Возможность проведения эксперимента в социологии
Эксперимент – еще один метод сбора первичной социологической информации, описанный в литературе. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
Эксперимент как исследовательско-преобразовательная деятельность является формой практики, поэтому его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимент должен соответствовать требованиям, которые сформировались в естественных и технических науках. Удовлетворение этим требованиям в социальных науках, в частности социологии, крайне трудно, а подчас и вообще невозможно. Мы должны быть уверены, во-первых, что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной зарегистрированного изменения (так называемая внутренняя валидность), и, во-вторых, в том, что выявленная зависимость закономерна в определенных условиях, что полученные выводы можно распространять на внеэкспериментальные ситуации (т.е. внешняя валидность). Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социальных науках является предметом дискуссий. Основой последних является специфика социальных явлений, ограничивающая возможность экспериментального метода. Сложность, многофакторность и многослойность социальных процессов, часто невозможность их формализации и количественного описания; целостный, системный характер зависимостей; опосредованность внешних воздействий через предрасположенность к определенному отношению, поведению, – все это затрудняет эмпирическое выявление и доказательство причинных зависимостей. Эти и другие причины не позволяют, на наш взгляд, придавать эксперименту статус самостоятельного метода сбора социологической информации.
В литературе есть и другие точки зрения, особенно когда речь идет об использовании социологами методического экспериментирования. Методический эксперимент в социологии применяется как разновидность специализированного исследования для обоснования адекватности методических решений исследовательским задачам. Проведенные эксперименты направлены, например, на выявление эффективности различных организационных форм стимулирования возврата анкет при почтовом опросе.
Разговор о социологических исследованиях будет неполным без упоминания об их постоянном развитии. Новые методы и методики исследований вызваны потребностями времени, в нашей стране - развитием рынка, новых форм коммуникаций, обращением к новым теоретическим объяснениям социальной реальности, изменением самой этой реальности. Социологи как профессионалы стремятся к получению более достоверной информации о обществе, которое постоянно меняется. Сделать инструмент для измерения этого общества подходящим для него, более чувствительным – вот основная цель методических усилий социологов.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования – это не отдельный метод сбора социологической информации. Специально выделить их в отдельную группу можно по принципу специфики предмета исследования (потребительское поведение людей).
Маркетинговые исследования – это исследования рынка, способствующие обеспечению фирмы (как правило, торгующей или производящей, т.е. нуждающейся в изучении потребительского рынка) информацией для того, чтобы она могла принимать более обоснованные экономические решения, учитывая, прогнозируя баланс спроса и предложения.
Проводить маркетинговые исследования - означает прислушиваться к мнению потребителя. Зачем нужны маркетинговые исследования? Они необходимы в том случае, например, если фирме необходима информация, чтобы сформулировать стратегию маркетинга, прежде чем расширить ассортимент своей продукции, или просто затем, чтобы лучше узнать о рынке, который существует для выпускаемой сегодня продукции. Мы не случайно в вопросе о методах сбора социологической информации упоминаем о маркетинговых исследованиях. Дело в том, что для них применяются практически такие же методы, как и в социологии, просто содержание изучаемых явлений и процессов разное: в социологии - социальное, в маркетинге - по преимуществу экономическое. Вообще методы сбора данных в эмпирических социально-гуманитарных науках (психология, социология) практически одни и те же. Различаются методики и доказательные требования.