Качественный и количественный (контент-анализ). Методы анализа док-та.
Качественный метод основан на использовании недостаточной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. кол-ва), встречае-мости каждого из этих типов.
Количественный метод основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную характеристику, содержание изучаемого текста. Содержательным ядром контент-анализа выступает логическая модель предмета, в которой взаимодействует 3 элемента:
1.категориальная модель предмета (параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты);
2.системы единиц контент-анализа (набор устойчивых стандартн. единиц:
а) понятие – «безработный», «рынок труда», «предприниматель».
б)тема, в)персонаж, г)ситуация (например: экологически рассматриваемая в контексте отношения человека с окружающей средой - Черноблыль),
д) действие (осуществляемое отдельными индивидами, группами)
3.Меры измерения - единицы протяженности располагаемые в координат-ной сети: пространство-время (например: кол-во минут, которые занимают эфирное время телевизионного сообщения.
Процедура контент-анализва включает ряд операций, которые осуществляются 3-мя стандартными документами:
1. таблица контент-анализва – набор параметров и категорий
2. инструкция кодировщика – описание единиц анализа и мер измерения
3. кодировочная карточка – она содержит все классификационные единицы анализа
Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенная для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,
где f—число положительных оценок; n—число отрицательных оценок; r—объем содержания текста, имеющего прямое отн-е к изучаемой проблеме; t—общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы: К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.
30. Эксперимент в социологии, его особенности.
Данный метод позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.
Объектом социологического экспериментаможет быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество.
Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые.
Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.
Натурный полевой эксперимент, здесь играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности.
В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. Социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы.
Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.
Некоторые социологи, зная о том, что в инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения, не видят его отличий от инструментов наблюдения. В этой связи нужно отметить: во-первых, возможность включения в инструментарий эксперимента многих других методических документов: анкет, интервью, тестов и т.п.; во-вторых, чисто формальное сходство и принципиальное отличие целевых установок и реального содержания одинаково называющихся инструментов разных методов эмпирической социологии.
Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода, в том числе инструкции наблюдателям, является их доминирующая ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента