Кафедра социологии и управления персоналом
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________Е.С. Ивлева
«__» ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Для направления подготовки 040400.62 «Социальная работа»
Профиль подготовки «Менеджер социальной работы»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Форма обучения - очная
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 040400 «Социальная работа» и профилю «Менеджер социальной работы» в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400 «Социальная работа», утвержденным ректором СПбАУиЭ « 1 » марта 2012г.
Обсуждено
на заседании кафедры Социологии и управления персоналом
«__»________ 2012 г., протокол № __
Зав. кафедрой _________________ / Бразевич С.С.
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета социального управления
«__»________ 2012__ г., протокол № __
Председатель методического совета _________________ / Кондратьева Я.В.
Зам проректора
по вузовскому образованию
Смешко О.Г. /____________/
Начальник методического отдела
Новик Е.В. /____________/
1. Цели и задачи дисциплины:
Основной целью преподавания дисциплины «Социология управления» является формирование студентом самостоятельного научного представления о социологических знаниях управления социальными процессами, освоение студентами теоретико-методологических основ социологии управления, ее возникновения, содержания, места в общей системе социологического знания, основных методов и приемов прикладных социологических исследований проблем социального управления в условиях современного российского общества.
Задачи дисциплины:
- ориентирование в вопросах управления обществом и его подсистемами;
– овладение знаниями и навыками социологической интерпретации проблем управления;
– обучение методам и приемам социологического анализа проблем управленческой практики;
– развитие умений и навыков использования социологических знаний при разработке и внедрении инновационных проектов, а также в управленческом консультировании.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:о месте социологии управления в общей структуре социологического знания; сущности и содержании социологии управления, ее закономерностях, категориальном аппарате, объекте и предмете; особенностях взаимоотношения социологии управления и менеджмента; генезисе и развитии социологии управления в советском и российском обществах; специфике применения основных социологических методов к исследованию управленческих проблем.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
«Социология управления» входит в профильный цикл дисциплин по выбору студентов (В.3.14). Студент после изучения данной дисциплины должен знать понятийно-категориальный аппарат социологии управления как учебной дисциплины; основные теоретические школы и направления социологического изучения проблем управления; современный опыт в России и других странах мира в области анализа управленческой практики и выработки систем практических рекомендаций. Изучается перед дисциплинами «Экономические основы социальной работы», «Методика оценки эффективности социальной работы», «Документационное обеспечение управления», «Социальная работа в сфере занятости», «Социальная ответственность и социальная отчетность», «Социальная политика», «Социально-трудовые отношения на предприятиях различных форм собственности».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОКВ-1 (ОК-1,ОК-4) | владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения |
ОКВ-5 (ОК-5) | Способен к социальному взаимодействию с коллегами, работе в команде и самостоятельно на основе моральных и правовых норм и готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений |
ОКВ-6 (ОК-9, ОК-10, ОК-15) | Способен понимать сущность и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества; работать с компьютером, как средством управления информацией; владеть основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах; использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОКВ-8 (ОК-8) | Способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готов нести за них ответственность, способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
Студент должен:
знать | основные научные понятия и кате основы культуры устной и письменной речи гории | ОКВ-1 (ОК-1,ОК-4) |
современный опыт в России и других странах мира в области анализа управленческой практики и выработки систем практических рекомендаций. | ОКВ-6 (ОК-9, ОК-10, ОК-15) | |
основные теоретические школы и направления социологического изучения проблем управления; | ОКВ-5, (ОК-5) | |
уметь | грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы | ОКВ-1 (ОК-1,ОК-4) |
применять приобретенные знания для социологической интерпретации проблем управления | ОКВ-1(ОК-1,1,ОК-4) ОКВ-5, (ОК-5) | |
анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы, выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому | ОКВ-5, ОКВ-6 | |
Творчески использовать отечественные и зарубежные источники для решения практических задач | ОКВ-6 (ОК-9, ОК-10, ОК-15) | |
владеть | базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам | ОКВ-1, ОКВ-6 |
Методами находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готов нести за них ответственность | ОКВ-1, ОКВ-6 ОКВ-8 | |
методами и способностями учета последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности | ОКВ-1, ОКВ-8 |
Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как: «Экономические основы социальной работы», «Методика оценки эффективности социальной работы», «Документационное обеспечение управления», «Социальная работа в сфере занятости», «Социальная ответственность и социальная отчетность», «Социальная политика», «Социально-трудовые отношения на предприятиях различных форм собственности».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК-2,ОКВ-10;ОКВ-11; ПК-20;ПК-22, ПК-28) (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОКВ-15 (ОК-2) | Быть способным к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям , толерантному восприятию социальных и культурных различий |
ОКВ-10 (ОК-14) | Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач; владеть основными методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; применять экономические законы и теории, определять экономические показатели |
ОКВ-11 (ОК-13) | Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые проблемы и процессы |
ПК-20 | Быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи |
ПК-22 | Владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны |
ПК-28 | Быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения |
ПКВ-2 (ПК-17,ПК-18, ПК-19) | Быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья, представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений а также составлять практические рекомендации. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Наименование и (или) описание компетенции | Код компетенции | ||
Знать | основные научные понятия и категории; основные методы социального управления; | ОК-2 ОКВ-10 | |
ценностно-смысловые ориентации различных социальных групп; | ПКВ-2 | ||
основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности | ОКВ-10, ПК-14 ОКВ-11 | ||
способы социокультурной и межкультурной коммуникации | ОКВ-10, ОКВ-11, ПК-28 | ||
Состояние физического, психического и социального здоровья различных социальных групп | ОК-2, ПК-14, ОКВ-10 | ||
ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп | ОК-2; ОКВ-10, ОКВ-11 | ||
методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; экономические законы и теории, экономические показатели | ОКВ-10, ОКВ-11, ПКВ-2 | ||
Методы, прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений | ОКВ-10 ОКВ-11 ПКВ-2 | ||
Способы использования результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, | ПК-2 | ||
Уметь | анализировать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения | ОК-2 ОКВ-10 | |
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, | ОКВ-10; ОКВ-11 | ||
применять экономические законы и теории, определять экономические показатели социальной работы | ПКВ-2 | ||
использовать результаты научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников | ПКВ-2 | ||
Владеть | способностью применять понятийный аппарат к анализу и описанию уровня управляемости организацией социальной работы | ОК-2 | |
навыками анализа современного состояния социальной работы и путей повышения, ее эффективности на принципах гуманизма | ОКВ-10;ОКВ-11 | ||
высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны | ПК-22 | ||
навыками управления проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения | ОКВ-10 ОКВ-11, ПКВ-28 | ||
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 48/3 | 48/3 | |||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | 32/1 | 32/1 | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - | - | - |
Семинары (С) | 16/2 | 16/2 | |||
Самостоятельная работа (всего) | 96/1 | 96/1 | |||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Написание эссе, подготовка слайдов, докладов к семинарам | 20/ 0,5 - | 20/0,5 | |||
Реферат | 20/05 | ||||
Вид промежуточной аттестации (экзамен) | 36/1 | + | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание тем дисциплины
№ п/п | Наименование тем дисциплины | Содержание |
1. | Введение в дисциплину. Социология управления как отрасль научного знания | Социология управления в системе социологического знания. Ее предметные области. Соотношение социологии управления с социологической теорией, с социологией труда, экономической социологией, социологией организации. Соотношение социологии управления с теорией социального управления, социальным менеджментом и административным управлением. Становление социологии управления как самостоятельной научной и учебной дисциплины. Классическое наследие в социологии управления. Цель, задачи и структура курса. |
2. | Возникновение и основные этапы развития социологии управления | Парадигмы и теории социологии управления. Представления об управлении обществом в классической социологии XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.). Государственное управление и теория элит В. Парето и Г. Моска. М. Вебер о бюрократии. Изучение и анализ феномена массового общества (Г. Лебон, Г. Тард и др.). Концепция научного менеджмента и научное управление Ф. Тэйлора. Биологические и психологические исследования проблем управления в 30-х гг. Школа «человеческих отношений» Э. Мэйо. Школа административного управления А. Файоль. Развитие социологии управления в России. Управленческий аспект в работах П. Сорокина. Исследование феномена толпы в работах Н. К. Михайловского. Социология управления в послереволюционной России. Центральный институт труда и А. К. Гастев. Исследования в 1960-1980 гг.: В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б. А. Грушин, А. И. Кравченко и др. Развитие социологии управления в период 1985-2000 гг. Положение и развитие социологии управления на современном этапе |
3. | Управление как предмет социологического анализа | Особенности социологического подхода к анализу управления и его места в обществе. Социальная природа и сущность управления. Субъект и объект социального управления. Виды взаимодействия объекта и субъекта управления. Элементы системы управления обществом: социальные институты, организации и т.п. Функции управления. Социальная направленность функций управления. Социальное прогнозирование, методы социального прогнозирования. Проблемы эффективности социальных прогнозов. Социальное проектирование: сущность и виды социального проектирования. Методология, методы и этапы социального проектирования. Социальное планирование Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. Специфика социального управления. Методы социального управления. Подсистемы социального управления: социальный контроль и социальные санкции. Виды социальных санкций. Роль социального контроля и социальных санкций в процессе социализации и коррекции отклоняющегося поведения. Социологический анализ моделей управления. Три модели социального управления: субординация, реординация, координация |
4. | Управление как процесс согласования интересов. Государственные интересы и их осуществление в системе социального управления | Социальная природа управления. Понятие интереса. Интересы общие, частные и корыстные. Способы согласования интересов. Объективный характер государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. Конфликт интересов и методы его разрешения. Управление и манипулирование, способы защиты от манипуляции. М. Грановеттер о социальных сетях и их роли в регулировании экономического поведения. Социальные сети и протекционизм. Проблема протекционизма в государственном управлении. Естественный и искусственный государственный интерес, государственная политика, механизм разработки государственного интереса.Направления и методы осуществления государственной политики. Государственный интерес во времени и пространстве. Вектор времени и пространства для государственного интереса. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. Государственное планирование и программирование как методы реализации государственной политики. Целевые комплексные программы и их роль в реализации государственной политики. Национальные проекты: назначение, соотношение с целевыми программами. Основные направления социально-экономического развития РФ как форма государственно- го планирования. Государственное регулирование социальной сферы. Основные проблемы и пути их решения. |
5. | Иерархия в системе управления | Понятие и основные законы иерархии. Иерархия как способ поддержания социального порядка. Иерархия и организационная патология. Причины возникновения организационных патологий в иерархических структурах. Иерархия и гетерархия. Сетевые структуры как форма гетерархии. Сетевые структуры в государственном и муниципальном управлении: проблемы и перспективы развития в российском обществе. |
6. | Власть и социальный контроль в системе управления | Понятие и типы власти. Концепции власти в социологии. Власть и управление. Стремление к власти, обладание властью, властная стратификация. Властные элиты. Власть и социальный контроль. Понятие и виды социального контроля. Механизмы социального контроля. Т. Парсонс о социальном контроле. Социальный и административный контроль. Социальный контроль и надзор. М. Фуко о проблемах социального контроля. Доверие как механизм социального контроля. |
7. | Институты социального управления | Государственная власть и общественный договор. Теория общественного договора. Государство и его функции в современном обществе. Государственная служба, государственный служащий. Институты местного управления. Региональные органы власти и управления, их роль и функции в территориальном развитии. Институты местного самоуправления. Муниципалитеты, их функции в решении проблем развития территории. Муниципальные служащие. Гражданские инициативы в управлении. Проблемы развития гражданского общества в современной России |
8. | Бюрократизм, чиновничество, номенклатура | Социологическая трактовка бюрократии. М. Вебер о бюрократии. Западная и восточная бюрократия. Бюрократия и бюрократизм. Чиновник, бюрократ. Бюрократические патологии. Социальные проблемы чиновничества в России: опыт социологического исследования. Современные проблемы российского чиновничества и пути их разрешения. |
9. | Личность в системе управления | Личность: понятие, основные характеристики. Социальные позиции и роли личности в управлении. Личностный потенциал работника и его оценка. Основные методы оценки. Личность руководителя, его роль в управлении. Управленческий менталитет |
10. | Социальные технологии в государственном управлении | Понятие социальной технологии, особенности применения в управлении. Технологии социального целеполагания. Социальная экспертиза в управлении. Технологии получения достоверной экспертизы. Технологии взаимодействия с общественностью в системе государственного управления. PR-технологии. Формирование позитивного имиджа государственных и муниципальных органов: подходы, практики. |
11. | Манипулирование в социальном управлении | Сущность манипулирования в социальном управлении. Способы воздействия субъекта управления на объект. Управление и манипулирование. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования:экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Сущность и методы манипулирования. Интересы общие, частные и корыстные. Политическое управление и манипулирование. Манипулирование имиджем. Использование социально-психологических средств для манипулирования. Идеология и манипулирование. Манипулирование менталитетом. Феномен «массовости» и манипулирование. Причины побуждения к манипулятивным воздействиям. Последствия манипуляций. Манипуляционные технологии (моббинг), их содержание и механизм воздействия. Осознанные и неосознанные манипуляции. Оценка манипулятивных воздействий. Отличие манипулирования от управления, область их воздействия. Информационно-психологическое воздействие как способ манипулирования личностью в современных условиях. Основные средства и методы информационно-психологических манипуляций |
12. | Общественное мнение и социальное управление | Общество, государство и публичная власть Общественное мнение в системе управления. Функции общественного мнения. Способы определения и изучения общественного мнения. Взаимосвязь идеологии, менталитета и общественного мнения. Общественное мнение и групповые интересы. Классовые интересы и общественное мнение. Социология общественного мнения. Общественное мнение как фактор социального управления и общественное мнение как способ манипуляции социумом. Прикладные исследования общественного мнения. Отношение населения к органам власти |
13. | Конфликты в социальном управлении | Понятие конфликта в социальном управлении, анализ источников его возникновения в социальных системах. Основные источники реальных и мнимых конфликтных ситуаций участников социального управления. Типология конфликтов в деятельности социальных организаций. Стадии протекания конфликта, его свойства. Возможные дисфункциональные последствия стадии затухания конфликта. Основные свойства конфликта в социальном управлении. Типовая основа и этапы разрешения конфликтов. Рационально- эмоциональная структура конфликта. Классификация методов управления конфликтными ситуациями в социальной организации с учётом его структуры |
14. | Исследование мотивации и удовлетворенности трудом рабочих и служащих организаций различных форм собственности | Мотивация в управлении. Понятие мотивации. Потребности, ценности, мотивы и стимулы в управлении. Теории потребностей. Теории мотивации Макгрегора, Герцберга, Макклелланда. Современные методы мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию. Потребности, интересы госслужащих. Основные методы исследования мотивационного механизма государственных служащих. |
15. | Массовая коммуникация в структуре управления | Массовая коммуникация в структуре управления. Виды и средства массовой коммуникации (СМК) в управлении. Исследования К. Мангейма идеологического манипулирования посредством СМК. Концепция средств массовой коммуникации М. Маклюэна. Исследования представителей франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе) места и роли СМК в общественной жизни. Исследования проблем массовой коммуникации в России (Б. А. Грушин, B. C. Коробейников, Ю. И. Левада и др.). Влияние религиозных, социальных, политических, экономических,культурных условий на развитие средств массовой коммуникации. Социальные последствия функционирования средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как средство управления и манипулирования. Взаимодействие средств массовой информации и органов государственного и муниципального управления. Рейтинг: сущность, способы определения. Влияние рейтингов на социальные группы и процессы. Использование рейтингов в интересах государственного и муниципального управления. Репутация и создание имиджа. Инструментарий имиджелогии и его использование в практике управления. Управление имиджем органов государственной власти и местного самоуправления. Место и роль слухов в структуре индивидуального и общественного сознания. Анализ слухов. Цели рекламы. Виды рекламы. Рекламные технологии. Социальная реклама как способ конструирования позитивных социальных |
5.2.Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||||
1. | Методика оценки эффективности социальной работы | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
2. | Документационное обеспечение управления | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
3. | Социальная работа в сфере занятости | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
4. | Социальная политика | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
5. | Социально-трудовые отношения на предприятиях различных форм собственности | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
6. | Социальная ответственность и социальная отчетность | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
(По разделам данной дисциплины указываются номера тем)
5.3.Темы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Количество учебных часов | |||||
Всего | В том числе по видам занятий | ||||||
Лекции | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. зан. | СРС | |||
1. | Введение в дисциплину. Социология управления как отрасль научного знания | ||||||
2. | Возникновение и основные этапы развития социологии управления | ||||||
3. | Управление как предмет социологического анализа | ||||||
4. | Управление как процесс согласования интересов. Государственные интересы и их осуществление в системе социального управления | ||||||
5. | Иерархия в системе управления | ||||||
6. | Власть и социальный контроль в системе управления | ||||||
7. | Институты социального управления | ||||||
8. | Бюрократизм, чиновничество, номенклатура | ||||||
9. | Личность в системе управления | ||||||
10. | Социальные технологии в государственном управлении | ||||||
11. | Манипулирование в социальном управлении | ||||||
12. | Общественное мнение и социальное управление | ||||||
13. | Конфликты в социальном управлении | ||||||
Исследование мотивации и удовлетворенности трудом рабочих и служащих организаций различных форм собственности | |||||||
Массовая коммуникация в структуре управления | |||||||
ВСЕГО |
Примерная тематика контрольных работ
1. Развитие управленческих идей в России.
2. Государственное управление и теории элит В. Парето и Г. Моска.
3. Социологические концепции власти.
4. Управление в условиях агрессивной среды.
5. Государство как субъект и объект управления.
6. Конфликт интересов и способы его разрешения.
7. Государственная политика: понятие, направления, методы осуществления.
8. Государственное планирование: основные формы и методы в со-
временной России.
9. Государственное управление и средства массовой коммуникации.
10. Современные методы мотивации государственных служащих.
11. Место и роль слухов в структуре индивидуального и общественного сознания.
12. Иерархия в управлении и организационная патология.
13. Образ современного госслужащего.
14. Общественное мнение как фактор социального управления.
15. Место и роль слухов в структуре индивидуального и общественного сознания.
16. Манипулирование, способы защиты.
17. Властная стратификация, властные элиты.
18. Механизмы социального контроля.
19. Соотношение административного и социального контроля.
20. Понятие и назначение государственной службы.
21. Центральные и региональные органы государственной власти:
соотношение функций.
22. Особенности местного самоуправления в современной России.
23. Понятие гражданского общества, институты гражданского общества.
24. Бюрократия как социально-культурный феномен.
25. Социальные проблемы чиновничества в России: история и со-
временное состояние.
26. Личностный потенциал госслужащего и способы его оценки.
27. Применение социальных технологий в государственном управлении.
28. PR-технологии в государственном управлении: оценка социальных результатов.
29. Оценка и аттестация государственных служащих.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов.Мн.: ТетраСистемс, 2006.
2. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде : уч. пос. для вузов / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2008.
3. Граждан В.Д. Социология управления: учебник / В.Д.Граждан.-М.:Кнорус,2008.
4.Зборовский Г. Е. Социология управления : уч. пос. для вузов /Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина. – М. : Гардарики, 2007.
5. Кравченко А. И Социология управления. Фундаментальный курс : уч. пос. для вузов / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. – М. : Академический проект, 2008.
6. Социология: учебник для вузов / под ред. П. Д. Павленка. – М. : Маркетинг, 2009.
7.Сергейчук А.В. Социология управления: Учебник для вузов/ А.В.Сергейчук.СПб.:Бизнес-пресса, 2008.
8. Тихомиров Б.И. Социология управления [Электронный ресурс]: Электронное учебно-методическое пособие.СПб.: Изд-во Ин-та управления и экономики.2010.
б) дополнительная литература:
1. Билькевич Н. Имидж не всё, но многое / Н. Билькевич // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – № 12. – С. 58 – 60.
2. Булавкина Л. В. Социальная ответственность – элемент бизнеса или инструмент PR / Л. В. Булавкина // Маркетинговые коммуникации. – 2007. – № 6. – С. 386 – 393.
3. Волкова Л. А. Гарри Потер и организационная культура /Л. А. Волкова // Менеджмент сегодня. – 2007. – №5. – С. 276 – 203.
4. Вэри Ричард Дж. Корпоративная коммуникационная система управления / Вэри Ричард Дж. // Управление человеческим потенциалом. – 2008. – № 4. – С. 292 – 301.
5. Глотова А. Внутренний PR: технология успеха / А. Глотова // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – №6. – С. 66 – 73.
6. Заказнов А. В. Ежики в тумане, или как научиться управлять рисками / А. В. Заказнов // Менеджмент качества. – 2008. – № 2. –С. 130 – 135.
7.Ильин Г.Л Социология и психология управления: Учебное пособие для студ.высш. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2009.
8. Красовский Ю. Д. Генезис корпоративной культуры компании /Ю. Д. Красовский // Корпоративная культура. – 2007. – № 6. – С. 34 – 40.
9.Осипова-Дербас Л.А.,Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления.СПБ., Издательский дом «Бизнес-пресса»,2007
9. Михайленко Т. А. Планирование PR-программы и оценка ее эффективности / Т. А. Михайленко // Маркетинговые коммуникации. – 2007. – № 6. – С. 376 – 385.
10. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика о паблик рилейшнз /Д. Ньюсом, Д. Терк, Д. Крукеберг; пер. с англ. – М. : Имидж-Контакт, 2011.
11. Пашутин С. Б. Зачем нужны «FUN-развлечения» для персонала /С. Б. Пашутин // Управление персоналом. – 2008. – № 10. –С. 31 – 35.
12. Погодина Г. Кодекс делового поведения / Г. Погодина // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – № 4. – С. 96 – 99.
13. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2011.
14. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник для вузов / И. М. Синяева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
15. Татаринова Г. Н. Управление общественными отношениями : учебник для вузов / Г. Н. Татаринова. – СПб. : Питер, 2010.
16. Черных А. И. Реальность «четвертой власти» / А. И. Черных // Социологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 100 – 105.
17.Удальцова М.В. Социология управления. М.: 2011.
18. Шевченко В. Н. Бюрократия и государство: Россия и мир в ретроспективе и в перспективе / В. Н. Шевченко// Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 7 – 34.
в) программное обеспечение
1. Видеоматериалы (слайды), схемы и диаграммы, гистограммы.
2. СДО «Гиперметод». - http://hypermethod.spbame.ru/
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Информационно-образовател