Процесс формирования личности.
Социализация - это процесс становления личности, усвоения ею знаний, норм, ценностей и требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые формируют взаимоотношения между личностью и обществом.
Социализация выступает как двусторонний процесс. С одной стороны, общество живет и развивается только благодаря творческой деятельности человека, а с другой – способность и возможность человека осуществлять такую деятельность формируется и создается на основе усвоения опыта и знаний предыдущих поколений людей.
В процессе социализации первоначально происходит адаптация человека к условиям общества, вхождение его в социальную среду, систему социальных взаимоотношений, затем интериоризация – процесс усвоения и воспроизводства социального богатства общества. Личность своей социальной деятельностью обновляет и обогащает общество.
Различают две основные формы социализации личности: направленную и ненаправленную.
Ненаправленная (стихийная) форма социализации происходит в процессе жизни индивида в конкретной житейской обстановке – в кругу семьи, среди сверстников, сослуживцев, в солдатской казарме, в тюремной камере и т.п. Здесь идет непроизвольное, непланируемое, стихийное усвоение и формирование определенных социальных качеств, установок и мотивов поведения.
Направленная форма социализации – это специально разработанная обществом, его институтами система средств и методов воздействия на индивид с целью сформировать его в соответствии с преобладающим в данном обществе набором ценностей, идеалов, интересов, норм и целей. Важнейшим способом направленной социализации является воспитание. Это планомерный и специально разработанный процесс воздействия на создание развивающейся личности, главной задачей которого является подготовка ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.
Следует отметить, что обе формы социализации (направленная и ненаправленная) в процессе их функционирования порождают как положительные, так и отрицательные явления. Ненаправленная форма из-за стихийного воздействия преимущественно микросреды (семьи, компании сверстников и т.п.) нередко несет в себе немало отживших, негативных правил, норм поведения и установок. В итоге нередко получаются социальные патологии – маньяки, наркоманы, воры, гомосексуалисты и др. Направленная форма также может привносить в общество своеобразный социальный брак. Особенно это происходит под воздействием фашистских идеологий, влиянием деструктивных сект (наподобие «белого братства», сатанистов и др.). Поэтому позитивные результаты социализации личности должны осуществляться в соответствии с высокими принципами гуманизма и нормами демократического общества.
В основе социализации лежит активная преобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие знания, самосознания, систем социальной ориентации и т.п. Социализация по существу является самореализацией индивида в процессе его активно трудовой деятельности. Она осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-познавательной деятельности.
В вопросах социализации в социологии сложилось несколько концепций, направлений – К. Маркса, Д. Мида, Ч. Кули, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Е. Бабосова и других.
Д. Мид и Ч. Кули выделяют три стадии социализации, как процесса освоения ролей:
– имитация – механическое освоение наблюдаемых действий;
– игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;
– групповое членство – освоение своей роли глазами группы.
Швейцарский ученый Ж. Пиаже различает четыре стадии когнитивного (умственного) развития личности:
– до двух лет – сенсомоторная. Стадия, когда ребенок видит вещь или чувствует ее;
– 2-7 лет – передоперациональная. На этой стадии ребенок учится различать вещи и их символы;
– 7-11 лет – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;
– после 12 лет – формально-операциональная, когда происходит формирование абстрактных понятий (добра, зла, и т.д.).
З. Фрейд рассматривает социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех трех структурных компонентов личности (см. § 1). Поскольку по мере развития общества верхний слой (супер-Эго) неизбежно увеличивается, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом, как история нарастающего психоза.
Он выделяет 4 стадии социализации, которые связывает с определенными эрогенными зонами: оральную, анальную, фаллическую и половой зрелости. Психологические механизмы социализации Фрейд определяет через термины: имитация, идентификация, стыд и вина.
Имитацией он называет осознанную попытку ребенка копировать определенную модель поведения, образцами для подражания которой могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Белорусский социолог Е. Бабосов весь процесс социализации личности разделяет на 6 этапов.
1. Младенчество. Оно охватывает примерно первые два года жизни. Основным каналом здесь является общение, которое начинается с улыбки, ласковых слов и мимики мамы. Затем общение дополняется контактами с другими людьми, домашними животными, яркими игрушками, картинками. В результате этого дети вступают в доброжелательный социальный мир, который смягчает, даже нейтрализует возникшие естественные природные неудобства и неприятности.
2. Детство. Возраст от 2 до 6 лет. В этот период ведущим каналом социализации является игра. Это эмоционально-образное воссоздание поведения взрослых, имитация, подражание им как бы через освоение роли матери, профессий врача, шофера, летчика, воина и т.п. Здесь ребенок через сказки, мультфильмы, детские песенки расширяет круг своего познания, обогащает воображение и фантазии. В итоге появляется активно-вопрошающее отношение к миру (пресловутые «почемучки»), так как накопление знаний отстает от потребностей в них маленького человечка.
3. Третий этап социализации включает школьный, в том числе подростковый возраст и охватывает период с 6-7 до 13-14 лет. Этот этап характеризуется переходом от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, что является довольно серьезным, переломным событием для формирующейся личности. Заканчивается он другим, не менее переломным психофизиологическим явлением – половым созреванием. Характерной доминантой данного этапа становится «обучение и познание мира», которое осуществляется с помощью учителей, учебников, многими средствами культуры. Здесь художественная фантазия, воображение оттесняется на другой план формирующимся абстрактным мышлением. Потребность общения становится более избирательной, но более стабильной и воплощается в дружбе. Возникнув в школьные годы, она нередко сохраняется на всю жизнь.
4. Четвертый этап социализации или дотрудовой, начинается еще в школьные годы, когда подростки превращаются в юношей и девушек. Заканчивается этот этап завершением учебы. В этот период происходит значительное изменение доминанты социализации «обучение и познание мира» в сторону ее конкретизации к своей личной деятельности, к выработке своей жизненной позиции. На основе уже личного опыта идет и формирование мировоззрения. Преимущественно с этого периода начинали свой старт, свое развитие выдающиеся личности, здесь берут свой «старт» профессионалы и умельцы.
5. Пятый, трудовой этап социализации, в котором с 18-25 лет и до 60 личность развивает свои социальные качества в продуктивном труде. Характерной особенностью здесь является то, что на этом этапе личность в полной мере не только продолжает усваивать социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. На этом этапе в развитии личности очень важную роль приобретает специализация, как следствие разделения общественного труда. Она напрямую способствует росту профессионализма личности, что в свою очередь, благодатно сказывается на росте производительности труда.
6. Послетрудовая деятельность является завершающим этапом социализации личности. Человек уходит на заслуженный отдых, получает пенсию. На этом этапе характер социализации приобретает ту особенность, что от активной деятельности отходят личности, ставшие «аккумуляторами» ценнейшего опыта, знаний и мудрости. О степени зрелости и качестве функционирующего общества вполне можно судить по отношению к использованию этого социального достояния.
Как видно, социализация индивида, превращение его в личность является длительным, непрерывным и многоэтапным процессом. В течение этого процесса постоянно действуют факторы, способствующие социализации или тормозящие ее:
– природные (биологические) факторы, проявляющиеся в психобиологических особенностях организма индивида. Это наследственность в виде отличного или слабого здоровья, физическая конституция, особенности темперамента, состояние нервной системы, наличие или отсутствие способностей и др.;
– социальные условия. Это общественная среда, в которой происходит социализация, характеризующаяся: экономической базой, политическим устройством и режимом власти, наличием свобод и прав человека, культурной средой, природно-климатическими условиями и т.д.;
– индивидуальная история личности. Здесь весьма важно то, как складывается личная жизнь индивида, какую роль в его судьбе играют случайности, его персональные просчёты и ошибки, сделанные в жизненных ситуациях.
Кроме обозначенных факторов, в процессе социализации важное место занимают так называемые «агенты социализации». Данное понятие в социологию ввёл английский социолог Э. Гидденс.
К ним относятся люди и учреждения, ответственные за обучение и воспитание, приобретение личностью социальных ролей – семья, дошкольные и школьные учреждения, трудовые коллективы, официальные и неформальные объединения, партии и т.д., т.е. все, кто отвечает за социализацию.
Прежде всего, агентом первичной социализации является семья,особенно на раннем этапе становления и формирования личности.
Важнейшим агентомсоциализации выступает школа. Она вооружает относительно большие группы учащихся знаниями, умениями и навыками, которые преподносятся в единых образцах для всех членов группы. В то же время каждый из учеников усваивает эти знания и ценности индивидуально.
Трудовой коллективтакже является агентом приобретения социального опыта и практики. В нем происходит более индивидуализированное воздействие социальных рычагов, прежде всего, через специализацию и профессионализацию, которые ведут к новаторству и обновлению в обществе.
Неоценимо важную социализирующую роль в формировании общества и его первоосновы – личности, выполняет и система культуры. Об этом ее свойстве писал Ф. М. Достоевский. Он считал, что литература и культура в целом делают как бы «два шага» навстречу человеку, чтобы сформировать из него личность. Первый шаг делается с целью оказать помощь человеку приобрести и осознать своё «Я» как воплощение своей неповторимости и уникальности. Однако, если культура ограничится достижением только этой цели, личность начнёт возносить своё «Я» над другими людьми, тогда начнёт проявляться большое самомнение, эгоцентризм и нарциссизм. Личность вполне может переступить закон, стать уголовником. Поэтому необходим «второй шаг» культуры к человеку. Он предусматривает необходимость привить уважение к другому человеку, к его стремлениям, взглядам, вкусам и т.п. Только таким образом благодаря культуре будет формироваться социально развитая и духовно богатая личность, устремленная к истине, доброте и красоте.