности.

9. Девиация и девиантное поведение: сущность, признаки, формы.

10. Правовая норма как разновидность социальной нормы.

11. Теории девиации: биологический, социологический, психологический подходы.

12. Социальный конфликт: определение, типы, функции, способы разрешения.

13. Юридический конфликт как разновидность социального конфликта.

14. Особенность социально - правовых исследований.

15. Опрос как метод социально - правового исследования: сущность, виды, правила проведения.

16. Наблюдение как метод социально - правового исследования: сущность, виды, правила проведения.

17. Анализ документов: сущность, виды документальных источников.

18. Социальный эксперимент как метод социально - правовых исследований.

19. Социально - правовые теории античности.

20. Социально - правовые концепции эпохи средневековья.

21. Социально - правовые теории эпохи Возрождения и Нового времени.

22. Роль основоположников социологии в процессе становления социологии права.

23. Вклад юристов в развитие социологической мысли и создание теоретико - методологических основ социологии права.

24. Становление классической социологии права.

25. Развитие социологии права в России.

26. Место права в системе социальных институтов.

27. Социальная обусловленность и сущность права.

28. Социальный механизм действия права в обществе.

29. Правовая политика в современном демократическом государстве: понятие, субъекты, принципы, формы.

30. Правоприменение как вид социальной деятельности: понятие, субъекты, условия правоприменительной деятельности.

31. Право и иные социальные нормы: сравнительная характеристика.

32. Социальный контроль: сущность, структурные элементы, виды.

33. Основы теории эффективности норм права.

34. Методические основы изучения эффективности правовых норм.

35. Юридическое прогнозирование: понятие, этапы, методы.

36. Структура и виды юридических прогнозов.

37. Юридическая деятельность: предмет, пределы, виды.

38. Понятие и социальные функции права.

39. Суд как социальный институт: признаки, структура, функции.

40. Социологическое обеспечение правотворчества.

Методические рекомендации по выполнению и оформлению

контрольного задания.

Выполнение контрольного задания по социологии права представляет собой один из видов учебного процесса, одну из форм самостоятельной работы бакалавра юриспруденции. Темы контрольных заданий отражают основное содержание программы курса «Социология права» и отвечают целям и задачам учебной дисциплины.

В ходе выполнения контрольного задания бакалавр решает следующие задачи:

- самостоятельно изучает соответствующую тему (раздел) учебной дисциплины;

-приобретает навык самостоятельной работы по подбору и изучению научной литературы, нормативных правовых актов;

-получает опыт обобщения рассмотренных точек зрения, формулирования выводов по теме.

Структурно контрольное задание, выполняемое по выбранной студентом теме, должна состоять из разделов:

- содержание (план);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список нормативных правовых актов и литературы, использованных при подготовке работы,

- приложение (в случае необходимости).

Работа открывается титульным листом. После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

Во введении формулируются цели и задачи работы, указывается объект изучения, приводится обоснование значения темы, определяется ее структура. При необходимости дается краткий обзор нормативных правовых актов и научной литературы по теме работы.

В основной части раскрывается содержание темы работы:освещаются теоретическиеположения, анализируется нормативно-правовая база, используется судебная практика (при необходимости – также практика работы иных правоохранительных органов).Структурно Основная часть работы представлена разделами, которые, в свою очередь, могут включать подразделы. Оптимальное число разделов – 2-3. В каждом разделе должна раскрываться определенная часть темы, в каждом подразделе – отдельный вопрос темы работы.

В случае, если задание состоит из теоретического вопроса и выполнения задач, то теоретический вопрос раскрывается тематически (текстуально), а далее приводится подробное и аргументированное решение каждой задачи, подкрепленное ссылками на соответствующие юридические нормы. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание или задачу начинать с нового листа.

В заключенииприводится краткое обобщение содержания основной части, формулируются краткие выводы по изученной теме.

Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются нормативные правовые акты и другие документы, источники, которые были использованы при написании работы (учебные издания, монографии, сборники статей, публикации в периодических изданиях). При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), официальных актов судебных органов, материалов судебной практики, а затем – специальная и научная литература в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником). Требования, предъявляемые к списку литературы, одинаковы для контрольной работы, выполняемой по определенной теме, и для контрольной работы, содержащей теоретические вопросы и практические задания (задачи).

Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, - таблицы, схемы, графики, образцы документов, опросные листы, и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст работы, помогающие раскрытию основных вопросов, - помещается в приложении.Каждый документ располагается на отдельном листе.

Разделы располагаются в тексте работы в порядке, указанном в плане-содержании.

Содержание контрольного задания

Контрольное задание должно быть структурно четко выстроено, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Оно должно отразить собственное понимание студентом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 10-12 страниц печатного текста). При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании литературных источников, простом пересказе учебников, учебных пособий, механической компиляции литературных источников.

При выполнении практических заданий (задач) необходимо приводить ссылки на соответствующие нормативные правовые акты или конкретные нормы закона, которые следует применить при аргументировании решения задачи.

Оформление контрольного задания

Желательно, чтобы контрольное задание было представлено в печатном виде. Для компьютерной верстки – полуторный интервал, размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом.

Объем работы составляет 10-12 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:

верхнее поле – 25 мм;

нижнее поле – 25 мм;

левое поле – 35 мм;

правое поле – 15 мм.

Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). 1-я страница – титульный лист – не нумеруется.

Не допускаются вставки на полях и между строк.

Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным моментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора курсовой работы. Цитата приводится в кавычках; цитирование какого-либо источника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Сноски даются постранично и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В сносках на издания литературы указываются: фамилия автора (если коллективный труд – наименование, указание на то, под чьей редакцией издан; если на обложку вынесены фамилии нескольких авторов, то в сносках, как и в списке литературы, указываются фамилии всех авторов); название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы (страниц). Для публикаций в периодических изданиях указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодического издания, год издания, выпуск, номер страницы (страниц).

Представление и проверка контрольного задания

Контрольное задание, выполненное и оформленное в соответствии с требованиями, представляется для проверки в электронном виде на сайте Северо - Кавказского филиала ФГБОУВПО «РАП» не позднее установленного срока.

Непредставление студентом контрольного задания является основанием для недопуска его к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине.

Студент допускается к зачету или экзамену только при условии получения положительной оценки за выполнение контрольного задания.

Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведения зачета или экзамена. Если до начала зачета или экзамена доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к зачету или экзамену решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета или экзамена, студент обязан представить работу после проведения зачета или экзамена, в срок, согласованный с преподавателем, и пройти в течение текущей сессии защиту данной контрольной работы.

Контрольное задание может быть не зачтено в случаях, если:

- содержание темы не раскрыто в полном объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом;

- работа выполнена не самостоятельно;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника или источников, не соответствующих изучаемой дисциплине);

- работа оформлена небрежно, неграмотно.

Текст контрольного задания в электронной форме отправляется через портал femida.raj.ru на проверку преподавателю.

Примеры тестовых заданий

Тема 1. Социология в системе социально – правового знания

1. Социология права как междисциплинарное знание сформировалась на стыке:
  1) Социологии и юриспруденции;
  2)Социологии и психологии;
  3)Социологии и философии;
  4)Социологии и истории;
  5)Социологии и культурологии
2. В каком году социология права была официально признана в качестве самостоятельной научной дисциплины?
  1) 1962;
  2)1903;
  3)2002;
  4)1997
3. Предметом социологии права является:
  1) влияние общественных отношений на право;
  2)обратное влияние права на общественные отношения;
  3)механизм социального действия права;
  4)право как социальный институт;
  5)взаимодействие права с другими нормативными системами;
  6)всё вышеперечисленное
4. К прикладным методам социологии права относятся:
  1) анализ, синтез, индукция;
  2)императивный и диспозитивный;
  3)наблюдение, опрос, анализ документов, социально- правовой эксперимент;
5. Наиболее распространённым методом сбора первичной социологической информации является:
  1)наблюдение;
  2)опрос;
  3)социально – правовой эксперимент;
  4)анализ документов;

Тема 3. Общество и право

1. Правовые нормы обладают рядом отличительных признаков :
  1) общеобязательность, формально – определённый характер, санкционированность государством и обеспечение его принудительной силой;
  2) основаны на принятых в обществе представлениях и добре и зле, справедливости, чести апеллируют к совести человека;
  3) основаны на религиозной вере и убеждениях, закреплены в священных источниках, распространяются на определённую группу верующих людей;
2. Продолжите фразу: Социальные нормы – это…
  1) совокупность правил и предписаний для определённо ориентированного поведения, направленного на соответствие социальным ценностям;
  2) исторически устойчивые, типовые модели социокультурного поведения, считающиеся необходимым элементом жизненного мира конкретной общности;
  3) социокультурные институты;
3. Назовите функции, которые выполняет право как социальный институт:
  1) регулятивная;
  2) социализирующая;
  3) коммуникативная;
  4) интегративная;
  5) контролирующая;
  6) все вышеперечисленные
4. Под социальной аномией понимают:
  1) кризисное состояние социально – правовой системы, когда старые системы регуляторы социального поведения уже не действуют, а новые ещё не сформировались;
  2) прогрессивное состояние общества;
  3) состояние защищённости, в котором пребывают социальные субъекты и системы;
5. Социально – правовой контроль направлен на:
  1) надзор и контроль за соблюдением законности и правопорядка государственными органами, органами местного самоуправления и гражданами;
  2)принятие мер по устранению причин социально – опасных явлений и процессов;
  3) стимулирование правомерного поведения путём позитивных и негативных санкций;
  4) надзор за надлежащим исполнением мер государственного принуждения
  5) всё вышеперечисленное

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ, 1007, № 39.

Основная

1. Агафонов Ю.А. и др. Русская философия и социология права.- Ростов н/Д., 2005(* и **).

2. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права.- СПб., 2006(* и **).

3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб,. 1996(* и **).

4. Жоль К.К. Философия и социология права: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005(* и **).

5. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М., 1995. **

6. Лапаева В.В. Социология права.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2008(* и **).

7. Социология права / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2002(* и **).

8. Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права. - Ростов н/Д: Феникс, 2006(* и **).

9. Юридическая социология / Глазырин В.А. Учебник для вузов. - М., 2000*.(* и **).

Дополнительная

1. Ehrlich Е. Grundlegung der Soziologic des Rechts. Munchen - Leipzig. 1913.

2. Алекссев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999*.

3. Анцупов А., Шипило А. Конфликтология. Учебник. - М, 2005.

4. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8.

5. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 3.

6. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3.

7. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. - СПб., 2001** .

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.

9. Варчук В.В. Социология права - отрасль социологии// Социологические исследования. 1996. № 10.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,1999.

11. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Учебное пособие. - М., 2002.

12. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие - Волгоград, 2000.

13. Гаврилов О.А. Математические методы и модели в социально – правовом исследовании. - М., 1980.

14. Гидденс Э. Социология. - М., 2005.

15. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996**.

16. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М., 2001.

17. Гусарова М.А. К вопросу о факторах формирования уровня правовой культуры в современном российском обществе // Судебные ведомости. 2011. № 1(35).

18. Гусарова М.А. О проблеме определения научного статуса социологии права// Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник статей (по материалам научно - практической конференции 18 мая 2009г.) В 3 - х томах. Том 1. Краснодар, 2009*.

19. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодёжи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право, № 3, 2011*.

20. Гусарова М.А. Правовая культура будущих юристов (опыт социологического исследования в юридическом вузе) // Судебные ведомости. 2010. № 3 (33)*.

21. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. - М., 2002

22. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.

23. Деметрадзе М.Р. Политико - правовые аспекты гражданского неповиновения// Полис. 2007. № 4.

Наши рекомендации