Тема 6. социология как наука. основные этапы ее возникновения и развития.
Цель занятия:Сформировать представление о социологии как научной дисциплине, ее структуре, предмете и методологии социологических исследований. Показать место социологии в современном гуманитарном знании. Определить взаимодействие социологии и других наук, изучающих общество. Изучить основные этапы развития социологии, классические теории и современные направления, охарактеризовать этапы развития социологии в России.
Основные понятия: социология, социальное, теории среднего уровня, социологическое исследование, позитивизм,натуралистическое направление в социологии, органицизм, социальный дарвинизм, аномия, социальная солидарность, социологизм, базис, надстройка, производительные силы и производственные отношения, экономическая формация, социальный конфликт, конструкция идеального типа, функция, дисфункция, латентная функция, адаптация системы, интеграция, символический интеракционизм.
План семинара:
1. Социология как наука: предмет, методы, функции, связь с другими науками.
2. Методология, методика и техника социологических исследований.
3. Предпосылки возникновения социологии. Классический период в развитии социологии (XIX- нач. XX в.)
4. Основные направления западной социологии в XX в.
5. Социология в России. Основные этапы развития.
Основная литература:
1. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: Учебкик. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Социология: учебник для студ. вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Социология: основы общей теории учеб. пособие / под общ. ред. А.Ю. Мягкова .- 3-е изд., испр.- М. Флинта : Моск. психолого-соц. ин-т, 2006 .
Дополнительная литература.
1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М, 1995.
2. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе //Социологические исследования. – 1991. - №
3. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России //Социологические исследования. – 1996. - № 3.
4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 601-628.
5. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. – 1990. - № 11.
6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. – С. 156-189.
7. Социология. Основы общей теории учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Рос акад. наук ин-т социально-полит. исследований.- М.: НОРМА, 2005.
8. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы // Социологические исследования – 1996. - № 10.
Вопросы для самоконтроля
· Чем отличается социология от других наук об обществе?
· Каковы особенности и задачи современной социологии?
· Приведите примеры аномии в истории России.
· Что является предметом социологии с точки зрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера?
· Что включает в себя понятие "общественно-экономическая формация" К. Маркса?
· Укажите сторонников позитивизма и антипозитивизма среди основоположников социологии.
· В чем заключается отличие западноевропейской и российской социологии в XIX веке?
· Укажите специфику отечественной социологии в 70-е годы XX века.
· Какие направления в современной российской социологии получили наибольшее развитие?
Темы рефератов для самостоятельной работы:
¾ Социология и общественные науки.
Литература:
1. Социология. Основы общей теории учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Рос акад. наук ин-т социально-полит. исследований.- М.: НОРМА, 2005.− С.8-13.
2. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социологические исследования. – 1991. - № 5− С.25-32.
3. Специфика социологического знания.
Литература:
1. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. – 1990. - № 11− С.25-29.
2. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы // Социологические исследования – 1996. - № 10 − С.13-19.
¾ Роль социологии в преобразовании России.
Литература:
1. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России //Социологические исследования. – 1996. - № 3− С.9-14.
¾ О. Конт – основоположник научного этапа развития социологии.
Литература:
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Книжный дом "Университет", 1999.− С.27-50.
2. Качанов Ю.Л. Начало социологии/Рос.-француз. центр философии и социологии Ин-та социологии РАН .-СПБ. :Алетейя, 2000 − С.18-34.
¾ Экономический детерминизм и формационная теория общества К. Маркса.
Литература:
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Книжный дом "Университет", 1999.− С.46-62
2. История социологии в Западной Европе и США: Учеб для вузов / Отв. ред. акад. РАНГ. В. Осипов; Ин-т соц.-полит. исслед.-М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.− С.68-97.
¾ Субъективная школа. П. Лавров, Н. Михайловский. Общественный прогресс и его критерии в русской социологии.
Литература:
1. Российская социологическая энциклопедия / ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.− С.55-82.
2. Голосенко И.А., Козловский В.В.. История русской социологии XIX-XX вв. - М.: Онега, 1995.− С.80-99.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение основным категориям социологии.
2. Составьте схему структуры социологии.
3. Составьте и заполните сравнительную таблицу характеристики теории социального конфликта.
Характеристика конфликта | К. Маркс | Р. Дарендорф |
1. Причина конфликта | ||
2. | ||
3. |
4. С помощью каких механизмов с точки зрения Т. Парсонса достигается целостность и равновесие в обществе?
5. Приведите примеры вопросов для социометрической анкеты.
ТЕМА 7. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.
Цель занятия: охарактеризовать основные признаки общества, дать определение общества. Ознакомиться со структурной организацией общества. Раскрыть сущность социальных институтов и причин их возникновения, специфику функционирования и типологию социальных организаций. Уяснить социальное значение культуры. Выявить проявления социального неравенства в обществе, рассмотреть понятие стратификация и основные теории стратификации. Изучить проблему социальных изменений.
Основные понятия:общество, социальные взаимодействия, традиционное общество, современное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, социальная структура, социальная группа, социальный институт, организация, социально-классовая структура общества, культура, контркультура, субкультура, этноцентризм, культурный релятивизм, социальные нормы, ценностные ориентации, социальная стратификация, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальные изменения, социальная стабильность, глобализация, социальный прогресс.
План семинара:
1. Понятие общества. Особенности социологического анализа общества.
2. Социальная структура общества: социальные институты, социальные группы, организации.
3. Культура как ценностно-нормативная система.
4. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5. Социальные изменения и социальная стабильность.
Основная литература
1. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Социология: учебник для студ. вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Социология: основы общей теории учеб. пособие / под общ. ред. А.Ю. Мягкова .- 3-е изд., испр.- М. Флинта : Моск. психолого-соц. ин-т, 2006.
Дополнительная литература
1. Глобальные проблемы современности / Отв. ред. акад. Н. Н. Иноземцев; Ин-т мировой экономики и международ. отношений АН СССР. - М.: Мысль , 1981.
2. Белл Дэниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.:Academia, 1999.
3. Иванова Ж.Е. Социология семьи: Учеб.-метод. материал / Мос. гос. соц. ун-т. Ин-т. социологии. - М., 1998.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология Иноземцев В.Л. /Под. ред. В.Л. Иноземцева. - М.:Academia, 1999.
5. Пригожин А.И Современная социология организаций: Учебник/А.И Пригожин. -М.: Интерпракс, 1995.
6. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996
7. Социология: Учеб. для вузов / Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов; Под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М.: NOTA BENE, 2000.
8. Социология: Учебник для гуманитарных вузов / Г. Е. Зборовский, Г.П. Орлов. - М.: Интерпракс, 1995.
9. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ.-М. : АСТ, 2002.
10. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер с англ. - М. : Издательство АСТ, 2002.
11. Фролов С. С. Социология: Учеб. для студ. вузов. - М.:Гардарики,1999.
Вопросы для самоконтроля:
· В чем заключается дифференциация социальных институтов политики и экономики?
· Укажите явные и латентные функции социального института образования?
· В чем отличие понятий "агрегация", "категория", "масса", "толпа"?
· Какие молодежные субкультуры вы знаете?
· Каково соотношение материальной и духовной культуры?
· В чем заключается социологическое понимание культуры?
· Каковы причины неравенства в обществе?
· Какие типы закрепления неравенства вы знаете?
· Как выглядит стратификация в современной России?
Темы рефератов для самостоятельной работы:
¾ Социально-групповая структура современного российского общества.
Литература:
1. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Социология: Учеб. для вузов / Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов; Под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М.: NOTA BENE, 2000. –С. 36-89.
¾ Функции социального института семьи в современных обществах.
Литература:
1. Иванова Ж.Е. Социология семьи: Учеб.-метод. материал / Мос. гос. соц. ун-т. Ин-т. социологии. - М., 1998.- С.12-54.
¾ Молодежные субкультуры.
Литература:
2. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры //Социологические исследования-№11-1998.- С.52-69.
3. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества //Социологические исследования. - № 9 – 1997. – С.64-80.
¾ Особенности стратификации в современной России.
1. Литература:
1. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социологические исследования. – 2000. - № 3.- С.43-51.
2. Сычова В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса //Социологические исследования - №3 – 1996. – С.66-72.
¾ Проблема социальной мобильности. Миграции населения.
Литература:
1. Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе //Социологические исследования. - № 12 – 1999.- С.32-48.
2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996
¾ Информационное общество и развитие предпринимательства.
Литература:
1. Валлерстайн И.Конец знакомого мира. Социология ХХI века.- М., 2003.-С. 43-88.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу, в которой отражены отличия традиционного и современного общества.
2. Дайте характеристику классическим и современным теориям, которые рассматривают общество с позиций системного анализа.
3. Сформулируйте определение культуры с учетом основных признаков.
4. Определите ценностные ориентации представителей американского и российского общества.
5. Определите отличия субкультур городских и сельских жителей.
6. Приведите примеры закрытой и открытой стратификации.
7. Какие теоретические подходы к анализу стратификации можно выделить? Назовите представителей каждого подхода.
8. Определите важнейшие критерии стратификации для современной России.