Механизм социального действия
Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных, никогда не совершаются мгновенно. В сознании действующего индивида должно возникнуть устойчивое побуждение к активности. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности, которая придает ему определенное направление. Потребность, нужда в чем-либо есть свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данный конкретный момент. Потребности человека чрезвычайно разнообразны. Одним из первых, кто попытался выстроить структуру потребностей, был американский психолог А. Маслоу, чья структурная модель широко используется в психологии, педагогике, социологии и других науках. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
1.Физиологические и сексуальные потребности выражаются в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных природных условий и т.д. Иногда их называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.
2.Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности выражают нужду человека не просто в сохранении, но и в определенном качестве жизни. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий существования, о безопасности на улицах, об отсутствии войн, конфликтов и желании иметь постоянные средства существования.
3.Социальные потребности выражают о стремление человека к установлению контактов с себе подобными. Мы в той или иной степени нуждаемся в дружбе, привязанности, любви, общении, в заботе о другом человеке, помощи и поддержке близких. Социальные потребности свидетельствуют о желании человека принадлежать обществу, группе, быть равным с другими.
4.Престижные потребности показывают, что человеку свойственно стремление выделяться чем-либо, быть неравным другим, обращать на себя внимание и искать преимуществ. Это стремление движет человеком, когда он добивается служебного роста, более высокого статуса, признания своей деятельности.
5.Духовные потребности свидетельствуют о желании человека реализовать свой творческий потенциал, осуществить себя как личность.
Безусловно, можно выделить и другие человеческие потребности, например, потребность в приобретении новых знаний, эстетические потребности, потребность в самоидентификации и т.д. Как бы то ни было, именно потребности дают внутренний импульс социальному действию.
Далее человек сопоставляет собственные потребности с окружающей средой, осмысляет, осознает, в чем именно они состоят, определяет конкретный социальный объект, способный удовлетворить его потребности, что означает конституирование интереса, определяет цель – таким образом формируется мотив социального действия, то есть тот внутренний смысл, который вкладывает Деятель в свои усилия. Конкретное содержание, направленность мотива будут определяться, по мнению Т. Парсонса, системой основных ориентаций человека, который всегда выбирает между [см.1]:
· ориентацией на себя и ориентацией на других, действием исключительно в собственных интересах и необходимостью учета в своем поведении потребностей группы;
· стремлением удовлетворить прежде всего сиюминутные потребности или отказом от них ради перспективных, стратегических целей;
· ориентацией на социальные характеристики другого индивида (профессия, образование, должность) и на имманентно присущие ему качества (пол, возраст, внешний вид);
· подчинением своего поведения какому-то общему правилу и выработкой собственного стандарта.
Каждая из предложенных альтернатив вносит свою лепту в нелёгкий выбор мотива. В конкретном мотиве сливаются воедино и иерархия ценностей, и способность личности анализировать ситуацию, и особенности темперамента, и волевые качества. Борьба мотивов порождает острые, часто не видимые стороннему наблюдателю переживания личности. Причины, порождающие и обусловливающие борьбу мотивов, подвергаются анализу при рассмотрении социальных ролей и ролевых конфликтов. Нам же важно уяснить многомерность мотивации конкретного социального действия.
Механизм социального действия можно представить в виде цепочки взаимосвязанных звеньев:
Воздействие ситуации ® Потребность индивида ® Интерес ® Цель ® Мотив ® Социальное действие
В обычной повседневной жизни нам может показаться, что многие социальные действия совершаются мгновенно, спонтанно и немотивированно. Но если мы попытаемся проанализировать такие быстротечные действия, то окажется, что можно выделить первоначальную потребность действующего человека, её осознание (интерес), цель и побудительные мотивы.
Необходимо подчеркнуть, что педагогика, психология изучают те же феномены сознания, с точки зрения влияния на них (на потребности, мотивы, интересы) социальной ситуации, состояния социума («общество в человеке»). Социология изучает, как эти атрибуты личности проявляются в социальной деятельности, влияют на социальную ситуацию, т.е. «человека в обществе».
Социальное взаимодействие
Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем, даже простое наблюдение показывает, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Весь сложнейший мир или, как писал П.А. Сорокин, «океан общественной жизни» распадается на очерченные процессы взаимодействия одних с другими, одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Социологи подробно исследовали это бесконечное поле человеческого общения, образованное разными модальностями (свойствами, особенностями) процессов взаимодействия: односторонних, двухсторонних, многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, экстенсивных и интенсивных. Люди связаны между собой тысячами невидимых нитей, зависят друг от друга. Зависимость возникает в случаях, когда каждый из нас может о себе сказать: «Конкретные предметы, ценности, условия (причем речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях), которые требуются мне, находятся в его распоряжении». Она может быть элементарной, прямой зависимостью от родителей, друзей, коллег, а может быть сложной, опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, эффективности экономической и политической системы и т.д.
Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается благодаря наличию зависимостей между людьми, ибо именно они создают предпосылки взаимодействия друг с другом. В том случае, когда зависимость реализуется через конкретное социальное действие, можно говорить о возникновении социальной связи. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Но в ней всегда можно выделить основные элементы: субъекты связи, предмет связи и, что самое главное, «правила игры», по которым осуществляется эта связь, реализуется механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.
Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Остановимся на рассмотрении этих феноменов подробнее.
Ежедневно каждый из нас вступает в огромное количество социальных контактов: случайный прохожий узнает у нас, как пройти на такую-то улицу, мы заходим в магазин и просим продавца дать необходимый нам товар. Мы сталкиваемся с людьми на работе, в транспорте, в вузе. Не задумываясь, мы проходим мимо людей, но постоянно помним об их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей: разговор в одиночестве вслух с самим собой – не такое уж редкое явление, но на улице мы делаем то же самое мысленно, «про себя» и только потому, что рядом с нами – другие.
Контакты могут быть единичными (как в ситуации со случайным прохожим) и регулярными (с продавщицей «нашего» магазина). В них мы можем вступать в качестве частных лиц или представителей коллектива, учреждения.
При всем разнообразии социальные контакты имеют общие черты. В ходе контакта связь носит поверхностный, мимолетный характер. Партнер по контакту непостоянен, случаен, может быть легко заменен (Вас может обслужить и другая продавщица, узнать, который час, можно если не у этого, так у другого прохожего). Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный социальный контакт, не предполагает возобновления. Иначе говоря, социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсутствует система сопряженных действий по отношению к партнеру. Это не означает, что такие контакты маловажны, незначимы в нашей жизни: ссора с другим пассажиром в трамвае или конфликт с невнимательной кассиршей может в существенной мере определить наше самочувствие. Но все-таки не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.
Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям со стороны другого, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта
Яркий пример взаимодействия - учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, отбирает материал, мысленно представляя, прогнозируя реакцию студентов: будут им интересны те или иные вопросы, раскроют ли приводимые примеры суть поставленной проблемы и т.д. На занятиях студенты ведут себя по-разному в зависимости от того, насколько они считают данный предмет важным для своей профессиональной подготовки, насколько интересно, доходчиво и убедительно излагает преподаватель свой материал. Одни работают заинтересованно, с увлечением, другим предмет не слишком интересен, но они тоже стараются работать, дабы избежать возможных неприятностей, третьи не скрывают отсутствия интереса к предмету, занимаются своими делами или не посещают занятия совсем. Преподаватель фиксирует, “улавливает” сложившуюся ситуацию и, готовясь к новой встрече со студентами, корректирует свои действия с учетом прошлого опыта.
Как видим, в приведенном примере присутствует основная характерная черта социального взаимодействия – глубокая и тесная координация системы действий партнеров по поводу предмета социальной связи – учебы.
Социологи выделяют три основных варианта социальных взаимодействий: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между субъектами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).
Понятие «социальный институт» фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.
Подробно о социальных институтах пойдет речь в следующей теме, а здесь же приведем небанальный пример истории одного института, его зарождения и гибели.
Речь идет об институте дворянских дуэлей чести. Дуэль была институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в течение трех столетий. Он возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Первоначально ссоры и поединки происходили спонтанно, случайно, но постепенно сложилась организованная система процедур, регламентирующая поведение всех участников дуэлей, распределившая роли между ними (дуэлянты, распорядитель, секунданты, медик). Этот институт предусматривал жесткое соблюдение правил и норм в ситуации защиты чести. Но с развитием индустриального общества изменились и этические нормы, которые сделали ненужным защиту дворянской чести с оружием в руках, вследствие чего данный институт постепенно отмирает. Примером его упадка может служить абсурдный выбор оружия дуэли А. Линкольном: он предложил бросать в противника картофелем с расстояния двадцати метров (См. анализ дуэльного кодекса в книге Ю. Лотмана “Евгений Онегин”, а так же весьма ироническое описание дуэли немецких студентов в книге Дж.К.Джерома “Трое на велосипедах”).
Из приведенного примера видно, что институализация социальных связей предполагает:
· формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;
· появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;
· установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;
· четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;
· обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания, предписания данного института;
· разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.
Сказанное делает очевидным, что чем более развиты, отлажены и эффективно действуют социальные институты, тем более стабильным, устойчивым становится развитие общества.
Характерная особенность такого социального взаимодействия, как социальные общности, заключается в том, что они возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, образуя объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность своих действий, проявить стремление к совершенствованию, отстаиванию своих интересов. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги, т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы, в основе которых лежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Более подробно о видах, типах способах функционирования различных групп можно узнать из других разделов данного пособия. Пока же важно отметить, что стремление к солидарности, объединенным усилиям означает появление разделяемых ожиданий каждого члена общности относительно другого: так, от соседа по подъезду, с которым мы встречаемся время от времени, ожидаем один тип поведения, а от своих близких, членов семьи – другой. Нарушение этих ожиданий может привести к рассогласованию, депрессиям, конфликтам.
Разнообразие социальных взаимодействий делает необходимым их типологизацию. Прежде всего, социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия. В соответствии с ним получим следующие типы:
· физическое взаимодействие;
· вербальное взаимодействие;
· знаковое или символическое взаимодействие.
Кроме того, социологи различают социальные взаимодействия по способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения. В связи с этим критерием можно выделить два самых общих типа взаимодействия – сотрудничество и соперничество ( иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление – сотрудничество, конкуренция и конфликт). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон. Взаимодействие на основе соперничества основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Наконец, взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне. В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором - с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне и является предметом анализа в психологии или социологии повседневности. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.
Итак, социальное взаимодействие – это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. Следовательно, существуют некие «правила игры», которые в той или иной степени соблюдают все участники социального взаимодействия, иначе оно или невозможно вообще или малоэффективно.
Поэтому необходимо выяснить, каким образом и за счет чего регулируются отношения людей в процессе социального взаимодействия.