Организации строятся на основе извне установленных связей и нормативной регуляции поведения.
а) формальные;*
б) идеальные;
в) частные;
г) неформальные.
Решение:
Формальные организации строятся на основе извне установленных связей, иерархии позиций, нормативной регуляции поведения, распределения функциональных обязанностей. Такие организации формируют отношение власти, сферы ответственности за принятое решение и его выполнение. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
10. В научный оборот термин «закрытое общество» был введен …
а) К. Попером;*
б) Д. Беллом;
в) Э. Шилзом;
г) Ф. Знанецким.
Решение:
В научный оборот термин «закрытое общество» был введен немецким социологом Карлом Поппером. Это тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией. Большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. В качестве примера закрытых систем К. Поппер приводит такие различные по своей социальной и политической организации общества, как Пруссия, царская Россия, СССР. (Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студ. вузов / Ж .Т . Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)
11. Согласно Дж. Гэлбрейту, в постиндустриальном обществе власть переходит к …
а) технократической элите;*
б) бюрократии;
в) духовной элите;
г) демократической общественности.
Решение:
В 60-е годы ХХ века в социологии возникла концепция постиндустриального общества. Американские социологи Д. Белл, Дж. Гэлбрейт характеризуют это общество как технологически совершенную социальную организацию, в которой преодолены классовые антагонизмы. Главным субъектом управления становится технократическая элита. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
12. Институт ___________ включает в себя множество частных институтов, таких как институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства.
а) семьи;*
б) брака;
в) наследования;
г) собственности.
13. Функция воспроизводства населения характерна для института …
а) семьи;*
б) государства;
в) религии;
г) науки.
14. Согласно П. Сорокину, общество всегда характеризуется …
а) социальным неравенством;*
б) социальным равенством;
в) ценностной интеграцией;
г) функциональным равновесием.
Решение:
Согласно П. Сорокину, общество всегда характеризуется социальным неравенством и наличием элит. Существование неравенства составляет принцип социальной организации. Иерархическая структура общества вырастает из взаимодействий индивидов, неравных по своим способностям, располагающим различными ресурсами. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
15. Концепцию «одномерного» общества разработал …
а) Г. Маркузе;*
б) Д. Белл;
в) Т. Парсонс;
г) У. Ростоу.
16. Согласно теории Э. Дюркгейма, для ___________ солидарности характерны подчинение личности требованиям коллектива и преобладание коллективной собственности.
а) механической;*
б) биологической;
в) сознательной;
г) органической.
Решение:
Согласно теории Э. Дюркгейма, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности и появляется понятие частной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
17. Семья, в которой один из супругов работает, а другой ведет домашнее хозяйство, называется …
а) однокарьерной;*
б) двухкарьерной;
в) чайлдфри;
г) протестантской.
18. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.
а) транслирующей;*
б) интегративной;
в) регулятивной;
г) коммуникативной.
Решение:
Передача социального опыта, как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, происходит с помощью транслирующей функции. Для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)
19. В ________ обществе происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.
а) информационном;*
б) аграрном;
в) индустриальном;
г) закрытом.
Решение:
В информационном обществе происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)
20. С точки зрения ___________ , общество – сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений групп людей, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
а) марксизма;*
б) функционализма;
в) органицизма;
г) антропологизма.
Решение:
С точки зрения марксизма, общество – сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений групп людей, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются, прежде всего, общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
21. Согласно марксистской концепции, тип общества определяется способом …
а) производства; *
б) потребления;
в) коммуникации;
г) правления.
Решение:
Согласно К. Марксу, типология обществ основывается на принципе естественноисторического подхода. В соответствии с ним все общества без исключения рано или поздно проходят одни и те же фазы развития. Тип общества определяется способом производства материальных благ, тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
22. В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли.
а) индустриальном;*
б) аграрном;
в) традиционном;
г) феодальном.
23. Упорядоченная система социальных групп и отношений между ними называется социальной (-ым) …
а) организацией;*
б) толпой;
в) стратификацией;
г) развитием.
Решение:
Социальная организация – это система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
24. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …
а) формальным;*
б) политическим;
в) религиозным;
г) неформальным.
Решение:
Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)
25. Молодая семья, проживающая с родителями жены, называется …
а) матрилокальной;*
б) патрилокальной;
в) неолокальной;
г) эгалитарной.
26. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются социальными …
а) институтами;*
б) структурами;
в) нормами;
г) ролями.
Решение:
Социальный институт надо понимать как приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей. Благодаря таким институтам происходит социализация людей, рождаются новые поколения, добываются средства к существованию, наводится порядок в обществе. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)
27. Группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения, называется …
а) домохозяйством;*
б) стратой;
в) аутгруппой;
г) общностью.
Решение:
Группа людей, совместно проживающих и ведущих общее домашнее хозяйство, имеющих общие интересы и обязанности, называется домохозяйством. В отличие от семьи отношения родства между членами домохозяйства не обязательны, более того, оно может состоять из одного человека, живущего самостоятельно. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 448 с.)
28. Изменения, происходящие по мере того как общество приобретает новую технологию, Г. Ленски назвал …
а) социокультурной эволюцией; *
б) вертикальной мобильностью;
в) социальной агрегацией;
г) культурной трансмиссией.
Решение:
Изменения, происходящие по мере того как общество приобретает новую технологию, Г. Ленски назвал социокультурной эволюцией. Рассматривая социокультурную эволюцию человечества, известный американский социолог Г. Ленски положил в ее основание критерий технологии. Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население планеты составляли охотники и собиратели. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно половозрастная, власть состояла из вожака и шамана – таковы существенные признаки той эпохи. (Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.)
29. Автором концепции «стадий экономического роста» общества является …
а) У. Ростоу; *
б) К. Попер;
в) О. Тоффлер;
г) Э. Шилз.
30. Сословная организация и низкая мобильность индивида характерна для _________ общества.
а) традиционного; *
б) информационного;
в) индустриального;
г) открытого.
Решение:
Сословная организация и низкая мобильность индивида характерна для традиционного общества. Это общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие, преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой), которое занимает человек. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 479 с.)
31. Общество, характеризующееся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям и отсутствием государственной идеологии, называется …
а) открытым; *
б) традиционным;
в) индустриальным;
г) закрытым.
Решение:
Общество, характеризующееся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям и отсутствием государственной идеологии, называется открытым. В таком обществе человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие и нравственные ценности. На уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует, то есть он сам пытается найти основные ценности. (Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студ. вузов / Ж. Т . Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)
32. Президент, парламент, местные органы власти, армия, полиция представляют _____________ сферу общества.
а) политическую; *
б) культурную;
в) социальную;
г) экономическую.
33. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй объединяет понятие …
а) общественно-экономическая формация; *
б) цивилизация;
в) культура;
г) государство.
34. Общество как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на др. действий, определял…
а) М. Вебер; *
б) О. Конт;
в) Т. Парсонс;
г) К. Поппер.
Решение:
М. Вебер определял общество как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. Свои потребности человек может удовлетворять лишь в совместной деятельности с другими людьми, в коллективной жизни. Поэтому существование человека в обществе проходит во взаимодействии с другими людьми, которые связаны друг с другом различными функциями и совместными обязательствами. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 479 с.)
35. Функция семьи, которая охватывает ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами, называется …
а) хозяйственно-экономической; *
б) репродуктивной;
в) рекреационной;
г) статусной.
36. При выделении скотоводческого, аграрного, индустриального типов обществ Г. Ленски использовал ____ критерий.
а) технологический; *
б) цивилизационный;
в) классовый;
г) культурный.
Решение:
Для современного этапа развития социологии характерны типологии обществ, основанные на принципах технического и технологического развития. В частности Г. Ленски классифицирует общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. При этом каждая стадия характеризуется ключевым изменением в развитии техники. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
37. Организацию хозяйственно-бытовой жизни членов семьи, включая обеспечение жильем, обеспечивает ________ функция.
а) экономическая; *
б) социализирующая;
в) репродуктивная;
г) социокультурная.
Решение:
Экономическая функция связана с организацией так называемых «домашних дел» (питание, быт, жилье), в сфере которых формируются внутрисемейные отношения, обеспечивает экономические поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, поддержание их физического здоровья, уход за детьми. (Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : ИД Юрайт, 2010. – 588 с.)
38. Тип семейных отношений, при котором предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, называется …
а) демократическим; *
б) авторитарным;
в) тоталитарным;
г) харизматическим.
Решение:
Выделяют два типа семейных отношений: авторитарный и демократический. При авторитарном типе руководства все семейные функции сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. При демократическом типе предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
39. Фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки представляют _____________ сферу общества.
а) экономическую; *
б) культурную;
в) социальную;
г) политическую.
Решение:
Общество можно рассматривать под разным углом зрения. Можно все общество разделить на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Экономическая сфера – это то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжение ресурсы и создать количество услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)
40. Подход к развитию общества, предполагающий однолинейный характер исторического развития, называется …
а) формационным; *
б) циклическим;
в) синергетическим;
г) цивилизационным.
Решение:
В объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два концептуальных подхода – формационный и цивилизационный. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества, предполагающий однолинейный характер исторического развития. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
41. В современном российском обществе количество неполных семей …
а) увеличивается; *
б) сокращается;
в) стабилизируется;
г) изменяется хаотически.
Решение:
В современном российском обществе увеличивается количество неполных семей, включающих ребенка и одного из родителей. Основная причина этого – высокий процент разводов и рост числа внебрачных рождений. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)
42. Функция семьи, означающая наследование статуса, фамилии и социального положения, называется …
а) регенеративной; *
б) социализирующей;
в) рекреативной;
г) психотерапевтической.
Решение:
Регенеративная функция еще называется социально-статусной. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
43. Объединение, не являющееся частью какой-либо более крупной системы, называется …
а) обществом; *
б) коллективом;
в) социальной системой;
г) первичной группой.
Решение:
Понятие «общество», по мнению американского социолога Э. Шилза, применимо к любому по численности объединению людей. Если оно отвечает ряду признаков: не является частью более крупной системы, локализовано в пространственных и временных границах. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
44. Функция передачи знаний, социализации подрастающего поколения и подготовки кадров характерна для института …
а) образования; *
б) производства;
в) религии;
г) семьи.
Решение:
Наряду с универсальными функциями социальных институтов, существуют еще специфические. Они присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство людей (институт семьи), добывание средств к существованию (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (образование, наука), отправление духовных ритуалов (религия). (Кравченко, А. И. Социология : учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)
45. В индустриальном обществе восходящая мобильность …
а) становится массовой; *
б) затрудняется государством;
в) регулируется церковью;
г) уменьшается.
Решение:
М. Липсет и Р. Бендикс показали, что все индустриальные общества характеризуются высокой степенью восходящей мобильности. Индустриальное общество предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию индивидов, и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
46. К возникновению современного общества привел процесс _________ производства.
а) индустриализации; *
б) глобализации;
в) институционализации;
г) социализации.
Решение:
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. К появлению современного общества привели два глобальных процесса: индустриализация производства и урбанизация. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
47. Согласно Э. Шилзу, признаком _________ является «существование дольше продолжительности жизни отдельного индивида».
а) общества; *
б) коллектива;
в) первичной группы;
г) семьи.
Решение:
Понятие «общество» по мнению американского социолога Э. Шилза применимо к любому по численности объединению людей. Если оно отвечает ряду признаков: не является частью более крупной системы, локализовано в пространственных и временных границах, существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
48. Тип общества, по К. Попперу, характеризующийся статичной социальной структурой, неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, называется …
а) закрытым; *
б) современным;
в) открытым;
г) индустриальным.
49. Согласно Т. Парсонсу, общество характеризует(-ют) …
а) устойчивость к изменениям внешней среды; *
б) классовые конфликты;
в) борьба элит;
г) отсутствие социальной солидарности.
Решение:
Т. Парсонс обосновал функциональный подход, в рамках которого общество определяется как самовоспроизводящееся целое, способное оказывать сопротивление деструктивному влиянию внешней среды. Важнейшей чертой функциональной системы является устойчивость к самым резким колебаниям внешней среды. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
50. Университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и памятники культуры, религиозные общины представляют _____________ сферу общества.
а) духовную; *
б) социальную;
в) экономическую;
г) политическую.
51. Повышение уровня профессиональной занятости женщин ведет к _____ рождаемости.
а) снижению; *
б) повышению;
в) стабилизации;
г) колебаниям.
Решение:
Вовлечение женщин в общественное производство оборачивается серьезными потерями в области воспроизводства главной производительной силы общества – человека. Статистика фиксирует обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)
52. В цивилизации постиндустриального типа главным богатством выступает …
а) информация; *
б) земля;
в) капитал;
г) труд.
53. Сфера общественной жизни, которая описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, называется …
а) социальной; *
б) экономической;
в) политической;
г) духовной.
54. Тип общества, экономика которого основана на машинной технологии и крупномасштабных системах производства, называется …
а) индустриальным; *
б) постиндустриальным;
в) традиционным;
г) техногенным.
55. Согласно количеству уровней управления и степени социального расслоения, общества подразделяются на …
а) простые и сложные; *
б) письменные и дописьменные;
в) традиционные и индустриальные;
г) западные и восточные.
Решение:
Общества также делятся на два класса: простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. (Кравченко, А. И. Социология : учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)
56. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …
а) нормами; *
б) ресоциализацией;
в) субкультурой;
г) обычаями.
57. Свойство общества поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры называется …
а) интегративностью; *
б) автономностью;
в) универсальностью;
г) управляемостью.
Решение:
Общество как социальная система имеет ряд признаков: автономность, универсальность, управляемость, интегративность. Последний признак выражается в способности общества поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в контекст социальной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
58. Неравенство и односторонняя зависимость между членами организации обусловлены __________ организации.
а) иерархическим строением; *
б) наличием целей;
в) сотрудничеством членов;
г) ресурсами.
Решение:
Формальная организация всегда строится по принципу иерархии. Иерархическое строение неизбежно, поскольку непосредственное управление деятельностью большого числа людей невозможно, возникает необходимость в опосредующих уровнях. Иерархическое строение организации предполагает неравенство и одностороннюю зависимость между индивидами, подчинение нижестоящих вышестоящим. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
59. Ролевая симметрия, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем характерны для __________ семьи.
а) эгалитарной; *
б) патриархальной;
в) традиционной;
г) расширенной.
Решение:
Для эгалитарного типа семей характерны справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия), совместное принятие важных для семьи решений. (Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)
60. Организацию хозяйственно-бытовой жизни членов семьи, включая обеспечение жильем, обеспечивает ________ функция.
а) экономическая; *
б) социализирующая;
в) репродуктивная;
г) социокультурная.
61. Наука, образование, культура, религия представляют _____________ сферу общества.
а) духовную; *
б) социальную;
в) экономическую;
г) политическую.
62. Согласно теории Э. Дюркгейма, для ___________ солидарности характерны экономические взаимосвязи индивидов, суверенитет личности.
а) органической; *
б) сознательной;
в) биологической;
г) механической.
Решение:
Согласно теории Э. Дюркгейма, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности и появляется понятие частной жизни. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
63. Система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов, называется …
а) социальным институтом; *
б) социальной группой;
в) коллективным поведением;
г) этнической общностью.
Решение:
Социальный институт – это одна из базисных категорий социологии, выражающая самую сущность упорядоченной социальной жизни. Социальный институт – это система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
64. Характерные черты _________ общества: массовое, поточное производство и развитие рынка товаров и услуг.
а) индустриального; *
б) информационного;
в) традиционного;
г) архаичного.
65. К латентным функциям института образования относят функцию …
а) социальной мобильности; *
б) социализации личности;
в) трансляции культурных ценностей;
г) формирования профессиональной структуры.
Решение:
Р. Мертон разделил функции социальных институтов на явные и латентные. Функция социальной мобильности может быть отнесена к латентным функциям, поскольку она не столь очевидна участникам образовательного процесса. Обеспечение конкретного социального статуса выпускников не является непосредственной задачей образовательных учреждений. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)
66. К характерным тенденциям развития современной российской семьи относится …
а) малодетность; *
б) многодетность;
в) рост числа браков;
г) рост благосостояния.
Решение:
В развитии российской семьи прослеживается ряд негативных тенденций: рост числа разводов, малодетности, неполных семей, резкое увеличение социально-уязвимой группы детей, в первую очередь из бедных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, распространение насилия в семье. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
67. Формирование социально-профессиональной структуры общества является частью ___________ функции института образования.
а) экономической; *
б) социализирующей;
в) трансляционной;
г) коммуникативной.
Решение:
Образование как социальный институт выполняет ряд функций: социализацию, воспитание, трансляцию культурных ценностей. Формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками, является содержанием экономической функции института образования. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)
68. Удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует, – это основная ________ любого социального института.
а) функция; *
б) группа;
в) культура;
г) общность.
69. При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон – это явление называется …
а) субурбанизацией; *
б) цивилизацией;
в) урбанизацией;
г) социальной мобильностью.
70. Форма брака, в которой партнеры живут отдельно, вместе проводят досуг, но общего хозяйства не ведут, называются _______ браком.
а) гостевым; *
б) гражданским;
в) неравным;
г) повторным.
71. В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные _________, типовые для всех стран и народов.
а) изменения; *
б) институты;
в) функции;
г) санкции.
72. Семья, состоящая из супружеской пары и их детей называется …
а) нукелеарной; *
б) расширенной;
в) родственной;
г) родительской.
73. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …
а) дисфункцией; *
б) явной функцией;
в) латентной функцией;
г) девиацией.
Решение:
Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, если институт помимо пользы приносит обществу вред, то это явление называется дисфункцией. (Социология : учеб. для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин.–СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)
74. Элементами социальной структуры общества выступают социальные ______ и роли.
а) статусы; *
б) санкции;
в) дисфункции;
г) установки.
75. Сокращение рождаемости в развитых странах является примером __________ института семьи.
а) дисфункции;*
б) функции;
в) принципа;
г) норм.
Решение:
Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества. (Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)
76. Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то это явление называется …
а) дисфункцией;*
б) явной функцией;
в) латентной функцией;
г) девиацией.
Решение:
Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества. (Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.)
77. Тип семейных отношений, при котором руководство и организация всех семейных функций сосредоточена в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть, называется …
а) авторитарным;*
б) демократическим;
в) тоталитарным;
г) несправедливым.
Решение:
Выделяют два типа семейных отношений: авторитарный и демократический. При авторитарном типе руководства все семейные функции сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. При демократическом типе предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
78. В тоталитарных институтах индивиды подвергаются процедурам ________ , направленным на избавление от прежних ролей и навязывание новых ролей.
а) ресоциализации;*
б) институционализации;
в) социализации;
г) воспитания.
Решение:
Социолог Э. Гоффман изучал жизнь людей в тоталитарных институтах – социальных институтах, цель которых в условиях изоляции людей от остального общества в течение продолжительного периода времени подчинить их строго регламентированным нормам поведения. В таких окружениях индивиды подвергаются процедурам ресоциализации, в ходе которых их систематизированно стремятся избавить от прежних ролей и убеждений и навязать новые роли. Индивидов разлучают с семьями и друзьями, олицетворяющими для них связь с их прежними социальными ролями. Их приучают к организационным правилам и внутренней дисци