Кафедра философии с курсом психологии и педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Политология и Социология
Специальность 060103 – Педиатрия
Рекомендовано кафедрой:
Протокол № ____
«___» ___________ 20___ г.
Зав. кафедрой: доктор мед. наук, доцент Остапенко В. М.
Автор-составитель: к. филос. наук, доцент Лямина Т.Е.
Смоленск 2011 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы по специальностям 060103 – Педиатрия.Дисциплина входит в вариативную часть; гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин; является обязательной для изучения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО СГМА Минздравсоцразвития России) | |
СМК-ОП-5.- РП-__.-__.-___ | Система менеджмента качества Процесс ОП-5 «Реализация основных образовательных программ» Рабочая программа |
УТВЕРЖДАЮ | |
Ректор ______________________ И.В. Отвагин | |
«____»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки (специальность) 060103 - Педиатрия
Форма обучения: Очная
Срок освоения ООП6 лет
Кафедра философии с курсом психологии и педагогики
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по специальности по специальности 060103 – Педиатрия,
утвержденный Министерством образования и науки РФ 8 ноября 2010г.№ 1122.
Учебный план по специальности 060103 – Педиатрия,
утвержденный ученым Советом ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
, «_____» ____________20___ г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой (В. М. Остапенко)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании Цикловой методической комиссии ,
«_____» ____________20___ г. Протокол № _____
Председатель ЦМК ( )
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена ученым Советом ______________________________________ факультета,
«_____» ____________20___ г. Протокол № _____
Председатель
Ученого Совета факультета ( )
Разработчики:
Доцент Т.Е. Лямина
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензенты
Зав. кафедрой русского языка И.А.Лешутина
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Зав. кафедрой иностранных
языков Т.В.Николаева
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цельюполитологии/социологии как учебной дисциплины является получение студентами политических и социологических знаний, формирование ценностей и норм социального и политического поведения, на основании которых они смогут сознательно и социально ответственно участвовать в общественной жизни, политическом процессе, самостоятельно критически оценивать общественно-политическую ситуацию в стране и мире, делать осознанный социальный выбор.
Задачи:
1. Изучить основные понятия и закономерности политической и социологической науки, важнейшие вехи развития политической и социологической мысли в истории человечества.
2. Сформировать и закрепить навыки системного и теоретического мышления, заложив основу для ориентации в современных процессах и явлениях общественной жизни.
3. Воспитывать демократическую политическую культуру, патриотизм, гуманизм, повышать уровень социальной ответственности студентов.
4. Развивать социально-политическое мышление студентов как граждан правового государства, умение самостоятельно анализировать политические события, вести политические дискуссии в условиях плюрализма мнений.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП вуза
1.2.1. Учебная дисциплина «Политология и социология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин; является обязательной для изучения.
1.2.2. Для изучения учебной дисциплины необходимы
Студент, изучающий политологию и социологию, должен опираться на знание истории Отечества, экономики. Обучение должно проходить в тесной связи с изучением истории медицины, правоведения, психологии и педагогики. Для изучения дисциплины необходимы навыки самостоятельной работы с книгой, умения слушать и конспектировать лекцию, подготовки докладов и рефератов по обозначенной проблеме.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
1.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:
1. психолого-педагогическая,
2. организационно-управленческая,
3. научно-исследовательская
1.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Номер /индекс компетенции/[1] | Содержание компетенции | |
ОК-1 | Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | |
ОК-2 | Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию | |
ОК-3 | Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию | |
ОК-4 | Способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики | |
ОК-5 | Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности | |
ОК-6 | Способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке | |
ОК-7 | Способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции | |
ОК-8 | Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну |
1.3.3. В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
o содержание разделов курса «Политология и социология»;
o основные термины и понятия политологии и социологии;
o предмет и основные категории политологии и социологии;
o историю развития политической и социологической мысли;
o современные политологические проблемы: политическая власть и ее распределение в обществе, политические системы и политические институты, роль личности в политике, политическое поведение, международные политические процессы;
o современные проблемы социологии: природу возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов, типы и структуру социальных организаций, особенности функционирования социальных институтов, социологический подход к личности, основные закономерности и формы регулирования социального поведения.
Уметь:
o применительно к своей профессиональной деятельности грамотно анализировать социально-политические процессы в обществе;
o обосновать свою политическую и гражданскую позицию; ориентироваться в современной политической ситуации внутри страны и на международной арене;
o применять политические и социологические знания как метод для познания конкретных проблем общественной жизни;
o выделять и оценивать современные тенденции развития и изменений, происходящих в современных обществах.
Владеть:
o навыками самостоятельного анализа политических событий и процессов;
o навыками социологического анализа, приёмами и методами социологического исследования.
o навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий и круглых столов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (часы)
Вид учебной работы | Всего | Семестр № 2 | |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Семинары (С) | |||
Самостоятельная работа студента (СРС),в томчисле: | |||
Реферат (Реф) | |||
Подготовка к занятиям (ПЗ) | |||
Подготовка к текущему контролю (ПТК) | |||
Подготовка к промежуточному контролю (ППК) | |||
Подготовка к итоговому контролю (зачету) | |||
Вид итоговой аттестации | зачет (З) | зачёт | зачёт |
ИТОГО: Общая трудоемкость | час. | ||
Зачётные единицы |
2.2.1. Разделы учебной дисциплины, которые должны быть освоены при изучении
Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах (темы) |
Раздел 1. Основные проблемы политологии | Тема 1.Политология как наука. Политическая сфера жизни общества и ее специфика. Место политики в жизни общества, ее структура и функции. Происхождение политики. Проблема предмета политической науки. Парадигмы политического знания. Методы политологии. Прикладная политология. Политическая аналитика и прогностика. Экспертное политической знание. Функции политологии. Возникновение и основные этапы развития политической мысли. Тема 2.Политическая власть. Власть как социальное явление. Сущность и специфические черты политической власти. Современные теоретические трактовки политической власти. Субъекты и объекты власти. Ресурсы власти. Процесс осуществления власти. Разделение властей. Легитимность власти и способы ее достижения. Типы легитимности власти. Легитимность и эффективность власти. Тема 3. Политическая система общества. Политическая система, ее структура и функции. Типология современных политических систем. Понятие политического режима. Тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы, их основные черты и особенности. Права и свободы личности. Политический режим современной России. Тема 4. Государство и гражданское общество. Государство - центральный институт политической системы. Теории происхождения государства. Функции государства. Формы правления и формы государственного устройства. Гражданское общество и условия его функционирования. Особенности становления гражданского общества в современной России. Правовое государство и его характерные черты. Социальное государство. Тенденции и проблемы развития государства. Тема 5. Политическая элита и политическое лидерство. Понятие и основные теории элит. Социальная представительность элиты. Система рекрутирования (отбора) элит. Элитизм и демократия. Проблема смены элит в современной России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Теории лидерства. Типология и функции политических лидеров. |
Раздел 2. Основные проблемы социологии | Тема 6.Социология как наука. Основные этапы ее возникновения и развития. Объект и предмет социологии, ее связь с другими науками. Структура социологического знания. Функции социологии. Методология, методика и техника социологических следований. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Классический период развития социологии: О.Конт, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, психологическая социология. Основные направления западной социологии в ХХ веке. Социология в России. Тема 7.Общество как система. Общество как система, основанная на социальных связях и взаимодействиях. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли, ролевой конфликт. Социальные институты. Семья как социальный институт. Социальные организации. Бюрократия. Большие и малые социальные группы. Культура как социальное явление. Социальное неравенство и социальная стратификация. Проблемы стратификации в современном российском обществе. Социальная мобильность: понятие и виды. Тема 8.Личность и общество. Социализация. Личность как объект и субъект социальных взаимодействий. Личность как психофизиологическое существо (3. Фрейд). Личность как интеллектуальное существо (Ж. Пиаже). Личность как нравственное существо (Л. Колберг). Ролевая концепция личности. Социализация. Формы социализации. Первичная и вторичная социализация. Теории социализации: Дж.Г. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже. Агенты социализации. Стадии жизненного цикла человека. Девиантное поведение и социальный контроль. |
.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№ семестра | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Л | СЕМ | СРС | всего | |||
Раздел 1. Основные проблемы политологии | Фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов, проверка рабочих тетрадей | |||||
Раздел 2. Основные проблемы социологии | Фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов, проверка рабочих тетрадей | |||||
ИТОГО: 72 |
2.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
Название тем лекций учебной дисциплины | Семестр № 2 |
Политология как наука | |
Политическая власть | |
Политическая система общества. Государство – центральный институт политической системы | |
Политическая элита и политическое лидерство | |
Социология как наука. Основные этапы ее возникновения и развития | |
Общество как система | |
Личность и общество. Социализация | |
Итого: 14 |
2.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
Название тем практических занятий учебной дисциплины | Объем по семестрам | |
Политология как наука | ||
Политическая власть | ||
Политическая система общества | ||
Государство и гражданское общество | ||
Политическая элита и политическое лидерство | ||
Социология как наука. Основные этапы ее возникновения и развития | ||
Общество как система | ||
Личность и общество. Социализация | ||
Итого: 34 |
2.3. Самостоятельная работа студента
2.3.1. Виды самостоятельной работы студента
№ семестра | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | Всего часов |
Раздел 1. Основные проблемы политологии | Изучение учебной литературы и лекционного материала Заполнение рабочих тетрадей Подготовка к текущему и промежуточному контролю | ||
Раздел 2. Основные проблемы социологии. | Изучение учебной литературы и лекционного материала Заполнение рабочих тетрадей Подготовка к текущему и промежуточному контролю Подготовка реферативных сообщений Подготовка к текущему, промежуточному и итоговому контролю | ||
ИТОГО часов в семестре: 24 |
2.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии при изучении курса политология и социология: проблемное обучение, активные и интерактивные формы обучения. Интерактивные занятия составляют 30% от объема аудиторных занятий
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Работа в малых группах, дискуссии, коллективное обсуждение докладов и рефератов, оценка студентами ответов своих товарищей.
2.8.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами:история Отечества, история медицины, психология и педагогика, философия, биоэтика, общественное здоровье, организация здравоохранения, социальная гигиена.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Обучение складывается из аудиторных занятий (48часов), включающих лекционный курс и семинарские занятия, и самостоятельной работы (24 часа).
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в рамках компетентностного подхода в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% от аудиторных занятий. Обучение на лекциях и семинарах носит проблемный характер, сопровождается организацией групповых дискуссий, использованием методики работы малыми группами, обсуждением проблемных вопросов, тестированием. Курс лекций обеспечен мультимедийными слайдами
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к занятиям, включающую ответы на проблемные вопросы, изучение основной и дополнительной учебной литературы; подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю, подготовку рефератов, участие в индивидуальных и коллективных поисковых заданиях творческого и научного характера.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «политология и социология » и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС). Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам СГМА и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят подготовку к защите реферативных сообщений, готовят доклады, эссе, очерки и другие письменные работы на заданные темы, выполняют домашние задания разнообразного характера (анализ документов; подбор и изучение литературных источников; подготовка презентаций, разработка и составление различных схем), заполняют рабочие тетради, выполненяют индивидуальные задания, направленные на развитие самостоятельности и инициативы; готовятся к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.).
Написание, оформление и защита реферата способствует осмыслению политических, их общественного значения. На основе полученных знаний студенты осваивают практические умения в области ведения современных мировоззренческих дискуссий научного характера по различным политическим проблемам с использованием политических знаний для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в обществе.
Обучение студентов в группе способствует воспитанию у них навыков общения, формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Широкое применение интерактивных форм обучения способствует воспитанию у студентов этически правильного поведения в конфликтных ситуациях.
Исходный уровень знаний студентов определяется в результате оценки знания основных понятий, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, оценкой сообщений и рефератов. Промежуточный контроль – проверка рабочих тетрадей. На кафедре философии разработана и внедрена унифицированная бально-рейтинговая система для достижения повышения качества преподавания, объективизации оценки знаний и повышения мотивации студентов.
Бально-рейтинговая система позволяет учитывать все виды работ (как обязательные, так и дополнительные) по изучаемым дисциплинам, объективно определять выполнение студентом учебного плана (допуск к зачету, экзамену), возможность получения зачета автоматом (освобождение от итогового зачета), а также дифференцированно подходить к оценке знаний студентов на экзамене с учетом их работы в течение учебного года.
В конце изучения политологии проводится итоговый контроль знаний в форме тестирования.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ изменения | Номера листов | Всего листов в документе | Изменения внес | |||||
исправленных | замененных | новых | аннулированных | Фамилия | Подпись | Дата | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта учебно-методического обеспечения
дисциплины «Политология и социология»
Специальность (направление) по ФГОС-3 - 060301- Фармация, 060201-Стоматология, о60103-Педиатрия
Формы обучения очная
Часов: всего - 72, лекций - 14, сем. - 34, СРС 24
Факультет: фармацевтический, стоматологический, педиатрический
Кафедра философии с курсом психологии и педагогики
Таблица 1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год изд., кол. стр.) | Вид занятия, в котором используется | Число часов, обеспечиваемы изданием | Кол. экз. в библ. СГМА /на каф. | Примеч. |
Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 460 с. | Семинарские | 8/7 | ||
Добреньков В. И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. -624 с. | Семинарские | 25/25 |
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год изд., кол. стр.) | Вид занятия, в котором используется | Число часов, обеспечиваемых изданием | Кол. экз. в библ. СГМА (на каф.) | Примеч. |
Щербакова Т.Е. Политология. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов. – Смоленск, 2008. | Семинарские занятия | - | ||
Соколова М.Г. Социология. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов. – Смоленск, 2009. | Семинарские занятия |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины - .
Зав. кафедрой ________________________________ /.В. М. Остапенко./
_____________________________2011 г.
ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
Составитель: к.ф.н., доцент Лямина Т.Е.
Методические рекомендации утверждены на методическом совещании
кафедры _________________
Протокол №____ от «_____» __________________ 20___ г.
Зав. кафедрой ___________________ В. М. Остапенко
2011 г.
Место дисциплины в учебном плане, связь ее с другими дисциплинами, вопросы преемственности.
Политология и социология входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Эти научные дисциплины являются сравнительно молодыми, полипарадигмальными и динамично развивающимися. Цель изучения политологии и социологии – помочь студенту, будущему медику, развить способности к самостоятельному анализу и оценке социально-политических событий в российском обществе и международных отношений. Усвоение современных знаний об обществе, его социальной структуре, политической системе, социальном поведении и политической деятельности способствует развитию социального мышления и политической культуры студентов. Политические и социологические знания помогут будущему медику занять активную гражданскую позицию, влиять на политических лидеров и общественные движения, побуждая их улучшать здоровье населения, сохранять окружающую среду.
Дисциплина преподается на 1-м курсе в 2-м семестре. Для ее изучения студентам необходимы знания предыдущих курсов, преподаваемых в рамках гуманитарного и социально-экономического блока: истории и культуры России, культурологии. Преподавание политологии и социологии должно вестись в тесной взаимосвязи с изучением психологии и философии (прежде всего социальной философии).
Современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции.
Преподавание политологии и социологии на кафедре ведется в соответствии с Государственным стандартом по политологии и социологии и учебным планом. Курс данной дисциплины предусматривает характеристику политологии и социологии как научных дисциплин, изучение на современном уровне основных проблем социологии и политологии: социальной структуры и стратфикации общества, социализации и закономерностей социального поведения личности, современных политических систем, важнейших политических институтов (прежде всего государства), роли политической элиты и рядовых участников политического процесса.
Для современного уровня преподавания политологии и социологии, как и других социальных наук, характерен идеологический плюрализм, отказ от навязывания «единственно верной идеологии» и пропаганды определенных социально-политических взглядов. Необходимо, опираясь на научные знания, научить студентов самостоятельно мыслить и вырабатывать самостоятельные оценки социально-политических явлений. Важно показать многообразие социальных и политических интересов и значение толерантности и плюрализма в демократическом обществе.
Современные политология и социология включают множество теоретических и методологических ориентаций в понимании и изучении своего предмета. В ходе изучения политологии и социологии уделяется большое внимание проблеме влияния политики государства на развитие здравоохранения и медицинской науки как социальных институтов. Изучающие социологию студенты должны под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем. Получить навыки научного анализа, беспристрастного, объективного подхода к проблемам без налёта этноцентризма и без груза обыденного восприятия социальных процессов. Ответы на вопросы, которые изучает политология и социология, позволят легче ориентироваться в сложном, полном противоречий и проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.
В процессе преподавания дисциплины преподаватели кафедры опираются на авторские концепции К. С. Гаджиева, В.И. Добренькова, А.И. Кравченко и предлагаемые ими учебные пособия.
Средства обучения.
1. Основная и дополнительная учебная литература, научная, художественная и мемуарная литература, периодическая печать.
2. Для организации самостоятельной работы студентов на кафедре имеется учебно-методический кабинет
3. Рабочие тетради по политологии для организации самостоятельной работы студентов. В целях успешной реализации принципа активизации обучения дидактические материалы содержат дискуссионные вопросы, проблемные задания и упражнения и др.
4. Мультимедийный вариант изложения лекционного материала.
5. Таблицы по политологии.
6. Задания для контрольных работ и семинаров-коллоквиума.
7. Тестовые задания в компьютерном варианте для итогового контроля.
8. Специализированные стенды в учебных аудиториях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
Составитель: к.ф.н., доцент Лямина Т.Е.
Методические указания утверждены на методическом совещании
кафедры _________________
Протокол №____ от «______» ______________ 20___ г.
Зав. кафедрой ___________________ В. М. Остапенко
2011 г.
Вопросы для самоконтроля
· Чем отличается социология от других наук об обществе?
· Каковы особенности и задачи современной социологии?
· Приведите примеры аномии в истории России.
· Что является предметом социологии с точки зрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера?
· Что включает в себя понятие "общественно-экономическая формация" К. Маркса?
· Укажите сторонников позитивизма и антипозитивизма среди основоположников социологии.
· В чем заключается отличие западноевропейской и российской социологии в XIX веке?
· Укажите специфику отечественной социологии в 70-е годы XX века.
· Какие направления в современной российской социологии получили наибольшее развитие?
Темы рефератов для самостоятельной работы:
¾ Социология и общественные науки.
Литература:
1. Социология. Основы общей теории учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Рос акад. наук ин-т социально-полит. исследований.- М.: НОРМА, 2005.− С.8-13.
2. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социологические исследования. – 1991. - № 5− С.25-32.
3. Специфика социологического знания.
Литература:
1. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. – 1990. - № 11− С.25-29.
2. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы // Социологические исследования – 1996. - № 10 − С.13-19.
¾ Роль социологии в преобразовании России.
Литература:
1. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России //Социологические исследования. – 1996. - № 3− С.9-14.
¾ О. Конт – основоположник научного этапа развития социологии.
Литература:
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Книжный дом "Университет", 1999.− С.27-50.
2. Качанов Ю.Л. Начало социологии/Рос.-француз. центр философии и социологии Ин-та социологии РАН .-СПБ. :Алетейя, 2000 − С.18-34.
¾ Экономический детерминизм и формационная теория общества К. Маркса.
Литература:
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Книжный дом "Университет", 1999.− С.46-62
2. История социологии в Западной Европе и США: Учеб для вузов / Отв. ред. акад. РАНГ. В. Осипов; Ин-т соц.-полит. исслед.-М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.− С.68-97.
¾ Субъективная школа. П. Лавров, Н. Михайловский. Общественный прогресс и его критерии в русской социологии.
Литература:
1. Российская социологическая энциклопедия / ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.− С.55-82.
2. Голосенко И.А., Козловский В.В.. История русской социологии XIX-XX вв. - М.: Онега, 1995.− С.80-99.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение основным категориям социологии.
2. Составьте схему структуры социологии.
3. Составьте и заполните сравнительную таблицу характеристики теории социального конфликта.
Хар Наши рекомендации
|