Вопрос 4: Город как объект социологического исследования

Основным объектом изучения Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Р. Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объектов социологического интереса. Он был для них «социальной лабораторией», в которой может быть досконально изучена природа человека и цивилизации.

В городских исследованиях чикагских социологов в полной мере нашли отражение их ориентация на изучение реально значимых социальных проблем. Ученые были уверены, что социология должна давать непрямые рецепты и рекомендации для практического решения проблем, а более глубокое и ясное понимание проблемы.

Само появление города как особой формы социальной жизни оказалось источником многих социальных проблем. Появление городов сопряжено с возрастанием мобильности людей и колоссальным расширением всевозможного рода контактов, было гибельным для старой организации социального контроля, которая держалась на авторитете локальных обычаев и традиций.

Городской житель в отличие от человека, привязанного к локальной племенной среде, оказывается в критической ситуации: ему приходится не только действовать, но и создавать правила действия.

Множество проблем города связано с тем, что городской тип жизни приводит к возрастанию контактов между людьми, открепившимися от разных локальных культур, но продолжающими в той или иной мере быть их носителями. Город становится «плавильным тиглем», который сплавляет этнические культуры в единые гибридные образования и делает человека космополитом; но пока этот процесс гибридизации продолжается, столкновение разных культур и традиций становится источником серьезных конфликтов. Наконец, появление города как формы жизни вызвало небывалые по масштабам и темпам социальные изменения.

Городское сообщество в соответствии с общим экологическим подходом Чикагской школы должно изучаться как пространственная конфигурация и моральный порядок.

Важное место в изучении городского сообщества занимает анализ пространственной структуры Чикаго, посвященный зонированию. В качестве общей схемы для изучения пространственных конфигураций городов ученые предложили концентрическую модель городских зон.

Согласно этой модели, в городе выделяются четыре зоны, расположенные концентрическими кругами.

В центре города находится деловой район, где сосредоточены административные учреждения, офисы кампаний и банков, дорогие гостиницы и супермаркеты. Центр непосредственно окружают трущобы и районы ветхого жилья. Когда-то в прошлом это были городские окраины.

За пределами центра располагается транзитная (переходная) зона, где сосредоточены промышленные предприятия. Далее идет зона рабочих кварталов, где сосредоточены многоквартирные дома и селятся промышленные рабочие. Далее идет зона фешенебельных кварталов и особняков.

Сами зоны более или менее отчетливо отграничиваются друг от друга по ряду критериев, среди которых основной – цена на землю.

Относительно описанной концентрической модели стоит отметить, что:

1. Она относится не ко всем городам, а лишь к Чикаго и подобным ему городским сообществам, которые по мере роста расширялись во все стороны;

2. Указанная схема не претендует на роль законченного и адекватного описания дифференциации городского пространства. Для более подробного описания ученые ввели понятие «естественный ареал» - относительно отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы. В 1923-1924 годах Э.Берджессом была разработана «Карта социальных исследований Чикаго», на основе которой выделил 75 естественных ареалов и более 3 тысяч мелких локальных общин;

3. Исследование территориальной структуры города было важным средством для последующего картографирования социальных проблем. Чикагская школа широко использовала в своих исследованиях метод картографирования. Например, Ф. Трэшер, опубликовал в 1927 году исследование «Банда», к которому приложил карту размещения на территории города различных группировок и сообществ;

4. Описание территориальной структуры города не было самоцелью – оно лишь средство для решения теоретической задачи – описание и анализ процесса развития городских сообществ.

Важное теоретическое значение имеет работа Л. Вирта «Урбанизм как образ жизни» (1938), в которой автор отмечает, что современный мир, по существу, является городским. И дело не только в большом удельном весе городского населения, но и также в огромном социальном, культурном, политическом и техническом влиянии, которое город оказывает на территории, попадающие под его воздействие.

Определяя природу города, Л. Вирт указывает на то, что это не географическое понятие, и сосредоточивает внимание на том, как формы человеческой ассоциации, характеристики социальных контактов и особенности личности связаны тремя ключевыми переменными: численностью населения, его плотностью и гетерогенностью индивидов. В этом ключе Л. Вирт определяет город в качестве относительно крупного, плотного и постоянного поселения социально гетерогенных индивидов.

Исследуя урбанизм как образ жизни, доминирующий в современном мире, Л. Вирт выделяет несколько его характерных черт: слабость родственных и соседских уз, важность конкуренции и формального контроля, ослабление личной зависимости от других людей, сегментация и бобезличивание человеческих отношений, преобладание вторичных контактов над первичными, рационализация поведения, возрастание значения утилитарных соображений в общении с людьми, усиление социальных контрастов, рост терпимости к различиям, секуляризация жизни, шизойдный характер городской личности, человеческая скрытность и эмоциональная бесчувственность, общая раздражительность, деперсонализация, одиночество и т.д.

Урбанистические исследования, разработку процедур изучения города, теоретический анализ городских структур, процессов и образа жизни можно считать важнейшим вкладом Чикагской школы в развитие социологии.

Наши рекомендации