Задачи и функции научного журнала
Научные журналы осуществляют важную, можно сказать — незаменимую функцию в становлении профессионального сообщества. Он предоставляет трибуну для лучших публикаций, с которых берет пример подрастающее поколение, которые цитируют и используют в своих диссертациях и исследованиях, с которыми спорят или критикуют, которые служат авторитетом. Публикуя академические статьи из года в год, журнал способствует аккумуляции и приращению научных знаний. Старые подшивки журналов профессионалы редко выбрасывают, к ним обращаются вновь и вновь по прошествии времени. В отличие от газетных публикаций фундаментальные статьи не теряют своей актуальности и через многие десятилетия, помогая тем, кто занимается историей науки или прослеживает внутреннюю логику становления научной мысли.
Публикация в ведущем периодическом издании по социологии является показателем общественного признания труда специалиста и служит профессиональной оценкой его конечных результатов.« В социологии и в других об-щественных науках не существует авторских свидетельств на изобретения, открытия и, если не считать отчетов и аналитических записок, публикация выступает пока единственной формой внедрения научных идей. Можно эффективно использовать социологические разработки в рамках отдельного предприятия или региона, но достижением они признаются лишь тогда, когда войдут в систему научных коммуникаций, т.е. будут опубликованы»8.
Кроме статей, называемых «нетленками», журналы публикуют очень быстро устаревающую текущую информацию. Она публикуется для того, чтобы сообщить о предстоящем или намечающемся событии. Таковы рубрики «Хроника научной мысли», «Библиография», «Юбилейные даты», «Награждения», «Письма в редакцию» и «Рецензии». Редакция журнала считает необходимым откликаться на все более или менее серьезные собы-
Антор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 38.
тия академической жизни и исследовательские работы по социологии. В «American Sociological Review» большинство рецензий доброжелательные, а в случае резкой критики автору представляется возможность ответить своему оппоненту. Рубрики, содержание, полемические материалы и обмен критическими репликами всегда привлекают внимание читателей. Помимо своего чисто научного содержания они имеют важный социальный контекст: показывают правила хорошего тона в дискурсе, выявляют взаимоотношения между персоналиями и научными школами, обнаруживают слабые места в аргументации и приемы защиты своей позиции, тенденции в научной моде и т.д.
Немалое значение имеют библиографические указатели, которые в американских социологических журналах содержат информацию по всем социальным наукам, включая не только книги, но и статьи в различных научных изданиях на всех основных языках науки. Кроме того, журнал предлагает информацию о защищенных докторских диссертациях, ориентируя аспирантов и докторантов, во-первых, на то, что уже сделано и что делать не надо, во-вторых, на новые или актуальные направления в науке.
Тематика публикуемых статей, отражаемая в оглавлении журнала, отражает общее состояние социологии и те сдвиги, которые происходят на переднем исследовательском крае. Ключевые мысли из статей помещают на обложку журнала. Они называются «криками» и способствуют привлечению читателей не только из среды социологов. Редакция любого журнала стремится привлечь в номер статьи хотя бы одного-двух известных социологов, которые называются «звездными». Они повышают привлекательность журнала для профессионального сообщества, его рейтинг среди аналогичных изданий и одновременно показывают, что если такие именитые ученые оказывают благосклонность этому журналу, то молодым специалистам необходимо приложить максимум усилий, чтобы туда попасть. Чем больше звездных материалов, тем больше авторов предлагают редакции свои публикации, тем выше конкуренция за журнальные полосы и тем, следовательно, выше качество статей, поскольку редакции есть из чего выбирать.
Состав редколлегии и редакционного совета не меньше оглавления и содержания рубрик отражает статус, направленность, идейные приоритеты журнала. За привлечение в свои ряды именитых и лучше всего зарубежных ученых, борются, кажется, все журналы. Стоит только взглянуть на их титульные страницы — кажется, будто все звезды мировой социологии только и делают, что дружат с российскими журналами. Отечественные специалисты в составе редколлегии не менее важны. Это узнаваемые и любимые местной публикой имена. Они привлекают читателей, увеличивают тиражи, придают солидность журналу. Сегодня парадом звезд можно манипулировать по своему усмотрению, поэтому новые социологические журналы непременно включают бывших диссидентов, неформальных лидеров, представителей социологического андерграунда (если таковой существовал).
Но возникший в 1974 г. «Социс» обязан был ходить по ранжиру. На петлицы ему полагалось вывешивать немного партийных и академических звезд, а затем включать рядовой состав науки — действительно мыслящих и работающих ученых. Генералы от партии и академики от науки могли не являться на заседания редколлегии, другие приходили, внося суматоху в ряды побелевших от страха авторов. В первый состав редколлегии «Социологичес-
ких исследований» входили Г.М. Андреева, Ю.Е. Волков, А.Г. Здравомыслов, Т.И. Заславская, Л.Н. Коган, В.Д. Патрушев, В.И. Староверов, М.Н. Рутке-вич и др. В дальнейшем в соответствии с академическими требованиями редколлегия неоднократно обновлялась, и в ее состав входили Г.В. Осипов, В.Н. Иванов, Н.И. Лапин, Ю.В. Арутюнян, Г.С. Батыгин, В.И. Добреньков и другие известные социологи.
Редакция «Социса» в середине 1980-х гг. пыталась развеять убеждение массового читателя в своей элитарности и недоступности (кстати сказать, и зарубежные обозреватели признавали эксклюзивный характер единственного социологического журнала в СССР): «Кое-где бытует неправильное мнение, будто в "Социологических исследованиях" — престижном и авторитетном журнале — публикуются только работы маститых ученых или по крайней мере ведущих специалистов. Практика деятельности редколлегии со всей убедительностью доказывает, что к статьям теоретиков предъявляются особенно высокие требования: например, процент статей докторов наук, направляемых после обсуждения редколлегией на доработку, несколько выше среднего показателя по портфелю в целом. Это вполне закономерно. Труды ведущих специалистов в известной мере выступают в качестве эталонных, и от их качества прежде всего зависит репутация издания. Среди отклоненных статей велико число не просто слабых, но в принципе ненаучных. На первый взгляд в них есть атрибуты теоретичности, однако, используя общепризнанный в социологии категориальный аппарат, автор почти в каждый термин вкладывает свое собственное понимание, совершенно не сообразуясь с тем, как он будет воспринят читателем»9.
Журнальная публикация, представляющая на суд профессионалов результаты фундаментатьного исследования автора, выполняет функцию сертифи-цикации научного продукта, его признания. В равной мере такую функцию выполняет монография, в меньшей степени — препринты, труды конференций и тезисы, сборники студенческих и аспирантских работ, кафедральные работы. Однако журнальная публикация выставляет автора на суд не только профессионального сообщества, но и партийных органов. За деятельностью «Социса» с 1974 по 1989 г. пристально следили отдел науки и отдел пропаганды ЦК КПСС. Они первыми читали свежий номер, причем намного внимательнее самого пристрастного обывателя. Звонили в редакцию в случае надобности, снимали материал с номера, вызывали на «ковер» главного редактора. И неизвестно, с кем важнее было находиться в дружеских отношениях бедному «Соцису» — с рядовыми подписчиками, тратившими собственные деньги на приобретение очередного номера, или со всемогущей партноменклатурой, распределявшей государственные квоты на издание.
Идеология играла огромную роль не только в журналистике, но и в науке в целом: социологи, как и представители многих других специальностей, считались прежде всего идеологическими работниками10. «Эмпирические исследования рассматривались властями как канал утечки информации, дискредитирующей органы управления. Формально социология существует, но нахо-
9 Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 41.
10 «В ассоциации, — сообщил председатель Правления CCA X.H. Момджян в 1983 г., — 35 центральных и 150 региональных научно-исследовательских секций, работающих совместно с партийнымии государственными организациями над острыми социальными проблемами» (Советской социологической ассоциации — 25 лет// Социологические исследования. 1983. № 4).
дится под бдительным партийным контролем: все полевые документы необходимо было утверждать с партийным начальством, после чего доступ к респондентам (и на предприятиях, и по месту жительства) осуществлялся при прямой поддержке партийных комитетов. Все труднее становилось публиковать социально-критические работы. Зарубежные работы публиковались с пространными вступлениями, в которых эти работы подвергались основательной критике. Ученые советы академических институтов постоянно вылавливали в докладах и рукописях идеологические ошибки»1'.
Приходилось дружить с теми и другими, но, если можно так выразиться, разной дружбой. Две аудитории привлекали совершенно разные материалы в журнале: начальству нужны были парадные отчеты о достижениях социалистического общества, укреплении его идеологических основ, соединении науки с практикой, читателям — критика партийных органов, выявление недостатков, несогласованности теории и практики, двойственных стандартов советской морали. Между молотом и наковальней крутились в те годы все редакции научных и общественных журналов. Но сложнее всего приходилось философам и социологам: приходилось задабривать начальство, не поступаясь принципами научной истины. Это не всегда удавалось. «Социологические исследования все в большей мере выступают в качестве важного элемента принятия ответственных решений партийными и государственными органами. Укрепление сотрудничества социологов с партийными комитетами, советскими, профсоюзными и хозяйственными работниками позволяет обобщать и распространять передовой опыт, своевременно внедрять перспективные нововведения, выявлять нерешенные проблемы и трудности.
Врезка
Различие между утверждением и констатацией состоит в том, что в случае утверждения аргументатор высказывает свое мнение, и при этом обязан либо доказывать, либо быть готовым доказывать свою точку зрения, а в случае констатации аргументатор лишь констатирует факт положения дел, и, таким образом, оправданно или неоправданно уходит от обязанности доказывать правильность высказанной им пропозиции. Нет ничего предосудительного в том, что автор в своей аргументации использует аргументы, основанные на ссылках на авторитет, традицию или мнение большинства, или стремится убедить посредством воздействия на чувства людей, включая воздействие на их чувство юмора. Однако (особенно при апелляции к чувствам аудитории, или иначе — эмоциональных призывах) существует опасность того, что аргументатор может использовать эти призывы, чтобы избежать необходимости доказывать свою точку зрения. Аргументатор не должен злоупотреблять апеллированием к незнанию, авторитету, мнению большинства, традиции. |
В.Ю. Голубев
Аргументативный диалог
Когда аргументатор создает свою аргументацию, он всегда имеет в виду определенную аудиторию, перед которой он собирается излагать свои мысли. Соответственно, он стремится подобрать такие средства убеждения, которые были бы наиболее эффективны именно для этой аудитории. При этом аргументатор для достижения своей цели может апеллировать не только к разуму читателей или слушателей с помощью средств логики, но и воздействовать на их чувства. Здесь следует оговориться, что в категорию ошибок в использовании апеллирования входят не только ошибки, связанные с воздействием на слушателей или читателей через их чувства, т.е. посредством апелляции к их чувствам, но и различные ошибки, возникающие в результате апеллирования к незнанию людей, авторитету, мнению большинства, традиции или чувству юмора.
" Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 17.
На страницах журнала регулярно выступают секретари республиканских, областных, городских и районных партийных организаций, руководители предприятий и учреждений, ответственные работники министерств и ведомств», — рапортовал в своей юбилейной статье «Социс»12. Дальше перечислялись примеры того, как верно служит социология делу марксизма-ленинизма: широкий общественный резонанс вызвали опыт формирования и использования трудовых ресурсов в Львовской области, мероприятия по укреплению семьи, намеченные постановлением ЦК Компартии Литвы, обсуждение перспектив научно-технического прогресса в Центре по изучению общественного мнения ЦК Компартии Грузии, опыт идеологического воздействия на образ жизни различных категорий трудящихся, накопленный партийными организациями Азербайджана, и т.д.
Тем не менее, слово у «Социса», как показывают углубленные исследования, часто расходилось с делом — и расхождение это было скорее в пользу читателя и профессиональной науки. Любопытные факты обнаружил Г.А. Ивахненко, проведя сравнительный анализ (методом индексирования отдельных лексических единиц в научных статьях) публикаций ИНИОНА и «Социса за период с 1987 по 1995 г. Он пришел к выводу, что журнал «Социологические исследования» изначально стремился стать профессиональным журналом, несмотря на тесную связь с марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом13. Иначе говоря, в заголовках статей «Социса» идеологемы (исторический материализм, критика буржуазной идеологии и др.) встречаются даже чаще, чем в названиях советских книг, выпущенных в период застоя и хранящихся в ИНИОНе. Но в самом содер-
Первая ошибка — аргументатор просит аудиторию принять истинность его тезиса, так как не существует доказательства противного. Апелляция к мнению людей или к мнению большинства — популистский прием в аргументации. Он состоит в том, что аргументатор ссылается на популярность того или иного мнения среди людей, доказывая тем самым его истинность. Часто, совершая эту ошибку, аргументатор адресует свой призыв людям, обремененным предрассудками, утверждая, что они должны
поверить в истинность его тезиса, поскольку большинство людей в него верит. При этом он не приводит никаких доказательств.
Апелляция к человеческим чувствам — одна из наиболее распространенных ошибок. Аргументатор стремится заставить аудиторию принять его точку зрения, вызывая у людей чувства страха или жалости, как по отношению к себе, так и по отношению к третьим лицам, о которых идет речь. Апеллирование к авторитету ошибочно в двух случаях. Во-первых, когда кажущийся авторитетным источник таковым в данной области не является. Во-вторых, когда ссылка на авторитет, даже при наличии у него необходимых экспертных знаний, используется, чтобы воспрепятствовать свободному и всестороннему рассмотрению проблемы. В последнем случае авторитетный источник характеризуется как непогрешимый, aero мнение — как достаточное для доказательства любого тезиса. Апелляция к традиции является ошибкой, если аргументатор требует признать что-то истинным только потому, что такова традиция. Другой ошибкой, по мнению К. Райбаки и Д. Райбаки'4, является неправомерное обращение к чувству юмора
12 Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. с. 36.
1 -1 Ивахненко Г.А. Динамика социологического знания (Сравнительный анализ методом семантического спектра материалов ИН ИОНа и журнала «Социологические исследования») // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 137.
14 Rybacki К., Rybacki D. Advocacy and Opposition. An Introduction to Argumentation. New Jersey, 1991.
жании статей, в том, что скрыто под пологом, гораздо больше профессионального содержания и настоящей науки, чем идеологии.
В информационном поле науки академические журналы занимают центральное место. В отличие от монографий, ежегодников и сборников они дают читателю свежую и разностороннюю информацию. Разнообразие рубрик и жанров, охватывающих все содержательное поле текущей науки, снижает монотонность восприятия, дает более многомерную и разнообразную когнитивную панораму научной мысли.
Как правило, журнал является печатным органом какого-либо учреждения — исследовательского института, научного центра фонда или факультета в университете, — поэтому основной корпус статей будет написан сотрудниками этих учреждений. Так, долгие годы журнал «Социологические исследования» издавался под эгидой Института социологических исследований АН СССР, пока в 1990-е годы не выяснилось, что он все-таки является органом отделения философии и права АН СССР. Будучи центральным научным учреждением, координирующим социологические разработки в различных регионах страны, институт оказывал серьезное влияние на тематику своих исследований, а заодно и на содержание журнала. Правда, выходил небольшой казус: хотя ИСИ АН СССР считал «Социс» своей собственностью, его сотрудники публиковались в нем неохотно. В передовой, посвященной 10-летию «Социса», говорилось: «немногим больше 5% научных сотрудников института являются активными авторами журнала, редко появляются статьи по итогам разработки плановых тем. Нуждается в улучшении и качество публикаций, которое должно соответствовать авторитету ведущего
читателей с помощью иронии или сарказма. Обращение к юмору может послужить причиной потери нити аргументации, а также средством намеренного отказа обсуждать контраргументы оппонента.
Апеллирование к эстетическому чувству читателей или слушателей — еще одна распространенная ошибка. Она состоит в том, что в угоду создания привлекательности сообщения аргумен-татор жертвует логической правильностью. Используя различные стилистические средства и риторические приемы, такие, как меткие сравнения и сопоставления, парадоксы, параллелизм, повторы, риторические вопросы и т.д., автор аргументативного дискурса может намеренно или случайно уйти от обязанности доказывать выдвинутое им положение, поскольку тогда был бы невозможен тот стилистический эффект, которого он добивается. Ошибка апеллирования к незнанию состоит в том, что аргументатор, обращаясь к аудитории, стремится убедить ее, воспользовавшись незнанием читателями точной формулировки аргумента оппонента.
В американском газетно-журнальном стиле речи можно выделить три типа подразумева-
емой критической дискуссии. Дискуссия первого типа ведется по единой теме, ее участники знают своего оппонента и прекрасно осведомлены о выдвигаемых за и против аргументах. Она напоминает обычный диалог. Ее можно встретить в рубрике писем в редакцию. В дискуссии второго типа аргументаторы не знают своего оппонента, но прекрасно осведомлены о выдвигаемых аргументах. Данный тип дискуссии представлен в рубрике за и против. Наконец, дискуссия третьего типа ведется по более общей теме, ее участники не знают конкретного оппонента и недостаточно хорошо осведомлены о возможных аргументах. Она представлена в статьях с выражением точки зрения, комментариях и редакционных статьях.
К числу других ошибок аргументирования относятся поспешное обобщение, атака на личность оппонента и т.д.'5
Сокращено и адаптировано по источнику: Голубев В.Ю. Аргументативный диалог в американской газете: взаимовлияние логического и языкового аспектов дискурса // http://www.argumentation. spb.ru/2000_1/papers/1_2000p5. htm
15 См.: Еемерен ван Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992.
академического учреждения. Но, к сожалению, качество работ оставляет желать лучшего»16. С одной стороны, постоянно подчеркивалось, что ученые ИСИ АН СССР — ум, честь и гордость социологической науки, с другой — редакция отклоняла статьи этих самых ученых в виду низкого качества.
Структура журнала, как правило, отражена в названиях, количестве и последовательности его рубрик, которые выстраиваются по иерархии значимости, и отражает степень значимости темы-рубрики в текущем фронте науки.
В ситуации журнальной монополии, а именно таковая существовала в СССР с 1974 по 1991 г., когда «Социс» был единственным периодическим изданием на всей территории страны, неизбежно формируются неписаные правила поведения, противоречащие или расходящиеся с теми нравственными принципами, по которым живет все общество. Например, официальной нормой общежития в социалистическом обществе является равенство людей независимо от служебного ранга. Однако публикации в «Социсе» строились по иерархическому ранжиру. Статью академика или маститого профессора не напечатать было нельзя, даже если она была плохого качества. В первую и самую престижную рубрику «Теория и методология» не попадали авторы ниже доктора наук. Приближенные к редакции и непосредственные сотрудники могли по знакомству «устроить» публикацию, пройти успешно барьеры редколлегии, как-то походатайствовать. Наибольшими привилегиями пользовался главный редактор и его замы, которые публиковали буквально всех своих аспирантов, друзей и знакомых. Правда, часто им самим приходилось «дотягивать» слабые статьи либо просить кого-то из редакторов сделать подобное «одолжение».
Монопольный статус накладывает особую ответственность на роль и функции главного редактора ведущего журнала. Как в советское время, так и сегодня (хотя ситуация на социологическом журнальном рынке серьезно изменилась) главный редактор должен выступить с так называемой «передовицей», где он либо разъясняет курс партии применительно к задачам социологии, либо критикует отдельных ученых, которые, по его мнению (точнее сказать, его личное мнение отражает групповое мнение номенклатурных работников), в чем-то отклонились, не туда пошли, что-то недопоняли и т.п. Функцию передовицы выполняют также собственные статьи главного редактора или ведущих ученых, помещенные в центральной рубрике, например, «Теории и методологии», где всему научному сообществу разъясняется, как надо правильно понимать предмет, объект структуру и методы социологии, какие понятия употреблять в научном обиходе, а каких следует избегать. Создается иллюзия того, что высказывается частное мнение автора статьи, но на самом деле ученым задаются четкие идеологические ориентиры, выверенные в вышестоящих инстанциях. При этом обращение к читателю идет не от первого лица (я считаю, мне кажется), а от второго (мы думаем, на наш взгляд), что лишь усиливает эффект присутствия коллективного мнения, которое якобы (или на самом деле) стоит за спиной автора и от имени которого он поучает взрослых людей.
Сложность положения главного редактора заключается в том, что по своему академическому профилю он узкий специалист. Так, до прихода в журнал и в первые годы А.Г. Харчев был ведущим в стране специалистом по
ls Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 35.
социологии семьи, А.В. Дмитриев — политической социологии, Ж.Т. Тощен-ко — социологии труда и социальному планированию. Однако статус руководителя научного и общественно-политического журнала, каковым считается «Социс», предполагает куда более широкий взгляд на вещи, умение ориентироваться во всех проблемах социологии, поддерживать любые школы и направления. Эволюция от специалиста к «дженералисту» наблюдается у всех руководителей «Социса» приблизительно во второй половине их пребывания на посту. Во всяком случае, у каждого из них были публикации по предмету социологии, тенденциям ее развития, современному состоянию общества.
Журнал выступает свободной трибуной обмена мнениями ученых по фундаментальным и прикладным вопросам науки. Тем не менее в советское время КПСС осуществляла гласный и негласный контроль над всеми институциями академической науки, включая научные журналы.
В годы застоя, вспоминает С.С. Рапопорт, существовала особая процедура контроля, которую должен был пройти рядовой научный сотрудник, желавший опубликовать статью в «академическом журнале: 1) для обсуждения текста в секторе нужны были две письменные рецензии, подписанные учеными не ниже кандидата наук (текст рецензии должен был быть положительный плюс один абзац с указанием мелких недостатков; нередко "болванки" рецензии заготавливали сами авторы); 2) затем статья читалась и обсуждалась в секторе, а протокол с рекомендацией публиковать прилагался к статье; 3) затем текст читал руководитель научного учреждения, который подписывал его в печать (тексты большого объема еще обсуждались на ученом совете, выделявшем своих рецензентов); 4) за дальнейшее прохождение текста уже отвечали главный редактор журнала, редколлегия и непосредственный редактор статьи; 5) наконец, важнейшая контрольная инстанция — цензура (Главлит), где надо было получить две санкции — сначала печатать, затем распространять тираж. Опубликованный текст попадал под контроль вышестоящих партийно-идеологических инстанций; их реакция имела четко разработанную шкалу: нулевая — означала нормальное прохождение текста; негативная — могла быть выполнена в форме телефонного звонка руководству института; более суровый вариант — рецензия или абзац в обзоре в официальной печати...»17.
Научному сотруднику приходилось проходить множество препятствий, прежде чем выбраться на административный простор, получить признание или добиться публикации. И везде действовал институт поручителей-покровителей: благосклонные рецензенты, звонок в редакцию, ходатайство научного руководителя или члена редколлегии.
Научный журнал можно уподобить бассейну, в который втекает больше, чем вытекает. В роли фильтров выступают — редакция, осуществляющая первичную сортировку присылаемых материалов, и редколлегия, состоящая из авторитетных ученых, которые выносят окончательный вердикт статье. Например, в «American Sociological Review» до 3/4 всех присылаемых статей отклоняется ввиду их низкого качества. При этом не играет никакой роли, прислан материал практическим или академическим социологом18. В 1984 г.
17 Рапопорт С.С. Социология времен тоталитаризма: компендиум для нынешних // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 255.
18 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.Rev. 1980. Vol. 45. № 6. P. 893, 896.
редакция «Социса» признавалась: она принимает к опубликованию примерно каждую вторую из поступающих рукописей — остальные отклоняются19. Но и у отклоненных статей положение было не столь безнадежным, как может показаться. Только 1—3% статей имели печать — никогда не будут опубликованы в журнале. Всем другим давался шанс на исправление. В «Социсе», например, и сейчас существует очень гибкая шкала приговора — от «полностью отклонить» (не отвечает научному уровню академического журнала, не соответствует профилю социологического издания) до «исправить, доработать». Редактор или член редколлегии, отвечающий заданное направление либо протежирующий автору, созванивается (встречается, списывается) с ним и в мягких пастельных тонах уговаривает его кое в чем пойти на уступки журналу: что-то сократить, что-то расширить, сослаться на кого надо, вычеркнуть кого следует, убрать резкие оценки, добавить конкретики и т.д. Статьи, требующие косметического ремонта, возвращаются в редакцию через неделю или месяц, нуждающиеся в коренной переработке — через полгода или не возвращаются вовсе. Авторы различаются по уму, таланту и стыдливости. Профессионализм играет последнюю роль: одних он заставляет высокомерно отметать любые замечания, других загоняет в кропотливую и долговременную переработку материала. Маститых и ленивых ученых приходится прощать — редакции не с руки ссориться с теми, кто может нанести ей вред, пусть и моральный. Не ссорятся со скадалистами, нервными и откровенно шизоидными (такие тоже, к сожалению, попадаются в авторском корпусе).
Распространенные недостатки отклоняемых материалов — нет постановки острых или актуальных проблем, проблема поставлена, но не проанализирована, рыхлая и непоследовательная логика изложения, непонятный или наукообразный язык, нечеткость используемых терминов, спорность аргументации, отсутствие «паспорта» исследования (место, год, выборка, организаторы), перечислительный характер подачи эмпирического материала («а теперь ответы на следующий вопрос анкеты») и др.
И в 1980-е, и в 1990-е гг. редакция журнала боролась с двумя крайностями своих авторов — схоластическим теоретизированием и абстрактным эмпиризмом. «Авторы отклоненных редакцией статей обычно исходят из ложного представления о теоретическом как о чем-то неконкретном, полагают, что стоит изложить ту или иную точку зрения, описать то или иное социальное явление в достаточно общих терминах — это и будет теория». К ним примыкают статьи, «почти целиком состоящие из трюизмов, общих мест, кое-как замаскированных под философскую рефлексию...Что же касается отклоненных статей прикладного, эмпирического характера, то их главный недостаток в следующем. Изготовлены они по такому рецепту: сначала выдвигается какой-либо тезис, затем следуют факты, призванные этот тезис проиллюстрировать, подкрепить... Если проанализировать причины, по которым редакция отклоняет статьи, то обнаружится, что все они так или иначе сводятся к двум основным: теоретическим статьям не хватает конкретности, а материалам, содержащим эмпирическую информацию, — теоретической глубины»20.
" Автор — редакция — читатель// Социологические исследования. 1984. № 3. С. 38. -"Там же. С. 41-42.
Выполнение функции научного фильтра для академического журнала выступает не менее важным делом, чем служение каналом научной коммуникации. Сообщество профессионалов, объединившееся вокруг периодического издания, стоит на страже высоких идеалов и чистоты академических знаний. Оно не допускает в свои ряды посторонних и случайных людей, стремящихся превратить науку в способ извлечения прибыли, дополнительный заработок, трамплин для карьеры или поприще для сомнительной деятельности. В передовой статье, посвященной юбилею «Социса», в частности, говорилось: «Еще приходится сталкиваться со стремлением получить ''теплое местечко" в науке, уклониться при этом от напряженного труда, с преобладанием личных и групповых интересов над общественными и, что греха таить, с самым обыкновенным рвачестом и невежеством. Однако "диссертабельности" с необходимостью предшествует "публикабельность", сопровождаемая всеми соответствующими атрибутами, главный среди которых — убеждение в том, что в журнал можно только "пробиться", а качество работы — вопрос второстепенный. Причем замечено, что "пробивная сила" прямо пропорциональна безграмотности автора. Что делать? Решение этого вопроса зависит не от благих пожеланий, а от неуклонного проведения в науке принципа оплаты не степеней и дипломов, а конкретного трудового вклада специалиста... Анализ показывает: чаще всего авторы ограничиваются беглым изложением результатов исследований, которые мало что добавляют к уже известному. Порой статьи сводятся к унылому описанию табуляграмм, перечислению полученных распределений»21. Несомненно, журналы сыграли выдающуюся роль в развитии академической и научной социологии на ранних этапах. Их лицо и направленность задавалась главными редакторами, в числе которых находились такие видные фигуры, как Э. Дюркгейм, Вебер, Л. Визе, А. Смолл, Вормс. Часто они служили средством кристаллизации научной школы, а затем ее рупором.
Учебники и статьи в академических журналах — два наиважнейших канала общения как для ученых, так и для студентов. По мнению Горовитца, учебник — исключительно важный канал связи для 8 млн студентов США в деле приобщения их к академической социологии. По мнению Брауна и Гиммартена, журнальная статья — модель для всех желающих добиться научного успеха22.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЖУРНАЛЫ
Периодические издания по проблемам социологии стали выходить в различных странах в конце XIX в., отражая процесс становления социологии как самостоятельной науки. Среди первых социологических журналов были: «Revue Internationale desociologie» (P., 1893); «American Journal of Sociology»
21 Автор — редакция — читатель// Социологические исследования. 1984. № 3. С. 38.
22 OromanerM. Inflientials in sociological textbooks and journals// The American Sociologist. 1980. Vol. 15.№ 3. P. 169.
(Chi. — N.Y., 1895); «Annee sociologique» Э. Дюркгейма (Р., 1898) и др. Социология в США не имела ни одного журнала до 1895 г., когда при Чикагском университете был основан «American Journal of Sociology». Он выходил шесть раз в год. Вплоть до 1921 — 1922 гг. — времени организации еще двух социологических изданий («Journal of Applied Sociology» при университете Южной Каролины и «Journal of Social Forces» в Северной Каролине) — это был единственный периодический печатный орган социологов США.
Главным редактором первого социологического журнала являлся один из основоположников американской социологии, первый декан социологического факультета Чикагского университета А. Смолл (1854— 1926), выполнявший эти функции до конца своей жизни. Редакционный совет состоял из семи иностранных социологов (Г. Де Греефа, Э. Дюркгейма, Фиаминго, Маккен-зи, А. Шеффле, Манделло, Г. Зиммеля) и трех американцев (Э. Росса, У. Сам-нера, Л. Уорда). «AmericanJournal of Sociology» сразу же зарекомендовал себя как солидный теоретический орган, открывший свои полосы для публикаций трудов классиков и лидеров европейской социологической мысли23. В 1906 г. «American Journal of Sociology» стал теоретическим органом только что созданного Американского социологического общества, а официальные лица последнего взяли на себя функции совещательных редакторов журнала. Такое соглашение между Обществом и журналом продолжалось вплоть до 1936 г., когда Американским социологическим обществом было основано собственное «American Sociological Review», редакторы которого стали избираться. В первое десятилетие XX в. в «American Journal of Sociology» печатались обстоятельные отчеты, занимавшие до полусотни страниц, о состоянии преподавания социологии во всех американских институтах. В них оценивался уровень теоретической и методической оснащенности программ подготовки специалистов-социологов, атакже обсуждались актуальные проблемы социологического образования, требовавшие оперативного реагирования. Все это обеспечило журналу высокий международный авторитет. Журнал быстро завоевал репутацию самого значительного социологического издания в мире24.
Хотя социологических журналов в США немало, только два из них — AJS и ASR — имеют самые высокие рейтинги. По мнению М. Ороманера, интеллектуальную элиту в социологии составляют те, кого цитируют 8 и более раз, цитируемые 5 и более раз называются им известными социологами. В общей совокупности авторов этих двух журналов элита составляла в 1955 г. 3,2%, в 1970 — 1,4%. Среди них чаще всего встречаются три имени: Липсета, Мер-тона и Парсонса, чуть реже — Дэвиса и Дюркгейма, за ними идут Вебер, Кули, Самнер и Маркс25.
По числу публикаций — одному из важнейших показателей научной деятельности — США опережают другие капиталистические страны. Так, например, в 1980 г. на американских ученых приходилось 37% статей в 2100 наиболее известных и цитируемых журналах мира26. Палитра зарубежных журналов выгляд<