Становление основных подходов к измерению установок (1920-е - 1930-е годы)
Ранний период развития эмпирических социальных исследований - от восходящей к XVIII в. политической арифметики до переписей и статистических обследований конца XIX в. - заложил существенные предпосылки развития социологических методов. Однако между этим ранним периодом и "зрелой" эмпирической социологией, о которой пойдет речь в этой книге, существует принципиально важный качественный разрыв. Те исследователи, которым социологическая наука более всего обязана возникновением специальных процедур для получения эмпирического знания о социальном мире, в большинстве случаев не считали себя социологами и видели смысл своей исследовательской работы не в проверке "больших" социологических теорий классического периода, а в получении достоверного фактического знания об условиях и уровне жизни в городах, бедности, социальных последствиях индустриализации и т.п. Социальные обследования второй половины XIX - начала XX веков были явно и неявно связаны с общественными дискуссиями и социальными реформами своего времени. Разумеется, и для британских социальных статистиков Х1Хв., и для участников первых американских крупномасштабных социальных обследований начала нашего столетия первостепенное значение имела идея объективности и надежности сведений - "социальных фактов", - добываемых с помощью прямого наблюдения. Данные переписей, обследований и статистических описаний, собранные таким образом, рассматривались как твердый фактический фундамент для социальной политики и административных реформ. При этом обоснованность убеждения в объективном характере социальной статистики не ставилась под сомнение, не "проблематизировалась". Задача выработки и последовательного обоснования собственно научных методов социального исследования была вполне осознана лишь к концу первой трети нашего века в США, где академическая социология впервые получила автономную и прочную институциональную поддержку и стала нуждаться в собственном идеале "объективной науки", отличном от прежнего идеала "реформистской науки". Неудивительно, что упадок движения социальных обследований в Америке совпал по времени с возникновением эмпирической социологии и ростом интереса к методическим и процедурным проблемам [103 ].
Таким образом, к началу 30-х годов социальные обследования, возникшие первоначально как некоторое "научное обоснование" социальных реформ, столкнулись с необходимостью выработки более стро-тах критериев собственной научности. Появилась потребность пере-
хода от эклектической практики сбора эмпирических данных о мнениях, намерениях и поведении людей с использованием муниципальной статистики, опросов экспертов и представителей "элиты" и наблюдения условий жизни к прямым и стандартным способам измерения "субъективных показателей". Вообще говоря, в американских общенациональных обследованиях 20-х - 30-х годов в ряде случаев использовались опросные процедуры, нацеленные на выявление мнений и установок о профессиональных планах молодежи, причинах миграции и т.п. Однако неразработанность проблем выборки и измерения и отсутствие четкой концептуализации понятий "установка" и "мнение" делала эти первые попытки весьма уязвимыми для критики. Эта критика исходила, прежде всего, со стороны академической науки, не имевшей практики столь широкомасштабных исследований "реальной жизни", но обладавшей сложившимися канонами эмпирического обоснования научного вывода. Весьма показательна позиция, сформулированная в 1926 г. на собрании научного общества экспериментальной психологии: "Решено, что это собрание осуждает возрастающую практику сбора административных или мнимо научных данных посредством вопросников, и что собрание в особенности порицает практику, когда аспиранты предпринимают исследования, рассылая вопросники профессиональным психологам" ( [206 ], цит. по: {109. С.54]).
Разумеется, критика "академических пуристов" не могла положить конец традиции обследований и опросов, которая в начале 30-х годов имела и сложившийся "социальный заказ", и разветвленную систему финансовой поддержки (зачастую более основательную, чем академическая наука) . Поборники социальных обследований продолжали использовать любые доступные данные индивидуального уровня (установки, мнения, факты поведения) , при этом теоретическая интерпретация фокусировалась на понятии "установка". Именно к началу 30-х годов нашего столетия стала складываться собственно социологическая традиция измерения субъективных переменных, отличная от традиции психологического измерения, хотя и испытавшая Со стороны последней очень большое влияние. При этом первой областью дифференциации социологической и психологической пара- дигм измерения стали исследования установки.
Если оставить в стороне раннюю предысторию понятия установки в психологии (например, "моторная установка" Н..Ланге и Т.Рибо, ''установка сознания" в работах психологов вюрцбургской школы), то появление в социальной психологии и социологии термина "установка" (аттитюд) в значении, близком к современному, связано с именем У.Томаса, который в совместной с Ф.3нанецким| работе "Польский крестьянин в Польше и в Америке" (1918-1920) ввел общее понятие установки как состояния сознания, выражающегося в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам. Вокруг Точной дефиниции этого понятия уже в 20-е и 30-е годы развернулась бурная полемика, освещение которой не входит в нашу задачу[1] . За-
метим лишь, что если в социальной психологии большое значение придавалось поведенческим и познавательным компонентам установки, то в социологических дефинициях основным чаще оказывался эмоционально-оценочный компонент (примером может служить определение установки у Терстоуна, понимавшего ее как уровень напряженности позитивных или негативных чувств, связанных с объектом установки [233 ]). Основным, однако, было не различие в дефинициях, а различие в исследовательских подходах и процедурах. Психологи, изучавшие установки, были наследниками экспериментальной традиции и, оставаясь чрезвычайно требовательными к соблюдению ее норм, вместе с тем мало заботили, а о подобии мира лаборатории реальному социальному контексту. Социологи же, особенно те из них, кто работал вне университетских кампусов, были весьма нечувствительны к достоинствам экспериментального метода и ощущали, что, невзирая на все недостатки, массовые опросы позволяют получать данные о группах, субкультурах и их влиянии на личность. На внешнем, процедурном уровне различие проявлялось в технике измерения, выборе респондентов и условий проведения исследования, а также в предпочтении индикаторов.
Отличительными особенностями психологического подхода к измерению установок в 20-е - 30-е годы было использование данных вопросников, допускающих квантификацию, студентов-испытуемых в приближенных к лабораторным условиям классной комнаты и декларируемых мнений в качестве индикаторов установок. Социологи больше были ориентированы на использование интервью и методов "анализа случая", поиск различий между субкультурными группами (а не индивидами), проведение полевых исследований различных реальных общностей (а не студенческих групп в аудитории) и учет поведенческих индикаторов установки наряду с вербальными.
В психологии в этот период появилось огромное количество работ по измерению установок. Их авторы стремились, с одной стороны, ввести квантификацию в исследование субъективных смыслов и таким образом создать серьезную альтернативу радикальному бихевиоризму, а с другой - расширить сферу применения психометрического подхода и теории тестов. Испытуемыми обычно оказывались студенты. В обзоре Г.Мерфи, Л.Мерфи и Т.Ньюкома, опубликованном в 1931г., из 55 исследований установок лишь 5 были проведены вне колледжа со взрослыми испытуемыми, а в 45 исследователи имели дело исключительно со студентами [186 ]. В классическом обзоре 1935 г. Гордон Олпорт [70 ] даже не упоминает, что основная часть анализируемых им исследований проводилась на студентах или школьниках. При этом студенты рассматривались не как специфическая группа, а как представители "людей вообще". Среди причин этого положения вещей для нас наиболее существенны следующие: 1) психологи обычно использовали более сложные инструменты измерения и более точные гипотезы в условиях, близких к лабораторному эксперименту по степени контроля; 2) это, в свою очередь, требовало стандартных процедур и высокой готовности к сотрудничеству со стороны исследуемых. Так как описание результатов должно было соответствовать канонам экс-
периментальной традиции и включать сведения о надежности и ва-лидности, испытуемые должны были быть досягаемы для повторных процедур и обладать достаточно высокой грамотностью, компетент-ностью и навыками саморефлексии. Кроме того, существенным фактором была и "дешевизна" экспериментов со студентами.
Хотя многоуровневость структуры установок и нелинейность связи установок и мнений осознавалась достаточно отчетливо, психологи в меньшей мере, чем социологи, склонны были сомневаться и в валидности своего измерительного инструмента, и в онтологиче-ском статусе самого измеряемого конструкта, т.е. установки[2] .
Своеобразие социологического подхода к измерению определялось не только теоретическими представлениями о предмете и методах со-циологии, но и конкретными особенностями профессионального сообщества и сложившимися в первой трети века типами исследовательской практики. Прежде всего, в подготовке профессиональных .социологов количественные методы и основы математической статистики часто играли роль факультативных элементов. "Количественной" стороной" американской академической социологии занимались преимущественно демографы и отдельные специалисты в области ста-
тистики. Экспериментальная традиция с ее "культом" квантифика-
ции в социологии (в отличие от психологии) отсутствовала. Как от
мечает Дж.Конверс, "большинство социологов, начавших интересо-
ваться установками, еще недостаточно владели количественными тех
никами. Они склонны были работать интуитивно с неструктуриро-
ванными интервью, без стандартных опросников или бланков, исполь-
зуя жизнеописания (письменные или устные), дневники, письма и
другие личные документы о качественных сторонах жизни" [109.
Р.59-60 ]. Некоторые социологи стремились интегрировать качествен-
ные и количественные методы исследования, полагая, что основанные
на качественных данных гипотезы могут быть подкреплены строгой статистической проверкой на более обширном материале (Э.Бёрд-жесс, У.Огберн, Ст.Райс). Однако препятствием здесь зачастую яв- лялась сама природа данных, доступных социологу в то время: проблема выборки до середины 30-х годов не имела даже строгого тео-ретического решения (строгое обоснование основ современного выбо-' рочного метода в социологии было дано Ежи Нейманом лишь в работе 1934 года (см.: [74])), а в практику социологических исследований идеи вероятностной выборки и стратификации прочно вошли лишь в 40-е годы[3].
Социологи, и особенно те из них, кто разделял методологические представления Чикагской школы, стремились к исследованию есте-ственных групп и общностей в условиях "реального мира". Это делало невозможным механическое заимствование идей экспериментального контроля, стандартизации и квантификации из других поведенческих наук. Названные идеи в этот ранний период могли быть воплощены лишь при условии отказа от изучения естественных групп и общностей, субкультур, проблематики культурной детерминации личности. Социологов же интересовали именно "труднодоступные" общности и носители установок - эмигранты, бродяги, делинквенты и т.п. В силу этой заинтересованности основными методами сбора данных были включенное наблюдение, нестандартизованное интервью, не подразумевавшие детальной регламентации процедуры и строгого следования нормам "опытной науки". Так, Р.Лапьер, изучавший расовые установки французов и англичан, путешествовал, завязывая разговоры с попутчиками в вагонах первого, второго или третьего класса, с посетителями ресторанов. При этом различия между респондентами были настолько сильны, что немыслимо было задать англичанину тот же "стандартный" вопрос, что и французу, - пригласит ли он негра в свой дом. Приходилось жертвовать стандартизацией условий и сопоставимостью (а значит и возможностью классификации, табулирования и др.) и спрашивать, допустимо ли, когда черные и белые дети играют вместе.
В целом, к концу 20-х годов социологи были склонны использовать разные типы индикаторов установок: данные личных наблюдений за естественным поведением (как в полевых исследованиях Чикагской школы); статистический анализ объективных "нереактивных" показателей поведения - данных голосования, публикаций в прессе и т.п. (пионером здесь был Стюарт Раис [202]); методы "анализа случая" и данные личных документов (Э.Богардус, Ф.Зна-нецкий и др.); и, наконец, шкалирование установок. Именно в области измерения установок начала оформляться специфическая традиция социологического измерения, отличная от подходов, оформившихся в психологии или эконометрике. Однако эти отличия были следствием не изолированного и недоступного "внешним" влияниям развития, а логически вытекали из переосмысления и творческого заимствования концепций и методов измерения, развивавшихся демографами, экономистами и особенно психологами. История разработки первых шкал установок (Ф.Олпорт и Э.Богардус) позволяет понять причины, по которым шкалирование приняло разные формы в социологии и психологии [109. Р.62 ].
В 1924г., когда психолог Флойд Г.Олпорт призвал социологов отказаться от преувеличения роли "группового сознания" и попытаться объяснить феноменологию группы с позиций социальной психологии личности, социоло Эмори С.Богардус в том же номере "Американского социологического журнала" высказал весьма существенные возражения против такого подхода [68 ]. Если возможно
ленному отказу от идеалов социальной статистики в пользу академической "чистой науки" [236].
«групповое» заблуждение, то в такой же мере возможно и "индивидуальное", и весьма рискованно измерение индивидуальных свойств, Изолированное от группового контекста. Сами установки индивида, его ценностные ориентации и даже личностная идентичность произ-Црдны от интерсубъективных отношений в группе, от "интерсоци-ной стимуляции" друг друга членами группы[4]. Однако эта конкретная дискуссия еще не содержала сколь-нибудь детализированного исания различия в проведении исследований. Различие стало очевидным позднее, когда вскоре каждый из ученых опубликовал шкалу измерения установок. Как убедительно показала Дж.Конверс, это событие очень иллюстративно для понимания того, как различия в методологических подходах отразились в исследовательской практике "родственных" дисциплин [109. Р.62-68].
2. Шкалы социальной дистанции и традиция измерения в Чикагской школе
Э.Богардус, защитивший докторскую диссертацию по психологии Чикагском университете по влиянию утомления на производственный травматизм и позднее работавший в университете Южной Калифорнии, испытал сильное влияние Чикагской школы социологе, и особенно У.Томаса. Всю свою продуктивную профессиональную деятельность он посвятил социологии.
Богардус изобрел "шкалу социальной дистанции", опираясь на вдеи Р.Парка [195 ]. Хотя шкала была основана на прямых самоотчетах о предполагаемом поведении, т.е. респонденты должны были :ообщить, как бы они себя повели, а не выразить свои политические убеждения или оценку чьих-то действий, по замыслу автора, она должна была измерять установки по отношению к группам и способствовать анализу структурных отношений, приспособления и конфликтов. Богардус не стремился соотнести установки с личностными чертами (в отличие от Олпорта) и, более того - не считал количественное измерение установок с помощью шкалы сколь-нибудь надежным и самодостаточным. Здесь, как отмечает Дж.Конверс [109.Р.63 ], эн явно следовал традиции Чикагской школы. Измерения расовых установок с помощью шкалы он дополнял личными интервью с эеспондентами, чтобы убедиться, что "шкальные" оценки действи-гельно совпадают с мнениями, высказываемыми в более неформальной беседе [93]. И хотя, строя шкалу, Богардус основывался на достаточно отчетливых представлениях о кумулятивности, он не стал )азвивать непосредственно следующие отсюда идеи об определении положения респондента на одномерном континууме латентных качеств (что было сделано позднее Л.Гутманом, принадлежавшим уже к "количественной" традиции в социологии). В редактировавшемся
Богардусом журнале "Sociology and Social Research" (первоначально "Journal of APPlied Sociology") публиковались статьи по мерам социальной дистанции различных групп (расовых, религиозных, профессиональных, возрастных), но, как отмечает Дж.Конверс, "изрядная часть опубликованных здесь работ была свободной от данных, импрессионистской или концептуальной..." [109.Р.65]. И этот "эс-сеизм" был связан не столько с неприязнью к измерению вообще или недостаточной подготовкой в области статистических методов (долгая жизнь шкалы социальной дистанции явно свидетельствует о высокой методической культуре их создателя), сколько с различием интеллектуальных традиций социологии Чикагской школы и экспериментальной психометрии.
Работы Э.Богардуса и Ф.Олпорта, знаменовавшие собой ранний этап измерения установок, обострили уже существовавшие в социологии противопоставление качественных "case studies" и статистически, т.е. количественно, ориентированных исследований[5]. Работы Богардуса могли рассматриваться как вклад в "Чикагскую традицию квантификации", "но сам он, видимо, не имел таких устремлений" [109. Р.67]. По сути "психологически-ориентированные" работы Олпорта оказались в тот момент более значимы для развития идей шкалирования, так как именно они послужили непосредственным толчком к созданию шкалы Л.Л.Терстоуна.
Однако, прежде чем обратиться к анализу "психологической ориентации" в шкалировании (Ф.Олпорт, Л.Терстоун и РЛикерт), нам предстоит рассмотреть более широкий контекст, в котором идеи Э.Богардуса не только формировались, но и интерпретировались современниками. Этим контекстом, как уже говорилось, были взгляды социологов Чикагской школы на соотношение "количественного" и "качественного" в методологии социальных наук. Обозначенная таким образом проблема неоднократно анализировалась историками социологии, однако в последнее десятилетие устоявшиеся ее трактовки подверглись радикальному пересмотру. Поводом для этого стали некоторые работы М.Балмера (и, позднее, Л.Харви), посвященные "количественной традиции Чикагской школы". Обычно Чикагская социология описывалась как ориентированная на этнографические, т.е. "качественные", методы и враждебная "статистике" и "позитивизму". В определенной мере этот взгляд был связан со стремлением историков социологии сконструировать согласованный и отчетливый образ Школы как некоторой интерпретативной, феноменологической альтернативы преобладавшему в американской социологии количественному, помологическому подходу. Как это нередко случается в истории науки, столь непротиворечивая и ясная интерпретация оставила "за кадром" слишком много фактов и обстоятельств, существенных для дотошного историка. Традиционная интерпретация в значительной мере опиралась на общеизвестные
а факты: нелюбовь Р.Парка к статистике, обоснование У.Томасом превосходства личных документов и автобиографий над другими источниками социологических данных, критика Г.Блумером анализа переменных и непопулярность аналитико-статистических методов в среде чикагских исследователей.
Бесспорно, ведущие социологи "Чикагской" ориентации весьма скептически оценивали попытки создать "научную социологию", основанную на принципах репрезентативной выборки, операциона-лизации теоретических понятий и статистической проверки гипотез. Однако даже столь радикальный защитник субъектно-ориентирован-яых биографических методов, как У.Томас, совсем не склонен был Is считать методы статистического причинного вывода неким опасным я бесплодным соблазном эмпирической социологии. Вернее будет сказать, что У.Томас выступал против излишней стандартизации и сверх-рационализации методов исследования, против "методологической ортодоксии", препятствующей диалогической включенности социолога в исследуемую ситуацию и подменяющей содержательную проблематику процедурными и техническими задачами. В 20-е - 30-е годы У.Томас во все большей мере склонен был принять возможность использования количественных методов при условии их применимости к определенному биографическому материалу [143. Р.76 ]. В ряде диссертаций, защищенных в Чикаго в начале 30-х годов, анализировались сравнительные преимущества стандартизированных методов измерения установок и биографического подхода (Стауффер, Браун). Дискуссии о качественных и количественных методах не привели к формированию жесткой "антистатистической" позиции и, судя по воспоминаниям участников событий, скорее послужили толчком к интеграции двух подходов [143. Р.77-78]. Общая для американской социологии 30-х годов тенденция к смещению центра "методологического диспута" с проблемы применимости статистики к проблеме измерения и операционализации теоретических понятий была характерна и для чикагских социологов.
Хотя ведущие представители школы (наиболее очевидный пример - Г.Блумер) чаще всего отрицали дефинитивную природу теоретических понятий в социологии и, следовательно, возможность их операционализации, они не стремились к выработке абсолютно неповторимой и самобытной "Чикагской" позиции в методологии. Иными словами, есть основания говорить о раннем "методологическом плюрализме" чикагцев, стремившихся гибко использовать и качественные, и количественные методы в зависимости от обстоятельств и исследовательской ситуации. Даже позиция Р.Парка не была столь "антистатистической", как иногда считают. Для Парка, как и для У.Томаса, характерен был крайний антинатурализм. Однако он не отрицал полезности статистических данных и социальных обследований. Последние, кстати, были темой курса, который он читал в 20-е годы (с 1917 г. - совместно с Бёрджессом), уделяя особое внимание практическим способам анализа и представления данных "полевых исследований" [143. Р.79-80]. Большинство чикагских социологов, и в первую очередь А.Смолл и Э.Бёрджесс, считали,
2 И.Ф.Девятко
что студенты-социологи нуждаются в полноценных курсах по статистике и методам исследования. И Смолл, и Бёрджесс предприняли все возможное, чтобы "заполучить" У.Огберна, в 1927 г. пришедшего из Колумбийского университета в Чикагский. Огберн, чья репутация в области статистики и количественной методологии уже сложилась к моменту переезда в Чикаго, принял самое активное участие во многих междисциплинарных проектах, в том числе осуществлявшихся на муниципальном уровне и связанных с проблемами города. Его преподавательская деятельность повлияла на многих чикагских студентов и лекторов, увеличив их интерес к возможностям и ограничениям квантификации в социологии. Когда в 1929 г. было торжественно открыто новое здание для исследовательских лабораторий общественно-научных факультетов, именно Огберн убедил коллег в том, что вход в здание лучше всего украсит афоризм лорда Кельвина: "Когда ты не умеешь измерять, твое знание скудно и неудовлетворительно".
По мнению Л.Харви, наиболее симптоматичной была позиция Э.Бёрджесса, которого он даже называет " барометром методологических тенденций" [143. Р.87 ] Чикагской школы. Бёрджесс активно участвовал в ранних социальных обследованиях и анализе данных переписей (в 20-е годы он даже возглавлял Чикагскую комиссию по переписи). Позднее он широко использовал корреляционный анализ, занимаясь прогностическими исследованиями устойчивости брака. В этой области он сотрудничал с Огберном - одним из пионеров использования методов частной и множественной корреляции в социологии. Он также считал плодотворным сочетание качественных и количественных методов социологического анализа, когда открываемые в качественном анализе проблемы исследуются формальными количественными методами.
Заметное влияние на сотрудников и студентов социологического факультета оказывали и работы экономистов и психологов, преподававших в Чикагском университете и интенсивно использовавших статистику и количественные методы анализа. Так, прежде чем Огберн стал читать курсы по статистике и методам исследования, студенты и аспиранты-социологи посещали курс по статистике, читавшийся Л.Терстоуном на факультете психологии [143. Р.80]. И Огберн, и учившийся у него С.Стауффер, сотрудничали с политологами и статистиками Чикагского университета уже в 20-е - 30-е годы проводившими массовые социальные обследования и опросы.
Все сказанное позволяет, по меньшей мере, сделать вывод о том, что единой и консолидированной Чикагской "антицифровой" позиции не существовало. Более того, несмотря на критику со стороны интеракционизма и сдержанно-скептическое отношение Блумера, Томаса и Парка к статистике, массовым опросам и - шире - к возможностям помологического подхода, уже в первой трети века в Чикаго существовала достаточно развитая и интересная традиция квантификации, повлиявшая на становление методологии социологических исследований.