Сбор, анализ и обобщение материалов по теме.

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания
по выполнению контрольной работы по дисциплине и подготовке к зачёту

для студентов заочной формы обучения

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. методика Самостоятельной работы
2.Требования к оформлению контрольной работы  
3. ТРЕБОВАНИЯ К Структуре И СОДЕРЖАНИЮ контрольной работы
4. ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ и ЗАЧёТУ
5. Темы контрольных работ
6. примерные вопросы к ЗАЧЁТУ
7. рекомендуемая Литература
8. Словарь  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образцы оформления списка использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Изучение социологии в техническом вузе является составной частью гуманитаризации высшего образования. Учебная дисциплина «Социология» предназначена для формирования у студентов основ социологического анализа общества как социокультурной системы, умения анализировать и прогнозировать социально-значимые проблемы и процессы в своей профессиональной деятельности.

Контрольная работаявляется одной из форм контроля и учёта знаний, умений и навыков работы обучающихся с научной и учебной литературой, систематизации и логики изложения материала, формулирования выводов.

Данные методические указания включают темы контрольных работ, вопросы для самопроверки, перечень вопросов к экзамену, литературу; рекомендации по самостоятельной работе с источниками, выполнению контрольной работы и собеседованию по теме, подготовке к экзамену по дисциплине.

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа предполагает работу с литературой по выбранной теме и написание контрольной работы. По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование (защита контрольной работы).

Выполнение контрольной работы включает ряд этапов:

1) выбор темы;

2) изучение литературы;

3) сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

4) оформление.

Выбор темыконтрольной работы -выбирается по последней цифре шифра. Например: если последняя цифра в Вашем шифре 7, то Вы можете выбрать тему контрольной работы под одним из номеров - 7, 17 или 27.

Порядок выполнения контрольной работы целесообразно принять следующий:

1) определить номера тем;

2) отыскать их в тематике контрольных работ;

3) ознакомиться с предложенным планом работы и выбрать;

4) внимательно прочитать требования и рекомендации, представленные ниже!

Контрольная работа, выполненная не по «своей» теме, не рецензируется и возвращается студенту для выполнения по соответствующей теме.

Изучение литературы предполагает поиск необходимых учебников, монографий, научных статей и т.д. и ознакомление с ними в соответствии с избранной темой контрольной работы.

Работая с литературой, нужно обязательно записывать выходные данные (автор, название работы, год и место издания) с тем, чтобы в впоследствии правильно указать источник при составлении списка литературы.

При изучении тем, связанных с характеристикой социальных явлений и институтов (социальная структура, семья и т.п.) в современное время, рекомендуется обязательное обращение к материалам периодических изданий (журналов): "Социологические исследования" (Социс)[1], «Общественные науки и современность» (ОНС), «Социологический журнал» и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа представляется в виде подготовленной рукописи, оформленной в сброшюрованном виде. Контрольная работа может быть выполнена компьютерным способом или рукописным.

Если работа выполняется на компьютере, то необходимо соблюдать определенные требования:

o На листах формата А 4

o Шрифт -Times New Roman или Arial – 14.

o Межстрочный интервал – 1,5.

o Поля: левое – 3см., правое – 1см., верхнее и нижнее – 2см.

o Отступ в начале абзаца – 0,75см.– одинаковый по всему тексту.

o Перенос слов – автоматический.

o Выравнивание – по ширине.

Рукописный способ - в тетради или на листах формата А4 с одной стороны четким разборчивым почерком, через строку.

Общие требования:

1) Номер страницы проставляется внизу справа – 12 кегль.

2) Номера страниц на титульном листе и втором листе с планом не ставятся.

3) Обязательное указание вопросов плана в тексте, разбивка текста на абзацы.

4) Ссылки на первоисточники.

5) Заголовки разделов плана «введение», «заключение», «список литературы», терминологический словарь» НЕ нумеруются.

7) Проверка текста на предмет содержания ошибок, повторов !

На защиту представляется первый экземпляр текста или оригинал.

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания.

За 10 дней до ЗАЧЁТА (ауд. 3251 А)

Ответы на замечания и вопросы преподавателя нужно давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст в соответствии сделанным замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом.

ТРЕБОВАНИЯ к Структуре и содержанию

Контрольной работы

Контрольная работа состоит из следующих составных частей:

1. Титульный лист.

2. План.

3. Введение.

4. Основная часть (1,2,3 и 4 вопросы плана).

5. Заключение.

6. Терминологический словарь.

7. Список использованной литературы - не менее трех источников.

8. Приложения: схемы, таблицы (если есть).

1. Титульный листявляется первым листом контрольной работы и оформляется по установленной форме. Переносы слов не разрешаются. Тема контрольной работы пишется целиком, без сокращений и аббревиатур.

На титуле указывается:

- полное название университета;

- название кафедры;

- дисциплины;

- наименование темы;

- ФИО автора, шифр;

- ФИО преподавателя.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

2. План представляет собой перечень всех составляющих работу структурных элементов (составные элементы 3-8 – см. выше). Желательно указывать номера страниц, на которых размещены данные разделы (Приложение 2).

3. Введение–здесь обосновывается актуальность исследуемой проблемы, отражается ее изученность (под изученностью понимается широта освещения того или иного вопроса в литературе). После обоснования актуальности следует перейти к формулировке цели исследования и конкретных задач, которые надо будет решить в соответствии с поставленной целью.

Постановка задач обычно делается в форме перечисления и начинается со слов: изучить..., описать…, проанализировать…, разработать… и т. п.

Во введении должно быть:

- актуальность;

- изученность темы;

- цель;

- задачи контрольной работы.

4. Основная частьконтрольной работы должна содержать в себе развернутые ответы на вопросы по выбранной теме. В соответствии с каждой темой предлагаются четыре вопроса.

Первый вопросявляется общедисциплинарным, необходимо заполнить таблицу и дать определение:

Социология - это
Объект социологии -  
Предмет социологии -  
Функции социологии: 1.
2.
3.
методы социологии
анкетирование -  
интервью -  
наблюдение  
эксперимент  
анализ документов  
Основные этапы развития социологии
1. до конца Х1Х века  
2. начало ХХ века  
3. с 20-х г. ХХ века по наст .время  

Ответы на данный вопрос обеспечивают понимание студентами содержания изучаемой дисциплины, ее связи с другими сферами научного знания.

Второй и третий вопросы – направлены на изучение какой-либо из сфер социальной жизни общества, социальных процессов, институтов и явлений, понимание их содержания и особенностей функционирования.

Ответы на эти вопросы должны носить не только общетеоретический характер (то есть это не только конспект материала учебника), но и должны подтверждаться материалами социологических исследований, которые приводятся в периодических изданиях.

Четвертый вопрос – направлен на знакомство с первоисточником и формирование умения анализировать тексты оригиналов, обобщать и классифицировать данные.

Для ответа на данный вопрос Вам необходимо найти, прочитать в журнале «СОЦИС» статью по изучаемой теме, законспектировать основные положения и сделать собственные выводы. Данный журнал есть в читальном зале библиотеки ДВГУПС 2 учебного корпуса.

Примечание: Научные статьи можно найти на официальных сайтах периодических журналов. См. на http://www.isras.ru/ :

1) список журналов (Вестник Института социологии; Социологические исследования; Социологический журнал и др.);

2) архив конкретного журнала

3) номера и доступные для чтения статьи (как правило, за предыдущие гг.).

Вам необходимо заполнить таблицу:

1. Выходные данные: автор, название, номер, год издания, страницы  
2. Кратко содержание статьи – до 20 предложений (пересказ)  
3. Какие научные методы использованы?  
4. Какая проблема раскрывается в этой статье? (Ваше мнение)  

Необходимо включить статью в список литературы.

В конце каждого пункта плана делаются краткие выводы.

5. Заключение-эта часть контрольной работы должна быть краткой и содержать обобщения и выводы, вытекающие из основной части. Заключение должно быть прямо связано с теми целями и задачами, которые сформулированы во введении. В заключении обязательно делается вывод о возможности применения социологических знаний по теме контрольной работы в сфере Вашей деятельности.

6. Терминологический словарь. В соответствии с темой контрольной работы должен быть составлен словарь терминов (5-7).

Словарь обязательно должен содержать также основные социологические понятия: социология, социальное, общество, стратификация, социальная группа, социальный институт, личность, социальные действия.

Можно и нужно выбрать понятия из словаря, представленного в данных методуказаниях, а также в других специализированных словарях по социологии.

7. Список использованной литературы- отражает все источники, которые действительно использовались при подготовке контрольной работы. В список включаются книги, монографии, брошюры, статьи, государственные стандарты, научные отчеты и другие источники. Список должен иметь сплошную нумерацию. Научная литература описывается в алфавитном порядке по первой букве фамилий авторов или названий источников (Приложение 3).

Список литературы обязательно должен содержать не менее 3 учебников и 1 статьи из журнала или хрестоматии.

Предложенный ниже список литературы составлен на основе возможностей, предоставляемых библиотекой ДВГУПС, и поэтому НЕ является исчерпывающим.

ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ И ЗАЧЁТУ

Собеседование (защита контрольной работы) подразумевает ответы на основные вопросы по теме, рассматриваемой в контрольной работе. Студент должен показать знание темы, ее основных понятий (в т.ч. включенных в терминологический словарь), способов и путей решения задач.

Защита контрольной работы предполагает также знание литературы, на основе которой выполнялась работа.

Одной из форм сдачи зачёта может быть тестирование. Поэтому необходимо ознакомится со всеми тестовыми заданиями и дать ответы на 12 вопросов.Ответы, вместе с заданиями приложить к контрольной работе.

Тестовые задания прилагаются как Приложение на электронном диске.

Критерии оценки знаний по дисциплине «Социология»:

В соответствии с учебным планом формой итогового контроля является «зачёт» - альтернативная оценка освоения или не освоения учебной дисциплины: зачтено – не зачтено.

- «Зачтено» - студент знает изученный материал, отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя, умеет применять полученные знания на практике, в ответе не допускает серьезных ошибок и легко устраняет их с помощью дополнительных вопросов преподавателя.

- «Не зачтено» - у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена, в ответе допускаются «грубые» ошибки.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 6. Массовые общности

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Понятие и виды массовых общностей.

3. Теории толпы Г. Тарда и Г. Лебона

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

Контроль

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Понятие и виды социализации личности.

3. Понятие и механизм социального контроля.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

Тема 19. Социология семьи

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Семья как социальный институт и социальная группа.

3. Понятие и виды брака. Семейные конфликты.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

Тема 22. социология религии

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Определение, происхождение и признаки религии.

3. Социологические теории религии.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

1. Общество: его основные признаки, типология.

2. Социальная структура общества.

3. Социальная стратификация общества.

4. Признаки и измерение социальной стратификации

5. Неравенство и бедность в России.

6. Социальная мобильность: ее измерение.

7. Маргиналы в обществе.

8. Средний класс в социальной структуре.

9. Социальные институты в социальной структуре общества.

10. Институционализация, ее основные этапы.

11. Культура: социологический анализ.

12. Структура культуры: доминирующая культура, субкультуры, контркультура.

13. Виды культуры: элитарная, массовая, народная.

14. Личность, ее характеристика ( социальный статус личности, социальная роль личности, ролевой конфликт)

15. Семья: ее функции и дисфункции в российском обществе.

16. Религия: функции, религиозные организации, типология.

17. Социальный контроль, его основные формы.

18. Девиантное поведение, его виды.

19. Социологическое исследование и его основные типы

20. Основные методы в социологическом исследовании

21. Программа социологического исследования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.

2. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2012. - 404 с.

3. Кравченко, А. И. Социология : учеб. для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. - 526 с.

4. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-метод. пособие / под ред. В. Г. Зарубина. - Ростов-на-Дону : Легион. Вып.1. - 2011. - 437 с.

5. Социология: учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Глазырина. – М.: Юрайт, 2012. - 400 с.

6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества : учеб. для вузов. – М.: Логос, 2010. - 656 с

Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право : учеб. пособие для вузов. – М. : Норма, 2012. - 368 с.

7. Штомпка, П. Доверие - основа общества: моногр. – М. : Логос, 2012. - 448 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. - 3-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.

2. Гараджа, В.И. Социология религии: учеб. пособие для вузов/ В. И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.

3. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М..- Т.1: Теория и методология. – 2003. – 904с.

4. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.2: Эмпирическая и прикладная социология. – 2004. – 985с.

5. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.3: Методика и техника исследования. – 2004. – 932с.

6. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.4: Бщество: статика и динамика. – 2004.-1108 с.

7. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.5: Социальная структура. – 2004. – 1095 с.

8. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.6: Социальные деформации. – 2005. – 1074с

9. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т. 7: Человек. Индивид. Личность. – 2005. – 950 с.

10. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.8: Социализация и образование. – 2005. – 1026 с.

11. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.9: Возрасты человеческой жизни. – 2005. –1094 с.

12. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. - Т.10: Гендер. Семья. Родство. - 2006. - 1094 с.

13. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М. - Т.11: Культура и религия. - 2007. - 1096 с.

14. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб./ Г. Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.

15. Карцева Л.В. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Л. В. Карцева, Ю. В. Шабалина. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 232 с.

16. Кравченко А.И. История социологии : Учеб. для вузов / А. И. Кравченко: Учеб. для вузов/ А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби; М.: Проспект, 2008. - 408 с.

17. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов/ А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

18. Кукушкина, Е. И. История социологии : учеб. для вузов. - Москва : Высш. шк., 2009. - 487 с.

19. Манько Ю.В. Социология молодёжи: учеб. пособие для вузов/ Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - М.: Петрополис, 2008.

20. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие/ А. В. Матецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 317 с.

21. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. И. Кукушкиной. - М.: Высш. шк., 2006. - 456 с.

22. Российская повседневность в условиях кризиса: моногр./под ред. М. К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2009. - 272

23. Россия на новом переломе: страхи и тревоги: научн. изд./ под ред. М.К. Горшкова, Р.Крумма, В. В. Петухова. - М.: Альфа-М, 2009.- 160 с.

24. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие/ Г. П. Смехнова. - изд., испр. и доп.. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 252 с.

25. Социология молодежи: Учеб. для вузов/ М.Ю. Попов, С.А. Гусова, Л.Г. Костюченко и др.; под ред.В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.

26. Социология семьи: Учеб. для вузов/ под ред. А. И. Антонова. - М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.

27. Социология. Курс лекций: учеб. пособие для вузов/ Ю. Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509 с.

28. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования (учебно-методическое пособие)/ Зарубин В.Г науч. ред., - Ростов-на-Дону: Легион; СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 464 с.

29. Социология: учеб. для студ. вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.

30. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность: моногр./ Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. - М.: Альфа-М, 2009. - 320 с.

31. Тощенко Ж.Т. Социология труда: учеб. для вузов/ Ж. Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 423 с

32. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учеб. пособие/ А. И. Черных. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.

33. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учеб./ Ф. И. Шарков. - М.: Экзамен, 2007. - 478 с.

34. Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ/ Ф. Э. Шереги, М. Н. Стриханов. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 456 с.

35. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2004.

Периодическая литература (журналы в библиотеках ДВГУПС):

1. Общественные науки и современность (ОНС).

2. Социологические исследования (Социс).

3. Экономические и социальные проблемы: сб. обзоров /РАН ИНИОН. Серия: «Россия: экономика, политика, общество».

Словари

1. Социологический энциклопедический словарь: научное издание / Осипов Г.В.. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 488с.

2. Социология: Словарь: Учеб. пособие для вузов / А. И.Кравченко. - М.: Академия, 1997. - 240с.

СЛОВАРЬ

Адаптация связана с под­держанием равновесия, приспособлением социальной сис­темы к окружающей среде и контролю над ней.

Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами.

Аномия– отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм). Отсутствие норм, безнормность.

Армия – социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов.

Аутгруппа– группа, с которой в данный конкретный момент человек себя не идентифицирует; даже будучи ее членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в ее состав, переживает чувство «они».

Аутсайдеры – лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются.

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Бедность «сильных» – бедность, возникающая в чрезвычайных условиях, когда полноценные (а то и выдающиеся) работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния.

Брак– исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Вербальная система коммуникации –система общения (коммуникации) с помощью языка (таких свойств языка, как звучание и значение).

Вертикальная мобильность – перемещение индивида (социального объекта) из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.

Внутрипоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Восходящая мобильность– социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.

Вторичная группа– группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением ее членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи (организация, спортивный клуб, производственный цех и т. д.).

Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборочная совокупность– уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Генеральная совокупность– все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.

Гипотеза– теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выра­женных понятиями. Главная задача эмпирического исследования в социологии – проверить гипо­тезы.

Горизонтальная мобильность – переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Передвижение индивидов из одного региона страны в другой, или из одной страны в другую.

Групповая динамика – развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

Групповая мобильность– мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп.

Групповая сплоченность – степень взаимной привлекательности членов группы и группы как целого. Сплочен­ность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида.

Групповая структура –система иерархически расположенных внутригрупповых отношений.

Девиантное поведение– это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Деликвентное поведение–вид девиантного поведения, преступления и иные правонарушения.

Депривация – состояние недовольства, вызываемое расхождением между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.

Динамика культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, на­личие упорядоченных тенденций, а также направлен­ный характер.

Дисперсный характер неравенстваозначает, что индивид может занимать неодинаковые позиции по различным критериям.

Дисфункции– появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.

Досуг– 1) Свободное от работы время, 2) часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.

Доход – денежные выплаты, обычно связанные с зарплатой, должностным окладом или с инвестициями.

Знак – сигнал, несущий смысл, закодированную информацию, указывающий на определенный предмет.

Идеальный тип –мысленная конструкция, создаваемая исследователем посредством выделения отдельных черт реальности, используется для соотнесения и сравнения с конкретными социально-историческими объектами.

Ингруппа –группа, с которой человек в данной ситуации
идентифицирует себя, т. е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно.

Индустриальное общество–общество, образованное в результате социально-экономических, политических и социокультурных изменений в результате трансформации аграрных (традиционных) обществ в результате промышленной революции.

Инновация-(нововведение) – явление культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития.

Институт семьи – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, со­циализации, обеспечением социального положения.

Институционализация– процесс образования социального института.

институционализированный конфликт– конфликтное взаимодействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конф­ликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта.

Институциональные нормы – специально разработанные правила организационного поведения.

Институ­циональный анализ – изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Интеграцияпредполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, про­тиводействие дезинтеграции системы.

Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Ин­тервьюирование– способ сбора информа­ции, построенный как исследовательское общение с индиви­дом по схеме «вопрос – ответ» и связанный с «непосредствен­ным наблюдением за личностью». Ин­тервью как вид исследования позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюде­ния. В зависимости от степени формализации различают стандартизированные, когда всем респондентам задают од­ни и те же вопросы в одной и той же последовательности и свободные ин­тервью, протекающие в форме беседы на заданную те­му. В отличие от анкетирования проводится специально подготовленным интервьюером.

Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Каста– одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ.

Класс– большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Коллективное поведение – стихийная и неорганизованная групповая реакция на социальную ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.

Коммуникация – обмен - прямой или опосредованный – информацией между людьми в процессах межличностного общения.

конструктивный конфликт– конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям.

Контент-анализ – метод анализа содержания социологических документов, нацелен­ный на измерение качественных и количественных характери­стик текста (например, количества упоминаний того или ино­го имени в контекстах, характеризующих его положительно, отрицательно и без оценок) и на анализ зависимостей между ними.

Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

конфликтная ситуация– ситуация, в которой одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая ориентирована на сохранение существующего положения и потому стремится блокировать усилия первой.

конфликты интересов– конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов.

конфликты ценностей– конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

Латентные функции – функциональные последствия, являющиеся нежелательными или неожиданными для членов социальной системы, в которой они проявляются.

Легитимация – способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).

Макросоциология– уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействием.

Малая группа – объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры.

Маргинализация – процесс утраты индивидом, группой социальной опоры своего существования (привычного образа жизни и деятельности).

Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.

Масса – сравнительно большое количество людей, между которыми отсутствует непосредственный контакт, но существуют сходные стимулы.

Массовая культура– производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как цели.

Маятниковые движения – периодическая переоценка ценностей в рамках устойчивой цивилизации. Переход от античности к средним векам и далее к Новому времени является примером маятникового движения, чередования эпох демифологизации и ремифологизации.

Межпоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, предполагающий, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Менталитет(лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают из подсознания.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов.

Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Микросоциология –уровень социологии, обращенный к социальному пове­дению людей, межли

Наши рекомендации