Практические занятия: 20 час.
Курс: 1
Семестр: 2
Лекции: 20 час.
Практические занятия: 20 час.
Контрольная самостоятельная работа - 3
Самостоятельная работа студентов: 29 час.
Форма контроля – зачет
Сыктывкар, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения учебной дисциплины 3
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины 3
4. Структура учебной дисциплины 4
5. Образовательные технологии 5
6. Формы текущего и итогового контроля 5
7. Самостоятельная работа студентов 6
8. Семинарские занятия 9
9. Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 26
10. Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 28
11. Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 149
12. Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 150
1. Цели освоения учебной дисциплины
Сформировать цельное представление об обществе; понимать законы развития общества; анализировать окружающие социальные явления и процессы, происходящие в мире и России (общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, религиозных, экономических и политических конфликтов), формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные; привить основы социологического мышления.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и составляет 3 кредита (зачетных единицы).
Для изучения дисциплины «Социология» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе при изучении дисциплины «Обществознание».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные закономерности развития общества;
- основные социологические понятия;
- опросные и неопросные методы социологического исследования;
- классические и современные социологические теории;
- социальные проблемы современного российского общества
Уметь:
- самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять полученные социологические знания в профессиональной деятельности;
- корректно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной форме;
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению ВПО 080200 «Менеджмент».
Общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
4. Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы (в час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) | |||||
В том числе | ||||||||||
лекции | Практические занятия | СРС | ||||||||
1. | Вводная часть | |||||||||
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки | «Входное тестирование». | |||||||||
1. . 2. | Основная часть | |||||||||
Тема 2. Прикладные социологические исследования. Методы социологических исследований | 2-15 | Участие в семинарских занятиях. Составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара» Деловая игра. Дебаты. Портфолио. Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе. Написание творческой контрольной работы. | ||||||||
Тема 3. Классические социологические теории. | ||||||||||
Тема 4. Современные социологические теории. | ||||||||||
Тема 5. Российская социологическая мысль | ||||||||||
Тема 6. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества. | ||||||||||
Тема 7. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность. | ||||||||||
Тема 8. Мировая система и процессы глобализации | ||||||||||
Тема 9. Социальный институт. Социальная организация. | ||||||||||
Тема 10. Семья как социальный институт | ||||||||||
Тема 11. Социальные группы и общности | ||||||||||
Тема 12. Культура как социальный феномен. | ||||||||||
Тема 13. Личность и общество. Понятие социального статуса. | ||||||||||
Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение | ||||||||||
3. | Закрепление материала | |||||||||
Социальные проблемы современного российского общества | Семинар пресс-конференция | |||||||||
Закрепление материала | Итоговое тестирование | |||||||||
Итого: 72 часов | ||||||||||
Образовательные технологии
В курсе используется как традиционные технологии, сочетающие обзорные лекции по ключевым проблемам курса и семинары, так и активные формы проведения занятий –интерактивные технологии: написание творческого эссе (ОК-6, ОК-5), деловая игра (ОК-5, ОК-7), дебаты (ОК-5, ОК-6, ОК-13), семинар-прессконференция (ОК-13), а также организация самостоятельной работы студента (ССР).
Для организации текущего контроля используется тестирование, составление анкеты, написание творческой контрольной работы.
Цели деловой игры
Игровые
• Закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины.
• Моделирование отдельных форм деятельности в рамках коллектива.
• Корректировка презентационных навыков студентов.
Диагностические
• Интеграция знаний, полученных студентами на предшествующих стадиях учебного
процесса.
• Развитие навыков системного подхода к решению поставленной задачи.
• Развитие креативности, нестандарности мышления слушателей.
• Развитие навыков командной работы.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со
словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе и заполнение нижеприведенной сводной таблицы, решение тестов по темам: «Классическая западная социология», «Современная западная социология», «Понятие общества и его основные характеристики».
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).
Основная:
1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2) Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3) «Гемайншафт» и «гезельшафт» // Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 89-90.
4) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Тексты по истории социологии XIX - XX вв. М., 1994.
5) Маркс К. К критике политэкономии: Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т. 13.
6) Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2.
7) Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб., 1992.
8) Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. С. 23-40.
9) Спенсер Г. Синтетическая философия в сокращенном изложении Говарда Коллинза. Киев, 1997.
10) Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002.
11) Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
Дополнительная:
1) Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
2) Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
3) Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. 2005. № 3.
4) Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.
5) Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. Вып. 1.
6) Дюркгейм Э. Метод социологии. О разделении общественного труда. М., 1991.
7) Мелихов А. Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод и предназначение // Знамя. 1997. № 6.
8) Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.
9) Плетников Ю. Формационная и цивилизационные триады // Свободная мысль. 1998. № 2.
10) Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
Составление таблицы по итогам семинара.
Социологи об обществе | ||||||||||||||||||||||
О.Конт | Г.Спенсер | Э.Дюркгейм | Ф.Теннис | М.Вебер | К.Маркс | Современные социологи | ||||||||||||||||
Название трудов | ||||||||||||||||||||||
Социологическая теория | ||||||||||||||||||||||
Этапа развития общества | ||||||||||||||||||||||
Тип общественных изменений (эволюционный, революционный; прогрессивный, регрессивный) | ||||||||||||||||||||||
Терминология авторов | ||||||||||||||||||||||
ВЫВОД: | ||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со
словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.
Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по теме.
Методические указания.
I. Уровни готовности подчиненного:
1. Низкий уровень - не способен и не желает работать; некомпетентен и не уверен в себе.
2. Средний уровень – не способен, но желает работать; есть мотивация, но нет навыков и умений.
3. Способен, но не настроен работать; нет интереса или нет уверенности.
4. Высокий уровень – способен и желает работать; умеет, хочет и уверен в себе.
II. Характеристика лидеров.
1. Инструктирующий лидер:
- принимает решения самостоятельно;
- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;
- самостоятельно планирует все действия подчиненного
- сам определяет стандарты выполненной работы;
- четко формулирует подчиненным задачу;
- отказывается обсуждать причины;
- проверяет понимание;
- принимает жесткие корректирующие меры для достижения запланированных результатов;
- умеет отдавать распоряжения
- осуществляет жесткий контроль, чтобы достичь запланированных результатов
Навыки инструктирующего лидера:
1) Умение брать на себя всю ответственность за выполнение задачи
2) Навыки управления исполнением:
- четкая постановка целей и задач;
- разработка стандартов выполнения работы;
- оптимальное распределение ролей
- разработка и осуществление системы контроля за выполнением задачи.
2. Убеждающий лидер:
- принимает решения самостоятельно;
- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;
- планирует все действия подчиненных;
- сам определяет стандарты выполненной работы;
- объясняет подчиненными причины своего решения, проверяет понимание;
- показывает выгоды своей идеи другим;
- добивается, чтобы подчиненный признал необходимость поставленных стандартов;
- убеждает подчиненных точно придерживаться своего плана действий;
- заручается поддержкой максимального количества людей, способных повлиять на ситуацию;
- раздает большое количество указаний.
Навыки убеждающего лидера:
1) Понимание структуры влияния
2) Умение донести свои идеи до людей
3) Умение заручиться поддержкой
4) Побуждение других предпринять необходимые шаги.
Поощряющий лидер
- принимает решения вместе с подчиненными или поощряет решения, принимаемые подчиненными;
- мотивирует подчиненных на самостоятельную работу;
- дает ограниченное количество разъяснений и указаний;
- задает процедуру и правила;
- вовлекает всех участников;
- фиксирует результаты;
- помогает в разрешении противоречий.
Навыки поощряющего лидера:
1) Мотивировать подчиненных;
2) Умение дать обратную связь;
3) Активное слушанье;
4) Умение вовлечь подчиненных в принятие решений
5) Лидерство при групповом принятии решений.
Делегирующий лидер
- делегирует подчиненным ответственность и полномочия;
- задает стандарты выполнения работы;
- не вмешивается в процесс принятия решений подчиненными;
- контролирует выполнение работы по результатам.
Навыки делегирующего лидера:
1) Выделение задач, подлежащих делегированию;
2) Выработка верных стандартов для оценки результата;
3) Умение определить готовность сотрудников к выполнению работы и принятию ответственности;
4) Предоставление оптимального объема полномочий
5) Поддержка заданного уровня полномочий и ответственности
6) Умение развивать подчиненных.
IV. Роли в команде
Роль | При эффективном использовании | При неэффективном использовании |
Организатор | -консолидирует работу группы, координирует участников - помогает определить цели, задачи, возможные препятствия на пути принятия решения - создает внешние и внутренние условия для принятия решений | - оказывает давление на группу при принятии решений, подавляя альтернативные точки зрения. - полностью берет на себя все исполнение работы |
Генератор идей | - продуцирует большое количество новых идей | - идеи могут быть неконструктивными, недостаточно продуманными |
Критик | - фиксирует внимание группы на недостатках предлагаемых решений, возможных барьерах на пути их осуществления - помогает группе рассматривать альтернативные точки зрения на проблему - ставит трудные вопросы перед группой | - не делает различия между «хорошими» и «плохими» предложениями в своей критике - увлекается критикой, создавая конфликтные ситуации. |
Эксперт | -дает компетентную оценку - выступает в качестве «фильтра», отсеивающего неэффективные и подтверждающего эффективные решения | - дает оценку, даже если не разбирается в данном вопросе - занимается догматическим «разглагольствованием», ссылается на прошлый опыт, не имеющий отношение к проблеме. |
Поддерживающий | - поддерживает новые идеи, положительно оценивает принятые решения | - поддерживает заведомо плохие предложения по решению проблем, не вникает в их суть - не проявляет собственную инициативу |
Основные правила
1) Никогда не допускайте, чтобы важные дела становились срочными
2) Будьте последовательны и задачи Г отправляйте в архив или корзину
ЗАДАНИЕ 1. Определить способности и готовность сотрудника по приведенным примерам, а также необходимый стиль руководства на основе характеристик лидеров и уровня готовности подчиненного.
СЛУЧАЙ 1.
Задача: публикация серии статей, освещающих тему магазинов в солидном издании.
Вера – новый специалист. Она совсем недавно пришла в компанию после окончания обучения в одном из престижных московских вузов. Это ее первое задание в новой должности. Публикация серии статей имеет своей целью укрепление позиций компании на рынке и дополнительное позиционирование ее как лидера в сфере розничной торговли. Услышав о задании, Вера с энтузиазмом согласилась его выполнить. Она считает, что обладает достаточным опытом в отношении этого задания, хотя очевидно, что она не до конца осознает все потенциальные сложности и подводные камни, связанные со столь ответственным проектом.
Оцените способность сотрудника:
Способен ____________ Не способен ______________
Оцените настрой сотрудника
Настроен ____________ Не настроен ______________
Необходимый стиль руководства: ______________________________________
СЛУЧАЙ 2.
Оцените настрой сотрудника
Настроен ____________ Не настроен ______________
Необходимый стиль руководства: ______________________________________
СЛУЧАЙ 3.
Оцените настрой сотрудника
Настроен ____________ Не настроен ______________
Необходимый стиль руководства: ______________________________________
СЛУЧАЙ 4.
Оцените настрой сотрудника
Настроен ____________ Не настроен ______________
Необходимый стиль руководства: ______________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Определить какие признаки директивного и поддерживающего поведения проявили руководители.
ПРИМЕР 1.
Андрей работает начальником цеха в типографии. Недавно в его цехе установили новое типографское оборудование, позволяющее делать качественную офсетную печать с большой скоростью. Однако скорость выполнения заказов увеличилось не столь ощутимо как предполагалось. Вместе с тем возросло количество брака и увеличился расход бумаги.
Андрей знает, что работники типографии восприняли новую машину без восторга. Они бояться, что от них потребуется лучшая техническая подготовка, которой обладают далеко не все – а значит не миновать и увольнений. Андрей обсуждал сложившееся положение с Петром, начальником бригады, обслуживающей новое оборудование. По мнению Андрея, Петр распустил работников и недостаточно строг с ними.
Андрей поручил Петру организовать летучку, на которой разъяснить работникам, что руководство типографии не намерено больше терпеть этот бардак. Петр также должен поставить перед сотрудниками цель – снизить расход бумаги на 15 % не позднее следующей недели. Наконец, он поручил Петру напомнить рабочим, что эффективность оборудования повышает конкурентоспособность типографии, а значит, у работников есть меньше шансов потерять свои рабочие места.
ПРИМЕР 2.
Анна Королева руководит на фабрике отделом обучения на производстве. Она также курирует учащихся техникумов, которые направляются на фабрику для прохождения практики. Скоро на фабрику придет новая группа стажеров. Анна решили, что руководить практикой будет Александр, сотрудник ее отдела. Анна уверена, что Александр обладает всеми необходимыми навыками, однако ожидает, что Александр пойдет на это с неохотой.
Анна встретилась с Александром и сказала, что хотела бы, чтобы ото принял на себя руководство практикой. Александр признал, что опасается брать на себя такую ответственность. Он также предложил на эту работу другого сотрудника отдела, который мог бы лучше с этим справиться. В ответ Анна заверила Александра, что выбрала его именно потому, что он как никто другой сможет быть хорошим наставником, поскольку хорошо знает процесс производства и владеет методиками обучения. Она также сказала, что Александр будет хорошим примером для молодых. Вместе с этим Анна предложила Александру обращаться к ней по любому вопросу.
ПРИМЕР 3.
Наталья работает директором дизайнерского бюро, которое специализируется на создании интерьера для квартир. Недавно в бюро обратился представитель известной в городе фирмы и предложил создать дизайн для переговорной комнаты в новом офисе. Наталья считает, что с этим заказом может справиться Ирина – самый опытный сотрудник бюро с большим стажем работы.
Наталья пригласила к себе Ирину, сообщила пожелания заказчика и сказала, что хочет отдать ей этот заказ. Поскольку заказчик может быть весьма перспективным. Наталья предложили Ирине сразу взяться за дело, приложив все свои усилия и навыки. Наталья также сказала, что Ирина может при необходимости брать в себе в помощь любого молодого дизайнера.
ЗАДАНИЕ 3.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
СТРАНСТВУЮЩИЙ РЫЦАРЬ
Инструкция
Вы – странствующий Рыцарь. Вы живете тем, что время от времени совершаете подвиги: убиваете каких-нибудь вредных чудовищ и за это получаете почет, известность и материальное вознаграждение.
К Вам обратился Король одного королевства с просьбой ликвидировать одного крупного Дракона, который стал регулярно нападать на королевство, производить опустошения, сжигать дома и поля, убивать людей и животных. После таких нападок Дракона Королю приходилось тратить много денег на восстановление разрушенного, и он решил положить этому конец.
Условия Короля.
Король финансирует Вашу экспедицию (на оружие, провиант и т.д.) в тех размерах, которые Вы укажете согласно Вашей смете. После выполнения задания Вы получите вознаграждение в размере полкоролевства, почет и славу. Если Вы Дракона не убьете, то он убьет вас.
Поскольку Дракон очень силен и хитер, Вам для победы понадобиться команда – в одиночку Вам не справиться. Поэтому вам следует набрать команду из членов студенческой группы, распределив между ними роли (См.: IV Роли в команде.).
Вам дается 15 минут для написания воззвания, которое должно привлечь на вашу сторону как можно больше сторонников.
В воззвании следует:
- создать мотивацию участия каждого в вашей экспедиции (вовлечь в сферу своих интересов);
- определить функции и задачи, распределить их между участниками;
- изложить организацию деятельности и формы контроля для каждого участника.
Если вы считаете, что Вам как руководителю следует достичь еще каких-либо целей в этом воззвании, то включите их в свой план.
Ваша цель:
Убить Дракона. Это надо сделать в течение месяца, начиная с сегодняшнего дня. Поскольку нападки Дракона стали проходить ежемесячно, и только сейчас закончилась очередная. На сегодняшний день сложилась критическая ситуация – Дракон ушел, но обещал вернуться. Дракон угрожает лично Королю, но на гарнир обещал слопать еще несколько его подданных, в числе которых вполне могут оказаться участники группы.
Вам следует в соответствии с пунктомVI Принцип расстановки приоритетовсрочность и важность дел, составить список задач в соответствии с пунктом VII Анализ задач по принципу Эйзенхауэра
Семинар № 7
ОКСФОРДСКИЕ ДЕБАТЫ
IV. Электронные ресурсы
4.1. ресурсы локального доступа
под автором
Цветков, В.Я Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей. – Электрон дан. и прогр. – М.: МИИГАиК, 1999. – 1 дискета. – Систем. требования: IBM PC, Windows 95, Word 6.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900020.
под заглавием
Всеобщая история. История нового времени [Электронный ресурс]: [учеб.–метод. пособие]. – М.: 1С-Паблишинг, 2005. – 1 компакт-диск: зв., цв. – Загл. титул. с экрана. – Электр. версия печ. публикации.
4.2. Ресурсы удаленного доступа
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. Дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [1999]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. - Загл. с экрана.
V. Составные части документов
5.1. Статья из…
… книги или другого разового издания
Иванов, Б.Ю. Горное управление [Текст] // Горная энциклопедия. М., 1986. – Т. 2. С. 118-119.
… периодического и продолжающегося издания
Тырсенко, А.В. Андре шенье и Французская революция конца XVIII в. [Текст] / А.В. Тырсенко // Новая и новейшая история. – 1994. № 4-5. - С. 80-93.
Чернышова, О.В., Комаров, Ю.Д. Церковь стран Северной Европы на пороге XXI в. / О.В. Чернышова, Ю.Д. Комаров // Новая и новейшая история. – 1993. № 2. - С. 20-35.
Чубарьян, А.О. О кризисе российской исторической науки: что это – свидетельство упадка и дегрдация или рождение нового качества? [Текст] / А. Чубарьян // Независимая газета. № 11. – 1998. – 11 ноября. – С. 4.
5.2. Раздел, глава
Дунаевский, В.А. Становление и развитие советской историографии нового и новейшего времени стран Европы и Америки [Текст] // Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: учеб. пособие для студентов / И.П.Дементьев, А.И. Патрушев. – М.: Простор, 2002. – Гл. 1. – С. 15-39.
5.3. Рецензия
Блуменау, С.Ф. Документы истории Великой французской революции. Т. 2. М.: изд-во Московского университета, 1992, 352 с. [Текст] / С.Ф. Блуменау // Новая и новейшая история. – 1993. № 2. С. 202-205. – Рец. на кн.: Документы истории Великой французской революции [Текст]: в 2 т. М.: изд-во Московского университета, 1992 - 352 с. – Т. 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДЕ 1. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.
И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Типология обществ
знать:основные типы обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
уметь:классифицировать общества на основе разнообразных признаков
ЗАДАНИЕ N 1( - выберите один вариант ответа)
Фактор, который был необходимым условием перехода от традиционного общества к индустриальному – это …
1)Неолитическая революция 2)Информационная революция
3)Социальная революция 4)Промышленный переворот
ЗАДАНИЕ N 2( - выберите один вариант ответа)
В условиях перехода к постиндустриальному обществу проявляется тенденция
1) Ослабление позиций среднего класса 2) Ликвидация люмпенства как социального явления
3) Роста числа занятых в сфере 4) Увеличения притока сельского населения в горо-
информационных технологий дах
ЗАДАНИЕ N 3( - выберите один вариант ответа)
Целью ____ общества выступает достижение «равенства возможностей» граждан
1)традиционного 2)патриархального
3)индустриального 4)постиндустриального
ЗАДАНИЕ N 4( - выберите один вариант ответа)
Преобладание натурального хозяйства характерно для _________ общества
1)индустриального 2)традиционного
3)постиндустриального 4)информационного.
ЗАДАНИЕ N 5( - выберите один вариант ответа)
В трактовке А. Тойнби цивилизацией называется…
1) | Процесс упадка культуры | 2) | Процесс развития культуры |
3) | Стадия общественного развития, следующая за варварством | 4) | Общность, большая, чем нация, но меньшая, чем все человечество |
ЗАДАНИЕ N 6(выберите один вариант ответа)
Одной из причин развития простых аграрных обществ в сложные было изобретение...
1)сохи 2)плуга
3)культиватора 4)парового двигателя
ЗАДАНИЕ N 7(выберите один вариант ответа)
К характерным признакам индустриального общества относится…
1)преобладание сферы услуг 2)концентрация производства и населения
3)общинная собственность на землю 4)медленное развитие техники и технологий
ЗАДАНИЕ N 8(выберите один вариант ответа)
Основным ресурсом информационного общества является…
1)административная власть 2)материальная собственность
3)знание 4)земля
ЗАДАНИЕ N 9(выберите один вариант ответа)
Тип общества, предшествующий промышленному, Г. Спенсер называл…
1)военным 2)позитивным
3)индустриальным 4)теократическим
ЗАДАНИЕ N 10(выберите один вариант ответа)
Приоритетное развитие сферы услуг и ее превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для ________________общества
1)информационного 2)постиндустриального
3)индустриального 4)традиционного
ЗАДАНИЕ N 11(выберите один вариант ответа)
Процесс перехода от аграрного общества к индустриальному принял форму "догоняющей модернизации" в...
1)России 2)Швеции
3)Англии 4)США
ЗАДАНИЕ N 12(выберите один вариант ответа)
Одним из представителей цивилизационного подхода к изучению общества является...
1)О.Конт 2)Д.Белл
3)К.Маркс 4)А.Тойнби
ЗАДАНИЕ N 13(выберите один вариант ответа)
Отличие индустриального общества от традиционного состоит в том. что...
1) | центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия | 2) | господствуют общинные принципы социальной жизни |
3) | производство ориентированно не на объем, а на качество продукции | 4) | развивается торговля между городом и деревней |
ЗАДАНИЕ N 14(выберите один вариант ответа)
В индустриальном обществе социальная мобильность зависит от...
1)происхождения 2)личной воли и целеустремленности
3)религиозной принадлежности 4)сословных требований
ЗАДАНИЕ N 15(выберите несколько вариантов ответа)
К характерным признакам индустриального общества относится...
1) | система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональностей | 2) | система ценностей, ориентированная на непосредственное потребление |
3) | система ценностей, ориентированная на брак и семью | 4) | система ценностей, ориентированная на накопление сокровищ |
ЗАДАНИЕ N 16(выберите несколько вариантов ответа)
Два признака, характерные для традиционного общества
1) ролевой характер взаимодействия 2) семейный тип организации общности
3) наследственная власть, правление старейшин 4) развитие разделения труда на
профессионально-квалификационной основе
ЗАДАНИЕ N 17(выберите несколько вариантов ответа)
Два признака, характерные для традиционного общества
1) | выделение множества социальных институтов | 2) | секуляризация религии |
3) | естественное разделение и специализация труда преимущественно по половозрастному признаку | 4) | персонализация межличностного общения |
ЗАДАНИЕ N 18(выберите один вариант ответа)
Замедленное развитие техники и технологий является характерной чертой общества
1)информационного 2)традиционного
3)постиндустриального 4)индустриального
ЗАДАНИЕ N 19(выберите несколько вариантов ответа)
Два признака, характерные для современного общества
1) | развитие разделения труда на профессионально-квалификационной основе | 2) | наследственная власть, правление старейшин |
3) | семейный тип организации общности | 4) | ролевой характер взаимодействия |
ЗАДАНИЕ N 20(выберите один вариант ответа)
Традиционное общество по версии Парсонса-Леви, отличается от современного
1) | оценкой людей по их достижениям, а не по их принадлежности к тем или иным социальным общностям | 2) | универсальными критериями доступа к ролям и группам |
3) | доминирование предписанных статусов | 4) | преобладание достижительных социальных позиций |
ЗАДАНИЕ N 21(установление соответствия ответов)
Соответствие между типами и признаками обществ, на основании которых они связаны:
1) | Охотнический, собирательский, земледельческий, индустриальный | А | по способу производства и форме собственности |
2) | Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный | Б | по способу производства |
3) | Демократический, тоталитарный, авторитарный | В | по языковому признаку |
4) | Англоязычный, франкоязычный | Г | по политическим критериям |
ЗАДАНИЕ N 22(выберите несколько вариантов ответа)
Согласно Э.Дюркгейму, для доиндустриального общества характерны следующие два признака
1) | Индивид имеет личный облик и особую деятельность, отличающую его от других | 2) | Индивид зависит от общества в той же мере, в какой отличается от других индивидов |
3) | Индивид сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе | 4) | Индивид не имеет собственной индивидуальности |
ЗАДАНИЕ N 23(выберите один вариант ответа)
Традиционно-аграрный тип общества Вебера-Коллинза, отличает такая черта, как
1) | частная собственность на все средства производства | 2) | подневольность рабочей силы, находящейся в рабстве или крепостничестве |
3) | рыночный принцип распределения и потребления | 4) | универсальные, четко сформулированные законы |
ЗАДАНИЕ N 24 ( - выберите один вариант ответа)
К характерным признакам традиционного общества НЕ относится …
1)коллективная собственность 2)индивидуализм
3)синкретизм 4)ручной труд
ЗАДАНИЕ N 25 (выберите один вариант ответа)
Согласно концепции Инглегарта, члены постиндустриального общества преимущественное внимание уделяют... (это постматериалистические ценности-подсказка)
1)качеству жизни 2)физической безопасности
3)материальному благоостоянию 4)защите своих прав и свобод
ЗАДАНИЕ N 26(выберите один вариант ответа)
Урбанизация, индустриализации, секуляризация — это признаки ____ общества
1)информационного 2)постиндустриального
3)современного 4)традиционного
ЗАДАНИЕ N 27 (выберите один вариант ответа)
Традиционное общество, по версии Парсонса-Леви, отличается от современного ...
1) | оценкой людей по достижениям, а не по их принадлежности к тем или иным социальным общностям | 2) | универсальными критериями доступа к ролям и группам |
3) | доминированием предписанных статусов | 4) | преобладанием достижительных социальных позиций |
ЗАДАНИЕ N 28(выберите несколько вариантов ответа)