Социология как наука. Ее объект и предмет
Социология как наука. Ее объект и предмет
Социология – наука, изучающая соц. поведение людей и возникающие на этой основе соц. отношения, соц. механизмы, тенденции и закономерности функционирования и развития об-ва как целостного соц. организма, а также взаимодействие соответствующих его соц. систем (соц. сфер, соц. институтов, соц. общностей) различного уровня, типа и сложности.
Объекты социологии:
Обществово.
Личность.
Социальные сферы: экономическая, политическая, духовная, повседневно-бытовая.
Соц. институты: производственные (рынок, собственность, право собственности, налоги, финансы и др.), государственные, государственные, брака и семьи, образования и менталитета.
Соц. общности – соц. группы, которые вступая во взаимодействие с др. соц. общностями ведут борьбу за свои интересы: социально-стратификационные (кланы), профессионально-квалификационные, этнические (национальные), конфессиональные (религиозные), демогра-фические, территориальные (города, поселки и т.д.), отраслевые.
Взаимодействия.
Предмет социологии:
Принятие соц. как основного св-ва человеческого рода, благодаря которому возникло об-во и все его структуры.
Признание того, что соц. реальность имеет системный характер.
Признание закономерности и исторической обусловленности соц. реальности.
Уровни и структура, источники соц. знания.
Существует 3 уровня соц. знания:
1Общетеоретический или методологический – исследует наиболее важные понятия, крупные соц. процессы, соц. институты и соц. общности.
2Отдельных конкретных отраслевых и специфических соц. дисциплин.
3Прикладная социология – связан с изучением процесса проведения соц. исследования.
Социология выступает как сложная система знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах оформления. Система состоит из:
- соц. философии;
- теоретической социологии;
- конкретно-соц.дисциплин;
- прикладная социология;
- практическая социология.
Источники социологической информации
Социология превратилась в строгую научную дисциплину, имеющую свои академические и ВУЗовские структуры, а также широкую сеть практических служб, обеспечивающих получение оперативной социологической информации, которая имеет как теоретический, так и практический смысл.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Важнейшим источником социологической информации являются документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений.
Не менее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Основные функции социологии
Соц-я выполняет достаточно широкие функции:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их исследований, техники сбора и обработки социолог. информации.
Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, соц. структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.
Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.
Социально-технологическая функция. Примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социо-логи. Они занимаются, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избират. кампаниями и т.д.
Управленческая функция.. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатыв.схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Идеологическая функция. Социология несет опред. Идеологи-ческую нагрузку т.к. объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п.
В настоящее время в социологич. литературе используются различные критерии и способы классификаций функций соц-ии. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описатель-ную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и организации-онную. А.Н.Елсуков считает, что социология выполняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую.
Структура анкеты.
Чтобы анкета успешно выполнила свои функции – предоставила в распоряжение исследователя достоверную информацию, – надо соблюдать правила научного метода при ее конструировании и знать особенности различных типов вопросов.
В социологии вопрос выполняет функцию исследова-тельского инструмента, отсюда вытекают требования к его формулировке. В жизни общение врача с пациентом или следователя с подсудимым либо беседа двух прохожих имеют межличностный характер. Их адресат индивидуален. При анкетировании ситуация иная. Автор социологической анкеты обращается к большой совокупности неизвестных людей. Следовательно, вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.
Все вопросы в анкете можно классифицировать по: 1) содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента), 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные) и 3) функции (основные и неосновные).
Вопросы первой группы направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или с его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.
В первой группе есть особый блок – вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой» (о ней чуть позже).
При конструировании вопросов часто нарушается одно из обязательных условий: соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. При этом происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях людей данными о том, как они сами их оценивают.
Требования к проведению интервью.
1) Интервьюер должен быть хорошо образованным иметь высшее образование и быть эрудированным.
2) Интервьюер должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его не принудительно, а в случае необходимости повернуть его в нужное русло.
3) Интервьюер должен знать тему или цель интервью, технику интервьюирования.
4) Интервьюер должен уметь запоминать и в разговорной манере воспроизводить довольно обширные тексты вопросника.
5)Интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.
Так как главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, то к нему предъявляется повышенные требования.
Требования к разработке анкет и формулировке вопросов.
Социологическая анкета представляет собой план или сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу.
Серьезное внимание обращают на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Существенную роль в графическом оформлении играют иллюстративные материалы. Вопросы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят технику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.
Основными элементами анкетного опроса являются вопросы. Вопросы в анкете формулируются максимально точно и конкретно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Вопросы бывают:
Открытые -после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.
Закрытые -Так вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.
Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные.
Альтернативныепредполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%.
Не альтернативные вопросы - выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.
Вопросы могут объединяться по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30-40. В анкете должны соблюдаться два основных правила:
-формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче
-анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации.
Виды интервью.
1) По стратегии и техники проведения:
А) свободное (не стандартизированное) длительная иногда до 2х-3х часов, беседа интервьюера с деятелями культуры образования, бизнеса, политики, религии.
Б) стандартизированное (формализованное) беседа по жестко фиксированному вопроснику.
2) По процедуре проведения:
А) индивидуальное – индивидуальная беседа.
Б) групповое – интервьюир общается с группой опрашиваемых, но ответы получает от каждого из них.
В)панельное – процесс неоднократного повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени (полгода, год). Цель- проверка изменения мнений по исследуемой проблеме.
Г) глубинное (клиническое) – интервью ориентированное на получении глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социологических событиях, так и о внутренних мотивах поступков.
Д) фокусирование – сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния СМИ.
3) По типу опрашиваемых:
А) с ответственным или очень известным лицом.
Б) с экспертом
В) с рядовым респондентом
22. Процедура социологического интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы.
Начальная стадия интервью
Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников.
Для этого необходимо:
1. Создание образа интервьюера.
Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить.
2. Создание представления о целях и задачах интервью
Человека, к которому пришел корреспондент прежде всего интересует цель и причина беседы. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером.
3. Создание представления о роли интервьюируемого
Нужно сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее.
Развертывание беседы
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону, вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов.
Заключение интервью
Интервью подходит к концу. В это время интервьюируемый может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.
Требования к проведению наблюдений.
1) Профессиональная компетентность и квалификация наблюдателя (умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами, наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, контролировать свои действия.
2) Четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов, поэтому разрабатывается инструкция по применению данного метода.
Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется карточка наблюдателя, в которой определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксиру-ются цифровые индексы проявления наблюдаемых прояв-лений, записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюдения эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера.
- необходимость прохождения соответствующей подготовки каждого участника социологических наблюдений.
- цели и задачи наблюдения
- ознакомление с программой наблюдения, инструкцией, снабдить с карточкой наблюдения.
25. Классификация видов наблюдения. 1)Не стандантизорованное (не стрктурализованное) – способ прикотором определен только один объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее какие именно элементы про цесса, события он будет наблюдать.2)Стандартизированное (структуролизированное) – заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состояние элементов изучаемого процесса.3) Не включенное (внешнее) наблюдение – исследователь находиться вне изучаемого объекта, изучает его, как бы, со стороны. 4) Включенное - наблюдать в той или Инной степени непосред-ственно включен в изучаемый социологический процесс.В зависимости от места и роли наблюдателя различаются 4 типа включенного наблюдения: а) полное включение –наблюдения производятся скрытно, изнутри исследовательской группы, а цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям, социолог, как активный член общественности.б) второй тип – исследователь не скрываетсвоей роли, наблюда-ет жизнь определенного коллектива в различных ситуациях. в) третий тип – исследователь в роли «наблюдателя– участника», контакт минимален, носит более формальный характер.г) четвертый тип – позиция исследователя – полный наблюда-тель, не взаимодействует с участниками наблюдаемой ситуации.5) Полевое наблюдение – проводится в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте исследователя с изученным объектом.6) Лабораторное – сбор эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственных условиях.7) Систематическое – проводится по четко определенному графику с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий.8) Эпизодическое – фиксация изучаемых явлений при отсутствии четкого графика.9) Случайное – сроки и единицы наблюдателя заранее не предусмотрены, социолог наблюдает и фиксирует с его точки зрения интересные факты и события социальной жизни. 10) Одномоментное - наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенное время в определенном месте.11) Панельное – процесс неоднократного , протяженного во времени проводимого через определенные интервалы , систематического и организационного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.12) Контролируемое – осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений.13)Не контролируемое – осуществляется без строгого правила и применения заранее подготовленной стандартизированное (неструктутизированное )- способ, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее , какие именно элементы процесса , события он будет наблюдать.документации.
Социометрическая карта
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
Работа | а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? | |||||
Досуг | а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей.
28. Документы в социологии. Их классификация Документы – это важнейшее средство оформления, фиксации, сохранения передачи информации и обмена. В социологии они представляют собой важный источник социальной инф-ии, а так же результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, соц. структуре или ячейке об-ва.Анализ документа – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников соц-й инф-ии при изучении социальных процессов и явлений для решений определенных исследовательских задач. Классификация док-та:
1.по общей значимости;
- официальные (законы, указы, декларации, распоряжения)
-неофициальные (личн. заявления, жалобы, письма, дневники)
2.по форме изложения:
- статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, содержащие развитие материального благосостояния населения, его образовательного уровня, динамику рождаемости населения и т.д.);
- вербальные (в которых информация воплощена в словесно-выраженной форме – письма, пресса книги);
3.по способу фиксации информации:
- письменные документы (информация изложена в форме буквенного изображения – рукописи, книги, пресса, различного рода документальные свидетельства – о рождении, о служебной должности и т.д.)
- иконографические – док-ты, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино).
- фонетические – док-ты, ориентированные на слуховое восприятие (магнитофонные записи, лазерные диски);
4. по критерию авторства:
- индивидуальные (письмо, заявления, жалобы);
- коллективные, созданные несколькими авторами или группа людей (обращения к депутатам, к правительству).
Социология как наука. Ее объект и предмет
Социология – наука, изучающая соц. поведение людей и возникающие на этой основе соц. отношения, соц. механизмы, тенденции и закономерности функционирования и развития об-ва как целостного соц. организма, а также взаимодействие соответствующих его соц. систем (соц. сфер, соц. институтов, соц. общностей) различного уровня, типа и сложности.
Объекты социологии:
Обществово.
Личность.
Социальные сферы: экономическая, политическая, духовная, повседневно-бытовая.
Соц. институты: производственные (рынок, собственность, право собственности, налоги, финансы и др.), государственные, государственные, брака и семьи, образования и менталитета.
Соц. общности – соц. группы, которые вступая во взаимодействие с др. соц. общностями ведут борьбу за свои интересы: социально-стратификационные (кланы), профессионально-квалификационные, этнические (национальные), конфессиональные (религиозные), демогра-фические, территориальные (города, поселки и т.д.), отраслевые.
Взаимодействия.
Предмет социологии:
Принятие соц. как основного св-ва человеческого рода, благодаря которому возникло об-во и все его структуры.
Признание того, что соц. реальность имеет системный характер.
Признание закономерности и исторической обусловленности соц. реальности.