Тема 6. Теория и методология гуманистического психоанализа Э.Фромма.
Ключевые категории. Гуманистический психоанализ. Социальный характер; типы социального характера. Социокультурные базовые потребности человека. Экзистенциональные дихотомии. Социальные типы ориентации. Патологическое/здоровое общество. Проблема отчуждения человека от общества. Свобода выбора. Идентичность. Предмет исследования – изучение законов и принципов человеческого фактора в общественно-историческом развитии, выявление роли психологических факторов в общественно-историческом развитии.
Объект исследования – социальное поведение и современное Западное общество (в контексте критики).Методология исследования– гуманистический психоанализ. Методы анализа. Метод глубокой герменевтики.Сравнительно-исторический анализ.
Понятие человека. Гуманистическое понимание природы человека. Поведение человека определяется не инстинктами, а социокультурными потребностями.
Движущая сила социального поведения – социокультурные потребности. Потребность в коллективизме .Потребность в самоутверждении. Потребность к привязанности, укорененности. Потребность в самотождественности (осознание своей принадлежности к человеческому роду). Потребность в культурных образцах, формах поведения. Объективные и психологические причины формирования социокультурных потребностей: общество, малая группа, социализация, психические свойства человека и его особенности. Сущность социального поведения человека определяется тремя дихотомиями:жизнь/смерть,кровосмешение/укорененность,тождественность/стадность. Системы ориентации социального действия: мазохизм, садизм, солидарность. Понятие общества. Патологическое общество дегуманизирует личность, порождает отчуждение. Отчуждение. Утрата человеком самости, творческой способности. Превращение человека в товар. Здоровое общество.
Основное положение гуманистического психоанализа:общество должно соответствовать гуманистической природе человека, должно создавать условия для развития личности. Взаимодействие общества и человека. Общество оказывает сильное воздействие на личность и формирует социальный характер. Общество потребления - патологично и формирует соответствующий социальный характер. Механизм взаимодействия - социальный характер – совокупность социокультурных установок, норм для подражания, которые детерминируют его поведение. Определенный тип, присущий большинству членов группы. Назначение социального характера. Функции социального характера. Типизация социальных характеров: плодотворная и неплодтворная ориентация, рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем); эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне доминирующая.
Задачи социологии. Выявление законов социального поведения отдельного индивида, закономерностей развития общества, путей создания здорового общества.
Значение теории и методологии гуманистического психоанализа Фромма для развития психологической парадигмы и всей современной социологии.
Литература, обязательная для изучения
1. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000.
2. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология CIC - начала CC веков: Тексты. М., 1996.
3. Тард Г. Законы подражания. С.-Петербург, 1892.
4. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
5. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
6. Парето В. Трансформация демократии // Западно-евройпейская социология XIX- начала XX веков: Тексты. М., 1996.
7. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. 1995. № 10; Там же. 1996, №№ 1, 2, 7, 10.
Дополнительная литература
1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304
2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т.
3. История социологии: Учебн. пособие / А. Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997.
4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.
5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
6. З. Фрейд. "Психология масс и анализ человеческого "Я", издательство "Современные проблемы", Н. А. Столляр, М., 1926 г.
7. З. Фрейд.Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.Лекции 29 – 35.
8. З.Фрейд. Психоаналитические этюд. Минск: ООО «Попурри», 1997.
9. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: 1989 г
10. Э. Фромм. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П.Ильин.1997.
11. Э. Фромм. Здоровое общество. – В кн.:Психоанализ и культура. – М.: Юристъ,1995.
12. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов»,
13. Л. Уорд «Психические факторы цивилизации», стр. 21, в кн:Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г
14. Ф. Гиддингс. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении. Стр. 33. в кн: Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г
15. Г. Тард. Законы подражания. - СПб.
16. Фрейд З. «Я» и «ОНО».
17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «издательство АСТ – ЛТД», 1998.
18. Фромм Э. Искусство любви.
19. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. (Пер. с англ.).СПб.:Акад. Проект, 2000.
20. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996
21. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.
22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.
23. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. - М.: 2004.
24. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.