Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности.
1.Человек как биосоциальная система. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).
2.Процесс формирования личности.
3.Социальная среда, активность и социализация личности.
4.Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.
1. Человек как биосоциальная система. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).
Личность как устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми. Проблема личности у И. С. Кона. Структура личности З. Фрейда. Социальные качества личности как совокупность социально-психологических свойств и черт индивида: самооценка, активность, интересы, направленность, убеждения, ценностная ориентация, идентичность.
Понятие «индивид», характеризует отдельного человека. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель социальных, психологических, биологических качеств (разума, воли, потребностей, интересов и т.д.). Близко к понятию индивид – понятие индивидуальность. Оно может быть отнесено к человеку, личности, животным, растениям, вещам. Человек, личность, животное и т.д. всегда имеют свою индивидуальность. Индивидуальность характеризует индивидуальные особенности (рост, вес, кровь, бороду). Понятие «личность» определяет не природную, а надприродную сущность человека. Личностью не рождаются, ею становятся в общении с себе подобными. Выросших в волчьей стае или иной животной среде называют «феральными людьми». Они – продукт социальной изоляции. Оказавшись среди людей, несмотря на генетическую расположенность человеческого рода к обучению, феральные люди не в состоянии овладеть человеческой речью, у них фактически отсутствует абстрактное мышление, им недоступны обычные школьные знания. Усвоение некоторых элементарных бытовых навыков и до 300 обиходных, не связанных в предложения слов, является максимум возможного для них. История «Маугли» Киплинга – увлекательная сказка. Личность – это конкретно данный человек в совокупности индивидуальных и социально значимых черт и свойств. Это индивид, прошедший большой путь формирования в себе необходимых ему лично и обществу свойств, качеств и особенностей, усвоивший материальные и духовные продукты человеческой культуры. Личность постоянно взаимодействует с людьми, своим трудом и взаимодействием с другими личностями обогащает общество. Соотношение в человеке понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» можно передать формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Человек наделен рядом способностей, которые нельзя отнести только одному дару природы или "божьему дару". Его способности, это продукт длительного исторического развития. От рождения будучи включенным в процесс воспитания, обучения, различного рода деятельность, человек является носителем общественной жизни, источником развития в рамках того социального слоя, класса, коллектива к которому он принадлежит. Следовательно, человек является не только продуктом общества, но и его творцом /35/.
Понятие "человек" употребляется для характеристики общих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает, что в природе есть в наличии особая общность как ( homosapiens ), человеческий род,который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Человечество существует как специфическая материальная реальность. Но самостоятельно как таковое человечество не существует, т.к. действуют и живут конкретные люди. Существование отдельных представителей общества можно выразить понятием "индивид". Есть несколько определений понятия "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек".
Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо ,особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.
Итак, понятие "индивид" означает всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, общества или группы. Близко к нему слово "индивидуальность". Оно отражает то особенное, специфическое, своеобразное, что отличает данного конкретного человека от других людей. Человек индивидуален в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Речь идет не о внешних признаках ("высокий или низкий"), а о социально-значимых качествах .
Понятие "личность" отражает только социальную природу человека. Это понятие используется для обозначения социально значимых качеств, которые выработало в себе человечество за всю свою историю.
Личность - это исторически конкретный человек в единстве его социальных и психологических качеств, которые формируются и реализуются в социальной деятельности в конкретных общественных отношениях. Обычно понятие "личность" определяет меру развития человека. Отсюда, видимо, и выражение "человеком рождаются, а личностью становятся".
Среди ученого мира существует полный разброс мнений. Одни считают личностью гениального, достигшего высочайшего уровня развития, которому присущи качества нравственного порядка (трудолюбие, ответственность, патриотизм т.д.). Но этот подход отдает какой-то идеальностью. Человек может быть одновременно добрым, но и вором, трудолюбивым и завистливым. При таком подходе можно прийти к выводу, что общество состоит из очень узкого круга людей, которые могут считаться личностью. Какими бы нравственными качествами не обладал человек, мир каждого неповторим и уникален. Каждый человек, обладающий сознанием и способностью к самостоятельным действиям, является личностью.
Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Степень развития личности бывает разная, одни герои, другие трусы, одни честные, другие лжецы и т.д.
Остановимся на составных элементах социальной личности. С одной стороны, процесс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, а с другой психологические и социологические исследования механизмов поступков индивидов и поведения групп позволяют вполне оценить сложность проблемы личности. Поэтому вполне справедливо привести еще одно определение личности: "... личность человека является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социогенных элементов" /68/.
В предыдущих темах, говоря о биологической основе общественной жизни, мы подчеркивали, что единство анатомических и физиологических свойств организма составляет часть поведения человека. Эти биогенные элементы личности складываются из врожденных рефлексов, врожденных анатомических черт, физиологических процессов и т.д. Некоторые социологи старались доказать, что эти биогенные элементы, составляющие однородную и постоянную основу поведения во всех обществах и культурах, не влияют на различные поведения людей. Но с точки зрения общей теории поведения индивида и поведения общности биологические и биопсихические движущие элементы личности настолько важны, что ни один социолог не должен игнорировать их. Ведь в основе поведения любого индивида лежат определенные биологические потребности, определенные импульсы, вызывающие определенное поведение для их удовлетворения.
Биологические основы и факторы личности охватывают нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, побуждения (голод, жажду, половой импульс, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма). И хотя спорным является вопрос, насколько эти факторы определяют поведение индивида, изучение их представляется необходимым. Важны также психологические элементы личности - память, характер, воля, наблюдательность, интеллект и т.д.
Нам известно, что проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин,в том числе психология. Психологические теории также разнообразны, как и социологические, но мы выделим несколько наиболее важных направлений.
Основателем теории психоанализа является Зигмунд Фрейд. Он и его последователи создали своеобразную теорию личности. В структуре личности Фрейд выделил три основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Ид представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия. З.Фрейд выделяет в человеке две потребности: либидозную и агрессивную - именно они и есть источники духовной деятельности личности. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область "бессознательного".
Я (Эго) выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Оно и воспринимает бессознательные инстинкты в приемлемой для конкретной, реальной ситуации форме. По сути смысл Эго в окультуривании бессознательных инстинктов личности.
Супер-Эго (Сверх-Я) - это совокупность моральных устоев общества. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего цензора. Эго постоянно раздирается конфликтами между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, запретами, требованиями, благодаря которым Супер-Эго контролирует Эго. Систематически прибегая к защитным механизмам (вытеснению, сублемации), Эго тем самым контролирует Ид.
З. Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую систему, управляемую законом сохранения энергии. Если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, различных форм, в которых они прорываются, в том числе, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства) является, по З. Фрейду, символизацией вытесненных в "подполье" бессознательных потребностей. Другой формой являются социальные чувства - несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы - альтруистская любовь, дружба, которые по З. Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.
Идеи З. Фрейда уже давно подвергаются серьезной критике, но, несмотря на многие упущения, все же многие десятилетия привлекают внимание. В основу человеческой жизни, в том числе и мотивация деятельности, простые и сложные формы социального взаимодействия он усматривает в инстиктах, бессознательных влечениях. Человек - это окультуренное, благодаря Супер-Эго и обуздываемой деятельности Эго, животное. Причем З. Фрейд, который практиковал как психотерапевт, решающее значение придал либидо-сексуальному инстинкту, подавление которого в действительности становится одной из важнейших причин психических заболеваний. Выдвинутая модель личности З. Фрейда содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Сделана попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта. Личность, которую набросал Фрейд при всей ее биологизаторско-либидозной однобокости, "дышит", живет, содержит намек на возможности проявлений неповторимости, индивидуальности и вместе с тем обнаруживает свою социальную принадлежность, социальную контролируемость (Супер-Эго) .
Представителями второй тенденции являются Ч. Кули и Дж. Холмс. Эта теория получила известность как теория зеркального "Я". Для нее характерен пристальный интерес к социальной обусловленности "Я". Другие люди - Он, Они - это те зеркала, в которых формируется мой собственный образ "Я". Следовательно, представления о личности, о себе, то есть "Я" есть не что иное, как синтез тех впечатлений, которые, как кажется личности, она производит на окружающих, "значимых других".
В различных интерпретациях, вариатнах сторонники зеркального "Я" подчеркивают , что мое представление о себе есть не что иное,как совокупность, целостность оценок моей деятельности другими.Авторы данной концепции лично обращали внимание на то, как мы интерпретируем мысли и чувства других, как мы воспринимаем друг друга в ходе элементарных взаимодействий. Последний аспект достаточно важен и для понимания многих проблем, возникающих в ходе практического восприятия человеком человека.
Следующая теория личности - теория психологии, опирающаяся на учение Павлова о двух сигнальных системах и на теорию исторического материализма К. Маркса. В этой теории также присутствует синтез био-психосоциогенных элементов, но упор в основном делается на материалистическую и историческую концепцию человека.
Подводя итог первого вопроса можно назвать признаки человека как личности. Во-первых, это наличие самосознания,то есть способности формулировать свое "Я" и делать его предметом своего собственного познания. Человек становится личностью, когда выделяя себя из себе подобных, осознает свою самотождественность с другими, но в то же время свою неповторимость. Ребенок, становящийся личностью, требует соответствующего к нему отношения. Во-вторых, личность занимает определенное положение в системе общественных, прежде всего производственных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В-третьих, в соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.