Сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания
по выполнению контрольной работы по дисциплине и подготовке к зачёту
для студентов заочной формы обучения
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. методика Самостоятельной работы | |
2.Требования к оформлению контрольной работы | |
3. ТРЕБОВАНИЯ К Структуре И СОДЕРЖАНИЮ контрольной работы | |
4. ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ и ЗАЧёТУ | |
5. Темы контрольных работ | |
6. примерные вопросы к ЗАЧЁТУ | |
7. рекомендуемая Литература | |
8. Словарь | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образцы оформления списка использованной литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социологии в техническом вузе является составной частью гуманитаризации высшего образования. Учебная дисциплина «Социология» предназначена для формирования у студентов основ социологического анализа общества как социокультурной системы, умения анализировать и прогнозировать социально-значимые проблемы и процессы в своей профессиональной деятельности.
Контрольная работаявляется одной из форм контроля и учёта знаний, умений и навыков работы обучающихся с научной и учебной литературой, систематизации и логики изложения материала, формулирования выводов.
Данные методические указания включают темы контрольных работ, вопросы для самопроверки, перечень вопросов к экзамену, литературу; рекомендации по самостоятельной работе с источниками, выполнению контрольной работы и собеседованию по теме, подготовке к экзамену по дисциплине.
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа предполагает работу с литературой по выбранной теме и написание контрольной работы. По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование (защита контрольной работы).
Выполнение контрольной работы включает ряд этапов:
1) выбор темы;
2) изучение литературы;
3) сбор, анализ и обобщение материалов по теме;
4) оформление.
Выбор темыконтрольной работы -выбирается по последней цифре шифра. Например: если последняя цифра в Вашем шифре 7, то Вы можете выбрать тему контрольной работы под одним из номеров - 7, 17 или 27.
Порядок выполнения контрольной работы целесообразно принять следующий:
1) определить номера тем;
2) отыскать их в тематике контрольных работ;
3) ознакомиться с предложенным планом работы и выбрать;
4) внимательно прочитать требования и рекомендации, представленные ниже!
Контрольная работа, выполненная не по «своей» теме, не рецензируется и возвращается студенту для выполнения по соответствующей теме.
Изучение литературы предполагает поиск необходимых учебников, монографий, научных статей и т.д. и ознакомление с ними в соответствии с избранной темой контрольной работы.
Работая с литературой, нужно обязательно записывать выходные данные (автор, название работы, год и место издания) с тем, чтобы в впоследствии правильно указать источник при составлении списка литературы.
При изучении тем, связанных с характеристикой социальных явлений и институтов (социальная структура, семья и т.п.) в современное время, рекомендуется обязательное обращение к материалам периодических изданий (журналов): "Социологические исследования" (Социс)[1], «Общественные науки и современность» (ОНС), «Социологический журнал» и др.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа представляется в виде подготовленной рукописи, оформленной в сброшюрованном виде. Контрольная работа может быть выполнена компьютерным способом или рукописным.
Если работа выполняется на компьютере, то необходимо соблюдать определенные требования:
o На листах формата А 4
o Шрифт -Times New Roman или Arial – 14.
o Межстрочный интервал – 1,5.
o Поля: левое – 3см., правое – 1см., верхнее и нижнее – 2см.
o Отступ в начале абзаца – 0,75см.– одинаковый по всему тексту.
o Перенос слов – автоматический.
o Выравнивание – по ширине.
Рукописный способ - в тетради или на листах формата А4 с одной стороны четким разборчивым почерком, через строку.
Общие требования:
1) Номер страницы проставляется внизу справа – 12 кегль.
2) Номера страниц на титульном листе и втором листе с планом не ставятся.
3) Обязательное указание вопросов плана в тексте, разбивка текста на абзацы.
4) Ссылки на первоисточники.
5) Заголовки разделов плана «введение», «заключение», «список литературы», терминологический словарь» НЕ нумеруются.
7) Проверка текста на предмет содержания ошибок, повторов !
На защиту представляется первый экземпляр текста или оригинал.
Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания.
За 10 дней до ЗАЧЁТА (ауд. 3251 А)
Ответы на замечания и вопросы преподавателя нужно давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст в соответствии сделанным замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом.
ТРЕБОВАНИЯ к Структуре и содержанию
Контрольной работы
Контрольная работа состоит из следующих составных частей:
1. Титульный лист.
2. План.
3. Введение.
4. Основная часть (1,2,3 и 4 вопросы плана).
5. Заключение.
6. Терминологический словарь.
7. Список использованной литературы - не менее трех источников.
8. Приложения: схемы, таблицы (если есть).
1. Титульный листявляется первым листом контрольной работы и оформляется по установленной форме. Переносы слов не разрешаются. Тема контрольной работы пишется целиком, без сокращений и аббревиатур.
На титуле указывается:
- полное название университета;
- название кафедры;
- дисциплины;
- наименование темы;
- ФИО автора, шифр;
- ФИО преподавателя.
Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.
2. План представляет собой перечень всех составляющих работу структурных элементов (составные элементы 3-8 – см. выше). Желательно указывать номера страниц, на которых размещены данные разделы (Приложение 2).
3. Введение–здесь обосновывается актуальность исследуемой проблемы, отражается ее изученность (под изученностью понимается широта освещения того или иного вопроса в литературе). После обоснования актуальности следует перейти к формулировке цели исследования и конкретных задач, которые надо будет решить в соответствии с поставленной целью.
Постановка задач обычно делается в форме перечисления и начинается со слов: изучить..., описать…, проанализировать…, разработать… и т. п.
Во введении должно быть:
- актуальность;
- изученность темы;
- цель;
- задачи контрольной работы.
4. Основная частьконтрольной работы должна содержать в себе развернутые ответы на вопросы по выбранной теме. В соответствии с каждой темой предлагаются четыре вопроса.
Первый вопросявляется общедисциплинарным, необходимо заполнить таблицу и дать определение:
Социология - | это |
Объект социологии - | |
Предмет социологии - | |
Функции социологии: | 1. |
2. | |
3. | |
методы социологии | |
анкетирование - | |
интервью - | |
наблюдение | |
эксперимент | |
анализ документов | |
Основные этапы развития социологии | |
1. до конца Х1Х века | |
2. начало ХХ века | |
3. с 20-х г. ХХ века по наст .время |
Ответы на данный вопрос обеспечивают понимание студентами содержания изучаемой дисциплины, ее связи с другими сферами научного знания.
Второй и третий вопросы – направлены на изучение какой-либо из сфер социальной жизни общества, социальных процессов, институтов и явлений, понимание их содержания и особенностей функционирования.
Ответы на эти вопросы должны носить не только общетеоретический характер (то есть это не только конспект материала учебника), но и должны подтверждаться материалами социологических исследований, которые приводятся в периодических изданиях.
Четвертый вопрос – направлен на знакомство с первоисточником и формирование умения анализировать тексты оригиналов, обобщать и классифицировать данные.
Для ответа на данный вопрос Вам необходимо найти, прочитать в журнале «СОЦИС» статью по изучаемой теме, законспектировать основные положения и сделать собственные выводы. Данный журнал есть в читальном зале библиотеки ДВГУПС 2 учебного корпуса.
Примечание: Научные статьи можно найти на официальных сайтах периодических журналов. См. на http://www.isras.ru/ :
1) список журналов (Вестник Института социологии; Социологические исследования; Социологический журнал и др.);
2) архив конкретного журнала
3) номера и доступные для чтения статьи (как правило, за предыдущие гг.).
Вам необходимо заполнить таблицу:
1. | Выходные данные: автор, название, номер, год издания, страницы | |
2. | Кратко содержание статьи – до 20 предложений (пересказ) | |
3. | Какие научные методы использованы? | |
4. | Какая проблема раскрывается в этой статье? (Ваше мнение) |
Необходимо включить статью в список литературы.
В конце каждого пункта плана делаются краткие выводы.
5. Заключение-эта часть контрольной работы должна быть краткой и содержать обобщения и выводы, вытекающие из основной части. Заключение должно быть прямо связано с теми целями и задачами, которые сформулированы во введении. В заключении обязательно делается вывод о возможности применения социологических знаний по теме контрольной работы в сфере Вашей деятельности.
6. Терминологический словарь. В соответствии с темой контрольной работы должен быть составлен словарь терминов (5-7).
Словарь обязательно должен содержать также основные социологические понятия: социология, социальное, общество, стратификация, социальная группа, социальный институт, личность, социальные действия.
Можно и нужно выбрать понятия из словаря, представленного в данных методуказаниях, а также в других специализированных словарях по социологии.
7. Список использованной литературы- отражает все источники, которые действительно использовались при подготовке контрольной работы. В список включаются книги, монографии, брошюры, статьи, государственные стандарты, научные отчеты и другие источники. Список должен иметь сплошную нумерацию. Научная литература описывается в алфавитном порядке по первой букве фамилий авторов или названий источников (Приложение 3).
Список литературы обязательно должен содержать не менее 3 учебников и 1 статьи из журнала или хрестоматии.
Предложенный ниже список литературы составлен на основе возможностей, предоставляемых библиотекой ДВГУПС, и поэтому НЕ является исчерпывающим.
ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ И ЗАЧЁТУ
Собеседование (защита контрольной работы) подразумевает ответы на основные вопросы по теме, рассматриваемой в контрольной работе. Студент должен показать знание темы, ее основных понятий (в т.ч. включенных в терминологический словарь), способов и путей решения задач.
Защита контрольной работы предполагает также знание литературы, на основе которой выполнялась работа.
Одной из форм сдачи зачёта может быть тестирование. Поэтому необходимо ознакомится со всеми тестовыми заданиями и дать ответы на 12 вопросов.Ответы, вместе с заданиями приложить к контрольной работе.
Тестовые задания прилагаются как Приложение на электронном диске.
Критерии оценки знаний по дисциплине «Социология»:
В соответствии с учебным планом формой итогового контроля является «зачёт» - альтернативная оценка освоения или не освоения учебной дисциплины: зачтено – не зачтено.
- «Зачтено» - студент знает изученный материал, отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя, умеет применять полученные знания на практике, в ответе не допускает серьезных ошибок и легко устраняет их с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
- «Не зачтено» - у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена, в ответе допускаются «грубые» ошибки.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 6. Массовые общности
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Понятие и виды массовых общностей.
3. Теории толпы Г. Тарда и Г. Лебона
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
Контроль
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Понятие и виды социализации личности.
3. Понятие и механизм социального контроля.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
Тема 19. Социология семьи
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Семья как социальный институт и социальная группа.
3. Понятие и виды брака. Семейные конфликты.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
Тема 22. социология религии
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Определение, происхождение и признаки религии.
3. Социологические теории религии.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
1. Общество: его основные признаки, типология.
2. Социальная структура общества.
3. Социальная стратификация общества.
4. Признаки и измерение социальной стратификации
5. Неравенство и бедность в России.
6. Социальная мобильность: ее измерение.
7. Маргиналы в обществе.
8. Средний класс в социальной структуре.
9. Социальные институты в социальной структуре общества.
10. Институционализация, ее основные этапы.
11. Культура: социологический анализ.
12. Структура культуры: доминирующая культура, субкультуры, контркультура.
13. Виды культуры: элитарная, массовая, народная.
14. Личность, ее характеристика ( социальный статус личности, социальная роль личности, ролевой конфликт)
15. Семья: ее функции и дисфункции в российском обществе.
16. Религия: функции, религиозные организации, типология.
17. Социальный контроль, его основные формы.
18. Девиантное поведение, его виды.
19. Социологическое исследование и его основные типы
20. Основные методы в социологическом исследовании
21. Программа социологического исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.
2. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2012. - 404 с.
3. Кравченко, А. И. Социология : учеб. для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. - 526 с.
4. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-метод. пособие / под ред. В. Г. Зарубина. - Ростов-на-Дону : Легион. Вып.1. - 2011. - 437 с.
5. Социология: учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Глазырина. – М.: Юрайт, 2012. - 400 с.
6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества : учеб. для вузов. – М.: Логос, 2010. - 656 с
Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право : учеб. пособие для вузов. – М. : Норма, 2012. - 368 с.
7. Штомпка, П. Доверие - основа общества: моногр. – М. : Логос, 2012. - 448 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. - 3-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.
2. Гараджа, В.И. Социология религии: учеб. пособие для вузов/ В. И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.
3. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М..- Т.1: Теория и методология. – 2003. – 904с.
4. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.2: Эмпирическая и прикладная социология. – 2004. – 985с.
5. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.3: Методика и техника исследования. – 2004. – 932с.
6. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.4: Бщество: статика и динамика. – 2004.-1108 с.
7. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.5: Социальная структура. – 2004. – 1095 с.
8. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.6: Социальные деформации. – 2005. – 1074с
9. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т. 7: Человек. Индивид. Личность. – 2005. – 950 с.
10. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.8: Социализация и образование. – 2005. – 1026 с.
11. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.9: Возрасты человеческой жизни. – 2005. –1094 с.
12. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. - Т.10: Гендер. Семья. Родство. - 2006. - 1094 с.
13. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М. - Т.11: Культура и религия. - 2007. - 1096 с.
14. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб./ Г. Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.
15. Карцева Л.В. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Л. В. Карцева, Ю. В. Шабалина. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 232 с.
16. Кравченко А.И. История социологии : Учеб. для вузов / А. И. Кравченко: Учеб. для вузов/ А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби; М.: Проспект, 2008. - 408 с.
17. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов/ А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
18. Кукушкина, Е. И. История социологии : учеб. для вузов. - Москва : Высш. шк., 2009. - 487 с.
19. Манько Ю.В. Социология молодёжи: учеб. пособие для вузов/ Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - М.: Петрополис, 2008.
20. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие/ А. В. Матецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 317 с.
21. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. И. Кукушкиной. - М.: Высш. шк., 2006. - 456 с.
22. Российская повседневность в условиях кризиса: моногр./под ред. М. К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2009. - 272
23. Россия на новом переломе: страхи и тревоги: научн. изд./ под ред. М.К. Горшкова, Р.Крумма, В. В. Петухова. - М.: Альфа-М, 2009.- 160 с.
24. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие/ Г. П. Смехнова. - изд., испр. и доп.. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 252 с.
25. Социология молодежи: Учеб. для вузов/ М.Ю. Попов, С.А. Гусова, Л.Г. Костюченко и др.; под ред.В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.
26. Социология семьи: Учеб. для вузов/ под ред. А. И. Антонова. - М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.
27. Социология. Курс лекций: учеб. пособие для вузов/ Ю. Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509 с.
28. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования (учебно-методическое пособие)/ Зарубин В.Г науч. ред., - Ростов-на-Дону: Легион; СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 464 с.
29. Социология: учеб. для студ. вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.
30. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность: моногр./ Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. - М.: Альфа-М, 2009. - 320 с.
31. Тощенко Ж.Т. Социология труда: учеб. для вузов/ Ж. Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 423 с
32. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учеб. пособие/ А. И. Черных. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
33. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учеб./ Ф. И. Шарков. - М.: Экзамен, 2007. - 478 с.
34. Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ/ Ф. Э. Шереги, М. Н. Стриханов. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 456 с.
35. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2004.
Периодическая литература (журналы в библиотеках ДВГУПС):
1. Общественные науки и современность (ОНС).
2. Социологические исследования (Социс).
3. Экономические и социальные проблемы: сб. обзоров /РАН ИНИОН. Серия: «Россия: экономика, политика, общество».
Словари
1. Социологический энциклопедический словарь: научное издание / Осипов Г.В.. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 488с.
2. Социология: Словарь: Учеб. пособие для вузов / А. И.Кравченко. - М.: Академия, 1997. - 240с.
СЛОВАРЬ
Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над ней.
Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами.
Аномия– отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм). Отсутствие норм, безнормность.
Армия – социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов.
Аутгруппа– группа, с которой в данный конкретный момент человек себя не идентифицирует; даже будучи ее членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в ее состав, переживает чувство «они».
Аутсайдеры – лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются.
Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Бедность «сильных» – бедность, возникающая в чрезвычайных условиях, когда полноценные (а то и выдающиеся) работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния.
Брак– исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Вербальная система коммуникации –система общения (коммуникации) с помощью языка (таких свойств языка, как звучание и значение).
Вертикальная мобильность – перемещение индивида (социального объекта) из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.
Внутрипоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.
Восходящая мобильность– социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.
Вторичная группа– группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением ее членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи (организация, спортивный клуб, производственный цех и т. д.).
Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).
Выборочная совокупность– уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.
Генеральная совокупность– все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.
Гипотеза– теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. Главная задача эмпирического исследования в социологии – проверить гипотезы.
Горизонтальная мобильность – переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Передвижение индивидов из одного региона страны в другой, или из одной страны в другую.
Групповая динамика – развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.
Групповая мобильность– мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп.
Групповая сплоченность – степень взаимной привлекательности членов группы и группы как целого. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида.
Групповая структура –система иерархически расположенных внутригрупповых отношений.
Девиантное поведение– это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Деликвентное поведение–вид девиантного поведения, преступления и иные правонарушения.
Депривация – состояние недовольства, вызываемое расхождением между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.
Динамика культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.
Дисперсный характер неравенстваозначает, что индивид может занимать неодинаковые позиции по различным критериям.
Дисфункции– появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.
Досуг– 1) Свободное от работы время, 2) часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.
Доход – денежные выплаты, обычно связанные с зарплатой, должностным окладом или с инвестициями.
Знак – сигнал, несущий смысл, закодированную информацию, указывающий на определенный предмет.
Идеальный тип –мысленная конструкция, создаваемая исследователем посредством выделения отдельных черт реальности, используется для соотнесения и сравнения с конкретными социально-историческими объектами.
Ингруппа –группа, с которой человек в данной ситуации
идентифицирует себя, т. е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно.
Индустриальное общество–общество, образованное в результате социально-экономических, политических и социокультурных изменений в результате трансформации аграрных (традиционных) обществ в результате промышленной революции.
Инновация-(нововведение) – явление культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития.
Институт семьи – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, социализации, обеспечением социального положения.
Институционализация– процесс образования социального института.
институционализированный конфликт– конфликтное взаимодействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конфликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта.
Институциональные нормы – специально разработанные правила организационного поведения.
Институциональный анализ – изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.
Интеграцияпредполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействие дезинтеграции системы.
Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.
Интервьюирование– способ сбора информации, построенный как исследовательское общение с индивидом по схеме «вопрос – ответ» и связанный с «непосредственным наблюдением за личностью». Интервью как вид исследования позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают стандартизированные, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и той же последовательности и свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования проводится специально подготовленным интервьюером.
Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Каста– одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.
Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ.
Класс– большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.
Коллективное поведение – стихийная и неорганизованная групповая реакция на социальную ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.
Коммуникация – обмен - прямой или опосредованный – информацией между людьми в процессах межличностного общения.
конструктивный конфликт– конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям.
Контент-анализ – метод анализа содержания социологических документов, нацеленный на измерение качественных и количественных характеристик текста (например, количества упоминаний того или иного имени в контекстах, характеризующих его положительно, отрицательно и без оценок) и на анализ зависимостей между ними.
Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.
Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.
конфликтная ситуация– ситуация, в которой одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая ориентирована на сохранение существующего положения и потому стремится блокировать усилия первой.
конфликты интересов– конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов.
конфликты ценностей– конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей.
Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.
Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.
Латентные функции – функциональные последствия, являющиеся нежелательными или неожиданными для членов социальной системы, в которой они проявляются.
Легитимация – способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).
Макросоциология– уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействием.
Малая группа – объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры.
Маргинализация – процесс утраты индивидом, группой социальной опоры своего существования (привычного образа жизни и деятельности).
Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.
Масса – сравнительно большое количество людей, между которыми отсутствует непосредственный контакт, но существуют сходные стимулы.
Массовая культура– производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как цели.
Маятниковые движения – периодическая переоценка ценностей в рамках устойчивой цивилизации. Переход от античности к средним векам и далее к Новому времени является примером маятникового движения, чередования эпох демифологизации и ремифологизации.
Межпоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, предполагающий, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.
Менталитет(лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают из подсознания.
Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов.
Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.
Микросоциология –уровень социологии, обращенный к социальному поведению людей, межли