СССР в конце 1920-х — 1930-е годы
Форсированная (сталинская модернизация)
Политика индустриализации.
Индустриализация — процесс создания крупной, технически и технологически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Индустриализация должна была осуществить модернизацию всей экономики. Уже план ГОЭЛРО (1920) предполагал не только строительство 30 электростанций, но и комплексное восстановление и развитие крупной промышленности.
Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Съезд поставил задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран. Индустриализация была направлена прежде всего на укрепление обороноспособности СССР, оснащение Красной Армии современным оружием и боевой техникой. В ходе индустриализации должно было произойти оснащение сельского хозяйства тракторами и комбайнами для перевода его на социалистический путь развития и интенсификации труда в земледелии. Предполагался также значительный рост рабочего класса, который правящая коммунистическая партия постоянно называла ведущей силой советского общества.
В 1927 г. XV съезд ВКП(б) утвердил директивы для составления первого пятилетнего плана, который впоследствии был разработан в двух вариантах — отправном и оптимальном. Сталинское руководство отвергло более взвешенный отправной вариант и сделало ставку на оптимальный вариант, который был утвержден XVI партийной конференцией (апрель 1929 г.) и V съездом Советов СССР (май 1929 г.).
Первая пятилеткаосуществлялась в 1928—1932 гг. Главная задача — превращение страны из аграрной в индустриальную. И без того высокие темпы развития промышленности (18—20% в среднем за год) в ходе пятилетки пересматривались в сторону значительного повышения, что оказалось авантюрой. Важнейшей проблемой пятилетки стало изыскание средств для индустриализации (проблема накоплений), поскольку основную массу машин и промышленного оборудования СССР ввозил из-за границы и одновременно вел огромное строительство новых промышленных объектов. Средства были получены за счет, во-первых, усиленной продажи за границу в первую очередь зерна, а также леса, угля, руды, нефти и других сырьевых ресурсов; во-вторых, значительного увеличения производства и продажи внутри страны водки; в-третьих, за счет добровольно-принудительного размещения среди населения займов на индустриализацию; в-четвертых, денежной эмиссии, т. е. выпуска денег, не обеспеченных товарными ресурсами, что вело к росту цен; в-пятых, перекачивания средств из одних отраслей в другие через государственный бюджет и иных административных мер.
Важнейшими стройками первой пятилетки стали Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др. Всего за годы первой пятилетки было построено 1500 крупных промышленных предприятий, но многие из них не вышли на проектную мощность из-за низкой квалификации рабочей силы и нереальных сроков освоения вводимых мощностей.
В январе 1933 г. на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин торжественно заявил, что первая пятилетка выполнена досрочно за 4 года и 3 месяца. На самом деле большинство заданий пятилетки не было выполнено в связи с нереальными темпами роста. Тем не менее первая пятилетка явила собой значительный шаг в реализации курса на индустриализацию: возникла крупная промышленность, оснащенная современной техникой; технико-экономическая независимость от западных стран и обороноспособность Советского государства во многом были обеспечены. Но все эти достижения сопровождались снижением уровня жизни народа, так как не уделялось должного внимания производству товаров широкого потребления, строительству жилья, созданию достойных условий жизни и быта. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе на продукты питания, и с 1928 г. в городах вновь была введена карточная система.
План второй пятилетки(1933—1937) был утвержден на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Главной экономической задачей пятилетки объявлялось завершение технической реконструкции всех отраслей производства на основе внедрения новой техники и повышения производительности труда. Установленные средние темпы промышленного роста (16,5% в среднем за год) были ниже, чем в первой пятилетке, но планировалось более высокое развитие группы Б (легкая и пищевая промышленность) по сравнению с отраслями группы А (тяжелая индустрия). Важнейшие достижения второй пятилетки: завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината — основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральского и Краматорского заводов тяжелого машиностроения, открытие в Москве в 1935 г. первой линии метро, создание новых промышленных районов в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий.
Во второй пятилетке началось стахановское движение, направленное на максимальное использование новой техники и повышение производительности труда. Инициатор движения шахтер из Донбасса Алексей Стахановв ночную смену с 30 на 31 августа 1935 г. вырубил отбойным молотком 102 тонны угля, превысив сменное задание в 14,5 раз. Этот рекорд Стаханов установил благодаря правильной организации труда (вместе с ним в забое трудились двое подсобных рабочих, ставивших крепежный лес) и максимальному использованию возможностей отбойного молотка. При непосредственной поддержке Сталина и Орджоникидзе (нарком тяжелой промышленности) рекорд Стаханова получил всесоюзную известность. Началось стахановское движениене только в угольной, но и в других отраслях экономики. Последователями Стаханова стали: в автомобильной промышленности — кузнец А. Бусыгин, на железнодорожном транспорте — машинист П. Кривонос, в текстильной промышленности — ткачихи Евдокияи МарияВиноградовы, в сельском хозяйстве — трактористка П. Ангелинаи др. Первоначально стахановское движение отражало искренний энтузиазм трудящихся, но вскоре оказалось заорганизованным и превращенным в показуху в условиях бюрократической командно-административной системы управления. На ряде предприятий «стахановцам» создавались льготные условия труда, нередко им приписывались результаты труда других рабочих.
Официально было объявлено, что вторая пятилетка, как и первая, выполнена досрочно, за 4 года и 3 месяца, но это не соответствовало действительности. Хотя вторая пятилетка вывела Советский Союз на второе место в мире после США и первое место в Европе по валовому объему промышленной продукции, ряд запланированных показателей не был достигнут (по производству металла и энергетического оборудования, добыче угля и строительству электростанций) и, что особенно важно, провалены многие плановые задания по отраслям группы Б (легкая и пищевая промышленность).
Крайне отрицательно на результатах пятилетки сказались массовые репрессии хозяйственных кадров, занимавших руководящие должности в экономике.
Третья пятилетка(1938—1942), утвержденная XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г., была прервана нападением нацистской Германии на СССР. Главная задача третьей пятилетки заключалась в ускоренном строительстве заводов в восточных районах страны (недоступных для бомбардировок в случае войны), особенно в металлургии и химической промышленности. Чуть меньше половины бюджета планировалось потратить на военные нужды.
Итоги индустриализации.
За годы довоенных пятилеток Советский Союз, совершив промышленный рывок, стал мощной индустриальной державой, располагавшей практически всеми отраслями производства. Было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий. В конце 30-х гг. почти 60% промышленной продукции давала тяжелая индустрия. Индустриализация привела к значительному росту рабочего класса (с 9 млн. в 1928 г. до 23 млн. в 1940 г.) и инженерно-технической интеллигенции. На карте страны появился ряд новых городов: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др. Окрепла обороноспособность СССР. Осуществлялось оснащение Красной Армии новыми видами оружия и боевой техники.
В то же время индустриализация не привела к существенному улучшению жизни рабочих и служащих, несмотря на их честный и нередко самоотверженный труд. Уровень потребления и жилищные условия оставались низкими. Успехи индустриализации во многом обеспечила созданная в стране огромная система принудительного труда — ГУЛАГ (Главное управление лагерей), заключенные которого построили Беломорско-Балтийский канал, канал «Москва — Волга» и многие другие объекты первых пятилеток.