Региональные уровни систем расселения.
Регион.
Региональные срезы территориальной организации общества могут выделяться по самым разным критериям: географическим, экономическим, административным, национальным и др. С каждым регионом, независимо от оснований его выделения, связано определенное население, проживающее на его территории и образующее присущую ему региональную социально-территориальную общность. Совокупность этих взаимодействующих общностей образует социально-территориальную региональную структуру общества.
Еще в XIX в. были установлены два главных закона функционирования этой структуры: объективное неравенство жизненных условий, определяемое своеобразием природных и конкретно-исторических особенностей, присущих данному региону, и связанная с этим объективная неравномерность социально-экономического развития различных регионов. Указанные обстоятельства формируют у соответствующих региональных общностей специфическую социальную среду, образ жизни, менталитет, интересы, готовность к борьбе за эти интересы, что обычно определяется понятием «регионализм».
Вторая половина XX в. ознаменовалась, с одной стороны, очевидным усилением регионалистских проявлений, а с другой – рождением во всех развитых странах особого направления государственной деятельности – региональной политики. Её цель – осуществление на государственном уровне согласования интересов регионов и государства в целом. Региональная политика оказывается наиболее эффективной при соблюдении следующих принципов:
· Признание безусловной приоритетности общегосударственных интересов, что вытекает из общей природы системной организованности. Логика развития систем низших порядков подчиняется логике развития вышестоящих систем.
· Принцип четкого разделения прав и обязанностей центра и регионов с передачей последним полноты государственных функций, которые могут быть реализованы на уровне регионов.
· Принцип возможно большего совпадения границ административных регионов с границами метрополисов и экономических районов [5].
Территориальная организация России претерпела длительную эволюцию, основные этапы которой отражены в таблице 2.
Таблица 2
Реформирование административно-территориального деления России
Период | Содержание реформ АТД. |
Реформы Петра I | Упразднение феодальных территориальных единиц. Деление страны на 11 генерал-губернаторств и 50 провинций. |
Реформы Екатерины II | Разработка достаточно четких критериев двухчленного АТД страны «губерния-уезд», учитывающих расселение, интересы обороны, состояние экономики и транспорта. Было установлено, что численность населения губерний должна быть 300-400 тыс. душ мужского пола, а уездов 20-30 тыс. Выделение 51 губернии. |
Начало ХХ в. | Насчитывалось 77 губерний, в т. ч. 49 управляемых по Общему учреждению, 4 сибирских, 10 царства Польского, 7 кавказских, 8 финляндских; 18 областей; остров Сахалин; 4 города, не входившие в состав губерний. |
Советский период | 1917-1924 Разукрупнение царских губерний за счет выделения регионов с преобладанием национальных меньшинств. Старые губернии сосуществуют с советскими областями. 1924-1930 XII съезд партии принимает решение о переходе к трехзвенному административному районированию – область, округ, район. Создаются крупные края на основе экономических районов. 1930-1941 Конституция РСФСР предусматривала 17 АССР. Упразднены 7 краев, сформировано множество современных областей. 1941-1965 Разукрупнение российских областей. Депортация народов. 1965-1991 Стабилизация АТД. |
В настоящее время в России выделено 89 субъектов Федерации и 7 федеральных округов, имеющих огромные различия в территории, численности населения и экономическом потенциале регионов.
С началом рыночных реформ в России произошло усиление диспропорций между уровнем развития отдельных регионов. Стартовые условия в рыночной экономике каждый регион получил различные, они определялись социо-экономическим потенциалом на момент распада СССР. Процессы самоорганизации в регионах приняли стихийный, неконтролируемый характер. Одни регионы (столичные, либо богатые природными ресурсами) стали быстро развиваться, другие превратились в депрессивные территории с катастрофически низким уровнем жизни и соответствующим социальным самочувствием россиян. При этом диспропорции в развитии регионов имеют тенденцию к углублению, к фрагментированию социального пространства, что увеличивает опасность региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, ослабляя целостность общества.
Общество испытывает острую необходимость в новой государственной региональной политике, в том числе - в проекте новой «пространственной сборки» страны, с учетом вариативности социального развития субъектов Федерации. Для успешного преобразования административно-территориального устройства нужно отчетливо представлять модель эффективного субъекта Федерации, в которую закладываются определенные теоретико-методологические принципы в режиме «долженствования»:
Субъекты Федерации должны быть смежными («островков», отдаленных от основной территории коридорами или естественными барьерами, следует избегать или сводить к минимуму, чтобы иметь компактную форму).
Число административных единиц каждого ранга должно вписываться в «коридор оптимальности»: различия их по территории, социально-экономическому потенциалу не должны быть слишком велики.
В регионах необходимо учитывать исторические традиции и культурную специфику, особенности социальной структуры населения.
Субъекты Федерации должны быть достаточно «мощными», чтобы обеспечить финансовую базу местного самоуправления, а население – подобающим набором услуг для соблюдения контроля за уровнем «критической массы».
В субъектах Федерации важно учитывать пропорции между «богатыми» и «бедными» районами, узкоспециализированными населенными пунктами и территориями с диверсифицированными функциями. Это должно способствовать территориальной справедливости, обеспечить более равную доступность социальных услуг, повысить кризисоустойчивость хозяйства.
Границы субъектов Федерации должны сравнительно легко приспосабливаться к изменениям в обществе: сдвигам в технологиях, экономике, расселении, потреблении, учитывать изменения в территориальной структуре хозяйства.
Городские поселения.
Внутрирегиональные срезы территориальной организации общества выделяются по типам городских и сельских поселений.
В нашей стране давно сложились крупные школы социологов, экономистов, занимающихся проблемами города. Известны школы социологов во главе с профессорами Н.А. Аитовым (планирование социального развития города), О.И. Шкаратаном (социальная структура городского населения, социальное воспроизводство городских территориальных общностей). На Западе первые основополагающие публикации по проблемам социологии города появились в начале XX в., например, книга М. Вебера "Город", в которой автор доказывает, что город способствует развитию индивидуальных черт личности и является, таким образом, инструментом исторических изменений. Известны также работы Г. Зиммеля, раскрывшего социально-психологические аспекты городской жизни, функциональный характер городских контактов. Лидеры другой волны социологов-"горожан" Р. Парк, Э. Берджесс, Д. Вирт, создатели школы "человеческой экологии", исследовали влияние размеров городов, архитектуры на преступность. Сейчас в западной социологии изучается влияние новых технологий (следствие технологической революции) на городское и региональное развитие. Многие проблемы социологии города, исследуемые на Западе, имеют большое практическое и теоретическое значение и для российских ученых и практиков.
К основным типам городских поселений в России относят города, поселки городского типа, городские округа. Их терминологическое значение дается в приложении к лекции.
Город – населенный пункт, с числом жителей не менее 12 тыс. чел., где в сфере промышленности и обслуживания занято около 85% населения.
Городское население пополняется за счет трех источников:
Соотношение естественного и механического прироста (миграции, переселения и др.) зависит от типа города, его возраста и размеров.
Урбанизация (от лат. Urbanus – городской, urbs – город) – мировой исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества, начавшийся с зарождением индустриального общества и получивший ускорение в постиндустриальную эру.
Ю.Л. Пивоваров [5], отечественный урбанист, выделяет такие ее черты:
1.Рост городского населения. Именно быстрый рост городов и городского населения составляет одну из характерных особенностей нашей эпохи. Он обусловлен экономическими и социальными выгодами территориальной концентрации разнообразных видов деятельности в городах.
2.Увеличение концентрации населения в крупных городах и агломерациях. Основную суть урбанизации составляет процесс развития больших городов и формирующихся на их основе крупных городских агломераций, которые служат главными фокусами территориального развития.
Таблица 3
Крупнейшие города мира
Город | Численность населения (чел.) | Государство | |
в агломерациях | в городах-центрах | ||
Шанхай | КНР | ||
Стамбул | Турция | ||
Бомбей | Индия | ||
Токио | Япония | ||
Карачи | Пакистан | ||
Буэнос-Айрес | Аргентина | ||
Дели | Индия | ||
Манила | Филиппины | ||
Москва | Россия | ||
Сан-Паулу | Бразилия |
Источник: Атлас мира, 2008 г.
Однако и агломерация – это уже не предел, территориальная концентрация городского населения стала принимать надагломерационные формы. Примером являются крупнейшие межгосударственные мегалополисы, к названиям которых ученый мир и общественное мнение начинают привыкать, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации.
Таблица 4