Социологический анализ основных типологий социальных институтов.

Выделим следующие институты:

1) экономические, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда. Экономические социальные институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) - обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические, или институты, связанные с установлением, исполнением и поддержанием власти. Политикой, в узком значении этого слова, называется комплекс средств, функций, основывающихся, главным образом, на манипулировании элементами силы для установления, испол­нения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующий в данном обществе политические интересы и отношения;

3) воспитательные и культурные, созданные для укрепления - соз­дания и развития культуры общества и передающие ее следующим поколе­ниям. К ним относятся: семья, как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы и т.п.;

4) институты социальные или общественные в узком значении этого слова. Общественными в широком значении этого слова являются все виды институтов. Под социальными мы подразумеваем все те, которые органи­зуются добровольным объединением - местные общества, клубы и товарищеские учреждения. Эти институты регулируют повседневные межчеловеческие контакты, облегчают взаимопонимание, обеспечивают гладкий ход повседневной жизни. Обычно мы не отдаем себе отчет в том, что способы приветствия, выражения пожеланий и поздравлений, празд­нование именин, организация брачных торжеств, проведение собраний и другие подобные развлечения общественной жизни регулируются сложной системой социальных институтов, обычно неформальных, но тем не менее мощных и очень успешно действующих;

5) институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение ). Они способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации;

6) религиозные институты, то есть такие, которые организуют отношение человека к трансцендентным силам, то есть к силам сверх­чувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека (т.е. основанного на опыте человека), и отношения к священным предметам и силам. Не касаясь теологических проблем, отметим, что для верующих этот трансцендентный существует, влияя на их поведение и социальные отношения. В связи с этим религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

Все эти институты связаны в интегрированную (объединенную) сис­тему, в которой только и могут гарантировать равномерный процесс коллективной жизни и выполнять свои задачи.

Взаимная связь и интеграция институтов базируется на нескольких основах:

а) на основе структуры личности человека, однородности его пот­ребностей. Чтобы удовлетворять все потребности, человек должен участвовать в разных типах институтов;

б) на основе содержательного разделения труда и предметной связи выполняемых функций;

в) на основе доминирования институтов одного типа, так,например, в обществе феодальной Европы господство церкви определяло интеграцию всех остальных типов институтов. В других обществах мы встречаем господство политических, экономических или иных институтов. В перво­бытных обществах доминирующим институтом могла быть семья.

Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический, тип культуры, образования и т.д.

Следует иметь в виду, что развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость - это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах:

· возникновение новых социальных институтов; обогащение общества социальным институтом, конечно, если он рожден не под чьим-то внешним давлением, во всех случаях становится элемен­том, повышающим динамизм общества, продвигаюшим его к качественно новому состоянию.

· развитие, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

В сложившихся социальных институтах содержится значительно большее потенция развития через внутреннюю дифференциацию, специали­зацию связей, функций, учреждений. Мы являемся свидетелями рождения новых институтов путем выделения, дифференциации старых, уже сложив­шихся. На наших глазах из недр общесудебной системы развился Консти­туционный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация и специализация являются одним из важ­нейших признаков эволюционного развития общества, его социальных институтов. Эволюционный развивающийся эффект достигается за счет более конкретного, профессионального исполнения тех или иных функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями. Следствие стремится к независимости от прокуратуры и органов внутренних дел; наркология - к более полному учету ее специфики, отличий от общего здравоохранения и т.д. В результате происходят определенные изменения и во внутренней регла­ментации этого уже независимого социального института, появляются статусные изменения и т.д.

Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (потребность в нем сохраняется), а к кардинальным изменениям принципов регуляции. Одна (или обе) из сторон считают, что вознаграждение не соответствует плате, затратам, которые она несет. Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает моральное, материальное, юриди­ческое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собствен­ностью. Если раньше наши граждане не владели, не распоряжались, были подконтрольны, но получали право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня некоторые хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, не все участники социальной связи по поводу собственности не удовлетворены сложившейся системой регуляции. Отсюда препят­ствия, которые чинятся на пути к становлению новых форм собственности.

Перерегулирование социальных институтов - процесс сложный, драма­тичный, сопровождающийся противоборством сил. И это естественно. Ведь речь идет не о переналадке какой-то машины, схемы. Социальные инсти­туты - это особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопро­вождается сметением душ, умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции начинают уже с трудом справляться со своими функциями, участники институализированных связей все чаще не выполняют своих функциональных обязанностей; падает ответственность работников учреждения данного социального института; растет нестабиль­ность, непредсказуемость - все это неминуемая плата за развитие общества, переналадку социальных институтов.

Наши рекомендации