Семинарское занятие № 5 по теме
«Модели социальных стратификаций общества»
(2 часа)
Знать:понятия социальной стратификации, социальное неравенство и социальная дифференциации. Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система;
1. Понятие социальной стратификации. Проблема равенства
2. Исторические типы социальной стратификации.
3. К.Маркс и М.Вебер о социальной стратификации (составить таблицу)
4. Социальная стратификация П.Сорокина: социальное пространство, страты, типы социальной стратификации. Социальная мобильность: виды и каналы.
5. Социологи о критериях и проблемах стратификации советского и постсоветского общества.
6. Теория воспроизводства классового общества П. Бурдье: социальное поле и пространство, габитус и типы капиталов.
7. Э. Гидденс о социальной стратификации: социальная структура, подкласс, высший и средний классы.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).
Основная:
1) Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1.
2) Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
3) Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 9,11.
4) Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теоретической структурации. М., 2003.
5) Заславская Т.И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8.
6) Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М., 2002.
7) Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1990.
8) Ильин В.И. Социальное неравенство: Уч. пос. М., 2000.
9) Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996. Сыктывкар, 1997.
10) Маркс К. Социология. М, 2000.
11) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
12) Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. 1999. № 4.
13) Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
14) Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // Социс. 2001. № 5.
Дополнительная:
1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. № 9.
2. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. 2003. № 7.
3. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002.
4. Дэвис Анджела. Женщины, раса, класс. М., 1987.
5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социс. 2001. № 5.
6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25.
7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.
8. Обыдённова Т.Б. Средний класс и его работа // Социс. 2000. № 3.
9. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. № 5.
10. Разумов А.А. Проблемы бедности в современной России. М., 2000.
11. Ронге Ф. Условия жизни в России // Социс. 2000. № 3.
12. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001. № 4.
13. Социальное расслоение и социальная мобильность / Под ред. З.Т. Голенковой. М., 1999.
14. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социс. 2000. №3.
15. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попов И.П. Индекс условия жизни и модель стратификации российского общества // Социс. 2004. № 6.
16. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1996.
17. Шматко Н.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8.
18. Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2003.
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со
словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.
Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по теме.
Составление таблицы по третьему вопросу семинара
Автор | К.Маркс | М. Вебер |
Название работы | ||
Определяющий признак социальной стратификации | ||
Количество классов | ||
Особенности классовых отношений | ||
Классы на исторических этапах развития общества |
Семинарское занятие № 6 по теме
«Лидерство и стили руководства персоналом»
(2 часа)
1. Стили управления. Готовность персонала.
2. Ситуационный подход в управлении персоналом.
Самостоятельная аудиторная работа.
Методические указания.
I. Уровни готовности подчиненного:
1. Низкий уровень - не способен и не желает работать; некомпетентен и не уверен в себе.
2. Средний уровень – не способен, но желает работать; есть мотивация, но нет навыков и умений.
3. Способен, но не настроен работать; нет интереса или нет уверенности.
4. Высокий уровень – способен и желает работать; умеет, хочет и уверен в себе.
II. Характеристика лидеров.
1. Инструктирующий лидер:
- принимает решения самостоятельно;
- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;
- самостоятельно планирует все действия подчиненного
- сам определяет стандарты выполненной работы;
- четко формулирует подчиненным задачу;
- отказывается обсуждать причины;
- проверяет понимание;
- принимает жесткие корректирующие меры для достижения запланированных результатов;
- умеет отдавать распоряжения
- осуществляет жесткий контроль, чтобы достичь запланированных результатов
Навыки инструктирующего лидера:
1) Умение брать на себя всю ответственность за выполнение задачи
2) Навыки управления исполнением:
- четкая постановка целей и задач;
- разработка стандартов выполнения работы;
- оптимальное распределение ролей
- разработка и осуществление системы контроля за выполнением задачи.
2. Убеждающий лидер:
- принимает решения самостоятельно;
- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;
- планирует все действия подчиненных;
- сам определяет стандарты выполненной работы;
- объясняет подчиненными причины своего решения, проверяет понимание;
- показывает выгоды своей идеи другим;
- добивается, чтобы подчиненный признал необходимость поставленных стандартов;
- убеждает подчиненных точно придерживаться своего плана действий;
- заручается поддержкой максимального количества людей, способных повлиять на ситуацию;
- раздает большое количество указаний.
Навыки убеждающего лидера:
1) Понимание структуры влияния
2) Умение донести свои идеи до людей
3) Умение заручиться поддержкой
4) Побуждение других предпринять необходимые шаги.
Поощряющий лидер
- принимает решения вместе с подчиненными или поощряет решения, принимаемые подчиненными;
- мотивирует подчиненных на самостоятельную работу;
- дает ограниченное количество разъяснений и указаний;
- задает процедуру и правила;
- вовлекает всех участников;
- фиксирует результаты;
- помогает в разрешении противоречий.
Навыки поощряющего лидера:
1) Мотивировать подчиненных;
2) Умение дать обратную связь;
3) Активное слушанье;
4) Умение вовлечь подчиненных в принятие решений
5) Лидерство при групповом принятии решений.
Делегирующий лидер
- делегирует подчиненным ответственность и полномочия;
- задает стандарты выполнения работы;
- не вмешивается в процесс принятия решений подчиненными;
- контролирует выполнение работы по результатам.
Навыки делегирующего лидера:
1) Выделение задач, подлежащих делегированию;
2) Выработка верных стандартов для оценки результата;
3) Умение определить готовность сотрудников к выполнению работы и принятию ответственности;
4) Предоставление оптимального объема полномочий
5) Поддержка заданного уровня полномочий и ответственности
6) Умение развивать подчиненных.