I. социология, её предмет и методология изучения общества
I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Предмет и метод социологии
Что изучает социология? Объектом ее внимания является реальный мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются разные формы организации социальной жизни – группы, социальные институты, многочисленные организации и объединения людей. Социальные действия представляют собою социальные атомы, из которых строится все здание общества и складывается повседневная жизнь каждого из людей в различных общностях. Взаимное согласование действий, взаимодействие на основе знания реальности, понимания её смысла и делает возможным нормальное существование как общества, так и различных объединений, из которых оно состоит.
Предметом социологии как науки является наиболее существенное и значимое из множества социальных фактов, человеческих поступков и взаимоотношений, т.е. именно то, что обеспечивает единство всех сторон жизнедеятельности общества и его целостность.
В самом общем смысле социологию определяют как науку о структуре, функционировании и развитии общества как системы. Данное определение действительно слишком общее и нуждается в предметной конкретизации: какие именно законы развития социальных систем изучает социология, в отличие от других наук. Это - законы взаимодействия различных сторон, областей, сфер общества (экономики, политики, права, морали, религии) и составляющих его общностей (различных организаций, групп, конгломератов, институтов, слоев). Это те законы взаимодействия материальной и духовной сторон деятельности людей, которые пронизывают все стороны и сферы общественной жизни. И экономическая, и политическая, и эстетическая,и религиозная деятельность, к примеру, имеют свою духовную сторону (мотивы, идеальные цели, ценностные ориентации, нормы) и материальную, воплощенную в специально созданных предметах, церемониях, обрядах и других результатах материальных действий.
Чаще всего социологию определяют как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Дискуссия о предмете продолжается, единого, общепринятого, строго установленного определения не существует, в различных изданиях предлагаются разные подходы к этому вопросу, что, естественно, следует иметь в виду.
В чем « предметное», содержательное отличие социологии от других социальных наук?
Если другие (не философские) науки об обществе исследуют отдельные области социальной жизни (экономику, право, мораль, культуру), дают вполне конкретное осмысление отдельных явлений, процессов, проблем, то социология изучает общество в целом, как особый и единый организм. Это означает, что в социологии
· предметом является общество как целостность;
· общество рассматривается как система, имеющая сложную структуру;
· отдельные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места в конституировании общественного организма, в социальной интеграции;
· социальные связи, институты, общности, их свойства изучаются как всеобщие, независимо от сферы социальной жизни.
Эту всеобщность придает социологии свой подход к анализу любого социального явления, факта, процесса с точки зрения деятельности людей, диалектики проявления объективного в субъективном.
Приведем пример. Объект исследования – социальный институт образования, предмет – его модернизация.
Философы обратят внимание на понимание смысла образовательной деятельности, на изучение сущности новых концепций и парадигм, которые закладываются в образовательные трансформации и нацелены на изучение взаимосвязей этой подсистемы общества с другими – с культурой, политикой, экономикой, моралью, религией.
Экономисты постараются дать финансовое и материальное обоснование модернизационных мер, выявить эффективность использования в экономической жизни страны подготовленных системой образования кадров специалистов, раскрыть противоречие между потребностями общества в этих кадрах и способностью системы образования их удовлетворить.
Педагоги обратят внимание на сущность гуманистической педагогики, ее преимущества в сопоставлении с авторитарной, на необходимость разработки новых моделей обучения и воспитания, внедрения новых технологий, отслеживания результатов инновационной деятельности различных учреждений образования.
Социологи будут изучать поведение и взаимоотношения тех социальных групп (учеников, студентов, преподавателей, руководителей органов образования, родителей), которые непосредственно обеспечивают деятельность института образования, выявлять противоречия между потребностями государства и населения в образовании, определять отношение различных участников к модернизации образовательной деятельности, проверять гипотезы о возможных социальных последствиях тех преобразований, которые идут в современной школе, то есть о том, что изменится в обществе в результате реформ.
Из этого примера видно, что, рассматривая общество в целом, социология не является наукой умозрительной, абстрактной, она изучает конкретный «социум», ту социальную среду, окружение, с которым люди связаны во всех сферах деятельности. Мера соотношения абстрактного и конкретного зависит от уровня анализа социальных взаимодействий, о чем пойдет речь далее.
Как социология изучает общество, какие методы использует для адекватного анализа предмета познания?
Невозможно назвать какой-либо один универсальный, всеохватывающий, единственно верный метод изучения социальной реальности. Разные направления социологии предлагают свои подходы, свою методологию. Более того, многие цели теоретического или прикладного исследования требуют совокупности методологических приемов – общенаучных и специальных.
Среди методов, используемых в социологии, есть общенаучные способы получения и систематизации знаний (аналитические, интерпретационные, статистические, описательные, количественные, качественные и др.). Наиболее общий и специфический для социологии подход – изучение объективных законов через субъективное: через деятельность людей, реальные процессы взаимодействия социальных субъектов. Единицей анализа (по В.А. Ядову) является общность, понимаемая как любая устойчивая форма, разновидность самоорганизации людей (любая группа – семейная, профессиональная, демографическая, этническая, классовая, поселенческая, статусная; любой социальный институт, организация). Все теоретические построения осуществляются на основе информации, более или менее обобщенной, систематизированной. Для получения такой информации социология располагает своими методами сбора данных о различных социальных фактах, методами их обработки и анализа. Для того, чтобы за этими фактами, явлениями увидеть тенденцию, вектор процесса развития, характер социального взаимодействия, используются известные или вновь разработанные методологические концепции и парадигмы. Адекватность их применения зависит от уровня изучения общественной системы и её структурных элементов.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем вы видите специфику социологического изучения человека и общества? Каков предмет социологии?
2. Каковы уровни социологического знания, их особенности и взаимосвязь?
3. Какие функции выполняет социология в обществе?
4. Каково ваше представление о профессиональном социологе?
5. Может ли учитель быть социологом?
ЛИТЕРАТУРА
1. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС. 1999.
2. Кравченко А.И. Социологические теории: дискурс будущего // Социс, 2007. №3.
3. Молевич Е. Ф. Общая социология. М., УРСС. 2003.
4. Осипов Г.В. Введение в социологическую теорию. М.: Наука, Вече. 2010.
5. Смелзер Н. Социология. М.,1994.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
7. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
8. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания // Социология власти, 2009. №5.
9. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социс, 2009. №8.
10. Ядов В.А. Современная социологическая теория как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2006.
ЛИТЕРАТУРА
1. Западная социология XIX-ХХ вв. От классики до постнеклассической науки: эпистемологичекое обозрение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.Д. Плахов. – СПб.: Алетейя, 2006.
2. Зборовский Г.Е История социологии: учеб.для студентов по спец. 020300 «Социология» / Г.Е.Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.
3. История западной социологии: учеб. / В.А. Бачинин, Ю.А.Сандулов. – СПб.: Лань, 2002.
4. История социологии [Текст]: учеб. для студентов гуманитар. спец. / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.: Высш. образование и наука, 2007.
5. Немировский В.Г. История социологии: учеб.пособие для студентов вузов / В.Г. Немировский. – М.: Владос, 2005.
6. Семь лекций по истории социологии / А.Б.Гофман. – М.: Кн. дом «Ун-т», 2005.
Тестовые задания (ключи см. в Приложении 1):
1. Кто из социологов считал общество живым организмом?
а) Э.Дюркгейм; б) М.Вебер; в) Г.Спенсер
2. Какой из подходов в исследовании общества опирается на методы наблюдения и эксперимента?
а) рационалистический
б) позитивистский
в) иррационалистический
г) феноменологический
3. О.Конт выделял в социологии социальную … и социальную динамику
а) статика; б) метафизика; в) механика; г) статистика.
4. Понятие «аномия» разработал:
а) О.Конт; б) Д.Миль; в) Э.Дюркгейм
5. .Термин «гезельшафт» в теории немецкого социолога Ф.Тённиса означает:
а) традиционное общество
б) отношения людей в процессе производства
в) совокупность индивидов
г) индустриальное общество
6. Этот учёный первым начал применять статистические методы в социологии и разработал концепцию «среднего человека»:
а) Ф.Теннис; б) А.Кетле; в) Г.Зиммель
7. Установите соответствие между названием социального института в теории Г. Спенсера и его элементами
1) домашние а. цех
2) обрядовые б. трудовые отношения
3) политические в. семья и брак
4) церковные г. обычаи, этикет
5) профессиональные д. власть
6) промышленные е. верования
8. Кто является автором работы «Польский крестьянин в Европе и Америке»?
а) Э. Мэйо
б) Ф. Знанецкий и У. Томас
в) Т. Парсонс и Р. Мертон
9. Теорию структурного функционализма разрабатывали
а) Т. Парсонс; б) М. Вебер; в) Р. Мертон; г) Э. Дюркгейм
10. Структурный функционализм рассматривает общество
а) как сумму индивидов, живущих в данном обществе
б) как систему взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом
в) как определенный этап в историческом развитии человечества
11. Согласно взглядам Т.Парсонса, целостность, единство общества достигается благодаря
а) совместной деятельности по производству необходимых материальных благ
б) принудительной силе юридических законов
в) социальным нормам и ценностям
12. Т. Парсонс выделил основные функции, которые позволяют социальной системе выжить, функционировать и развиваться
а) конкуренция
б) интеграция
в) адаптация
г) соперничество
13. Назовите автора понятия «дисфункция»
а) Р. Дарендорф; б) Т. Парсонс; в) Р. Мертон
14. Представители какой социологической теории утверждали, что в обществе наряду с порядком существует беспорядок; наряду со стабильностью и устойчивостью происходит борьба противостоящих социальных групп, индивидов?
а) теории структурного функционализма
б) теории социального обмена
в) теории социального конфликта
15. Термин «теория конфликта» ввел в научный оборот
а) Р. Дарендорф; б) Т. Парсонс; в) Л. Козер
16. Идею о позитивной функциональности конфликтов разрабатывал
а) К. Боулдинг; б) Л. Козер; в) Р. Дарендорф
17. Конфликтную модель общества отстаивал
а) М. Вебер; б) Р. Мертон; в) Р. Дарендорф
18. Основателем теории символического интеракционизма считается
а) Дж. Мид; б) Ч. Кули; в) М. Кун
19. Укажите соответствия между названиями социологических направлений, школ и их представителями
1) теория социального обмена
2) феноменологическая социология
3) теория символического интеракционизма
а) Дж. Мид
б) Дж. Хоманс
в) П. Бергер
20. Установите соответствия между названиями работ и их авторами
1) «Разум, Я и общество»
2) «Функции социального конфликта»
3) «Социальная система и эволюция теории действия»
а) Т. Парсонс
б) Дж. Мид
в) Л. Козер
ЛИТЕРАТУРА
1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.
2. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007.
3. История социологии. Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др. Минск, 1997.
4. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы. М., 1989.
5. Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука // Социс. 2008, №3.
6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
7. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии // Социс 2006, №7.
8. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Социология и общество. М., Норма. 2007.
9. Тихонов А.В. Отечественная социология: проблема выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011, №6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брандман Э.М. Социокультурные различия и идентичности обществ в условиях глобализации // Социальная политика и социология.- 2008. № 4.
2. Давыдов А.А. Системная социология – социология XXI века // Социс, 2006. №4.
3. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности / Екатеринбург. 2009.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Питер.- СПб.: 2008.
6. Мартинелли А. От мировой системы к мировому обществу?// Социс. 2009. № 1.
7. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» // Социс. 2009. № 3.
8. Роуз Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России // ОНС. 2002. № 3.
9. Руткевич М.Н. Общество как система / СПб. Алетейя. 2001.
10. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
11. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социс. 2009. № 1.
12. Франчук В.И. Общая теория обществ: новый организмический подход // СГЗ.- 2008. № 1.
13. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польск. М., Логос. 2005.
Тестовые задания к теме «общество»
1. С каким из приведённых ниже суждений вы согласны:
а) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которая называется культурой;
б) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;
в) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществом;
г) общество возникло на определённой стадии развития государства.
2. Понятие «общество» отличается от понятия «общность» тем, что:
а) в обществе есть взаимодействие, а в общности нет;
б) эти понятия антиномичны;
в) это более широкое понятие;
г) эти понятия синонимичны.
3. Общество как система характеризуется:
а) взаимодействием частей;
б) статичностью;
в) национальными границами;
г) осёдлостью.
4. Идея, которая была воспринята социологами из естественных наук – это идея о
а) поступательном и поэтапном развитии общества;
б) том, что развитие общества предопределено генетически;
в) том, что между социальными группами преобладают родственные связи;
г) том, что поведение людей инстинктивно.
5. В социальных общностях, в отличие от общества в целом, большое влияние играет:
а) система неписанных правил и традиций;
б) формальное право;
в) Конституция;
г) система договоров.
6. Основная характеристика прогресса в обществе заключается в:
а) изменении социального положения различных слоёв населения;
б) развитии науки;
в) появлении чего-либо нового;
г) глобальном процессе восхождения человеческого общества.
7. Понятием «социальная модернизация» обозначают:
а) переход общества от родоплеменного устройства к государственному;
б) возникновение письменности;
в) переход от традиционной цивилизации к индустриальной;
г) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
8. Социальная революция и социальная реформа являются…
а) элементами общества как системы;
б) видами социальных связей;
в) формами общественных преобразований;
г) социальными институтами.
9. Социальная группа – это…
а) социальная общность, объединенная по территориальному признаку;
б) люди со сходными психологическими характеристиками;
в) социальная общность без определенных признаков;
г) социальная общность взаимодействующих индивидов.
10. Квазигруппами в социологии называют группы…
а) нерациональные; в) случайные, неустойчивые;
б) малые; г) первичные.
11. Аграрный сектор имеет наибольший удельный вес в структуре занятости:
а) примитивного общества; в) индустриального общества;
б) традиционного общества; г) постиндустриального общества
12. Стержневой основой индустриального общества, вокруг которой выстраиваются все социальные отношения, являются:
а) индивидуализм;
б) вера в высшее предназначение человеческой личности;
в) частная собственность на капитал;
г) повышение роли интеллигенции.
13. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:
а) увеличивается число функционально грамотных людей;
б) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторе;
в) усиливается нравственный потенциал общества;
г) повышается уровень политического сознания.
14. Как называется концепция, согласно которой информатика, компьютеры и микроэлектроника определяют развитие социальной системы, выступают как средство создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?
а) теория технотронного общества;
б) теория индустриального общества;
в) теория информационного общества;
г) теория открытого общества.
15. Социологическая концепция, основанная на представлении о том, что всё существующее в обществе обладает той или иной позитивной функцией – это:
а) эволюционизм; б) символический интеракционизм;
в) постмодерн; г) структурный функционализм.
16. Согласно феноменологической парадигме в социологии, основу общества образует…
а) «мир науки»;
б) «мир повседневности»;
в) «мир оружия»;
г) «мир искусства».
17. Понятие «мировое сообщество» отражает:
а) отношения стран, входящих в ООН;
б) общность целей всех существующих государств;
в) общность деятельности всех государств;
г) международно-правовые отношения.
18. К факторам процесса глобализации можно отнести…
а) выравнивание экономического развития стран;
б) национализацию культуры;
в) формирование глобальных технологий;
г) распространение электронных средств связи.
Социальное взаимодействие
Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем, даже простое наблюдение показывает, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Весь сложнейший мир или, как писал П.А. Сорокин, «океан общественной жизни» распадается на очерченные процессы взаимодействия одних с другими, одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Социологи подробно исследовали это бесконечное поле человеческого общения, образованное разными модальностями (свойствами, особенностями) процессов взаимодействия: односторонних, двухсторонних, многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, экстенсивных и интенсивных. Люди связаны между собой тысячами невидимых нитей, зависят друг от друга. Зависимость возникает в случаях, когда каждый из нас может о себе сказать: «Конкретные предметы, ценности, условия (причем речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях), которые требуются мне, находятся в его распоряжении». Она может быть элементарной, прямой зависимостью от родителей, друзей, коллег, а может быть сложной, опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, эффективности экономической и политической системы и т.д.
Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается благодаря наличию зависимостей между людьми, ибо именно они создают предпосылки взаимодействия друг с другом. В том случае, когда зависимость реализуется через конкретное социальное действие, можно говорить о возникновении социальной связи. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Но в ней всегда можно выделить основные элементы: субъекты связи, предмет связи и, что самое главное, «правила игры», по которым осуществляется эта связь, реализуется механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.
Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Остановимся на рассмотрении этих феноменов подробнее.
Ежедневно каждый из нас вступает в огромное количество социальных контактов: случайный прохожий узнает у нас, как пройти на такую-то улицу, мы заходим в магазин и просим продавца дать необходимый нам товар. Мы сталкиваемся с людьми на работе, в транспорте, в вузе. Не задумываясь, мы проходим мимо людей, но постоянно помним об их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей: разговор в одиночестве вслух с самим собой – не такое уж редкое явление, но на улице мы делаем то же самое мысленно, «про себя» и только потому, что рядом с нами – другие.
Контакты могут быть единичными (как в ситуации со случайным прохожим) и регулярными (с продавщицей «нашего» магазина). В них мы можем вступать в качестве частных лиц или представителей коллектива, учреждения.
При всем разнообразии социальные контакты имеют общие черты. В ходе контакта связь носит поверхностный, мимолетный характер. Партнер по контакту непостоянен, случаен, может быть легко заменен (Вас может обслужить и другая продавщица, узнать, который час, можно если не у этого, так у другого прохожего). Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный социальный контакт, не предполагает возобновления. Иначе говоря, социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсутствует система сопряженных действий по отношению к партнеру. Это не означает, что такие контакты маловажны, незначимы в нашей жизни: ссора с другим пассажиром в трамвае или конфликт с невнимательной кассиршей может в существенной мере определить наше самочувствие. Но все-таки не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.
Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям со стороны другого, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта
Яркий пример взаимодействия - учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, отбирает материал, мысленно представляя, прогнозируя реакцию студентов: будут им интересны те или иные вопросы, раскроют ли приводимые примеры суть поставленной проблемы и т.д. На занятиях студенты ведут себя по-разному в зависимости от того, насколько они считают данный предмет важным для своей профессиональной подготовки, насколько интересно, доходчиво и убедительно излагает преподаватель свой материал. Одни работают заинтересованно, с увлечением, другим предмет не слишком интересен, но они тоже стараются работать, дабы избежать возможных неприятностей, третьи не скрывают отсутствия интереса к предмету, занимаются своими делами или не посещают занятия совсем. Преподаватель фиксирует, “улавливает” сложившуюся ситуацию и, готовясь к новой встрече со студентами, корректирует свои действия с учетом прошлого опыта.
Как видим, в приведенном примере присутствует основная характерная черта социального взаимодействия – глубокая и тесная координация системы действий партнеров по поводу предмета социальной связи – учебы.
Социологи выделяют три основных варианта социальных взаимодействий: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между субъектами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).
Понятие «социальный институт» фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.
Подробно о социальных институтах пойдет речь в следующей теме, а здесь же приведем небанальный пример истории одного института, его зарождения и гибели.
Речь идет об институте дворянских дуэлей чести. Дуэль была институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в течение трех столетий. Он возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Первоначально ссоры и поединки происходили спонтанно, случайно, но постепенно сложилась организованная система процедур, регламентирующая поведение всех участников дуэлей, распределившая роли между ними (дуэлянты, распорядитель, секунданты, медик). Этот институт предусматривал жесткое соблюдение правил и норм в ситуации защиты чести. Но с развитием индустриального общества изменились и этические нормы, которые сделали ненужным защиту дворянской чести с оружием в руках, вследствие чего данный институт постепенно отмирает. Примером его упадка может служить абсурдный выбор оружия дуэли А. Линкольном: он предложил бросать в противника картофелем с расстояния двадцати метров (См. анализ дуэльного кодекса в книге Ю. Лотмана “Евгений Онегин”, а так же весьма ироническое описание дуэли немецких студентов в книге Дж.К.Джерома “Трое на велосипедах”).
Из приведенного примера видно, что институализация социальных связей предполагает:
· формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;
· появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;
· установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;
· четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;
· обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания, предписания данного института;
· разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.
Сказанное делает очевидным, что чем более развиты, отлажены и эффективно действуют социальные институты, тем более стабильным, устойчивым становится развитие общества.
Характерная особенность такого социального взаимодействия, как социальные общности, заключается в том, что они возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, образуя объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность своих действий, проявить стремление к совершенствованию, отстаиванию своих интересов. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги, т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы, в основе которых лежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Более подробно о видах, типах способах функционирования различных групп можно узнать из других разделов данного пособия. Пока же важно отметить, что стремление к солидарности, объединенным усилиям означает появление разделяемых ожиданий каждого члена общности относительно другого: так, от соседа по подъезду, с которым мы встречаемся время от времени, ожидаем один тип поведения, а от своих близких, членов семьи – другой. Нарушение этих ожиданий может привести к рассогласованию, депрессиям, конфликтам.
Разнообразие социальных взаимодействий делает необходимым их типологизацию. Прежде всего, социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия. В соответствии с ним получим следующие типы:
· физическое взаимодействие;
· вербальное взаимодействие;
· знаковое или символическое взаимодействие.
Кроме того, социологи различают социальные взаимодействия по способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения. В связи с этим критерием можно выделить два самых общих типа взаимодействия – сотрудничество и соперничество ( иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление – сотрудничество, конкуренция и конфликт). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон. Взаимодействие на основе соперничества основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Наконец, взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне. В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором - с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне и является предметом анализа в психологии или социологии повседневности. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.
Итак, социальное взаимодействие – это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. Следовательно, существуют некие «правила игры», которые в той или иной степени соблюдают все участники социального взаимодействия, иначе оно или невозможно вообще или малоэффективно.
Поэтому необходимо выяснить, каким образом и за счет чего регулируются отношения людей в процессе социального взаимодействия.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие, по мнению М. Вебера, необходимы условия, чтобы действие можно было классифицировать как социальное?
2. Попытайтесь охарактеризовать собственные мотивы поступления в педагогический вуз в соответствии с типами социального действия, выделенными М. Вебером.
3. Почему Т. Парсонс счел нужным выделить в структуре социального действия ситуационное окружение?
4. Когда межличностное взаимодействие становится социальным?
5. Чем различаются социальные контакты и социальные взаимодействия?
6. Как Вы понимаете следующее суждение: “Неважно, каковы личностные качества промышленника или чиновника, его поведение определяется институциональной структурой”. Насколько справедливым кажется Вам это утверждение?
7. Приведите свой пример возникновения, функционирования и, возможно, упадка какого-либо социального института.
8. Какие принципы регулирования социальной связи Вы можете назвать?
ЛИТЕРАТУРА
1. Американская социологическая мысль. Тексты. М., МГУ, 1994.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. С-Пб., 1996.
4. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург. 2009.
5. Каган М.С. Мир общения. М., 1998.
6. Караткевич А.Г. Социальное взаимодействие в современном обществе // Наука, культура, общество. 2010. №1.
7. Меренков А.В. Человек: Взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург, 2007.
8. Ньюман Л. Значение методологии//Социс. 1998. № 3.
9. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. Гл. 4,7,8. М., 2000.
10. Сорокин П.А. Социальное взаимодействие и его модальности / Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М. Астрель. 2006.
11. Фролов С.С. Социология. Раздел III. М., 1994.
II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Основные понятия теории социальной структуры
Социология социальной структуры изучает положение различных групп, на которые общество делится и которые не равны между собою, а также взаимоотношения между этими группами. Она располагает определенной системой категорий – понятий, с помощью которых познается и анализируется предмет. Среди таких категорий наиболее важными являются «социальное пространство», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные группы», «социальные роли», «социальный статус», «социальная дистанция», которые мы рассмотрим и постараемся наполнить конкретным содержанием.
В широком смысле «социальная структура», «строение» означает взаимодействие всех элементов, образующих общество как целостную систему. Многие закономерности взаимосвязей этих элементов изучаются социальной философией.
В более узком – собственно социологическом – смысле этого слова в качестве элементов структуры выступают социальные общности и социальные институты. Последние (институты собственности, власти, брака, искусства, образования, религии, армии, бизнеса и т.д.), обслуживающие важные потребности общества, являются предметом анализа специальных социологических теорий.
Социальная структура в самом узком смысле есть взаимосвязи между социальными группами, слоями, ста<