О способах борьбы с безнравственностью
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬЮ | В процентах (%) |
Ужесточение наказания за разные правонарушения | |
Демонстрация личного примера | |
Разъяснение практической важности соблюдения норм морали | |
Пропаганда традиционных моральных ценностей | |
Никакие | |
ИТОГО |
Большинство указанных детьми способов борьбы с безнравственностью — положительный пример, разъяснение и пропаганда — в значительной степени зависят от совместных педагогических усилий родителей и учителей. «В современном обществе, ответственном за подрастающее поколение, ... усиливается роль знания эффективных методов и приёмов воспитания ребёнка...» [6: с. 9]. А именно — в целях развития нравственного здоровья школьников в семье и школе следует:
а) почаще рассказывать о примерах честности, самопожертвования и доброго отношения к людям и животным, а также
б) разъяснять общественную важность традиционных моральных ценностей, таких как терпение, воздержанность, трудолюбие, бескорыстие, сострадание и любовь. Как говорил основатель социологии Огюст Конт (1798-1857), «пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь» [1: с. 118].
В частности, можно предложить «приведение примеров честности и самопожертвования из отечественной истории»; «чтение адаптированных фрагментов Библии»; «обсуждение доводов известных философов, писателей и богословов (разных конфессий), призывавших к добру, милосердию и нравственному самосовершенствованию»; «указание на практическую значимость соблюдения норм традиционной морали» [9: с. 115-116]. И заниматься этой работой должна именно школа, а не семья, которая, как правило, считает своей главной функцией материальное содержание младших членов.
Другое дело, что школа должна наладить тесный и постоянный контакт с общественностью, особенно с родителями, понимающими важность укрепления нравственного здоровья своих детей. Недаром в Проект профессионального стандарта на должность «Учитель» вошли требования построения «взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности», а также «изучения и формирования потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности» [3: с. 36, 39].
Таким образом, в порядке выводов можно констатировать, что:
1) Нравственное здоровье школьников зависит от нравственного здоровья взрослых. Какие родители, такие и дети, перенимающие у мира взрослых свойственные ему ценности и убеждения.
2) Отличительной особенностью современного общества является индивидуализм, вызывающий безответственное равнодушие людей к чужим проблемам, которое естественным образом порождает терпимость взрослых и детей к безнравственным поступкам. Характерно, что, выражая готовность совершить безнравственный поступок, школьники ссылаются на приемлемость поступков такого рода современным обществом.
3) Подрастающее поколение более, чем старшее, склонно к моральному релятивизму, потому что оно не приучено соотносить наблюдаемые поступки взрослых с моральными постулатами. Морали почти не учат ни в школе, ни в семье, поскольку школа считает своей обязанностью давать научно-теоретические знания, а семья усматривает свой долг в обязанности кормить и одевать несовершеннолетних.
4) Пренебрежение родителей и учителей к вопросам воспитания способствует непониманию школьниками значимости соблюдения норм морали. Мораль как нормативная система им просто не всегда понятна. Исключение составляют 15 % подростков.
5) Среди детей распространяется убеждение, что можно делать всё, что не приносит вред лично тебе. По признанию самих школьников, именно безнаказанность приводит к распространению аморального поведения, а страх наказания, соответственно, является тем чувством, которое позволяет бороться с проявлениями безнравственности.
6) Тем не менее, на уровне совести школьники догадываются, что такое хорошо и что такое плохо. Они осознают, что хотя безнравственность становится нормой жизни, само это слово характеризует поступки негативные и некрасивые. Поэтому они готовы оправдать не каждый безнравственный поступок, а лишь такой, который, с их личной точки зрения, достоин оправдания.
7) Интуитивное признание детьми отрицательных последствий многих безнравственных поступков создаёт благоприятную возможность для пропаганды традиционных моральных ценностей в школе. Наивно ожидать, что семьи московских школьников когда-нибудь объединятся и разработают какую-то модель нравственного воспитания детей. Разработкой и внедрением этой модели должны заниматься образовательные учреждения, привлекающие к своим инициативам со стороны всех заинтересованных граждан.
8) Нравственное здоровье школьников необходимо поддерживать с помощью образовательных программ, включающих в себя разъяснение практической необходимости соблюдения традиционных норм морали, которые поддерживали жизнеспособность общества веками.
Список литературы
1. Арон Р. Огюст Конт. // Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс — Политика, 1992. 608 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. Ч. 1. Гл. 5. // http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4993/5000
3. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.М. Проект профессионального стандарта на должность «Учитель». // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 21-47.
4. Новые православные. / Аналитика ВЦИОМ. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2599
5. Нравственность и сила. / Аналитика ВЦИОМ. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=4123
6. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. — № 8. — С. 9-16.
7. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
8. Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. — М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.
9. Ткаченко А.В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2013. – № 8. – С. 109-118.