Организации строятся на основе извне установленных связей и нормативной регуляции поведения.

а) формальные;*

б) идеальные;

в) частные;

г) неформальные.

Решение:

Формальные организации строятся на основе извне установленных связей, иерархии позиций, нормативной регуляции поведения, распределения функциональных обязанностей. Такие организации формируют отношение власти, сферы ответственности за принятое решение и его выполнение. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

10. В научный оборот термин «закрытое общество» был введен …

а) К. Попером;*

б) Д. Беллом;

в) Э. Шилзом;

г) Ф. Знанецким.

Решение:

В научный оборот термин «закрытое общество» был введен немецким социологом Карлом Поппером. Это тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией. Большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. В качестве примера закрытых систем К. Поппер приводит такие различные по своей социальной и политической организации общества, как Пруссия, царская Россия, СССР. (Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студ. вузов / Ж .Т . Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

11. Согласно Дж. Гэлбрейту, в постиндустриальном обществе власть переходит к …

а) технократической элите;*

б) бюрократии;

в) духовной элите;

г) демократической общественности.

Решение:

В 60-е годы ХХ века в социологии возникла концепция постиндустриального общества. Американские социологи Д. Белл, Дж. Гэлбрейт характеризуют это общество как технологически совершенную социальную организацию, в которой преодолены классовые антагонизмы. Главным субъектом управления становится технократическая элита. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

12. Институт ___________ включает в себя множество частных институтов, таких как институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства.

а) семьи;*

б) брака;

в) наследования;

г) собственности.

13. Функция воспроизводства населения характерна для института …

а) семьи;*

б) государства;

в) религии;

г) науки.

14. Согласно П. Сорокину, общество всегда характеризуется …

а) социальным неравенством;*

б) социальным равенством;

в) ценностной интеграцией;

г) функциональным равновесием.

Решение:

Согласно П. Сорокину, общество всегда характеризуется социальным неравенством и наличием элит. Существование неравенства составляет принцип социальной организации. Иерархическая структура общества вырастает из взаимодействий индивидов, неравных по своим способностям, располагающим различными ресурсами. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

15. Концепцию «одномерного» общества разработал …

а) Г. Маркузе;*

б) Д. Белл;

в) Т. Парсонс;

г) У. Ростоу.

16. Согласно теории Э. Дюркгейма, для ___________ солидарности характерны подчинение личности требованиям коллектива и преобладание коллективной собственности.

а) механической;*

б) биологической;

в) сознательной;

г) органической.

Решение:

Согласно теории Э. Дюркгейма, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности и появляется понятие частной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

17. Семья, в которой один из супругов работает, а другой ведет домашнее хозяйство, называется …

а) однокарьерной;*

б) двухкарьерной;

в) чайлдфри;

г) протестантской.

18. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

а) транслирующей;*

б) интегративной;

в) регулятивной;

г) коммуникативной.

Решение:

Передача социального опыта, как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, происходит с помощью транслирующей функции. Для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)

19. В ________ обществе происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

а) информационном;*

б) аграрном;

в) индустриальном;

г) закрытом.

Решение:

В информационном обществе происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)

20. С точки зрения ___________ , общество – сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений групп людей, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

а) марксизма;*

б) функционализма;

в) органицизма;

г) антропологизма.

Решение:

С точки зрения марксизма, общество – сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений групп людей, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются, прежде всего, общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)

21. Согласно марксистской концепции, тип общества определяется способом …

а) производства; *

б) потребления;

в) коммуникации;

г) правления.

Решение:

Согласно К. Марксу, типология обществ основывается на принципе естественноисторического подхода. В соответствии с ним все общества без исключения рано или поздно проходят одни и те же фазы развития. Тип общества определяется способом производства материальных благ, тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

22. В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли.

а) индустриальном;*

б) аграрном;

в) традиционном;

г) феодальном.

23. Упорядоченная система социальных групп и отношений между ними называется социальной (-ым) …

а) организацией;*

б) толпой;

в) стратификацией;

г) развитием.

Решение:

Социальная организация – это система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

24. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

а) формальным;*

б) политическим;

в) религиозным;

г) неформальным.

Решение:

Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)

25. Молодая семья, проживающая с родителями жены, называется …

а) матрилокальной;*

б) патрилокальной;

в) неолокальной;

г) эгалитарной.

26. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются социальными …

а) институтами;*

б) структурами;

в) нормами;

г) ролями.

Решение:

Социальный институт надо понимать как приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей. Благодаря таким институтам происходит социализация людей, рождаются новые поколения, добываются средства к существованию, наводится порядок в обществе. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

27. Группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения, называется …

а) домохозяйством;*

б) стратой;

в) аутгруппой;

г) общностью.

Решение:

Группа людей, совместно проживающих и ведущих общее домашнее хозяйство, имеющих общие интересы и обязанности, называется домохозяйством. В отличие от семьи отношения родства между членами домохозяйства не обязательны, более того, оно может состоять из одного человека, живущего самостоятельно. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 448 с.)

28. Изменения, происходящие по мере того как общество приобретает новую технологию, Г. Ленски назвал …

а) социокультурной эволюцией; *

б) вертикальной мобильностью;

в) социальной агрегацией;

г) культурной трансмиссией.

Решение:

Изменения, происходящие по мере того как общество приобретает новую технологию, Г. Ленски назвал социокультурной эволюцией. Рассматривая социокультурную эволюцию человечества, известный американский социолог Г. Ленски положил в ее основание критерий технологии. Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население планеты составляли охотники и собиратели. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно половозрастная, власть состояла из вожака и шамана – таковы существенные признаки той эпохи. (Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.)

29. Автором концепции «стадий экономического роста» общества является …

а) У. Ростоу; *

б) К. Попер;

в) О. Тоффлер;

г) Э. Шилз.

30. Сословная организация и низкая мобильность индивида характерна для _________ общества.

а) традиционного; *

б) информационного;

в) индустриального;

г) открытого.

Решение:

Сословная организация и низкая мобильность индивида характерна для традиционного общества. Это общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие, преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой), которое занимает человек. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 479 с.)

31. Общество, характеризующееся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям и отсутствием государственной идеологии, называется …

а) открытым; *

б) традиционным;

в) индустриальным;

г) закрытым.

Решение:

Общество, характеризующееся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям и отсутствием государственной идеологии, называется открытым. В таком обществе человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие и нравственные ценности. На уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует, то есть он сам пытается найти основные ценности. (Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студ. вузов / Ж. Т . Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

32. Президент, парламент, местные органы власти, армия, полиция представляют _____________ сферу общества.

а) политическую; *

б) культурную;

в) социальную;

г) экономическую.

33. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй объединяет понятие …

а) общественно-экономическая формация; *

б) цивилизация;

в) культура;

г) государство.

34. Общество как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на др. действий, определял…

а) М. Вебер; *

б) О. Конт;

в) Т. Парсонс;

г) К. Поппер.

Решение:

М. Вебер определял общество как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. Свои потребности человек может удовлетворять лишь в совместной деятельности с другими людьми, в коллективной жизни. Поэтому существование человека в обществе проходит во взаимодействии с другими людьми, которые связаны друг с другом различными функциями и совместными обязательствами. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 479 с.)

35. Функция семьи, которая охватывает ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами, называется …

а) хозяйственно-экономической; *

б) репродуктивной;

в) рекреационной;

г) статусной.

36. При выделении скотоводческого, аграрного, индустриального типов обществ Г. Ленски использовал ____ критерий.

а) технологический; *

б) цивилизационный;

в) классовый;

г) культурный.

Решение:

Для современного этапа развития социологии характерны типологии обществ, основанные на принципах технического и технологического развития. В частности Г. Ленски классифицирует общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. При этом каждая стадия характеризуется ключевым изменением в развитии техники. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

37. Организацию хозяйственно-бытовой жизни членов семьи, включая обеспечение жильем, обеспечивает ________ функция.

а) экономическая; *

б) социализирующая;

в) репродуктивная;

г) социокультурная.

Решение:

Экономическая функция связана с организацией так называемых «домашних дел» (питание, быт, жилье), в сфере которых формируются внутрисемейные отношения, обеспечивает экономические поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, поддержание их физического здоровья, уход за детьми. (Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : ИД Юрайт, 2010. – 588 с.)

38. Тип семейных отношений, при котором предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, называется …

а) демократическим; *

б) авторитарным;

в) тоталитарным;

г) харизматическим.

Решение:

Выделяют два типа семейных отношений: авторитарный и демократический. При авторитарном типе руководства все семейные функции сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. При демократическом типе предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

39. Фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки представляют _____________ сферу общества.

а) экономическую; *

б) культурную;

в) социальную;

г) политическую.

Решение:

Общество можно рассматривать под разным углом зрения. Можно все общество разделить на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Экономическая сфера – это то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжение ресурсы и создать количество услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

40. Подход к развитию общества, предполагающий однолинейный характер исторического развития, называется …

а) формационным; *

б) циклическим;

в) синергетическим;

г) цивилизационным.

Решение:

В объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два концептуальных подхода – формационный и цивилизационный. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества, предполагающий однолинейный характер исторического развития. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

41. В современном российском обществе количество неполных семей …

а) увеличивается; *

б) сокращается;

в) стабилизируется;

г) изменяется хаотически.

Решение:

В современном российском обществе увеличивается количество неполных семей, включающих ребенка и одного из родителей. Основная причина этого – высокий процент разводов и рост числа внебрачных рождений. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

42. Функция семьи, означающая наследование статуса, фамилии и социального положения, называется …

а) регенеративной; *

б) социализирующей;

в) рекреативной;

г) психотерапевтической.

Решение:

Регенеративная функция еще называется социально-статусной. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)

43. Объединение, не являющееся частью какой-либо более крупной системы, называется …

а) обществом; *

б) коллективом;

в) социальной системой;

г) первичной группой.

Решение:

Понятие «общество», по мнению американского социолога Э. Шилза, применимо к любому по численности объединению людей. Если оно отвечает ряду признаков: не является частью более крупной системы, локализовано в пространственных и временных границах. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

44. Функция передачи знаний, социализации подрастающего поколения и подготовки кадров характерна для института …

а) образования; *

б) производства;

в) религии;

г) семьи.

Решение:

Наряду с универсальными функциями социальных институтов, существуют еще специфические. Они присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство людей (институт семьи), добывание средств к существованию (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (образование, наука), отправление духовных ритуалов (религия). (Кравченко, А. И. Социология : учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)

45. В индустриальном обществе восходящая мобильность …

а) становится массовой; *

б) затрудняется государством;

в) регулируется церковью;

г) уменьшается.

Решение:

М. Липсет и Р. Бендикс показали, что все индустриальные общества характеризуются высокой степенью восходящей мобильности. Индустриальное общество предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию индивидов, и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

46. К возникновению современного общества привел процесс _________ производства.

а) индустриализации; *

б) глобализации;

в) институционализации;

г) социализации.

Решение:

Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. К появлению современного общества привели два глобальных процесса: индустриализация производства и урбанизация. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

47. Согласно Э. Шилзу, признаком _________ является «существование дольше продолжительности жизни отдельного индивида».

а) общества; *

б) коллектива;

в) первичной группы;

г) семьи.

Решение:

Понятие «общество» по мнению американского социолога Э. Шилза применимо к любому по численности объединению людей. Если оно отвечает ряду признаков: не является частью более крупной системы, локализовано в пространственных и временных границах, существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

48. Тип общества, по К. Попперу, характеризующийся статичной социальной структурой, неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, называется …

а) закрытым; *

б) современным;

в) открытым;

г) индустриальным.

49. Согласно Т. Парсонсу, общество характеризует(-ют) …

а) устойчивость к изменениям внешней среды; *

б) классовые конфликты;

в) борьба элит;

г) отсутствие социальной солидарности.

Решение:

Т. Парсонс обосновал функциональный подход, в рамках которого общество определяется как самовоспроизводящееся целое, способное оказывать сопротивление деструктивному влиянию внешней среды. Важнейшей чертой функциональной системы является устойчивость к самым резким колебаниям внешней среды. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

50. Университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и памятники культуры, религиозные общины представляют _____________ сферу общества.

а) духовную; *

б) социальную;

в) экономическую;

г) политическую.

51. Повышение уровня профессиональной занятости женщин ведет к _____ рождаемости.

а) снижению; *

б) повышению;

в) стабилизации;

г) колебаниям.

Решение:

Вовлечение женщин в общественное производство оборачивается серьезными потерями в области воспроизводства главной производительной силы общества – человека. Статистика фиксирует обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

52. В цивилизации постиндустриального типа главным богатством выступает …

а) информация; *

б) земля;

в) капитал;

г) труд.

53. Сфера общественной жизни, которая описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, называется …

а) социальной; *

б) экономической;

в) политической;

г) духовной.

54. Тип общества, экономика которого основана на машинной технологии и крупномасштабных системах производства, называется …

а) индустриальным; *

б) постиндустриальным;

в) традиционным;

г) техногенным.

55. Согласно количеству уровней управления и степени социального расслоения, общества подразделяются на …

а) простые и сложные; *

б) письменные и дописьменные;

в) традиционные и индустриальные;

г) западные и восточные.

Решение:

Общества также делятся на два класса: простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. (Кравченко, А. И. Социология : учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)

56. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

а) нормами; *

б) ресоциализацией;

в) субкультурой;

г) обычаями.

57. Свойство общества поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры называется …

а) интегративностью; *

б) автономностью;

в) универсальностью;

г) управляемостью.

Решение:

Общество как социальная система имеет ряд признаков: автономность, универсальность, управляемость, интегративность. Последний признак выражается в способности общества поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в контекст социальной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

58. Неравенство и односторонняя зависимость между членами организации обусловлены __________ организации.

а) иерархическим строением; *

б) наличием целей;

в) сотрудничеством членов;

г) ресурсами.

Решение:

Формальная организация всегда строится по принципу иерархии. Иерархическое строение неизбежно, поскольку непосредственное управление деятельностью большого числа людей невозможно, возникает необходимость в опосредующих уровнях. Иерархическое строение организации предполагает неравенство и одностороннюю зависимость между индивидами, подчинение нижестоящих вышестоящим. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

59. Ролевая симметрия, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем характерны для __________ семьи.

а) эгалитарной; *

б) патриархальной;

в) традиционной;

г) расширенной.

Решение:

Для эгалитарного типа семей характерны справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия), совместное принятие важных для семьи решений. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

60. Организацию хозяйственно-бытовой жизни членов семьи, включая обеспечение жильем, обеспечивает ________ функция.

а) экономическая; *

б) социализирующая;

в) репродуктивная;

г) социокультурная.

61. Наука, образование, культура, религия представляют _____________ сферу общества.

а) духовную; *

б) социальную;

в) экономическую;

г) политическую.

62. Согласно теории Э. Дюркгейма, для ___________ солидарности характерны экономические взаимосвязи индивидов, суверенитет личности.

а) органической; *

б) сознательной;

в) биологической;

г) механической.

Решение:

Согласно теории Э. Дюркгейма, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности и появляется понятие частной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

63. Система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов, называется …

а) социальным институтом; *

б) социальной группой;

в) коллективным поведением;

г) этнической общностью.

Решение:

Социальный институт – это одна из базисных категорий социологии, выражающая самую сущность упорядоченной социальной жизни. Социальный институт – это система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

64. Характерные черты _________ общества: массовое, поточное производство и развитие рынка товаров и услуг.

а) индустриального; *

б) информационного;

в) традиционного;

г) архаичного.

65. К латентным функциям института образования относят функцию …

а) социальной мобильности; *

б) социализации личности;

в) трансляции культурных ценностей;

г) формирования профессиональной структуры.

Решение:

Р. Мертон разделил функции социальных институтов на явные и латентные. Функция социальной мобильности может быть отнесена к латентным функциям, поскольку она не столь очевидна участникам образовательного процесса. Обеспечение конкретного социального статуса выпускников не является непосредственной задачей образовательных учреждений. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

66. К характерным тенденциям развития современной российской семьи относится …

а) малодетность; *

б) многодетность;

в) рост числа браков;

г) рост благосостояния.

Решение:

В развитии российской семьи прослеживается ряд негативных тенденций: рост числа разводов, малодетности, неполных семей, резкое увеличение социально-уязвимой группы детей, в первую очередь из бедных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, распространение насилия в семье. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

67. Формирование социально-профессиональной структуры общества является частью ___________ функции института образования.

а) экономической; *

б) социализирующей;

в) трансляционной;

г) коммуникативной.

Решение:

Образование как социальный институт выполняет ряд функций: социализацию, воспитание, трансляцию культурных ценностей. Формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками, является содержанием экономической функции института образования. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

68. Удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует, – это основная ________ любого социального института.

а) функция; *

б) группа;

в) культура;

г) общность.

69. При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон – это явление называется …

а) субурбанизацией; *

б) цивилизацией;

в) урбанизацией;

г) социальной мобильностью.

70. Форма брака, в которой партнеры живут отдельно, вместе проводят досуг, но общего хозяйства не ведут, называются _______ браком.

а) гостевым; *

б) гражданским;

в) неравным;

г) повторным.

71. В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные _________, типовые для всех стран и народов.

а) изменения; *

б) институты;

в) функции;

г) санкции.

72. Семья, состоящая из супружеской пары и их детей называется …

а) нукелеарной; *

б) расширенной;

в) родственной;

г) родительской.

73. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

а) дисфункцией; *

б) явной функцией;

в) латентной функцией;

г) девиацией.

Решение:

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, если институт помимо пользы приносит обществу вред, то это явление называется дисфункцией. (Социология : учеб. для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин.–СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

74. Элементами социальной структуры общества выступают социальные ______ и роли.

а) статусы; *

б) санкции;

в) дисфункции;

г) установки.

75. Сокращение рождаемости в развитых странах является примером __________ института семьи.

а) дисфункции;*

б) функции;

в) принципа;

г) норм.

Решение:

Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества. (Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)

76. Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то это явление называется …

а) дисфункцией;*

б) явной функцией;

в) латентной функцией;

г) девиацией.

Решение:

Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества. (Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)

77. Тип семейных отношений, при котором руководство и организация всех семейных функций сосредоточена в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть, называется …

а) авторитарным;*

б) демократическим;

в) тоталитарным;

г) несправедливым.

Решение:

Выделяют два типа семейных отношений: авторитарный и демократический. При авторитарном типе руководства все семейные функции сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. При демократическом типе предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

78. В тоталитарных институтах индивиды подвергаются процедурам ________ , направленным на избавление от прежних ролей и навязывание новых ролей.

а) ресоциализации;*

б) институционализации;

в) социализации;

г) воспитания.

Решение:

Социолог Э. Гоффман изучал жизнь людей в тоталитарных институтах – социальных институтах, цель которых в условиях изоляции людей от остального общества в течение продолжительного периода времени подчинить их строго регламентированным нормам поведения. В таких окружениях индивиды подвергаются процедурам ресоциализации, в ходе которых их систематизированно стремятся избавить от прежних ролей и убеждений и навязать новые роли. Индивидов разлучают с семьями и друзьями, олицетворяющими для них связь с их прежними социальными ролями. Их приучают к организационным правилам и внутренней дисци

Наши рекомендации