Социологический анализ основных типологий социальных институтов.
Выделим следующие институты:
1) экономические, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда. Экономические социальные институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) - обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
2) политические, или институты, связанные с установлением, исполнением и поддержанием власти. Политикой, в узком значении этого слова, называется комплекс средств, функций, основывающихся, главным образом, на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующий в данном обществе политические интересы и отношения;
3) воспитательные и культурные, созданные для укрепления - создания и развития культуры общества и передающие ее следующим поколениям. К ним относятся: семья, как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы и т.п.;
4) институты социальные или общественные в узком значении этого слова. Общественными в широком значении этого слова являются все виды институтов. Под социальными мы подразумеваем все те, которые организуются добровольным объединением - местные общества, клубы и товарищеские учреждения. Эти институты регулируют повседневные межчеловеческие контакты, облегчают взаимопонимание, обеспечивают гладкий ход повседневной жизни. Обычно мы не отдаем себе отчет в том, что способы приветствия, выражения пожеланий и поздравлений, празднование именин, организация брачных торжеств, проведение собраний и другие подобные развлечения общественной жизни регулируются сложной системой социальных институтов, обычно неформальных, но тем не менее мощных и очень успешно действующих;
5) институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение ). Они способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации;
6) религиозные институты, то есть такие, которые организуют отношение человека к трансцендентным силам, то есть к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека (т.е. основанного на опыте человека), и отношения к священным предметам и силам. Не касаясь теологических проблем, отметим, что для верующих этот трансцендентный существует, влияя на их поведение и социальные отношения. В связи с этим религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).
Все эти институты связаны в интегрированную (объединенную) систему, в которой только и могут гарантировать равномерный процесс коллективной жизни и выполнять свои задачи.
Взаимная связь и интеграция институтов базируется на нескольких основах:
а) на основе структуры личности человека, однородности его потребностей. Чтобы удовлетворять все потребности, человек должен участвовать в разных типах институтов;
б) на основе содержательного разделения труда и предметной связи выполняемых функций;
в) на основе доминирования институтов одного типа, так,например, в обществе феодальной Европы господство церкви определяло интеграцию всех остальных типов институтов. В других обществах мы встречаем господство политических, экономических или иных институтов. В первобытных обществах доминирующим институтом могла быть семья.
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический, тип культуры, образования и т.д.
Следует иметь в виду, что развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость - это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах:
· возникновение новых социальных институтов; обогащение общества социальным институтом, конечно, если он рожден не под чьим-то внешним давлением, во всех случаях становится элементом, повышающим динамизм общества, продвигаюшим его к качественно новому состоянию.
· развитие, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
В сложившихся социальных институтах содержится значительно большее потенция развития через внутреннюю дифференциацию, специализацию связей, функций, учреждений. Мы являемся свидетелями рождения новых институтов путем выделения, дифференциации старых, уже сложившихся. На наших глазах из недр общесудебной системы развился Конституционный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества, его социальных институтов. Эволюционный развивающийся эффект достигается за счет более конкретного, профессионального исполнения тех или иных функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями. Следствие стремится к независимости от прокуратуры и органов внутренних дел; наркология - к более полному учету ее специфики, отличий от общего здравоохранения и т.д. В результате происходят определенные изменения и во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, появляются статусные изменения и т.д.
Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (потребность в нем сохраняется), а к кардинальным изменениям принципов регуляции. Одна (или обе) из сторон считают, что вознаграждение не соответствует плате, затратам, которые она несет. Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Если раньше наши граждане не владели, не распоряжались, были подконтрольны, но получали право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня некоторые хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, не все участники социальной связи по поводу собственности не удовлетворены сложившейся системой регуляции. Отсюда препятствия, которые чинятся на пути к становлению новых форм собственности.
Перерегулирование социальных институтов - процесс сложный, драматичный, сопровождающийся противоборством сил. И это естественно. Ведь речь идет не о переналадке какой-то машины, схемы. Социальные институты - это особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается сметением душ, умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции начинают уже с трудом справляться со своими функциями, участники институализированных связей все чаще не выполняют своих функциональных обязанностей; падает ответственность работников учреждения данного социального института; растет нестабильность, непредсказуемость - все это неминуемая плата за развитие общества, переналадку социальных институтов.