Феноменологическая социология.
Сторонники этого направления (буквально «феноменология» означает описание или изучение явлений) считают, что субъективным смыслом пронизаны не только действия конкретно взятой личности, но и весь окружающий мир, который она воспринимает. То есть мир вокруг нас есть творение нашего сознания. Конечно, внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через осознание его конкретных проявлений. Реальность предстает перед человеком интерпретированной, по-своему истолкованной им. С этой реальностью и имеет дело индивид. Таким образом, окружающий мир должен пониматься как смысловой мир, вкотором люди действуют, исходя из субъективной значимости своих поступков.
Основателем феноменологической социологии является австрийский, а затем – американский философ и социолог Альфред Шюц. Испытав сильное влияние идей американской прагматической философии и символического интеракционизма, он попытался объединить их с феноменологическим пониманием в своем основополагающем труде «Феноменология социального мира».
Согласно взглядам Шюца, наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может нам сказать только о том, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т.д. Однако этот объект – ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. Именуя объект, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (к значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем – во взаимодействии между индивидами, и является стержнем феноменологической социологии.
Возникает закономерный вопрос: если социальная реальность конструируется субъективно, то как люди понимают друг друга, как формируется схожее восприятие и общее представление о мире? Конечно, каждый человек обладает уникальной биографией и воспринимает социальную реальность по-своему. Но вместе с тем существует единое «поле восприятий», имеется «взаимность перспектив» в жизни людей и, следовательно, формируется нечто общее, что позволяет им взаимодействовать. Таким объединяющим началом является, например, словарь повседневной речи. Наличие «взаимности перспектив», а также «сотворимости» социальной реальности свидетельствует о том, что последняя представляет собой феномен сознания множественных субъектов, который принято обозначать термином «жизненный мир». Иначе говоря, социальная реальность не является объективной, она есть продукт сознания множества эмпирических субъектов, мир «коллективных представлений», благодаря которым смыслы и значения одного субъекта сочетаются со смыслами и значениями другого субъекта, и им удается взаимодействовать. В этом заключается суть интерсубъективности.
Жизненный мир есть мир человеческой повседневности, в котором конституируется социальная реальность. Именно мир повседневности как непосредственная данность объявляется высшей реальностью. В нем рождаются обыденные смыслы и значения, еще не переработанные длительным анализом научного мышления, являющиеся исходным материалом для социолога. Поэтому задача социологии – исследование повседневности, донаучного опыта людей с их чувствами, переживаниями, мнениями, верованиями.
Когда человек мыслит, он переживает то, что осмысливает, но не замечает и не анализирует своего переживания. Социолог же должен изучать данный процесс и закреплять его в точных понятиях. Мысли, переживания, идеи человека обнаруживаются исследователем через языковые выражения и различные проявления психики (интонации, волнение, грусть и т.п.).
П. Бергер,один из представителей феноменологической социологии, считает, что существуют системы смысловжизненного мира, что человек перемещается из одной системы в другую. Например, имеют место религиозная или нерелигиозная, подростковая или старших поколений системы смыслов, в каждой из которых сформировались и закрепились специфические интерсубъективные представления, идеи, значения. Переход из одной системы смыслов в другую происходит нередко весьма болезненно. В этой связи индивид конструирует несогласие с прежней системой смыслов. Если же человека не устраивает ни одна из наличных систем смыслов, то его существование может превратиться в маргинальное. Тем самым индивид подвергается добровольному изгнанию. Если же находятся единомышленники, то появляется вероятность сконструировать антиобщество в форме секты или иной общности и тем самым, предотвратив одиночество, пребывать в «подпольном мире» особых смыслов.
Таким образом, феноменологическая социология обращает внимание на проблему активности, самостоятельности личности, ее свободного самоопределения. Даже в условиях общепринятых норм и ценностей отдельный индивид не является фатально пленником общих предписаний, от него тоже что-либо зависит. Сторонники данного направления склоняются к убеждению, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе, как утверждал в свое время Э.Дюркгейм. Личность имеет свободу выбора вариантов поведения даже в такой ситуации, в которой большинство говорят себе: «Не мог поступить иначе». Люди нередко предпочитают бегство от свободы и добровольно признают необходимостью то, что и на самом деле желают.
Обратившись вплотную к вопросам личности, ее повседневным проблемам, феноменологическая социология внесла существенный вклад в гуманизацию социологической науки. А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман и другие ее представители средствами социологии раскрыли роль субъективного фактора в обществе и порождаемых им иллюзий, а также показали возможность человека преодолеть самообман и обрести истинную свободу.